План по самообразованию воспитателя МАДОУ "Детский сад № 281" Хайдаровой Зулайхи Ангамовны
методическая разработка по теме

Хайдарова Зулайха Ангамовна

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_haydarova_z.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 281 комбинированного вида с татарским языком обучения и воспитания » Кировского района  г. Казани

План по самообразованию воспитателя Хайдаровой Зулайхи на 2018 - 2024 годы

«Экологическое образование детей дошкольного возраста

посредством приобщения к природному миру родного края»                              

Цель: Развитие профессиональных компетенций по вопросам экологического образования детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Создать условия для ознакомления дошкольников с природным миром родного края.
  2.  Изучить особенности восприятия детьми дошкольного возраста представлений об окружающей природе.

3. Изучить методики и технологии по экологическому образованию детей дошкольного возраста.

4. Разработать проекты, способствующие формированию эмоционально-ценностных представлений об окружающем природном мире Татарстана.

5. Разработать дидактический, иллюстративный и информационный материал  по данной теме.

6. Организовать взаимодействие с родителями по экологическому образованию детей.

7. Создать психологически комфортную образовательную среду посредством поддержки эмоционального благополучия воспитанников.

8. Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег и родителей.

Предполагаемые результаты

Для педагога:

  1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач формирования экологических знаний и представлений у детей  дошкольного возраста.
  2. Разработан учебно-методический комплект: дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, проблемные и игровые ситуации, пособия, иллюстративный и информационный материал, консультации, презентации.
  3. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.
  4. Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.

Для  воспитанников:

  1. Ребенок имеет первичные представления о природных явлениях, а также о свойствах и отношениях объектов окружающего природного мира.
  2. Сформировано бережное, созидательное отношение к окружающей природе.
  3. Знает элементарные основы безопасного взаимодействия с природой.
  4. Сформировано желание участвовать в совместных проектах, акциях и мероприятиях экологического характера.
  5. Развита любознательность, познавательная мотивация и творческая активность.

План педагогической деятельности

Содержание работы

Даты

проведения

Теоретический этап

  1. Обучение по теме самообразования:

- прохождение курсов повышения квалификации;

- обучение на вебинарах, семинарах по данной теме;

- изучение опыта других педагогов по вопросам экологического образования дошкольников.

Сентябрь2018 - май 2019.

  1. Ознакомление с  научной и методической литературой по теме:

- изучить методические пособия:

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве. Учебное пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2012.

2) Миронов А.В. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО. – Волгоград, Учитель, 2016.

3) Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду детей 2-7 лет. Программа и методические рекомендации. - М: Мозаика-синтез, 2010.

4) Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

- изучить и проанализировать современные подходы к экологическому образованию дошкольников:

1) Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2015.

2) Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы. - 2-е изд., стереотип / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008.

3) Лыкова И.А. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду. – М.: Цветной мир, 2014.

4) Киреева Л.Г., Бережнова С.В. Формирование экологической культуры дошкольников. Планирование, конспекты занятий. – Волгоград, Учитель, 2017.

- изучить и осуществить выбор педагогических методик и технологий по формированию экологической культуры с учетом специфики ДОУ, возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников группы:

1) Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.

2) Лопатина А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания,  2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008.

3) Римашевская, Л.С. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата: Учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2008;

4) Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. - Москва: ТЦ Сфера, 2011.

6) Свалова Е.В. Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством экологических сказок // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - № 4. - С. 49-51.

- разработать дидактические  игры на основании методических  пособий:

1) Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (4-7 лет) Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2011;

2) Бабаева Т., Кларина Л. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. – СПб: Детство-Пресс, 2012.

3) Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1.- С.10-12.

4) Веракса Н.Е., Галимов О.П. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников - для работы с детьми 4-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2012.

- систематически знакомиться с педагогическими новинками в области дошкольного образования на педагогических сайтах в сети Интернет:

1) Электронный журнал  «Дошкольник.РФ»

http://doshkolnik.ru/jurnal-doshkolnik.html

  1. Международный образовательный портал «Маам.Ру»

http://www.maam.ru/

  1. Сайт для воспитателей детских садов «Дошколёнок. ру» https://dohcolonoc.ru/
  2. Журнал «Обруч» - иллюстрированный научно-популярный для педагогов ДОУ www.obruch.ru
  3. Газета «Дошкольное образование»  http://best-ru.net/cache/9988/

Сентябрь 2019-  Сентябрь 2020

2. Практический этап

  1. Создание развивающей предметно-пространственной среды:

- оформление развивающих зон в группе и зон познавательно-экологической   направленности: «Природа родного Татарстана», «Природно-исследовательский центр»;

- оснащение пространства группы оборудованием, пособиями и атрибутами к различным играм экологического характера;

- создание объектов и предметов, обеспечивающих разнообразную деятельность детей по методической теме:

подбор специальных книг, альбомов; подбор демонстрационного и природного материала по теме;

- пополнение видеотеки по экологическому образованию дошкольников.

  1. Разработка программно-методического обеспечения по теме самообразования:

Разработать учебно-методический комплект, включающий:

- картотеку  «Познавательно-исследовательские игры по экологии»;

- картотеку «Опыты по ознакомлению с окружающим природным миром родного края»;

- сюжетно-ролевые игры «В зоопарке», «В лесу», «Путешествие на корабле», «Старичок-Лесовичок» и др.;

- дидактические игры и игровые упражнения «Юный собаковод», «Угадай, чей хвост», «Составь растение», «Волшебные картинки» и др.;

- игровые обучающие ситуации «Как мы ходили в поход», «Что мы видели в лесу», «Как помочь воробьям перезимовать», «Как ухаживать за цветами» и др.;

- развивающие игры «Интервью о животных», «На какого зверя похоже?», «Хитрые картинки», «А если бы …»,  «Почему это произошло?», «Чем похожи …», «Чем отличаются …» и др.;

- конспекты НОД «Родная природа», «Волшебная сила воды», «Воздух», «Птичья столовая», «Защитники природы» и др.;

- развлечения, праздники «В гостях у волшебницы-природы», «Весёлые зверюшки»;

- рекомендации и консультации для родителей «Развивающие игры с картинками о природе», «Коллекционирование природных материалов родного края», «Опыты с природными материалами», «Знакомим детей с правилами поведения в природе»  и др.;

- буклеты, папки-передвижки «Как развить у ребенка познавательный интерес к окружающему природному миру?», «Экологические игры для детей»

Сентябрь 2020-  Сентябрь 2022

  1. Проектирование образовательной деятельности:

- разработка проектов экологического содержания: «Волшебная сила природы», «Вода - источник здоровья», «Красная книга природы Татарстана», «Мир домашних животных и птиц»;

- разработка перспективного и тематического планов по теме самообразования.

Сентябрь 2021-   Сентябрь 2022

IV. Мониторинг деятельности по теме:

- проведение диагностических наблюдений, контрольных срезов, тестов;

- обработка полученных данных;

- отслеживание промежуточных результатов;

- соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами.

Ежегодно в октябре и в мае

V. Создание психологически комфортной образовательной среды:

- проведение ситуаций позитивного общения в различные режимные моменты;

- оказание недирективной помощи в процессе совместной и самостоятельной деятельности воспитанников;

-  поддержка взаимодействия воспитанников  друг с другом в разных видах деятельности;

- ориентировка на интересы и возможности каждого ребенка;

- применение в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.

VI. Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования:

проведение совместно с родителями и для родителей:

- образовательных мероприятий «Берегите родную природу», «Вместе весело творить!», «В мире животных»;

-  развлечений и досугов «Путешествие по Татарстану», «Праздник зверей» и др.;

- мастер-классов «Развивающие экологические   игры», «Методы формирования экологической культуры у дошкольников».

VII. Взаимодействие с социальными партнерами по теме самообразования:

подготовка и проведение совместных проектов, тематических мероприятий, праздников, экологических акций:

- с СОШ: «Первоклассники – друзья природы», «Сундук знаний»;

- с библиотекой: «В мире животных», «Природа нашего края», «Братья наши меньшие»,  

- со школой искусств: «Путешествие в волшебный лес», «Экологическая  гостиная».

Сентябрь 2022- Сентябрь 2023

3. Обобщающий этап

I. Описание и обобщение деятельности по теме самообразования:

представление опыта в форме:

- проектов «Волшебная сила природы», «Вода - источник здоровья», «Красная книга природы Татарстана», «Мир домашних животных и птиц»;

- презентаций «Формирование экологической культуры у дошкольников посредством приобщения к природе родного края», «Дидактические игры по экологическому развитию детей дошкольного возраста»;

- выступлений «Сюжетно-ролевые игры как средство формирования экологической культуры у  детей дошкольного возраста»,  «Организация развивающей предметно-пространственной среды в  группе по экологическому образованию дошкольников»;

- проведения непосредственно образовательной деятельности (НОД);

- публикаций «Взаимодействие с родителями в процессе формирования экологической культуры у дошкольников», «Активные методы экологического образования детей дошкольного возраста».

Сентябрь 2023- Сентябрь 2024


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план по самообразованию воспитателя

Материал представляет собой план работы воспитателя по самообразованию  за период учебного года...

План по самообразованию воспитателя

Воспитатель  _______группы  № __МБДОУ «Детский сад № __»Тема: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».Цель: Изучение особенностей экологического воспитания детей в детском с...

План профессионального самообразования воспитателя на тему: «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи.Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:- научить детей различать ос...

Презентация плана по самообразованию воспитателя высшей категории, почетного работника общего образования Российской Федерации Шрамковой Г.Д. Тема: "Значение мелкой моторики в развитии речи у младших дошкольников"

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От т...

План профессионального самообразования воспитателя первой младшей группы Третьяковой Г.В.

Тема: «Сенсорное воспитание детей 2-3 лет через дидактические игры».Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности....

Индивидуальный план по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: " Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"

Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, повысить собственный профессиональный уровень по этому вопросу....

План по План по самообразованию воспитателя

1. Образование - Высшее2. Квалификация – первая категорияя2. Тема самообразования: Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников3. Работ...