Кружок "Говорушки"
рабочая программа (старшая группа) на тему

Кравченко Марина Анатольевна

Кружок "Говорушки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл govor.docx23.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение Баргузинский детский сад «Соболенок» 671610, РБ, Баргузинский район, с.Баргузин, ул.Советская, 60/а

                                            Рабочая программа

кружка региональной направленности «Говорушки»

для детей среднего и старшего дошкольного возраста

                                                                                                        Воспитатель:Кравченко М.А.

        С.Баргузин 2018г

Пояснительная записка.

 Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка дошкольного возраста, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. В силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка. Ознакомление с произведениями народного творчества, традициями, праздниками формирует у детей первые представления о Родине, о ее культуре, приобщает к миру прекрасного, позволяет знакомить детей с семейными традициями, культурой русского и бурятского народа. Отличительной особенностью такой образовательной деятельностью является то, что они позволяют создать комфортную психологическую атмосферу, обеспечивает каждому ребенку уверенность в своих возможностях и способностях. Особое место в работе с детьми уделяется народным играм, играм-драматизациям, играм - забавам.  

Знакомство с историей нашего края, национальными особенностями помогают повысить интерес к народным истокам, познакомить с культурой казачества. Прививать чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где родился, вырос и живешь, надо в дошкольном возрасте. Тогда, когда закладываются основы, формируются в процессе воспитания любовь к своим родным людям и к своей стране. Необходимо разбудить у детей чувство любви к своей малой Родине, дать понять, что это их земля, их страна, все богатства природы, бескрайние степи и поля, сады, реки – гордость нашего края – все принадлежит им, как потомкам первых переселенцев-казаков, приемникам их традиций.

          Цель программы - знакомить детей с русским  народным творчеством, с обрядовыми  и календарными праздниками, бурятскими традициями,  играми, особенностями времен года. Развивать интерес к  народным традициям, обычаям и обрядам наших предков,  приобщать к художественному слову. Познакомить детей с историческим прошлым родного края, с особенностями повседневной жизни и труда, традициями и обычаями казаков, бурят. Обогащение словарного запаса. 

Перспективное планирование для детей старшего возраста.

Сентябрь

  1. Тема: «Русская народная игрушка».

Цель: Познакомить детей с историей игрушек. Рассказать о деревянной игрушке матрешке, различных видах ее росписи. Изготовить кукол стригушек из соломы и тряпичных кукол (кукла-оберег, кукла-травница).

Материал: игрушки из глины, матрешки, соломка, ткань, тесьма, нитки.

  1. Тема: «Осенины».

Цель: Закрепить особенности времени года. Расширить знания об обрядовом празднике Осенины. Развивать интерес к народным традициям, обычаям и обрядам наших предков. Коллективная работа по аппликации «Подарки с осенней грядки».

Материал: иллюстрации, атрибуты к играм «Огородник», «Иван и бычок», «Кто с нами», материал для аппликации (разные виды бумаги, ножницы, клей, кисточка, салфетка, ватман для фона).

Ноябрь

  1. Тема: «Казачье подворье».

Цель: Познакомить детей с историческим прошлым родного края, с особенностями внутреннего убранства казачьего дома и подворья, с лексикой жилища казаков. Развивать познавательный интерес к истории своего народа, воспитывать чувства уважения к старшим поколениям.

Материал: макет казачьего дома, подворье, альбомы с открытками, иллюстрации, старинные фотографии.

  1. Тема: «Конь - верный друг казака».

Цель: Продолжать знакомить детей с жизнью казаков, их занятиями. Показать значение лошади в жизни казака (мирный труд, боевые действия). Воспитывать заботливое отношение к животным.

Материал: иллюстрации «Кони, мои кони», атрибуты к подвижным играм «Наездники», «Кто у нас хороший».

  1. Тема: «Сошью Маше сарафан».

Цель: Продолжать знакомить детей с русской национальной одеждой, пополнить фольклорный словарный запас (сермяга, телогрейка, кушак). Развивать интерес у детей к национальным костюмам, умение создавать узор, подбирать красивые сочетания

      Материал: куклы в русских национальных костюмах, иллюстрации, заготовки сарафанов, материал для изодеятельности (краски, карандаши, мелки)

  1. Тема: «Во кузнице…»

Цель: Расширять знания детей о народных ремеслах, знакомить детей с профессией кузнеца, предметами необходимыми для его работы. Воспитывать уважение к труду и людям труда.

Материал: иллюстрации, фотографии.

Декабрь

  1. Тема: «Зима - не лето, в шубу одета».

Цель: Закреплять знания детей о народных приметах зимы, зимних развлечениях, используя фольклор ( пословицы, поговорки, песни, заклички). Развивать исполнительские навыки и умения при инсценировки сказки «Морозко» и зимних закличек.

Материал: картинки из серии «Зима», атрибуты к подвижным играм «Два Мороза», «Кто больше соберет снежинок», «Снежки», атрибуты для инсценировки р.н.с «Морозко».

  1. Тема: «Национальная одежда   бурят».

Цель: Продолжать углублять знания детей об одежде бурят, её назначении, названии, разных её частях.  Развивать интерес у детей  к национальным костюмам. Воспитывать желание следовать старинным  народным традициям.
Материал: куклы в национальных костюмах: бурят, иллюстрации.

  1. Тема: «Гончарные мастеровые».

Цель: Знакомить детей с народными промыслами, с древней профессией гончара. Учить сравнивать глиняную посуду (кувшин, крынка, миска)  с другими видами посуды. Отметить какое значение имеет глиняная посуда в народном фольклоре, привести примеры из сказок и песен. Лепка и украшение посуды по замыслу.

Материал: образцы посуды, иллюстрации, материал для лепки (пластилин, стека, дощечки).

  1. Тема: «Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!».

Цель: Продолжать знакомить  детей с празднованием Нового года на Руси. Выучить колядки, провести щуточное гадание ( предмет из мешка).  Развивать интерес к  народным традициям, обычаям и обрядам наших предков.

Материал: иллюстрации «Новый год».

Январь

  1. Тема: «Пришли святки - запевай колядки!»

Цель: Продолжать знакомить детей с праздником Рождество и зимними Святками. Учить исполнять колядки весело, правильно проговаривая фольклорные обороты. Приобщать детей к соблюдению   народных традиций, помочь возрождать обычаи и обряды наших предков.

Материал: костюмы для ряженья, иллюстрации по теме «Святки».

  1. Тема: «Казачьи промыслы».

Цель: Познакомить детей с трудом наших предков, расширять знания детей о народных ремеслах. Воспитывать уважение к труду и людям труда.

Материал: иллюстрации и изделия ремесленников.

  1. Тема: «Трень-брень, гусельки…».

Цель: Продолжать знакомить детей с видами народных инструментов (гусли, баян). Показать  красоту их звучания. Прививать любовь к народной песне, уметь использовать ее в игре. Учить петь песни без аккомпанемента и под народные инструменты (ложки, колокольчик, трещетки).

Материал: запись звучания (гусли, баян, балалайка, дудочка), музыкальные инструменты (ложки, колокольчик, трещетки).

  1. Тема: «Волшебные узоры».

Цель: Продолжать знакомить с рукоделием (вышивка), познакомить с видами вышивки (гладь, крестом, мережка, лентами ), с элементами русского орнамента. Прививать интерес к искусству своих предков.

Материал: пяльцы, нитки, иголки, образцы вышивки, иллюстрации.

Февраль

  1. Тема: «Процветай, мой край родной!»

Цель: Знакомить детей с народами в Бурятии, Баргузинском районе, их бытом, обычаями, видами промыслов и ремесел. Воспитывать чувства толерантности к разным народам.
Материал:  иллюстрации, атрибуты к народным подвижным играм.

  1. Тема: «Воспитание казачат. Отношение к Родине, старшим ».

Цель: Продолжать знакомить с жизнью и бытом казаков, прививать любовь к родине, уважение к старшим, воспитывать патриотические чувства. Заучивание пословиц о родине.

Материал: карта России, иллюстрации, фотографии на тему «Моя Родина» .

  1. Тема: «На героя и слава бежит».

Цель: Рассказать детям о войнах – защитниках Отечества, о русских богатырях. Вспомнить поговорки, пословицы о храбрости и смелости, чтение былин.
Материал: атрибуты для игр «Стоп», «Разрыв цепи», «Бой петушков», «Перетягивание каната», иллюстрации.

  1. Тема: «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая».

Цель: Расширять знания детей о зарождении праздника,  особенностями, традициями. Повторить знакомые и выучить новые обрядовые песни. Подготовка к фольклорному празднику Масленица.

Материал:  чучело Масленицы, шумовые инструменты.

9. Тема: «Сагаалган!».

Цель: Расширять знания  детей  о традиционных праздниках бурят, особенностях, традициях. Повторить  бурятское приветствие, название  блюд к празднику белого месяца.

Материал: атрибуты к сюжетно-ролевой игре «В юрте», иллюстрации.

Март

  1. Тема: «Сердце матери лучше солнца греет ».

Цель: Воспитывать любовь и уважение к матери. Побеседовать о маме, материнской любви, доброте, используя пословицы, поговорки. Выучить частушки «Как мы маме помогали».

Материал: атрибуты к играм «Плетем косы», «Одень сестричку».

  1. Тема: «Весна - красна!»

Цель: Познакомить детей с весенними закличками. Объяснить детям значение календарных песен  в жизни крестьян, в весенних полевых работах. Учить детей лепить жаворонков из соленого теста.

Материал: иллюстрации весенних пейзажей, соленое тесто, стеки, доска для лепки.

  1. Тема: «Русские  сказки!»

Цель: Продолжать знакомить детей с русскими сказками, учить понимать их смысл. Приобщать к народной культуре

Материал: иллюстрации к сказкам.

Апрель

  1. Тема: «Шутку шутить – людей смешить».

Цель: Познакомить детей с потешным фольклором (потешки, небылицы, докучные сказки, скороговорки), побуждать детей к самостоятельному сочинению небылиц.

Материал: иллюстрации к потешкам, небылицам.

  1. Тема: «Милости просим, гости дорогие».

Цель: Продолжать знакомить с жизнью и бытом русского и бурятского народа, традиционными блюдами национальной  кухни (щи, бухулер, лапша, уха, хворост, буузы и др.). Знакомить с правилами гостеприимства. Материал: иллюстрации, фото, домашняя утварь, продукты,  разделочные доски, ножи.

  1. Тема: «Пасха»

Цель: Расширить представление о празднике Пасха, познакомить с искусством миниатюрной росписи на поверхности яйца, поиграть в детские народный игры на Пасху «Верба- вербочка», «Катание яиц». Украшение пасхального яйца по замыслу.

Материал: иллюстрации « Коллекция Фаберже», заготовки пасхальных яиц, материал для изодеятельности, атрибуты к подвижным играм.

  1. Тема: «Итоговое занятие «Вспомним национальные  обычаи, вспомним наши старину».

Цель:  Расширить представление об истории родного края, приобщать детей к народным традициям и обычаям наших предков. Воспитывать интерес к фольклору. Развивать исполнительские умения и навыки.

Материал: атрибуты к подвижным играм, шумовые инструменты.