Главные вкладки

    Проект "Метеостанция".
    проект на тему


    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_meteostantsiya.docx30.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Природа является источником добра,

    ее красота влияет на человека только тогда,

    когда юное сердце облагораживается

    высшей человеческой красотой - добром,

    правдой, человечностью, сочувствием,

    непримиримостью к злу.

    В. А. Сухомлинский

    Каждый день обычный человек покидает свое жилище и выходит на улицу. И каждый раз перед этим он пытается определить, какая погода, как нужно одеться, обуться, нужно ли взять с собой зонтик. Однако, прекрасное солнечное утро, голубое небо могут измениться и превратиться в дождь с грозой.

    Во многих работах отечественных педагогов (Г.М. Лямина, А.П. Усова, Е.А. Панько) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную   деятельность, в    процессе   которой   они   бы   сами   могли обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Одним словом, необходимо предоставление детям возможности приобретать знания самостоятельно. В связи с этим и представляет особый интерес изучение детского экспериментирования и его активное внедрение в практику работы детского дошкольного учреждения. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, умеющими решать возникающие проблемы и правильно ориентироваться в окружающей обстановке.

    Прогнозирование погоды — это деятельность познавательная, доступная ребенку, развивающая его умственные способности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать умозаключения, выводы. Прогнозирование погоды позволяет   углубить   знания   о   природе, о значимости ее компонентов, о зависимости органической природы от неорганической. Например, наблюдая за одуванчиком, мать-и-мачехой, дети узнают их отличительные признаки, реакцию на различные факторы среды (закрывают соцветия при понижении атмосферного давления, повышении влажности). Эти растения не только «живые барометры», но и отличные часы (в хорошую погоду открывают и закрывают соцветия в одно и то же время суток).

    Знакомство детей с народными приметами — это приобщение их к народной культуре, народной мудрости, народному опыту, а это воспитывает уважение к предкам, обеспечивает связь поколений. Знание народных примет, результаты собственных наблюдений в ходе их проверки позволяют развивать детей не только интеллектуально, но и творчески (для лучшего запоминания дети рифмуют приметы, зарисовывают их).

    Прогнозирование погоды позволяет детям убедиться в существовании взаимосвязей живой и неживой природы, что способствует подведению детей к философскому понятию всеединства мира («все связано со всем»).

    Этот   метод   помогает   детям   разобраться в причинно-следственных связях, что очень важно для понимания экологических закономерностей и для жизни вообще.

    Тип проекта: познавательно- игровой.

    По числу участников: групповой.

    По продолжительности: долгосрочный.

    Участники проекта: дети второй младшей группы, педагоги, родители.    

    Цели:

    1. Усвоение системы знаний о природе: ее компонентах и взаимосвязях между ними.
    2. Формирование представлений об универсальной ценности природы.
    3. Воспитание потребности в общении с природой.
    4. Привитие трудовых природоведческих навыков, экологического сознания.  
    5. Создание благоприятных эмоциональных условий при ознакомлении дошкольников с родным краем.

    Задачи:

    1. Развивать у детей навыки исследовательской деятельности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
    2. Учить детей прогнозировать погоду, устанавливая взаимосвязи между живой и неживой природой.
    3. Развивать чуткость и внимательность к миру природы: замечать изменения в состоянии объектов природы («комары вьются – к теплу», «фиалка загрустила» - склонила цветок к земле – к дождю» и т.д.)
    4. Приобщать детей к народной культуре, народной мудрости, народному опыту: знакомить детей с народными приметами, проверять их в ходе наблюдений.
    5. Учить детей фиксировать свои наблюдения с помощью знаков, символов в календарях погоды, тетрадях наблюдений и т.д.
    6. Воспитывать интерес и потребность в общении с природой, любовь к родному краю.
    7. Активизировать позицию родителей как участников педагогического процесса детского сада.

    Ведущие принципы развития дошкольников:

    1. Психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов);
    2. Природ сообразность (развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием);
    3. Дифференцированный подход (решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности;
    4. Активная деятельность (включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции);
    5. Творчество (максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольника, приобретение им собственного опыта творческой деятельности).

    Формы организации детей:

    1. Целевые прогулки: по территории ДОУ, сквер, улицу города;
    2. Экскурсии на метеостанцию;
    3. Организованная образовательная деятельность в уголке природы;
    4. Организованная образовательная деятельность на метеоплощадке.

    Разнообразны и методы работы, но ведущими стали:

    1. Систематические наблюдения в живой и неживой природе;
    2. Проверка в практической деятельности народных примет (зарисовка и рифмовка примет);
    3. Чтение природоведческой литературы (половицы, поговорки, стихи и т.д.);
    4. Моделирование;
    5. Экспериментирование;
    6. Труд в уголке природы и на метеоплощадке;
    7. Домашние задания.

    Ожидаемые результаты:

    • Формирование у детей гуманно – ценностного отношения к природе: увлечение познанием природы, открытием ее законов, пониманием языка природы, внимательное отношение к изменениям в животном и растительном мире;
    • Творческое развитие детей: расширение кругозора, формирование умений описывать природу, изображать её в разнообразных техниках.

    ПЛАН РАБОТЫ ПРОЕКТА «МЕТЕОСТАНЦИЯ»

    НА 2018-2019 учебный год

    Месяц

    Формы работы, методические приемы

    Задачи

    Развивающая среда, продукты детской деятельности

    ОКТЯБРЬ 1

    Организованная образовательная деятельность «Как измерить температуру воздуха»; опыт с термометром; Правила пользования термометром.

    Дать детям представление о температуре воздуха. Познакомить с термометром, его устройством и применением. Научить отсчитывать температуру воздуха по термометру и записывать ее в дневнике наблюдений. Подвести к пониманию зависимости между температурой воздуха и характером осадков, между температурой воздуха и состоянием растений.

    Персонаж Зайка; термометр для воспитателя, модели термометров для детей; оборудование для опытов: стаканы с теплой и холодной водой.

    ОКТЯБРЬ 2

    Организованная образовательная деятельность на тему «Дождик, дождик, подожди»; сказка «О солнышке и дождике»; опыт «Пусть пойдет дождь»; под. игра «Ходят капельки по кругу».

    Дать знания о дожде как о природном явлении. Познакомить с условиями дождя, его характером в зависимости от сезона.

    Персонаж: Капитошка – капелька; оборудование для опыта: поднос с водой, губки и стаканчики на каждого ребенка Муз. сопровождение: С. Майкапара «Дождик».

    ОКТЯБРЬ 3

    Совместная деятельность с детьми: Знакомство с оборудованием метеоплощадки.

    Познакомить с оборудованием метеоплощадки, его назначением (флюгер показывает направление ветра, ветряной рукав – силу ветра, осадкомер – количество осадков).

    Простейшие метеорологические приборы.

    ОКТЯБРЬ 4

    Организованная образовательная деятельность на тему «Октябрь – грязник, листопад»; Логическая задача: «Книжка про осень»; дид. игры: «Когда это бывает?»; «Что сначала, что потом»; кроссворд «Осень».

    Познакомить детей с народным названием месяца, народными приметами («Гуси летят – зимушку на хвосте тащат», «Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы»).

    Книжка – календарь; кроссворд «Осень».

    ОКТЯБРЬ 5

    Совместная деятельность с детьми: Рисование на тему «Унылая пора», Стихи Т. Шорыгиной «Приметы осени».

    Учить отражать в рисунке осенние явления.

    Выставка детских рисунков на тему «Унылая пора».

    Месяц

    Формы работы, методические приемы

    Задачи

    Развивающая среда, продукты детской деятельности

    НОЯБРЬ 1

    Организованная образовательная деятельность на тему «Как рождается дождь»; стихи: А. Тараскина «Сколько знаю я дождей»; О. Григорьева «Какой дождь». Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».

    Дать детям представление о количестве воды на земле, ее состоянии в разные времена года. Познакомить детей с образованием дождя, его характером в зависимости от сезона года. Выяснить значение дождя для животных и растений.

    Глобус – модель земного шара; дид. картинки: разные состояния воды (снег, иней, туман, сосульки, лед, морозные узоры).

    НОЯБРЬ 2

    Организованная образовательная деятельность на тему «Ветер, ветер, ветерок»; загадки о ветре; стихи: А Костецкий «Февраль», А. Барто «Эти капризы»; опыт «Ветер – это движение воздуха»; дид. игры: «Какой ветер?», «Как поет ветер?»; продуктивная деятельность: изготовление игрушек для игры с ветром.

    Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека.

    Выставка поделок для игр с ветром; оборудование для опыта: две свечки; репродукции картин: Как изображен ветер на картинах художников И. Айвазовского «Девятый вал», И. Грабаря «На озере» Муз. сопровождение: Е. Ботярова «Ветер злой, осенний».

    НОЯБРЬ 3

    Совместная деятельность с детьми: Экскурсия на метеостанцию.

    Познакомить детей с работой метеостанции, ее оборудованием.

    Фото - выставка

    НОЯБРЬ 4

    Организованная образовательная деятельность на тему «Ноябрь – ворота зимы, полу зимник».

    Познакомить с народным названием месяца, приметами («Синица к избе – зима на дворе», «Появились поздней осенью комары – будет мягкая зима»).

    Выставка рисунков на тему примет.

    НОЯБРЬ 5

    Совместная деятельность с детьми: итоговое мероприятие на тему «Осень проходит»; работа с календарем погоды; кроссворд «Осень»; дид. игры «Что сначала, что потом», «Что нам нужно одеть?»; стихи: К. Бальмонт «К зиме».

    Уточнить представления детей об осенних явлениях природы, последовательных изменениях в жизни растений, животных. Формировать умение пользоваться календарем погоды, рассказывать о явлениях природы по знакам и символам. Формировать умение анализировать, сравнивать: изменения в растительном и животном мире; как изменился световой день, как меняется покров земли и др.

    Выступление детей с отчетами; выставка детских работ «Осень в рисунках детей» Муз. сопровождение: А. Вивальди «Осень».

    Месяц

    Формы работы, методические приемы

    Задачи

    Развивающая среда, продукты детской деятельности

    ДЕКАБРЬ 1

    Организованная образовательная деятельность на тему «Ветер, ветер, ветерок»; загадки о ветре; стихи: А Костецкий «Февраль», А. Барто «Эти капризы»; опыт «Ветер – это движение воздуха»; дид. игры: «Какой ветер?», «Как поет ветер?»; продуктивная деятельность: изготовление игрушек для игры с ветром. З. Александрова «Снежок», «Первый снег».

    Дать представление о том, как образуется снег, показать зависимость формы, величины снежинок от температурных условий: в мороз – отдельные снежинки, в теплую погоду – хлопья, при ветре – в виде крупы.

    Модель термометра; Продуктивная деятельность: вырезание снежинок Муз. сопровождение: Э. Григ «Вальс – экспромт».

    ДЕКАБРЬ 2

    Организованная образовательная деятельность на тему «Пернатые синоптики».

    Познакомить детей, как по поведению птиц можно предсказывать погоду: перед морозом вороны и галки садятся на верхушки деревьев, на снег – к оттепели.

    Мультимедийная презентация о птицах; рисование на темы примет.

    ДЕКАБРЬ 3

    Организованная образовательная деятельность на тему «Декабрь – студень».

    Познакомить с народным названием месяца, приметами («Солнце – на лето, зима – на мороз», «Снегирь поет зимой – к снегу, вьюге, слякоти»).

    Выставка детских работ на темы примет Муз. сопровождение: М. Крутицкий «Зима».

    ДЕКАБРЬ 4

    Организованная образовательная деятельность на тему «Снег и лед».

    Познакомить детей с такими явлениями как снег, лед, сосульки, морозные узоры, град, иней. Объяснить, почему снежинка имеет шестиконечную форму.

    Мультимедийная презентация на тему «Снег и лед».

    ДЕКАБРЬ 5

    Совместная деятельность с детьми: Рисование «Стали звездочки кружиться».

    Продолжать учить отображать в рисунке зимние явления.

    Выставка детских работ Муз. сопровождение: П. Чайковский «Святки» (из цикла «Времена года»).

    Месяц

    Формы работы, методические приемы

    Задачи

    Развивающая среда, продукты детской деятельности

    ЯНВАРЬ 1

    Организованная образовательная деятельность на тему «Снежная шуба».

    Познакомить детей с зимними явлениями природы: снегопад, поземка, пороша, вьюга, иней; учить сравнивать эти явления, находить сходства и различия.

    Мультимедийная презентация «Признаки глубокой зимы» Муз сопровождение: Э. Григ «Зимние холода».

    ЯНВАРЬ 2

    Организованная образовательная деятельность на тему «Январь – про синиц»; заучивание стих. С. Маршака «Январь».

    Познакомить детей с народным названием месяца, приметами («Растет день, растет и холод» и др.).

    Народный календарь, модель года, дневник наблюдений.

    ЯНВАРЬ 3

    Совместная деятельность с детьми: итоговое мероприятие - Развлечение «Времена года»; дид. игра «Не зевай» (времена года, месяцы – называй).

    Закреплять названия месяцев, времен года и их последовательность. Развивать внимательность, любознательность.

    Модель года (куклы: Старик – годовик, куклы по сезонам, двенадцать кукол – месяцы).

    ЯНВАРЬ 4

    Совместная деятельность с детьми: Рисование «Дым столбом – мороз за окном».

    Учить детей отображать в рисунке погодные явления, приметы; развивать творчество.

    Выставка детских работ.

    Месяц

    Формы работы, методические приемы

    Задачи

    Развивающая среда, продукты детской деятельности

    ФЕВРАЛЬ 1

    Организованная образовательная деятельность на тему: «Знать вчера недаром кошка умывала нос...»; домашнее задание: наблюдение за поведением домашних животных, получить информацию по приметам от родителей.

    Продолжать знакомить детей с животными – синоптиками: собаки валяются в снегу – к метели; кошка в печурку, стужа – на двор.

    Выставка: народные приметы в рисунках детей.

    ФЕВРАЛЬ 2

    Совместная деятельность с детьми: Рисование «Стали звездочки кружиться».

    Продолжать учить отображать в рисунке зимние явления.

    Книжка – самоделка «Веселые рифмушки».

    ФЕВРАЛЬ 3

    Организованная образовательная деятельность на тему «Февраль-бокогрей».

    Познакомить детей с народным названием месяца, приметами («У февраля два друга – метель да вьюга», «В феврале зима с весной встречаются впервой»).

    Выставка детских работ на тему народных примет.

    ФЕВРАЛЬ 4

    Совместная деятельность с детьми: Развлечение «Веселые снежинки».

    Создать приятную атмосферу, вызвать веселое настроение. В увлекательной форме раскрыть детям некоторые свойства природных объектов (настоящие снежинки летают на улице, а в комнате тают).

    Снежинки из разных материалов.

    ФЕВРАЛЬ 5

    «Совместная деятельность с детьми: итоговое мероприятие на тему «Прошла зима холодная».

    Уточнить представления детей о зимних явлениях природы, последовательных изменениях в жизни растений и животных. Продолжать учить пользоваться календарем погоды, рассказывать о явлениях зимы по знакам и символам.

    Выставка детских работ на тему зима.

    Месяц

    Формы работы, методические приемы

    Задачи

    Развивающая среда, продукты детской деятельности

    МАРТ 1

    Организованная образовательная деятельность на тему «Погода и человек»; дид. игра «Что нам нужно одеть?»; дид. упр. «Хорошо – плохо».

    Дать представления детям о том, как погода влияет на человека, его деятельность.

    Разработка памятки «Правила ЗОЖ».

    МАРТ 2

    Организованная образовательная деятельность на тему «Погода и человек»; дид. игра «Что нам нужно одеть?»; дид. упр. «Хорошо – плохо».

    Дать представления детям о том, как погода влияет на человека, его деятельность.

    Разработка памятки «Правила ЗОЖ».

    МАРТ 3

    Организованная образовательная деятельность на тему «Плывут в небе облака» д/и «На что похоже облако».

    Познакомить детей с облаками: перистые, кучевые, слоистые. Показать зависимость количества облаков от таяния снега.

    Выставка «Такие разные облака».

    МАРТ 4

    Организованная образовательная деятельность на тему «Март - про тальник».

    Познакомить детей с народным названием месяца, приметами («Грач на горе – весна на дворе», «Длинные сосульки к долгой весне».

    Книжка – самоделка «Веселые рифмушки».

    МАРТ 5

    Организованная образовательная деятельность на тему «Природа дарит чудеса».

    Закреплять умение работать с календарем природы, фиксировать результаты наблюдений и впечатлений в рисунках. При выполнении задания договариваться между собой, работать в паре, развивать наблюдательность, любознательность.

    Персонаж «Капитошка – капелька»; календарь погоды.

    МАРТ 6

    Совместная деятельность с детьми: Рисование «Грач на горе – весна на дворе».

    Продолжать учить детей отображать в рисунке погодные явления, приметы.

    Выставка детских работ Музыкальное сопровождение: А. Вивальди «Весна».

    Месяц

    Формы работы, методические приемы

    Задачи

    Развивающая среда, продукты детской деятельности

    АПРЕЛЬ 1

    Организованная образовательная деятельность на тему «Когда улыбается фиалка»; стихи: В. Лукша «Удивительные часы»; Дид. игра «Найди нужный цветок».

    Продолжать знакомить детей с растениями – барометрами.

    Мультимедийная презентация; дидактические картинки с изображением цветов: василек, ромашка, клевер, цикорий, колокольчик, ветреница, мак, незабудка, кувшинка, одуванчик, фиалка, календула.

    АПРЕЛЬ 2

    Совместная деятельность с детьми: «Праздник ветерка».

    Создать веселое, бодрое настроение. В увлекательной форме закрепить представление о природном явлении. Развивать творчество, воображение: рассказать о том, что нарисовал ветерок.

    Игрушки – самоделки для игр с ветром: вертушки, султанчики, медузы.

    АПРЕЛЬ 3

    Совместная деятельность с детьми: организованная образовательная деятельность на тему «Апрель-снегогон».

    Познакомить детей с народным названием месяца, приметами: «Апрельские ручьи землю будят», «Чайка прилетела – лед идет».

    Выставка рисунков на темы примет.

    АПРЕЛЬ 4

    Организованная образовательная деятельность на тему «Чудо рядом с тобой».

    Пробудить познавательный интерес; научить видеть необычное в привычном, вызвать чувство удивления и восхищения. Продолжать знакомство с растениями-барометрами.

    Мультимедийная презентация о животных, растениях, - синоптиках.

    Месяц

    Формы работы, методические приемы

    Задачи

    Развивающая среда, продукты детской деятельности

    МАЙ 1

    Совместная деятельность с детьми: Рисование «Чайка прилетела – лед идет».

    Продолжать учить детей отображать в рисунке погодные явления, приметы.

    Книжка – самоделка Муз. сопровождение: М. Красев «Птичка»

    МАЙ 2

    Совместная деятельность с детьми: Экскурсия на метеостанцию.

    Продолжать знакомить с работой метеостанции.

    Фотовыставка.

    МАЙ 3

    Организованная образовательная деятельность на тему «Насекомые – предсказатели погоды».

    Организованная образовательная деятельность на тему «Насекомые – предсказатели погоды».

    Мультимедийная презентация о насекомых – синоптиках Муз. сопровождение: Н. Римский – Корсаков «Полет шмеля».

    МАЙ 4

    Организованная образовательная деятельность на тему «Май – травень».

    Познакомить детей с народным названием месяца, приметами: «Май леса наряжает – лето в гости ожидает», «Когда цветет черемуха – живет холод».

    Рифмованные примет, Муз. сопровождение: П. Чайковский «Подснежник» (из цикла «Времена года»).

    МАЙ 5

    Совместная деятельность с детьми: Развлечение «Дождик».

    Закрепить представление о дожде, как природном явлении. Развивать наблюдательность, любознательность.

    Персонаж «Капитошка» - капелька, зонтики.

    МАЙ 6

    Совместная деятельность с детьми: Развлечение «Дождик».

    Закрепить представление о дожде, как природном явлении. Развивать наблюдательность, любознательность.

    Персонаж «Капитошка» - капелька, зонтики.

    МАЙ 7

    Совместная деятельность с детьми: итоговое мероприятие на тему «Весна – красна».

    Уточнить представления детей о весенних явлениях природы. Сформировать представления о сезоне, о меняющихся условиях жизни для растений и животных. Продолжать учить рассказывать о явлениях природы по знакам и символам.

    Выставка детских работ: «Весна, весна на улице»; презентация книжки – самоделки «Веселые рифмушки»; отчеты детей по результатам наблюдения за погодой весной.

    Список литературы

    1. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. –М.: Айрис- пресс, 2008. -208 с.
    2. Интернет ресурсы «УМНИЧКА.РУ».