Образовательная деятельность познавательно-исследовательского цикла "Фея Фиалка и фокусник Воздух" в старшей группе
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему

Елена Анатольевна Барамыга

Цель: С помощью исследовательской деятельности детей определить свойства воздуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_feya_fialka.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность познавательно-исследовательского цикла

"Фея Фиалка  и фокусник Воздух"

в старшей группе

Цель: С помощью исследовательской деятельности детей определить свойства воздуха.

Задачи:

  1. Образовательные задачи:

Расширять знания детей о свойствах воздуха, сформировать представления о свойствах воздуха путём экспериментирования; подвести к пониманию того , что воздух есть внутри и вокруг нас , невидим, не имеет запаха, а приобретает запах того предмета от которого распространяется; не имеет формы, а приобретает форму того предмета, в который мы его поместили. Активизировать словарь детей словами: невидимый, невидимка, поместили. Совершенствовать умения устанавливать причинно-следственные связи.

2. Развивающие задачи:

Развиватьпознавательную активность, умение сравнивать и обобщать, память, внимание, мышление, речь.Пополнить словарь детей определениями воздуха; Активизировать мыслительные процессы путем экспериментальной деятельности.

3. Воспитательные задачи:

Воспитывать:самостоятельность; аккуратность в работе; умение взаимодействовать в коллективе;умение проявлять терпимость к мнению товарища; умение не перебивать говорящего; Воспитывать интерес и желание развивать свой кругозор

ТРИЗ - технология:

Игры: «Да-нетка»,  «На что похоже».

Материалы, оборудование:воздушные шары, одноразовые пакеты, трубочки для коктейля, одноразовые стаканчики, ноутбук, проектор, таз с водой , губки, кусочки сахара, бутылочки  с ароматизаторами, пёрышки, музыкальное сопровождение .

Содержание ОД.

В зал с воздушными шарами в руке под музыку забегает Фея Фиалка.

Фея: Ой! Куда это я попала?

Ответы детей.

Фея:

-Ребята ,какие вы все красивые ! Я живу на Радуге. Меня зовут Фея Фиалка.  Посмотрите, какие у меня красивые шары ,мне их подарил самый главный волшебник. Этот волшебник такой шутник и фокусник, что когда подарил мне эти шарики, вдруг подул сильный-сильный ветер и я оказалась здесь. Ребята, а вы знаете как зовут самого главного волшебника? Давайте попробуем отгадать кто же это?

Через нос проходит в грудь и обратно держит путь

Он невидимый, но всё же без него мы жить не можем

Окружает нас всегда, мы им дышим без труда.

Он без запаха, без цвета, отгадайте кто же это?

Ответы детей.

Фея: Конечно, это волшебник -Воздух!

-Ребята, он такой шутник и фокусник. Вы поможете мне разгадать его фокусы? Дело в том, если мы разгадаем все его фокусы я смогу вернуться домой на Радугу. А чтобы мы не забыли какие фокусы уже разгадали, мы их будем обозначать символами. Согласны?

Ответы детей.

Фея: Давайте построимся в кружок. Мне будет помогать моя волшебная палочка! В загадке было сказано -воздух невидимый .Давайте это проверим! Посмотрите направо, вверх, вниз, кто-нибудь увидел воздух?

Ответы детей.

Фея: Это первый фокус воздуха. Он -невидимый. Посмотрите каким символом будем это обозначать. (см. Презентация) Воздух- кто?

Дети: Воздух-невидимка.

Фея: А мне кажется, он где-то прячется? Давайте попробуем его поймать. (Раздаёт детям прозрачные пакетики). Давайте я вам покажу, как нужно ловить воздух (открывает пакет и "ловит" воздух)

Дети "ловят воздух".

Фея: Что у тебя в пакете? А где мы его взяли?

Ответы детей(воздух вокруг нас).

Фея: Молодцы! Ребята второй фокус воздуха- "Воздух есть вокруг нас".Выпускаем воздух ! Выпустили?

-Ребята, давайте скажем –«поместили» воздух в пакетики. Ещё раз дружно «Поместили воздух в пакетики». Какую форму воздух у нас приобрёл? (ответ детей)

-А если я его помещу в шарик, какую воздух форму приобретёт? Давайте проверим.

(Фея Фиалка надувает воздушный шарик)

Дети: воздух приобрел форму шарика.

Фея: Я вам принесла интересные игрушки. Попробуйте их надуть.

-Ребята, какую форму приобрел у вас воздух? (ответы детей)

Фея: Имеет воздух свою форму?

Посмотрите, какими символами мы будем это обозначать (презентация).

Фея:– Ребята, воздух формы не имеет , а приобретает форму того предмета в который мы его помещаем. А  сейчас с помощью своей волшебной палочки я помещу воздух в мыльные пузыри, а вы его от туда будете выпускать!  Договорились? Но, будьте осторожны, чтобы маленькие пузыри вас не обхитрили, и не попали в ваши глазки.

(Фея выпускает мыльные пузыри – дети под музыку хлопают их)

Фея: Молодцы вы весь воздух из пузырей выпустили!

- Ребята, а когда мы надували игрушки, где мы брали воздух? (ответы детей). Значит воздух есть не только вокруг нас , но и внутри нас. Давайте же мы это проверим.

(Дети подходят к столу, берут стаканчики с питьевой водой и трубочкой)

Фея: А как же мы будем проверять, есть ли внутри нас воздух? Вы можете предположить?  (ответы детей)

Фея: Давайте  мы подуем в трубочку! Кто сильно дует, поэтому пузыри большие, кто-то потихонечку  у него маленькие.

-Перестали дуть! Ребята, что мы наблюдали? Мы вдыхали воздух, а он в виде пузырей выходил  из воды. Давайте еще тихонечко подуем. Молодцы!

-Ребята, воздух есть вокруг нас и внутри нас. Посмотрите, каким символом мы это обозначим (презентация)

Фея: Если, воздух есть вокруг нас и внутри нас, может он есть ещё где-то?

Ответы детей- на улице, в воде, и т.д.

Фея предлагает это проверить. Дети подходят к столу на котором стоит таз с водой и лежит различные предметы (губки, мелки, кусочки сахара).

Фея: Ребята покажите у кого- что в руке. Давайте положим эти предметы в воду и посмотрим, что же произойдёт? Что же это за пузырьки? (ответы детей)

Правильно, это пузырьки –это воздух из наших предметов.

Фея: –Подойдите ко мне, скажите, что же вы видели?

Дети: –Сахар таял и из него выходили пузырьки воздуха (и т.д.)

Фе: –Ребята раз воздух есть вокруг нас, внутри нас, какой мы сделаем вывод?

Молодцы! Воздух есть везде! Скажем это хором?

-Посмотрите, каким символом мы это обозначим (презентация).

У меня есть волшебная коробочка! Что же в ней спрятано? (Игра «Да – нетка»)

Дети отгадывают.

Фея: Посмотрите, я возьму пёрышко и подую на него, но его нельзя уронить!

(Предлагает детям поиграть с пёрышками)

Фея:-Вдохнули все глубоко носиком. Что вы почувствовали?

Дети: Воздух не имеет запаха.

Фея: Я приготовила для вас волшебную бутылочку! Давайте понюхаем и отгадаем её запах  (Игра «На что похоже»).

-Воздух  не имеет запаха, а приобретает запах того предмета, от которого распространяется. Посмотрите на символ на экране.

-  Ребята, а вы слышите, что это? (Звуки ветра)

Фея: Ветер- это сильные потоки воздуха, а значит мне можно вернуться на Радугу! А за то, что вы помогли мне разгадать все фокусы, я хочу подарить вам по шарику!

-Осталось два шарика, чтобы я смогла вернуться на Радугу! Ребята летите в свою группу! До свиданья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности "Познавательно-исследовательская деятельность" в подготовительной группе «Эксперименты в тропиках». Педагоги: Тарасенко Валентина Владимировна, Кравец Галина Федоровна

Интегрированные задачи:Познавательное развитие: закреплять знания о свойствах объектов живой и неживой природы /песок, вода, воздух, бумага, апельсин.Художественное развитие: закреплять умение с...

Непосредственная образовательная деятельность Познавательно исследовательская деятельность "Экологический брейн-ринг" Старшая группа

Цели НОД: систематизировать знания детей о животных.Задачи:Развивающие:Развивать речевое логическое мышление.Развивать связную монологическую и диалогическую речь.Образовательные:уточнить назван...

Конспект непосредственной образовательной деятельности (познавательно-исследовательская и конструктивная деятельность) во второй младшей группе «А сколько у вас?»

Конспект непосредственной образовательной деятельности (познавательно-исследовательская и конструктивная деятельность) во второй младшей группе «А сколько у вас?»    Оборудов...

Конспект организованной образовательной деятельности познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе по теме: «Золушкины помощники»

Конспект организованной образовательной деятельности познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе по теме: «Золушкины  помощники»Интеграция образоват...

Сценарий непосредственно образовательной деятельности. Познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: «Волшебница – вода»

- знакомить детей со сойствами  воды (жидкая:  льётся, растекается); отсутствует запах, цвет, форма; прозрачная, может переходить  в твёрдое состояние и обратно;-учить самостоятельно пр...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....