Открытое занятие "Изготовление русской- народной куклы"
план-конспект занятия (младшая группа) по теме

Ерина Тамара Николаевна

Открытое занятие в младшей группе на тему: "Изготовление русской - народной куклы".

Конспект открытого  занятия

«Изготовление народной куклы»

Участники: дети младшего возраста.

Количество детей: 18 детей.

Цель занятия:

 - Обобщить представление детей о русской народной кукле, о декоративно-прикладном искусстве России.

- Воспитывать патриотические качества: прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре нашего  народа, развивать у детей национальное самосознание.

- Воспитывать нравственно- эмоциональные качества (воспитание усердия и трудолюбия, терпения и аккуратности).

- Развивать мелкую моторику у кисти руки, координацию рук под контролем глаз, остроту глаз.

 Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы.

 «Социально-коммуникативное развитие»

Задачи:

- совершенствовать навыки игрового взаимодействия.

«Речевое развитие»

- воспитывать у детей коммуникативную культуру:  

- умение вести разговор на заданную тему

- совершенствовать речь как средство общения.

 «Познавательное развитие»

- содействовать развитию у детей устойчивости внимания в процессе выполнения последовательных заданий на наглядной и звуковой основе

-содействовать формированию у детей мотива

познавательной деятельности.

 «Физическое развитие»

-воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности

 «Художественно-эстетическое развитие»

- образовательная: научить детей изготавливать народную куклу. Обогащать знания детей об истории возникновения и разнообразии народной куклы;

развивающая: развивать у детей мелкую моторику рук, усидчивость, внимание, глазомер и умение работать с лоскутами ткани;

воспитательная: воспитывать интерес к культуре своего народа и бережное отношение к кукле. Воспитывать эстетический вкус.

Ожидаемые результаты:

- Усвоение знаний о традициях русского народа;

- Умение различать обрядовых кукол от игровых и кукол – оберегов;

- Дети усвоят  первоначальные представления о возникновении куклы на Руси;

- Могут самостоятельно изготовить куклу из подручного материала;

- Занятие будет способствовать дальнейшему познавательному интересу к  истории народных традиций и обычаев нашего народа.

 

Материалы:

Лоскуты хлопчатобумажной ткани прямоугольной и круглой форм.

трех размеров, кусочек белой ткани прямоугольной формы, разноцветные нитки.

Использовались  методы:

Наглядный, словесный, практический, исследовательский, игровой.

Приемы: художественное слово,  рассматривание, демонстрации,  беседа, рассказ воспитателя, показ способа действия.

Ход совместной деятельности:

-Здравствуйте, гости долгожданные! Проходите, рассаживайтесь!

Зовут меня Прасковьюшкой Живу я в небольшой деревушке большой , красивой прекрасной страны , которая издавна Русью называлась.

Русский народ всегда умел хорошо работать, славился трудолюбием и усердием.  После трудового дня люди  на Руси любили устраивать вечерние посиделки. В это время никто не сидел без дела. Вышивали, лепили, мастерили игрушки все – взрослые и дети, от мала  до велика.

   Когда появилась  первая  кукла  никто не  знает, известно только, что она была сделана из золы.

Эта кукла была оберегом женщины, дома, очага.

При переезде эту куклу обязательно брали с собой.

     Издавна на Руси создавали кукол из различных материалов – из соломы, глины, нити и ткани и даже из дерева.

     По своему назначению куклы делятся на три большие группы:

- обрядовые;

-куклы-обереги;

- игровые.

Гимнастика для глаз: А теперь наши глазки пусть немного отдохнут. Посмотрим на наших кукол сначала слева –направо,  потом справа -налево. Закроем наши глазки, а теперь широко-широко откроем. Какая кукла по счёту одета в красный сарафан? В белую юбку? …

Такие куклы охраняли, спасали, помогали в трудную минуту, давали мудрые советы.  Кукол любили, берегли, передавали по наследству.

Когда девочке исполнялось пять лет, она должна была мастерить кукол сама.

Каждую куклу- оберег делали к особому событию и в определенный день года. Выполнялась кукла из лоскутков старой одежды и ниток. При ее изготовлении нельзя было пользоваться ни иглой, ни ножницами. Лицо кукле не рисовали. Считалось, что в неё может вселиться злой дух. Кукол "крутили", пребывая в хорошем расположении духа, надевали на себя нарядную одежду, чисто убирали в доме. В каждую куклу старались вложить частичку своей души.

Первая тряпичная кукла  появлялась в доме с рождением малыша и называлась «пеленашка». Ее клали в детскую колыбельку, она охраняла ребенка от дурного сглаза и злых духов.

Крупеничку делали после сбора урожая из самого отборного зерна или крупы и ставили ее к иконам в Красный угол. На следующий год она должна была принести хороший урожай. Такую же куклу делала молодая женщина, если у нее долго не было детей. И через год, по поверью, у нее должен был родиться ребенок.

     Неразлучники были оберегом семейного счастья. Их делали на свадьбу и хранили всю жизнь. Общая перекладина в виде рук символизировала единство жениха и невесты, кисточка – первенца в семье. С появлением второго и последующих детей кисточки добавлялись. Красный цвет придавал кукле обереговую силу.

      Что-то засиделись мы, голубчики мои. Вставайте, не ленитесь, все за мной повторяйте:

 Наша лавка широка,(руки в стороны.)

  Наша печка высока (руки вверх)

  Сядь на лавку, гляди в печь  (присесть, руки домиком)

  Жучка пышки будет печь.(хлопаем в ладошки).

 

Изготовление самой куклы (Показываю технологию и последовательность изготовления куклы из ткани и ниток)

 

Вот так настоящие мастера и рукодельницы! Замечательные куколки у вас всех получились.

 

Игра - хоровод «Приехала купаленка…»
Приехала купаленка (дети ходят по кругу)
На семидесяти тележеньках,
Привезла нам купаленка (наклоняются в круг и разводят руки в стороны)
Добра и здоровья, (хлопки руками вправо влево)
Богатства и почести. (хлопки руками вправо влево).
До свидания, куклы.

 

Список литературы:
Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.
1. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З.И. Зимина. -
2. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukla.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого  занятия

«Изготовление народной куклы»

Участники: дети младшего возраста.

Количество детей: 18 детей.

Цель занятия:

 - Обобщить представление детей о русской народной кукле, о декоративно-прикладном искусстве России.

- Воспитывать патриотические качества: прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре нашего  народа, развивать у детей национальное самосознание.

- Воспитывать нравственно- эмоциональные качества (воспитание усердия и трудолюбия, терпения и аккуратности).

- Развивать мелкую моторику у кисти руки, координацию рук под контролем глаз, остроту глаз.

 Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы.

 «Социально-коммуникативное развитие»

Задачи:

- совершенствовать навыки игрового взаимодействия.

«Речевое развитие»

- воспитывать у детей коммуникативную культуру:  

- умение вести разговор на заданную тему

- совершенствовать речь как средство общения.

 «Познавательное развитие»

- содействовать развитию у детей устойчивости внимания в процессе выполнения последовательных заданий на наглядной и звуковой основе

-содействовать формированию у детей мотива

познавательной деятельности.

 «Физическое развитие»

-воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности

 «Художественно-эстетическое развитие»

- образовательная: научить детей изготавливать народную куклу. Обогащать знания детей об истории возникновения и разнообразии народной куклы;

развивающая: развивать у детей мелкую моторику рук, усидчивость, внимание, глазомер и умение работать с лоскутами ткани;

воспитательная: воспитывать интерес к культуре своего народа и бережное отношение к кукле. Воспитывать эстетический вкус.

Ожидаемые результаты:

- Усвоение знаний о традициях русского народа;

- Умение различать обрядовых кукол от игровых и кукол – оберегов;

- Дети усвоят  первоначальные представления о возникновении куклы на Руси;

- Могут самостоятельно изготовить куклу из подручного материала;

- Занятие будет способствовать дальнейшему познавательному интересу к  истории народных традиций и обычаев нашего народа.

Материалы:

Лоскуты хлопчатобумажной ткани прямоугольной и круглой форм.

трех размеров, кусочек белой ткани прямоугольной формы, разноцветные нитки.

Использовались  методы:

Наглядный, словесный, практический, исследовательский, игровой.

Приемы: художественное слово,  рассматривание, демонстрации,  беседа, рассказ воспитателя, показ способа действия.

Ход совместной деятельности:

-Здравствуйте, гости долгожданные! Проходите, рассаживайтесь!

Зовут меня Прасковьюшкой Живу я в небольшой деревушке большой , красивой прекрасной страны , которая издавна Русью называлась.

Русский народ всегда умел хорошо работать, славился трудолюбием и усердием.  После трудового дня люди  на Руси любили устраивать вечерние посиделки. В это время никто не сидел без дела. Вышивали, лепили, мастерили игрушки все – взрослые и дети, от мала  до велика.

   Когда появилась  первая  кукла  никто не  знает, известно только, что она была сделана из золы.

Эта кукла была оберегом женщины, дома, очага.

При переезде эту куклу обязательно брали с собой.

     Издавна на Руси создавали кукол из различных материалов – из соломы, глины, нити и ткани и даже из дерева.

     По своему назначению куклы делятся на три большие группы:

- обрядовые;

-куклы-обереги;

- игровые.

Гимнастика для глаз: А теперь наши глазки пусть немного отдохнут. Посмотрим на наших кукол сначала слева –направо,  потом справа -налево. Закроем наши глазки, а теперь широко-широко откроем. Какая кукла по счёту одета в красный сарафан? В белую юбку? …

Такие куклы охраняли, спасали, помогали в трудную минуту, давали мудрые советы.  Кукол любили, берегли, передавали по наследству.

Когда девочке исполнялось пять лет, она должна была мастерить кукол сама.

Каждую куклу- оберег делали к особому событию и в определенный день года. Выполнялась кукла из лоскутков старой одежды и ниток. При ее изготовлении нельзя было пользоваться ни иглой, ни ножницами. Лицо кукле не рисовали. Считалось, что в неё может вселиться злой дух. Кукол "крутили", пребывая в хорошем расположении духа, надевали на себя нарядную одежду, чисто убирали в доме. В каждую куклу старались вложить частичку своей души.

Первая тряпичная кукла  появлялась в доме с рождением малыша и называлась «пеленашка». Ее клали в детскую колыбельку, она охраняла ребенка от дурного сглаза и злых духов.

Крупеничку делали после сбора урожая из самого отборного зерна или крупы и ставили ее к иконам в Красный угол. На следующий год она должна была принести хороший урожай. Такую же куклу делала молодая женщина, если у нее долго не было детей. И через год, по поверью, у нее должен был родиться ребенок.

     Неразлучники были оберегом семейного счастья. Их делали на свадьбу и хранили всю жизнь. Общая перекладина в виде рук символизировала единство жениха и невесты, кисточка – первенца в семье. С появлением второго и последующих детей кисточки добавлялись. Красный цвет придавал кукле обереговую силу.

      Что-то засиделись мы, голубчики мои. Вставайте, не ленитесь, все за мной повторяйте:

 Наша лавка широка,(руки в стороны.)

  Наша печка высока (руки вверх)

  Сядь на лавку, гляди в печь  (присесть, руки домиком)

  Жучка пышки будет печь.(хлопаем в ладошки).

Изготовление самой куклы (Показываю технологию и последовательность изготовления куклы из ткани и ниток)

Вот так настоящие мастера и рукодельницы! Замечательные куколки у вас всех получились.

Игра - хоровод «Приехала купаленка…»
Приехала купаленка (дети ходят по кругу)
На семидесяти тележеньках,
Привезла нам купаленка (наклоняются в круг и разводят руки в стороны)
Добра и здоровья, (хлопки руками вправо влево)
Богатства и почести. (хлопки руками вправо влево).
До свидания, куклы.

Список литературы:
Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.
1. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З.И. Зимина. -
2. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка русской народной куклы «Василинка» для детей старшего дошкольного возраста

Данная программа не  является компонентом базовой программы ДОУ, а является вариативным звеном учебного плана, обеспечивающим индивидуальный характер развития воспитанников. Конспекты занятий сод...

Знакомство с русской народной куклой, Кукла- оберег.

Конспект занятия (Подготовительная группа)...

Конспект занятия НОД по теме: «Русские народные куклы». Изготовление народной куклы»

Конспект занятия НОДпо теме: «Русские народные  куклы».Изготовление народной куклы»...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Русские народные куклы"

Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Русские народные куклы"...

Мастер-класс для педагогов «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ КУКЛЫ-ОБЕРЕГИ И ИХ СВЯЗЬ С НАРОДНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ»

Приобщение детей к истокам народного творчества является средством формирования у них патриотических чувств. Акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интер...

Знакомство с русской народной куклой, Кукла- оберег.

Самыми простыми в изготовлении считаются детские. Лишенные какой-либо магической подоплеки, они были призваны развлекать и приносить радость. Материалы выбирались самые разные, но чаще всего это было ...