"Конкурс. Консультация для родителей."
консультация (старшая группа) на тему

Быкова Елена Васильевна

В данном материале раскрываются основные задачи успешной адаптации и самореализации ребёнка в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx46.06 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ТЕМА: «Развитие творческого воображения в процессе проблемного обучения»

C:\Users\Пользователь\Desktop\картинки\images (2).png

  Понамарева Елена Васильевна,

воспитатель, первая квалификационная категория

г. Черногорск, 2018г.

г. Черногорс

В дошкольном возрасте вся деятельность ребенка подчинена одному – познанию окружающего мира и себя в нем. Для успешной адаптации и самореализации ребенка в обществе, необходимо изменить наш взгляд на сложившуюся систему методов и приемов воспитания. Основная наша задача – подготовить ребенка к жизни в завтрашнем дне, научить его справляться с возникающими проблемами.

Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста. В то же время, очевидно, что познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все дошкольники обладают этим ценным качеством.

Родители, а часто и мы, педагоги, как правило, озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не формированием у него интереса к познанию окружающей действительности. Это традиционный взгляд на проблему. Но в свете новых государственных требований вопрос ставиться по-другому: вместо передачи суммы знаний – развитие личности ребенка на основе  освоения способов деятельности. То есть мы должны не давать детям знания, а научить их получать эти знания.  Поэтому перед нами, взрослыми стоит огромная задача – развить в детях мотивацию к познанию, учению.

В жизни дети часто встречаются с трудностями, но мы, к сожалению, ограждаем детей от них, не давая им возможности самостоятельно подумать, поэкспериментировать, и наконец, самостоятельно справиться с проблемами. Мы считаем наших детей не достаточно компетентными во многих вопросах, не способными разобраться в проблемах и найти выход из них.  Дети привыкают просить помощи,  подсказки взрослых, вырастают не готовыми к реалиям жизни.  Мы не должны тормозить их способности к развитию познавательного интереса, а наоборот уже  с раннего детства необходимо учить детей адекватно оценивать происходящее вокруг, проводить аналогии с ранее пережитым, преобразовывая свой прошлый опыт, делать обобщения, находить новые пути исследования.

Ведь особенность здоровой психики ребенка – познавательная активность. Его любознательность постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своего. Ребенок стремиться  к знаниям, а само построение знаний происходит через многочисленные «как?», «зачем?», «почему?» Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. Это свойство И. П. Павлов назвал рефлексом «Что такое?», под влиянием которого ребенок обнаруживает новое для себя.

Так как же научить ребенка думать? Очевидно, научить его этому можно лишь в ситуации, требующей осмысления. Таковой является проблемная ситуация, с которой начинается процесс размышления.

Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путем побуждает ребенка к активному поиску новых средств и способов решения задачи, открытию мира, предметов, связей и взаимоотношений. В данном случае нам, взрослым,  в этом надо помочь.

Поэтому, основная задача педагогов детского сада заключается в наполнении повседневной жизни детей в группе интересными делами, идеями, проблемами, включение всех детей в содержательную деятельность. Очень важно развить у детей интерес к проблемным ситуациям и желание творчески решать их. Для этого мы должны решать следующие задачи:

  • Расширять представления детей об объектах окружающего мира, явлениях действительности и их отношениях;
  • Продолжать развивать речь детей: обогащать и активизировать словарь, развивать связную, грамматически правильную речь, умение давать разные варианты ответов на поставленный вопрос;
  • Учить детей находить и объяснять наличие отрицательных и положительных признаков  в различных объектах;
  • Учить детей находить общее в ситуациях, сравнивать и на этой основе проводить аналогии;
  • Учить детей слушать друг друга;
  • Развивать умение видеть и принимать проблемную ситуацию, с помощью взрослого и самостоятельно формулировать противоречие и решать его; побуждать к выбору лучшего из предложенных решений.

Известно, что решение проблемных ситуаций дошкольниками положительно влияет на развитие  у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей.

 Проблемная ситуация создается воспитателем с помощью определенных методов и приемов:

  • подведение  детей к противоречию и побуждение их самим найти способ его разрешения;
  • изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
  • побуждение делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов;
  • постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
  • постановка проблемных задач.

Этапы процесса решения проблемных ситуаций:

 1.    Анализ (актуализация) имеющихся знаний с помощью наводящих вопросов:

«Что нам надо вспомнить для решения вопроса?»,

«Что мы можем использовать, из известного нам, для решения проблемы?»

2.        Процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е. выдвижение гипотез, поиск ключа, идеи решения. Ребенок ищет решения «во внешних условиях», в различных источниках знаний.

3. Доказательство и проверка гипотезы, реализация идей найденного решения. Это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью

Разберем этапы процесса решения  проблемной ситуации на примере.

Ситуация: при чтении сказки или рассказа, дети узнают, что герой заблудился  в лесу. Он знает, что найти его смогут только на следующий день. Но ночь ему придется провести в лесу. Ночи очень холодные, можно простыть и заболеть.

Постановка проблемы: как можно помочь герою не замерзнуть ночью?

1. Анализ (актуализация) имеющихся знаний:  с помощью наводящих вопросов.

Дети перечисляют варианты:

  • Найти избушку (не нашел)
  • Зажечь костер (нет спичек)
  • Надеть все теплые вещи (их мало и все равно холодно)
  • Сделать шалаш (нет топора)
  • Накрыться ветками
  • Лечь в теплые камни (камней в лесу нет)
  • Бегать, прыгать, быстро шагать (всю ночь не сможешь двигаться, устанешь)
  • Улечься в ямку, углубление, свернуться калачиком и др.

Какие варианты подойдут для нашего героя? (дети отбирают варианты)

2. Решение проблемы: - поиск ответа во внешних условиях.

Можно использовать вариант «домашнее задание» - спрашивают у взрослых, узнают из книг, узнают у друзей.

Очень важно усвоить и неукоснительно соблюдать: дети не принимают новые знания, если они им не понятны и не вписываются в их систему знаний, в сформированную картину мира. А мы не должны стремиться переубедить и навязать им новые знания. Мы должны внимательно выслушать все возражения, предложения и предположения детей, поощрять их за самостоятельность суждений, активность в обсуждении. Таким образом, приучать детей не бояться говорить, допускать ошибки. Не читать нравоучения, не указывать на промахи, ведь это порождает робость. А боязнь допустить ошибку, сковывает инициативу ребенка в постановке и решении интеллектуальных проблем. Важно чтобы ребенок почувствовал «вкус» к получению новых неожиданных сведений.

3. Доказательство и проверка гипотезы, реализация идей найденного решения.

Что мы можем сделать, чтобы убедиться в этом?

  • Надеть теплую кофту
  • Накрыться «ветками»
  • Лечь в коробку (проверить защищает ли она от холода)
  • Свернуться калачиком
  • Попрыгать

4. Рефлексия.

  • Какую задачу мы с вами решали? (как не замерзнуть ночью)
  • Как мы решили проблему? (придумали разные способы)
  • Какой совет можно дать герою? (не ходить одному; брать с собой компас; серьезно готовиться к походу в лес – брать все необходимые вещи спички, фонарь, продукты, теплую одежду и т.д).

Организовать поисковую деятельность помогут различные приемы решения проблемных ситуаций, учитывающие степень самостоятельности детей и меру помощи взрослого.

Это могут быть:

  1. Система вопросов, переформулирование условий задачи;
  2. Наводящая задача, или задача-подсказка;
  3. Цепочка наводящих задач;
  4. Готовый вариант решения.

Проблемные ситуации подбираются таким образом, чтобы они были понятны и знакомы детям, связаны с программой и временем года. «Как полить цветы без лейки?», «Во что собрать грибы в лесу, если нет корзины», «Надо расчистить дорогу от снега, а лопаты нет», «Нужно слепить снеговика, а снега мало», «Как построить гараж для машинки», «Как играть в песок без совка» и другие.

Сказочные ситуации нужно брать из знакомых для ребят сказок: «Как козлятам не пустить волка в дом?», «Как Маше не заблудиться в лесу?»

В самом начале работы по решению творческих задач  возникает необходимость проведения предварительной работы, «введение детей в  проблему» с целью выявления закрепления и обогащения имеющихся у детей представлений о той или иной ситуации. от этого в большой степени зависит «успешность» решения проблемы. В предварительную работу можно включить чтение книг, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения. беседы с детьми, экспериментирование, рисование, лепку, конструирование, подвижные игры и т.д.

Для решения любой проблемной ситуации,  необходим весь арсенал методов,  приемов, в том числе педагогических технологий.

«Стремись учить не всему, а главному, не сумме знаний, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в ее потоке»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс. Консультация для родителей.

Консультация для родителей....

Конкурс.Консультация для родителей будущих первоклассников.

Начало школьной жизни — большое испытание для маленького человека. Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе....

Конкурс. Консультация для родителей "Профилактика гриппа у детей дошкольного возраста".

Желание любого родителя - уберечь своего ребёнка от всех существующих невзгод и болезней. Профилактика гриппа - это важное и обязательное сезонное мероприятие, с помощью которого вы сможете защитить з...

Конкурс. Консультация для родителей на тему "Пожарная безопасность".

Не секрет, что пожары чаже всего происходят от беспечного отношения к огню самих людей. В целя безопасности вас и ваших детей, нужно чаще беседовать с ребёнком о том, как вести себя в чрезвычайных сит...

Конкурс.Консультация для родителей.

Значение лепки в развитии ребёнка....

Консультация для родителей на тему: «Зачем родителям и дошкольникам принимать участие в выставках и конкурсах детского сада?»

Проведение разнообразных выставок и конкурсов семейного творчества позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с ...

Конкурс: Консультация для родителей «Опыты и эксперименты»

Консультация для родителей «Опыты и эксперименты»...