Мастер – класс для педагогов «Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми раннего возраста в коммуникативных играх»
методическая разработка (младшая группа) на тему

Изотова Ирина Анатольевна

Цель мастер-класса - продемонстрировать практическое применение коммуникативных игр при личностно-ориентированном взаимодействии с детьми раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-_klass_lichnostno-orientirovannoe_vzaimodeystvie.docx25.04 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов

«Личностно-ориентированное взаимодействие педагога

с детьми раннего возраста в коммуникативных играх»

Добрый день, уважаемые коллеги!

Чтобы включиться в работу я предлагаю вам ответить на несколько несложных вопросов.

- Я рада вас видеть сегодня, друзья.

Прошу отвечать только «Нет» или «Да».

- Едва не замерзли в дороге, в пути,

Но всё же на мастер-класс вы пришли? (да)

- Хочу я услышать ваш честный ответ,

Детей вы любите? Да или нет? (да)

- Чтоб деткам своим во всем помогать

Вы новое что-то хотите узнать? (да)

- Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)

- Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать.

Тема моего мастер–класса «Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми раннего возраста в коммуникативных играх».

ЦЕЛЬ которого продемонстрировать практическое применение коммуникативных игр при личностно-ориентированном взаимодействии с детьми раннего возраста.

В первые три года жизни дети познают то, что будет использоваться ими в течение всей дальнейшей жизни.

Опыт работы с детьми показал, что знакомить ребенка с окружающей его действительностью, помогать ему войти в нее,  помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми лучше всего через общение с ним посредством игры.

Личностно-ориентированное общение с детьми раннего возраста является необходимым условием игрового взаимодействия. Качество которого в зависит от характера взаимоотношений взрослого и детей. Отстраненное отношение воспитателя к ребенку препятствует полноценному развитию игровой деятельности. Для того чтобы пробудить у ребенка интерес к игре, взрослый должен установить с ним эмоционально-положительный контакт, вызвать у него доверие и желание действовать вместе. Воспитатель может заинтересовать малыша игрой лишь тогда, когда сам эмоционально включен в нее.

Неоценимую услугу в этом окажут коммуникативные игры для детей раннего возраста. Эти игры учат доброжелательному отношению друг к другу, проявлению любви и уважения к окружающим, выражению сочувствия, заботы и сострадания.

Коммуникативная игра – это совместная деятельность детей и взрослых, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.

Целью коммуникативных игр является

  • Развитие навыков общения
  • Формирование  доброжелательного отношения между сверстниками

Значение коммуникативных игр состоит в том, что

Детское переживание радости вместе со сверстниками в дальнейшем превращается в жизнерадостность, оптимистическое отношение к жизни, умение ладить с людьми, успешно решать жизненные проблемы, добиваться поставленных целей.

Напротив, отсутствие или недоразвитие коммуникативных способностей играет дезорганизующую роль, приводит к задержке общего психического развития ребенка, а в дальнейшем - к формированию негативной жизненной позиции.

Какова же ценность коммуникативных игр? С их помощью у детей

-снимаются телесные зажимы;

-происходит эмоциональная разрядка;

-развиваются воображение, мимика и жестикуляция;

-активизируется внимание;

-проявляются навыки правил поведения;

-повышается самооценка.

В целях развития общения детей взрослый:

  помогает ребенку увидеть в сверстнике человека,

  организует совместные игры детей,

  побуждает к доброжелательному общению,

  поощряет привлечение внимания к сверстникам (название по имени,

ласковые слова и т.п.).

Коммуникативные игры можно разделить на три блока, в каждом из которых ставятся и решаются определенные задачи.

1 блок «Я узнаю себя и таких как я»

  • Игры, вызывающие общие положительные эмоции Солнышко и дождик
  • Телесные игры  Где мои ручки
  • Самомассаж   Ладошки
  • Игры, позволяющие познакомиться, узнать друг друга по имени

Все мы рады

В процессе таких игр ребенок радуется тому, что на него обращают внимание, называют ласково по имени, говорят о его достоинствах. Это повышает самооценку ребенка, уверенность в себе, способствует развитию умения принимать себя таким, какой ты есть, любить себя.

2 блок «Что мы чувствуем»

  • Игры, объединяющие детей общим действием Разноцветные клубочки, Топ-топ
  • Игры, способствующие овладению простых правил поведения

С добрым утром

  • Игры, знакомящие со способами невербального общения

Покажи

В ходе этих игр дети учатся более доступно выражать себя при общении, показывать свои чувства, понимать чувства других.

3 блок «Я и мои друзья»

  • Игры, позволяющие действовать в паре Качели
  • Игры в кругу Друзья
  • Игры с передачей игрушек

Эти игры учат эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнером.

На начальном этапе происходит установление контакта со взрослым. Далее этот опыт, пользуясь уже полученными умениями, ребенок применяет по отношению к сверстнику. Все это помогает детям налаживать контакт, договариваться, просто общаться.

Сначала коммуникативные игры я планирую и провожу в тот момент, когда дети не заняты игрой, чаще во вторую половину дня. Надо отметить, что почти все малыши с большим желанием участвуют в играх. Через некоторое время включаются в игру и те дети, которые поначалу просто наблюдают. После такой совместной деятельности у детей повышается настроение, что стимулирует их на самостоятельную организацию последующих действий «вместе». Отмечается так же уменьшение ссор между детьми.

В дальнейшем, по желанию детей, коммуникативные игры провожу в любую свободную минуту и они становятся любимым занятием для детей. Мы с детьми играем утром, как только соберемся вместе, перед и во время образовательной деятельности. Также я использую эти игры как физкультминутки, на прогулке, и, конечно, в вечернее время. Элементы игр использую при проведении бодрящей гимнастики и физкультурных занятий.

Успешнее игра проходит в кругу, где все дети видят друг друга. Я стараюсь следить за тем, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя, никто не был обделён вниманием. При этом учитываю личностные особенности каждого малыша.

На первых этапах инициатива полностью принадлежит взрослому, затем дети просят поиграть с ними, а позже некоторые из них начинают сами организовывать простые коммуникативные игры не только между собой, но и с игрушками, а дома привлекают к играм родителей, братьев и сестер.

Коммуникативные игры я провожу не только индивидуально с каждым ребёнком, но и с коллективом детей.

Таким образом, подобранная и правильно спланированная система игр позволяет детям сблизиться как с педагогом, так и со сверстниками, лучше узнать друг друга, учит проявлять заботу, внимание, сочувствие к сверстникам, продуктивно общаться, и приводит к созданию эмоционально-положительного климата в группе.

3.Имитационная игра.

А сейчас я предлагаю Вам окунуться в атмосферу детства и почувствовать себя настоящими малышами.

Мы сейчас с вами поиграем и определим, к какому блоку коммуникативных игр относится каждая игр. А потом вы самостоятельно попробуете распределить предложенные игры по блокам.

      - У вас всё замечательно получилось. Надеюсь, что вам было не очень сложно.

        5.Рефлексия.

Можно подвести итог, что совместная деятельность детей и воспитателя в данных играх позволяет установить у детей доверие педагогу, чувствовать себя уверенно среди сверстников. В более старшем возрасте совершенствовать желание играть со сверстниками, проявлять эмоциональную отзывчивость, принимать активное участие в играх.

      Рефлексия «Чудесная коробочка »

1 блок

(«Всем мы рады»(позволяют познакомится, узнать друг друга по имени)

Все на ножки становитесь

Друг на друга посмотрите.

Вместе ручками помашем,

Вместе пальчики покажем.

Все мы Кате очень рады (при повторе игры называют)

Нам похлопать Кате надо (имя другого ребенка)

Нас без Кати было мало

Кати очень не хватало.

- Как вы думаете, на что направлена эта игра?

-Вы также думаете?

2 блок (объединённые общим действием)

Мы ногами топ-топ-топ,

А в ладоши хлоп-хлоп-хлоп!
По дорожке мы шагаем

И в ладоши ударяем.
Топ-топ-топ, Ножки, топ!

Хлоп-хлоп-хлоп, Ручки, хлоп!

Ай да малыши! Ай да крепыши!

- Вы так же думаете?

3 блок (позволяет действовать в паре)

На прогулку косолапый вышел мишка погулять.
Ножками он громко топал, друга он пошел искать.
Встретил мишка наш лисенка и сказал: «Давай дружить».
Мишка с другом покружился
А потом остановился.
По головке гладить стал.

И за ручку подержал.

Ну-ка, другу улыбнись,

Крепко-крепко обнимись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования с детьми раннего возраста»

Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в своей работе делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскр...

Мастер — класс для педагогов Тема: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»

Цели: познакомить педагогов с развитием сенсорных способностей детей раннего возраста.Задачи:  обобщение передового опыта, повышение профессиональной компетенции педагогов; развитие творческой ак...

Мастер-класс для педагогов "Бизиборд как средство развития детей раннего возраста"

Мастер-класс для педагогов "Бизиборд как средство развития детей раннего возраста"...

Мастер класс для педагогов "Куклотерапия в работе с детьми раннего возраста"

Куклотерапия – это увлекательная и доступная форма работы с детьми, благодаря которой развиваются все психические процессы, формируется познавательная активность, дети учится управлять собо...

Мастер-класс для педагогов "Развитие конструктивных навыков у детей раннего возраста"

Мастер-класс был подготовлен для педагогов с цнлью обобщить знания педагогов о развитии конструктивных навыков у детей раннего возраста, их значимости о формировании познавательных процессов и предпос...

Мастер-класс для педагогов по теме: «Сенсорное развитие детей раннего возраста».

Мастер-класс для педагогов по теме: «Сенсорное развитие детей раннего возраста»....

Мастер-класс для педагогов "Развитие фонематического слуха у детей раннего возраста"

Мастер-класс для педагогов "Развитие фонематического слуха у детей раннего возраста"...