Проблема профессионального выгорания. Программа самообразования педагога.
материал на тему

Смирнова Наталья Валериевна

В условиях современного общества любой специалист со временем сталкивается с проблемой профессионального выгорания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В условиях современного общества любой специалист со временем сталкивается с проблемой профессионального выгорания.

Я работаю педагогом более 20 лет и, естественно, что эта проблема коснулась и меня. Постоянные стрессы, большое количество социальных контактов за рабочий день, предельно высокая ответственность, необходимость быть все время в «форме»,- всё это приводит к высокому эмоциональному напряжению и, как следствие, к тревожности, подавленности, разочарованию, хронической усталости. Эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние не только на самих педагогов, на их деятельность и самочувствие, но и на тех, кто находится рядом с ними.

Поэтому я задумалась над решением этой проблемы. Я изучила литературу по этому вопросу и решила, что работа должна вестись в следующих направлениях:

  1. Формирование профессиональных компетенций.

Профессиональное развитие и самосовершенствование: Изучение литературы, методических разработок, интернет ресурсов, обмен опытом с коллегами внутри коллектива и вне его, курсы повышения квалификации, участие в  конференциях и семинарах, тренингах, участие в профессиональных конкурсах мастерства.

  1. Формирование навыков самоконтроля.

Развитие умения тщательно планировать свою деятельность, придерживаться составленного плана, ставить краткосрочные и долгосрочные цели. Достижение краткосрочных целей помогает поверить в свои силы и повышает долгосрочную мотивацию. 

 Развитие профессиональных таких качеств как организованность, повышение самооценки и профессиональной компетенции, нацеленность на результат.

  1. Сохранение психоэмоционального здоровья.

Овладение умениями и навыками саморегуляции с помощью аутотренинга, дыхательных упражнений, арттерапии, музыкотерапии.

Для обеспечения психического и физического благополучия очень важно уметь правильно отдыхать от работы и других нагрузок. Активный отдых даёт нам новые впечатления, эмоции, настрой и силы для дальнейшей работы. Иногда необходимо «убежать» от жизненных проблем и развлечься, нужно найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным.

Эмоциональное общение с другими людьми помогает отвлечься, в процессе общения могут быть решены многие проблемы.

Создание зоны психологического комфорта на рабочем месте, т.е. в коллективе детей. Упражнения и игры с детьми на релаксацию, на сплочение коллектива, на положительное отношение друг к другу. Работа с родителями: анкетирование, консультации, нетрадиционные формы проведения родительских собраний.

Программа самообразования педагога

Направления в работе

Цель

Мероприятия

Сентябрь

1 Развитие навыков самоконтроля.

2 Взаимодействие с родителями.

1 Способствовать сохранению спокойствия в  трудных, эмоционально-напряженных  ситуациях.

2 Поиск новых путей, средств, технологий эффективного взаимодействия  с родителями.

1 Подбор и изучение литературы, интернет-ресурсов, посещение веб-семинаров.

2 Анкетирование родителей, выявление и изучение проблемных зон.

Октябрь

1 Взаимодействие с детьми.

2 Взаимодействие с родителями

1 Установление позитивных отношений с детьми

2 Использование методов и средств для психолого-педагогического просвещения родителей.

1 Игры и упражнения с детьми на создания комфортного микроклимата в группе.

 2 «Круглый стол» для родителей. Обсуждение актуальных вопросов воспитания, обмен опытом.

Ноябрь

1 Взаимодействие с детьми.

2 Взаимодействие в коллективе.

1 Установление позитивных отношений детей друг с другом.

2 Способствовать эффективному взаимодействию с коллегами.

1 Упражнения на сплочение детского коллектива, создание ситуаций успеха.

2 Участие в педсовете, открытых мероприятиях, представление собственного опыта

Декабрь

1 Развитие навыков самоконтроля

2 Взаимодействие с детьми.

1 Развивать педагогическое мышление, умение принимать решения в различных педагогических ситуациях.

2 Оказывать эмоционально-психологическую поддержку детей в разных ситуациях.

1 Посещение семинаров, изучение литературы,

2 Создание ситуаций успеха, упражнения на снятие эмоционального напряжения

Январь

1 Развитие навыков самоконтроля

2 Взаимодействие в коллективе.

1 Способствовать сохранению спокойствия в  трудных, эмоционально-напряженных  ситуациях.

2 Находить продуктивные пути разрешения конфликтов

1 Создание позитивного настроения, желания работать с помощью аутотренинга, дыхательных упражнений, музыкотерапии.

2 Совместные проекты, работа в творческих группах.

Февраль

1 Взаимодействие с детьми.

2 Взаимодействие с родителями.

1 Находить продуктивные пути разрешения конфликтов между детьми.

2 Способствовать эмоциональному сближению родителей и детей.

1 Упражнения на сплочение детского коллектива, создание ситуаций успеха.

2 Совместные проекты, участие родителей и детей в городских и всероссийских конкурсах.

Март

1 Развитие навыков самоконтроля

2 Взаимодействие с детьми.

1 Развивать способность к эффективному планированию и реализации намеченных планов.

2  Установление позитивных отношений детей друг с другом.

1 Планирование своей деятельности, рациональная организация своего рабочего пространства.

2 Упражнения на сплочение детского коллектива, создание ситуаций успеха.

Апрель

1 Взаимодействие с родителями.

2 Взаимодействие в коллективе.

1 Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения

2 Способствовать эффективному взаимодействию с коллегами.

1 Консультации родителей по актуальным вопросам, участие в родительских конференциях

2 Обмен опытом с коллегами, использование современных средств ИКТ

Май

1 Развитие навыков самоконтроля

2 Взаимодействие с детьми.

1 Способствовать сохранению спокойствия в  трудных, эмоционально-напряженных  ситуациях.

2 Оказывать эмоционально-психологическую поддержку детей в разных ситуациях.

1 Создание позитивного настроения, желания работать с помощью аутотренинга, дыхательных упражнений, музыкотерапии.

2 Создание ситуаций успеха, упражнения на снятие эмоционального напряжения

Список литературы

1.     Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. - СПб.: Питер, 2011. - 105 с.

2.  Васюкова А.Н., Клименко Л.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2011. – № 18. – С. 147–151.

3. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика - СПб., 2005.

4. Емельянова, М. Н. Эмоциональное выгорание воспитателя: симптомы, причины, способы преодоления/ М. Н. Емельянова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2014. - № 7. - С.30-40. - Библиогр.: с. 40 (10 назв. ) Аннотация: Комплексная работа над проблемой профессионального выгорания педагогов дошкольных образовательных учреждений.

5. Иванова Н., Голубева Е. Психологическое самочувствие воспитателя // Дошкольное воспитание. 2004. № 8. С. 11,12.

6. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. - Режим доступа: http:/www.5ballov.ru/referats/preview/72429/6 – Загл. с экрана.

7. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / Авт.-сост. О.И, Бабич. Волгоград: Учитель, 2009.

8. Советы экспертов по профилактике эмоционального "выгорания" // Современный детский сад. - 2013. - № 7. - С.25. Аннотация: Рекомендации педагогическим работникам по преодолению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дистанционное интернет-обучение как новая форма повышения профессиональных знаний в самообразовании педагогов ДОУ» ПАМЯТКА для педагогов

ПАМЯТКА для педагогов «Дистанционное интернет-обучение как новая форма повышения профессиональных знаний  в самообразовании  педагогов ДОУ»...

Программа самообразование педагога "Нравственно-патриотического воспитания дошкольников посредством проектной деятельности."

Повышение своего теоретического, научно-методического уровня и профессионального мастерства и общекультурного уровня путем внедрения инноваций в образовательный процесс....

Консультация для педагогов «Возможные проблемы в работе по самообразованию педагога и пути их решения»

laquo;Возможные проблемы в работе по самообразованию педагога и пути их решения»...

Программа самообразования педагога на 2018-2019 год.

Тема: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»....

Программа самообразования педагога на тему: "Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников с ТНР посредством опытно - экспериментальной деятельности"

Программа самообразования педагога на тему: "Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников с ТНР посредством опытно - экспериментальной деятельности"...

Индивидуальная программа самообразования педагога

Презентация индивидуальной программы самообразования педагога "Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством русской народной сказки"...