Рабочая программа по физическому воспитанию в бассейне (для детей 4-5 лет) с амблиопией и косоглазием
рабочая программа (средняя группа) на тему

Осипова Мария Анатольевна

 

Подавляющее число (от 85% и более) воспитанников с нарушением зрения дошкольных образовательных организаций (кроме ДОО для слепых и слабовидящих) – дети, которые по степени и характеру зрительных нарушений не могут быть отнесены к слабовидящим. В законодательных актах эта группа дошкольников обозначается как дети с амблиопией и косоглазием. По клиническим формам нарушения зрения эта группа дошкольников значительно шире, а дети с диагнозом амблиопия и косоглазие входят в нее. Все вышесказанное и понимание общих особых образовательных потребностей дошкольников этой группы, определяемой как дети с функциональными расстройствами зрения (далее – дети с ФРЗ) [Фомичева Л.В., 2007], ориентирует на разработку Адаптированной ООП для дошкольников всей группы, а не только для детей с амблиопией и косоглазием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_dlya_detey_s_ambliopiey_i_kosoglaziem_4-5_let.docx66.25 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД

  1. «Сказка»
  2. (МАДОУ  «Сказка»)

Рабочая программа по физическому воспитанию в бассейне

(для детей 4-5 лет) с амблиопией  и косоглазием

                                                                                                 Автор:

                                                                                                 Осипова М.А.

                                                                                                 инструктор  по ФК

Лабытнанги 2018г

Содержание:

1.Введение

3

1. 1. Цели и задачи программы

3

2. Особенности развития и особые образовательные потребности дошкольников с ФРЗ

5

3.   Поддержка детской инициативы

10

4.  Планируемые результаты

10

5.  Схема НОД (модель)

12

6. Комплексно-тематическое планирование, содержание НОД (картотека игр для развития зрительно- моторной координации)

13

7.  Взаимодействие с семьей

23

8.  Диагностика

25

9.  Литература

27

  1. Введение

Подавляющее число (от 85% и более) воспитанников с нарушением зрения дошкольных образовательных организаций (кроме ДОО для слепых и слабовидящих) – дети, которые по степени и характеру зрительных нарушений не могут быть отнесены к слабовидящим. В законодательных актах эта группа дошкольников обозначается как дети с амблиопией и косоглазием. По клиническим формам нарушения зрения эта группа дошкольников значительно шире, а дети с диагнозом амблиопия и косоглазие входят в нее. Все вышесказанное и понимание общих особых образовательных потребностей дошкольников этой группы, определяемой как дети с функциональными расстройствами зрения (далее – дети с ФРЗ) [Фомичева Л.В., 2007], ориентирует на разработку Адаптированной ООП для дошкольников всей группы, а не только для детей с амблиопией и косоглазием.

  1. Цели и задачи

Цель: охрана и укрепление здоровья ребенка, формирование привычки к ЗОЖ, развитие его физических качеств и совершенствование двигательных навыков на основе индивидуально-дифференцированного подхода формирования навыков безопасного поведения, развитие зрения и зрительных функций.

Задачи:

- охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение их физической и психологической безопасности, эмоционального благополучия;

- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей ЗОЖ (гигиенических навыков, приемов закаливания и др.)

- развитие основных физических качеств ребенка (скорости, гибкости, силы, выносливости, ловкости) и умение рационально их использовать в повседневной жизни;

- развитие инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка;

- воспитание воли, смелости, настойчивости и дисциплинированности;

 Забота о психическом и физическом здоровье детей

Создание условий для охраны и укрепления здоровья детей, в том числе

эмоционального благополучия

• Обеспечивать психологически комфортную развивающую среду.

• Формировать позитивное отношение детей к себе, к другим и миру в

целом.

• Соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила

• Продолжить работу по осуществлению мероприятий, способствующих

сохранению здоровья детей, закаливанию, повышению защитных сил

организма.

• Осуществлять контроль за формированием правильной осанки, и коррекцией зрения

• Организовывать и проводить различные подвижные игры, направленные на развитие зрительно-моторной координации.

• Повышать компетентность родителей в вопросах сохранения,

укрепления и формирования здоровья детей.

• Закреплять умения правильно пользоваться предметами личной гигиены

(мыло, расческа, полотенце, носовой платок), ухаживать за своими вещами, в том числе уход за очками

• Развивать умения переносить в игру правила здоровьесберегающего

поведения.

Формирование первоначальных представлений о здоровом образе жизни

• Дать представление о ценности здоровья, формировать желание вести

здоровый образ жизни.

• Продолжить формировать представления о частях тела и органах чувств,

их функциональном назначении для жизни и здоровья человека.

• Расширять представления о важности для здоровья гигиенических и

закаливающих процедур, физических упражнений.

• Воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью и

здоровью других людей.

• Формировать умение обращаться за помощью к взрослым при травме

или плохом самочувствии, оказывать себе элементарную помощь при

ушибах.

Приобщение к физической культуре

• Развивать двигательные умения и навыки детей, умение творчески

использовать их в самостоятельной деятельности в воде.

• Обогащать двигательный опыт детей за счет усвоения основных видов

движений и подвижных игр, направленных на развитие зрительно-моторной координации в воде.

• Совершенствовать разные виды ходьбы в воде: обычная, на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колен, мелким и широким шагом. Выполнять во время ходьбы вариативные упражнения

(присесть, изменить положение рук и др.).

• Развивать у детей умение бегать легко и ритмично в воде.

• Продолжать формировать правильную осанку во время выполнения

разных упражнений в воде.

• Формировать умение ловить мяч, метать предметы, принимая

правильное исходное положение в воде.

• Развивать осознанное отношение ребенка к выполнению правил

подвижной игры направленные на развитие зрительно-моторной координации в воде: «Дождик», «Карусель», «Усатый сом», «Гуси», «Сердитая рыбка», «Мы веселые ребята», «Караси и щука», «Поезд в туннель!», «Спрячемся под воду», «Щука», «Достань игрушку», «Нырни в обруч», «Смелые ребята», «Фонтаны», «Спрячься под водой», «Оса», «Хоровод», «Брод», «Жучок-паучок»

• Развивать у детей физические качества: быстроту, ловкость,

координацию, гибкость, выносливость.

• Знакомить с техникой выполнения опускания лица в воду стоя на дне, открывания глаз в воде стоя на дне, приседания в воде, погружения в воду (с опорой), погружения в воду ( без опоры), погружения с рассматриванием предметов, играми связанными с погружением в воду, передвижением и ориентированием под водой.

• Знакомить с техникой выполнения выдоха перед собой в воздух, выдоха в воду, выдоха на границе воды и воздуха, играми с использованием выдоха в воду

• Знакомить с техникой выполнения упражнений на всплывание, лежание на груди, лежание на спине.

• Знакомить с техникой выполнения упражнений на скольжение в воде со вспомогательными снарядами и помощью педагога

• Учить самостоятельно выполнять правила подвижной игры без

напоминания преподавателя.

2. Особенности развития и особые образовательные потребности дошкольников с ФРЗ

У детей этой группы выражено становление зрительной системы как доминантной в сенсорной организации ребенка, что характерно для нормально видящих: познание и ориентировка в окружающей действительности на основе зрительного восприятия в соответствии с возрастными возможностями. Причины появления зрительных расстройств в раннем и дошкольном возрасте носят комплексный характер: имеет значительность наследственность, характер роста и развития ребенка, состояние его здоровья, гигиенические условия для зрения, аккомодационная нагрузка.

Зрительные возможности детей этой группы не определяются слабовидением, т. к. у ребенка имеется «благополучный глаз» с остротой зрения в условиях оптической коррекции от 0,5 и выше, вплоть до 1,0. Кроме этого, у подавляющего числа детей с ФРЗ сохранна на каждый глаз другая базовая функция – поле зрения. Сохранность двух базовых зрительных функций позволяет детям этой группы достаточно успешно, в сравнении со слабовидящими, осваивать зрительные умения и навыки. Основными клиническими формами зрительных расстройств являются нарушения рефракции: гиперметропия, миопия, астигматизм, миопический астигматизм, анизометропия, которые поддаются оптической коррекции; разные виды косоглазия: монолатеральное, билатеральное, постоянное содружественное сходящееся, непостоянное сходящееся, расходящееся, альтернирующее; нарушение бинокулярного зрения (монокулярное, монокулярное альтернирующее, одновременное зрение); амблиопии разных видов: рефракционная, анизометропическая, истерическая, дисбинокулярная с косоглазием разных степеней и другие варианты функционального несовершенства зрительной системы. У дошкольников этой группы выявляются разные степени аметропий: слабая (до 3,0) и средняя (от 3,0 до 6,0). Дети могут иметь разные степени амблиопии:

- слабая степень – острота зрения не ниже 0,4;

- средняя степень – острота зрения 0,3-0,2;

- высокая (тяжелая) степень – острота зрения 0,1-0,05;

- очень высокая (тяжелая) степень – острота зрения от 0,04 и ниже.

Для этой группы детей с нарушением зрения характерна положительная динамика в улучшении функционального механизма зрительного восприятия – ощутимое и наблюдаемое развитие базовых зрительных функций при моно- или бинокулярном зрении вследствие лечебно-восстановительного процесса, возрастного созревания зрительной системы и развития сохранных и нарушенных функций зрения, стабилизации их показателей в условиях системного и целенаправленного развития триединства механизмов зрительного восприятия. Основное условие достижения такого эффекта – единство лечебно-восстановительной работы (осуществляется в условиях ДОО), коррекционно-развивающей работы тифлопедагога и образовательной деятельности специалистов с решением задач активизации зрения, зрительных функций ребенка, повышения его зрительных умений и навыков, развития зрительного восприятия.

Дети этой группы могут находиться на разных этапах лечения амблиопии и косоглазия: на этапе плеоптического лечения – повышение остроты зрения амблиопичного глаза, развитие моторного компонента зрения, достижение ортофории; на этапе ортоптического лечения – развитие фузии, восстановление бинокулярных механизмов; на этапе развития стереоскопического зрения, его механизмов.

Особенностью этой группы выступает и то, что значительная часть детей получает окклюзионное лечение (в большинстве случаев – «выключение» из акта видения благополучного глаза), в условиях которого окружающее воспринимается ребенком амблиопичным глазом (амблиопия – стойкое снижение остроты зрения), вследствие чего ребенок может испытывать определенные, в том числе значительные, трудности
в использовании сниженного зрения в построении зрительных образов,
в зрительном контроле движений, действий.

У детей с функциональными расстройствами зрения на фоне разных клинических форм (косоглазие, аметропии, амблиопии), разного характера нарушения (монокулярное, одновременное, бинокулярное) имеют место быть особенности развития и протекания зрительного восприятия, определенные трудности пространственного видения, зрительно-моторной координации. Однако, его уровень (темп развития, качество свойств и прежде всего скорость и осмысленность) всегда выше, чем у слабовидящих дошкольников, что связано с относительно высокими (от 0,5 до 1,0) показателями остроты зрения «рабочего» глаза при амблиопии или лучше видящего глаза при аметропии (в условиях оптической коррекции), что позволяет ребенку достаточно успешно накапливать зрительный опыт c формированием достаточно точных зрительных образов окружающего в раннем и дошкольном детстве, опираться и использовать его в условиях окклюзии хорошо видящего глаза.

Характерным для этой группы детей выступает и то, что часто зрительные расстройства подобного вида возникают и проявляются на фоне общего раннего (во внутриутробный и/или пренатальный периоды) поражения детского организма, проявляющегося полисистемной хронической патологией: функциональное снижение зрения, функциональные нарушения костно-мышечной системы и соединительной ткани, заболевания ЦНС, речевые нарушения.

Дошкольникам с ФРЗ в целом по общему уровню развития свойственны возрастные характеристики, однако, выявляются и особенности психофизического развития, обусловленные прямым или косвенным негативным влиянием нарушенных зрительных функций. Общей типологической особенностью развития детей с нарушением зрения вне зависимости от степени и характера зрительного дефекта выступает то, что связь с окружающим миром, его познание, личностные проявления, самопознание, освоение и участие в любом виде деятельности и др. происходят на суженной сенсорной основе. Дошкольники с ФРЗ наряду с общими типологическими особенностями развития имеют индивидуальные достижения в общем развитии и в развитии отдельных личностных сфер.

Психолого-педагогической характеристикой дошкольников с ФРЗ выступает степень соответствия общего темпа развития ребенка с ФРЗ с темпом развития нормально видящих сверстников. Детям этой группы свойственно в большей или меньшей степени выраженности некоторое отставание в развитии от нормально видящих сверстников, что может проявиться в несовпадении периодов освоения этими группами дошкольников:

- умений и навыков зрительной сенсорно-перцептивной деятельности – отставание в развитии зрительного восприятия, его различных сторон;

- в двигательной сфере – отставание в освоении двигательных умений и навыков, их объема и качества;

- в познавательной сфере – недостаточный темп и объем формирования зрительных представлений как образов памяти об окружающем, отставание в освоении способов познавательной деятельности с точки зрения их интериоризации;

- освоение разных видов игр дошкольниками с ФРЗ происходит замедленными темпами, что связано с обедненным запасом представлений об окружающем, определенными трудностями взаимодействия с предметно-объектным миром, снижением общей и двигательной активностей, трудностями развития зрительно-моторной координации и др.

Для детей характерен ряд особенностей личностного развития.

Возможность появления и развития вторичных отклонений (нарушений) в структурных компонентах (интегративных психических и психологических образованиях) личности. Выявляются три группы образований по степени риска возникновения в них вторичных нарушений в дошкольном возрасте у детей с нарушением зрения.

Личностные образования с высокой степенью риска появления и развития вторичных отклонений даже в условиях достаточно сильной,
т. е. адекватной потребностям и возможностям ребенка с нарушением зрения социальной среды: психомоторные, сенсорно-перцептивные,  мнемические (представления как образы памяти), коммуникативные. Нарушение зрения обуславливает возможность развития у дошкольников вторичных нарушений типа:

– бедность чувственного опыта;

– недостаточный запас и несовершенные зрительные образы-памяти (образы предметов и явлений окружающего мира, экспрессивные образы эмоций, образы сенсорных эталонов, движений и действий);

– недостаточность осмысленности чувственного отражения;

– отставание в моторных умениях, недостаточная развитость физических качеств, координации, зрительно-моторной координации, недостаточное развитие психической структуры «схема тела»;

– недостаточный запас, неточность предметно-практических умений;

– недостаточный уровень владения неречевыми средствами общения.

Личностные образования с риском возможного развития вторичных нарушений, что обусловлено бедностью чувственного опыта вследствие зрительной депривации и слабости социальной среды, игнорирующей потребности (настоящие и будущие) ребенка, обусловленные нарушением зрения: мотивационные, аффективные, темпераментные, регуляторные, интеллектуальные, рефлексивные. Неадекватная позиция взрослых к личностным потребностям ребенка с нарушением зрения может привести к появлению таких вторичных нарушений, как:

- определенная пассивность к новому, нерешительность, недостаточность познавательных интересов и активности, любознательности, мимики, жестов, пантомимики;

- трудность развития зрительно-моторных образований, неточность движений;

- недостаточность опыта саморегуляции движений, действий;

- недостаточное развитие наглядно-образных форм мышления;

- определенные трудности развития образа «Я».

Особенностями физического развития детей с ФРЗ выступают: недостаточный уровень физического развития (в узком значении) – несоответствие антропометрических показателей (рост, масса тела, окружность грудной клетки) средневозрастным, ослабленное здоровье и недостаточная функциональная деятельность дыхательной, опорно-двигательной систем организма, нарушение осанки, недостаточное развитие мышечной системы (вальгусная установка стоп, уплощение свода стоп, плоскостопие), низкий уровень физических качеств: ловкости, координации, особенно динамической, быстроты реакции, выносливости и др.; обедненный двигательный опыт, недостаточный запас двигательных умений и навыков, трудности освоения пространственно-временных характеристик движений, трудности и длительность формирования двигательных навыков (особенно двигательного динамического стереотипа), неточность, недостаточная дифференцированность чувственных образов движений, трудности освоения подвижных игр; трудности формирования навыков правильной ходьбы
(с учетом монокулярного характера зрения); низкая двигательная активность, недостаточность умений и навыков пространственной ориентировки в условиях отражения действительности амблиопичным глазом с низкой остротой зрения; особенности и трудности регуляции движений.

Возрастные особенности детей 4-5 лет

Занятия физическими упражнениями оказывают большое влияние на всестороннее развитие ребенка. Формируется и развивается внутренний мир ребенка - его мысли, чувства, нравственные качества. Двигательная деятельность считается как фактор развития человека.

Существует прямая связь между занятиями физической культурой и умственным развитием ребенка.

В результате двигательной деятельности дети учатся понимать некоторые явления, происходящие в окружающем мире и организме человека. Прежде всего это относится к представлениям о  времени, пространстве, продолжительности движений и т.д. Простое решение двигательной задачи как выполнить упражнение быстрее, что нужно сделать, чтобы исправить ошибку - представляет собой цепь умственных операций, которые включают наблюдение, обобщение, сравнение. Выполняя задачи различной степени трудности, дети приобретают опыт творческой деятельности

На пятом году жизни происходит дальнейшее развитие детского организма, совершенствуются его физиологические  функции и процессы. По данным ВОЗ, средние антропометрические показатели к пяти годам следующие: мальчики весят 18.6 кг при росте 109.0 см, а девочки весят 17.9 кг при росте 107.6 см.

У детей интенсивно развиваются моторные функции, их движения носят преднамеренный, и целеустремленный характер. Детям интересны наиболее сложные движения и двигательные знания, требующие проявления скорости, ловкости и точности выполнения. Они владеют в общих чертах всеми видами основных движений, которые становятся более координированными.

Достаточно хорошо освоены разные виды ходьбы. У детей оформляется структура бега, отмечается устойчивая фаза полета.

На пятом году жизни почти все дети преодолевают «водобоязнь», осваивают технику передвижений в воде, лежания на воде, погружения в воду.

На пятом году жизни у детей возникает большая потребность  в двигательных импровизациях под музыку.

Достаточно высокая двигательная активность детей  проявляется в подвижных играх, которые позволяют формировать ответственность за выполнение правил и достижений определенного результата. Дети берутся за выполнение любой двигательной  задачи, но часто не соразмеряют свои силы, не учитывают реальные возможности. Для большинства детей 4-5 лет характерно достаточно четкое и правильное выполнение двигательных заданий, что обусловлено неустойчивостью волевых усилий по преодолению трудностей.

Они уже способны различать разные виды движений в воде, представляют себе их смысл, назначение, овладевают умением выделять более существенные элементы, выполнять их в соответствии с образцом.

Происходит развертывание разных видов детской деятельности, что способствует значительному увеличению двигательной активности детей в течение дня .

3. Поддержка детской инициативы

Технологической основой работы по физическому воспитанию является системно-деятельностный подход к развитию ребенка и организация образовательной среды. В его основе лежит, что развитие личности ребенка определяется характером организации его деятельности. Организация образовательной деятельности, согласно данному подходу, предполагает развитие самой деятельности, её основных компонентов (мотивов , целей, действий, способов действий и операций), в результате чего ребенок развивается как субъект этой деятельности  (деятель).

Образовательная среда строится на основе системы принципов деятельностного обучения:

- принцип психологической комфортности;

-принцип деятельности;

-принцип целостности;

-принцип минимакса;

-принцип творчества;

-принцип вариативности;

-принцип непрерывности.

4.Планируемые результаты

Целевые ориентиры на этапе завершения раннего образования с детьми с ФРЗ

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования с детьми с ФРЗ

- Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

- Ребенок владеет простейшими навыками самообслуживания, стремится проявить самостоятельность в бытовом и игровом поведении.

- Ребенок стремится к общению с взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого.

- Ребенок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им.

- Ребенок стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

- У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, перешагивание и пр.)

- Ребенок имеет представление о ценности здоровья, сформировано желание вести ЗОЖ.

- Ребенок имеет представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение; с помощью сна восстанавливаются силы.

- Ребенок знаком с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма; имеет представление о необходимости закаливания.

- У ребенка наблюдается повышение выносливости, к осуществлению динамической работы за счет упорядочения характера мышечной активности.

- У ребенка повышаются способности к предварительному программированию как пространственных, так и временных параметров движения; после выполнения движений ребенок способен самостоятельно подключиться к анализу полученных результатов и  установлению необходимых корректировок.

- Ребенок при соответствующих условиях может быстро достигать высокого результата в точности выполнения сложных движений.

- Ребенок может создавать условия для двигательной деятельности непосредственно в образовательной деятельности (НОД) и в повседневной жизни, организовывать не только собственную двигательную активность, но и подвижные игры, физические упражнения со своими сверстниками, с более младшими дошкольниками. На основе приобретенного опыта и знаний детям становится доступным проведение утренней гимнастики со всей группой детей, творческое включение двигательных действий в сюжетно-ролевые игры.

-Ребенок учится погружаться в воду, открывать в ней глаза, передвигаться и ориентироваться под водой,  выдоху в воду, лежать на воде на груди и спине,  скольжению в воде на груди и спине, координационным возможностям в воде.

- Ребенок умеет выполнять движения в соответствии со средствами музыкальной выразительности; дети могут создавать разнообразные вариации движений в зависимости от выбранного образа.

5. Схема НОД (модель)

Содержание занятия по физическому развитию детей с ФРЗ

Структурная часть НОД

Ход НОД

Дозировка (кол-во раз),

(время в мин)

Комментарии, методические рекомендации

Вводная (мотивационный компонент)

Постановка цели и задач перед воспитанниками

1

Описание методов мотивирование (стимулирования) познавательной активности воспитанников.

Основная (операционно-деятельностный компонент)

Содержание нового материала, организация его изучения. Объяснение методов, способствующих решению поставленных задач. Закрепление нового материала с учетом индивидуальных особенностей воспитанников.

10

Использование методов организации индивидуальной и групповой деятельности воспитанников. Определение возможных действий педагога в случае, если ему или воспитанникам не удается достичь поставленных задач. Организация совместной деятельности педагога с детьми.

Заключительная (аналитический компонент)

Подведение итогов занятия. Обсуждение деятельности воспитанников.

4

Определение перспективы получения знаний.

6. Комплексно-тематическое планирование

№ п/п

 Дата

Тема

Оборудование

Цель

  1. ллл

Вводное

Ознакомление с правилами поведения в бассейне, Т.Б. История зарождения плавания, характеристика видов входящих в данный вид спорта. Подвижные игры.

Тематическое

 Продолжить ознакомление с правилами поведения в бассейне, Т.Б. История зарождения плавания, характеристика видов входящих в данный вид спорта. Подвижные игры направленны на развитие зрительно-моторной координации.

Тематическое

Ознакомление с техническим оснащением и инвентарем, применяемым  при занятиях плаванием. Упражнениями на развитие  зрительно-моторной координации.

Тренировочное

Продолжить ознакомление  с техническим оснащением и инвентарем, применяемым  при занятиях плаванием. Упражнениями с разными видами ходьбы, бега.

Тренировочное

модули

Ознакомление с различными видами ходьбы, развитие зрительно-моторной   координации.

Вводное

Ознакомление с правилами поведения в бассейне, Т.Б. История зарождения плавания, характеристика видов входящих в данный вид спорта. Упражнениями, знакомящими с сопротивлением воды и способом передвижения по дну

Игровое

Игрушки плавающие

Ознакомление с техническим оснащением и инвентарем, применяемым  при занятиях плаванием. Упражнениями, знакомящие с сопротивлением воды и способом передвижения по дну

Игровое

Игрушки плавающие

Продолжить ознакомление с техническим оснащением и инвентарем, применяемым  при занятиях плаванием. Упражнениями, знакомящие с сопротивлением воды и способом передвижения по дну

Игровое

Игрушки плавающие

Ознакомление с упражнениями на погружение в воду с головой и открывание глаз в воде , скольжение по поверхности

Игровое

Игрушки плавающие

Продолжить ознакомление с техникой выполнения опусканием лица в воду выдох перед собой, погружение в воду с опорой.

Игровое

Игрушки плавающие. Тонущие

Ознакомление с техникой выполнения выдоха перед собой и на границе воды и воздуха, погружение с рассматриванием предметов.

Игровое

Игрушки плавающие. тонущие

Продолжить ознакомление с техникой выполнения выдоха перед собой и на границе воды и воздуха, погружение с рассматриванием предметов.

Игровое

Игрушки плавающие

Ознакомление с техникой выполнения погружений в воду  без опоры.

Тренировочное

Игрушки плавающие

Продолжить ознакомление с техникой выполнения погружений в воду  без опоры.

Тематическое

Доски плавательные

Ознакомление с техникой выполнения погружений в воду  без опоры, игры с выдохом в воду на развитие  зрительно-моторной координации.

 

Тематическое

Доски плавательные

Продолжить ознакомление с техникой выполнения погружений в воду  без опоры, игры с выдохом в воду.

Тренировочное

Игрушки тонущие

Продолжить ознакомление с техникой выполнения погружений в воду  без опоры, игры с выдохом в воду.

Тренировочное

Игрушки тонущие

Закрепление техники выполнения погружений и выдоха в воду

Тренировочное

Доски плавательные

Освоение техники лежания и скольжения на груди.

Игровое

Доски плавательные

Продолжить освоение техники лежания и скольжения на груди.

Тренировочное

Игрушки тонущие

Закрепление с техники выполнения погружения в воду без опоры.

Игровое

Игрушки тонущие

Продолжить закрепление с техники выполнения погружения в воду без опоры.

Игровое

Игрушки тонущие, обручи плавающие

Ознакомление с играми связанными с погружениями в воду и передвижениями под водой.

Игровое

Игрушки тонущие, обручи плавающие

Продолжить ознакомление с играми направленными на развитие  зрительно-моторной координаци,  связанными с погружениями в воду и передвижениями под водой.

Игровое

Игрушки тонущие, обручи плавающие.

Ознакомление с техникой выполнения скольжения на груди, в сочетании с движениями рук. Игры  на развитие  зрительно-моторной координации.

Тренировочное

Доски плавательные

Продолжить ознакомление с техникой выполнения скольжения на груди, в сочетании с движениями рук.  Игры  на развитие  зрительно-моторной координации.

Тренировочное

Доски плавательные

Ознакомление с техникой выполнения скольжений на спине, отталкиваясь от стены бассейна.  Игры  на развитие  зрительно-моторной координации.

Игровое

Доски плавательные, обручи

Продолжить ознакомление с техникой выполнения скольжений на спине, отталкиваясь от стены бассейна.  Игры  на развитие  зрительно-моторной координации.

Игровое

Игрушки тонущие, обручи тонущие

Ознакомление с техникой  выполнения скольжения в сочетании с выдохом в воду.  Игры  на развитие  зрительно-моторной координации.

Игровое

Игрушки тонущие, обручи тонущие

Ознакомление с техникой  выполнения скольжения в сочетании  с движениями рук.

Игровое

Игрушки тонущие, обручи тонущие

Ознакомление с техникой  выполнения скольжения в сочетании  с движениями рук.  Игры  на развитие  зрительно-моторной координации.

Тренировочное

Доски плавательные

Закрепление  техники выполнения погружения и скольжений на груди.  Игры  на развитие  зрительно-моторной координации.

Тренировочное

Доски плавательные

Закрепление  техники выполнения погружения и скольжений на груди.  Игры  на развитие  зрительно-моторной координации.

Тренировочное

Доски плавательные

Закрепление техники выполнения погружений , игры с погружениями.

Тренировочное

Доски плавательные

Закрепление техники выполнения погружений , игры с погружениями.

Игровое

Доски плавательные.

Закрепление техники выполнения скольжений на груди, игры со скольжением.

Непосредственно образовательная деятельность

(теория)

Тема №1 Ознакомление с правилами поведения в бассейне, техника безопасности.

Техника безопасности поведения в бассейне, формирование навыков личной гигиены, уход за очками.

Тема №2 Краткий обзор развития плавания.

История зарождения плавания.

Тема№3 Краткие сведения о строении и функциях организма. Влияние плавания на организм занимающихся.

Части тела и внутренние органы человека.

Тема№4 Ознакомление с правилами ухода за собой и своим телом, оказание первой помощи при проблемах на воде.

Учить быстро раздеваться и одеваться. Правильно мыться под душем, насухо вытираться, сушить волосы под феном, следить за чистотой принадлежностей для бассейна.

Тема№5 Основы техники плавания (кроль, кроль на спине, брасс, дельфин.)

Понятие о спортивной технике. Характеристика техники плавания «кроль»,

Тема№6 Оборудование и инвентарь.

Техническое оснащение и инвентарь,  применяемый  при занятиях плаванием.

Непосредственно образовательная деятельность

(практика)

1.Общая физическая подготовка.

Строевые упражнения:

Построения в шеренгу в колонну по одному, в круг. Размыкание и смыкание обычным шагом. Повороты на месте.

Ходьба:

На носках, на пятках, на внешней стороне стопы, носками внутрь и наружу. С перекатом с пятки на носок, с высоким подниманием бедра, скрестным шагом, в полуприсяде,  в полном приседе, по прямой.

Подскоки:

На одной, на двух, на месте, в движении.

Бег:

Обычный, змейкой, с выполнением задания по звуковому сигналу.

Общеразвивающие упражнения:

В движении на месте, в парах, с предметами. Динамические и статические для развития и укрепления мышц кистей рук, плечевого пояса, спины, туловища ног. Дыхательный. На  растягивание и расслабление.

2. Специальная физическая подготовка.

Упражнения, знакомящие с сопротивлением воды и способом передвижения по дну. Упражнения на погружение в воду с головой и открывание глаз в воде, упражнения помогающие овладеть выдохом в воду, всплывание и лежание на воде, скольжение по поверхности, движения рук и ног, упражнения для освоения техники дыхания, упражнения для совершенствования координации движений при определенном способе плавания

3. Учить не бояться входить в воду, научить плескаться в ней.

Организованный выход в воду (индивидуальный). Поточный вход в воду, умывание в воде бассейна, плескание, движение руками в воде, игры связанные с привыканием к воде и взаимодействием с ней.

4.Научить передвигаться в воде по дну бассейна разными способами на различной глубине.

Передвижение по дну бассейна шагом (в воде), передвижение по дну бассейна бегом (в воде), передвижение по дну бассейна прыжками (в воде), передвижение по дну бассейна изученными ранее способами в сочетании с движениями рук, передвижения в воде на руках по дну бассейна,  игры в воде связанные с передвижениями по дну бассейна различными способами.

5.Учить погружаться в воду, открывать в ней глаза, передвигаться и ориентироваться под водой

Опускание лица в воду стоя на дне, открывание глаз в воде стоя на дне, приседания в воде, погружения в воду (с опорой), погружение в воду ( без опоры), погружения с рассматриванием предметов, игры связанные с погружением в воду, передвижением и ориентированием под водой.

6.Обучение  выдоху в воду.

Выдох перед собой в воздух, выдох в воду, выдох на границе воды и воздуха, игры с использованием выдоха в воду

7.Обучение лежать на воде на груди и спине.

Упражнение на всплывание, лежание на груди, лежание на спине.

8.Обучение скольжению в воде на груди и спине.

Упражнения на скольжение в воде со вспомогательными снарядами и помощью педагога ,  выполнение скольжения на груди, отталкиваясь от дна, выполнение скольжения на груди, отталкиваясь от стенок бассейна, выполнение скольжения в сочетании с выдохом в воду, выполнение скольжения в сочетании с движениями рук, скольжение на спине, отталкиваясь от дна, скольжение на спине, отталкиваясь от стенки бассейна, скольжение на спине в сочетании с дыханием, скольжение на спине с движениями рук, игры связанные со скольжением на груди и спине.

9.Обучение координационным возможностям в воде

Движения ногами на суше, движения ногами в воде сидя, движения ногами в воде опираясь на руки, движения ногами лежа на груди с опорой.

10.Выполнение контрольных тестов.

Картотека игр для детей среднего дошкольного возраста.

Игры в бассейне направленные на развитие зрительно-моторной координации.

Игры с погружением в воду с головой (развивают зрительно-моторную координацию)

Фонтан

Задача игры: научить детей не бояться водяных брызг, не отворачиваться от них, развивать зрительно-моторную координацию

Описание: Держась за руки, играющие образовывают круг. Они стоят лицом в круг, опускают руки, принимают положение упора лежа сзади. По сигналу все одновременно начинают движения ног кролем, поднимают фонтан брызг. Игра повторяется несколько раз.

Правила: Нельзя отворачиваться от брызг, пятиться назад, вставать.

Методические  указания: Вариант: игра может проводиться и как упражнение для овладения движениями ног при плавании кролем. При этом дети следят,  чтобы  брызг   не  было,  а  на  поверхности  воды  показывались только пальцы ног.

Караси и щука (I вариант)

Задача игры: учить детей смело погружаться в воду, помочь осваивать погружения с головой, развивать зрительно-моторную координацию.

Описание: Дети (караси) перемещаются по дну бассейна в разных направлениях, помогая себе руками. Щука (ее роль первое время исполняет преподаватель) стоит в углу бассейна. По сигналу «Щука плывет!» дети уплывают к бортику и погружаются в воду до подбородка, а кто может — и глубже.

Правила:   Дети    не   должны убегать к бортику  раньше сигнала, нельзя толкать друг друга.

Методические   указания: Преподаватель,   исполняющий   роль щуки,   не  должен  слишком   быстро бежать за детьми и ловить их. Надо дать  возможность  всем  спрятаться.

Поезд в туннель! (I вариант)

Задача     игры:    учить    детей погружаться в воду с головой, развивать зрительно-моторную координацию

Описание: Играющие выстраиваются в колонну по одному и, положив руки на пояс друг другу, изображают поезд. Колонна движется шагом. Двое ребят, стон лицом друг к другу и держась за руки, образуют туннель. Чтобы проехать через него, дети, изображающие поезд, поочередно погружаются с головой в воду. После того как все вагоны проедут, изображавшие туннель пристраиваются к концу колонны, а двое первых ребят из поезда образуют новый туннель. Игра продолжается.

Правила: Не толкать друг друга. Встречное движение запрещается — в туннеле одна колея. Может произойти крушение.

Методические указания: Преподаватель должен следить, чтобы изображающие туннель не задерживали ребят под водой.

Спрячемся под воду

Задача   игры: упражнять в погружении в воду с головой, развивать зрительно-моторную координацию

Описание: Играющие, взявшись да руки, образуют круг. По сигналу «Спрячемся под воду» дети приседают, погружаются в воду с головой, не разнимая рук.

Правила: Дети не должны разнимать руки, вытирать лицо после подъема из воды.

Оса

Задача игры: приучать погружаться в воду с головой, не бояться воды, развивать зрительно-моторную координацию.

Описание: Играющие образуют круг. Преподаватель находится в центре круга. У него в руках удилище, к которому веревкой привязан бантик из поролона. Преподаватель поочередно или выборочно старается посадить на кого-нибудь осу. Игроки, спасаясь от осы, погружаются в воду с головой.

Правила: Тот, на кого села оса, обязательно должен погрузиться в воду, а поднявшись из воды, не разрывать круг, не вытирать лицо руками.

Методические указания: Преподаватель, зная особенности детей, сначала опускает осу на более смелых детей, не боящихся погрузиться в воду.

Жучок- паучок

Задача   игры: упражнять детей в погружении в воду с головой, развивать зрительно-моторную координацию

Описание: Играющие, взявшись за руки, идут по кругу. В центре круга встает водящий — жучок-паучок. Играющие произносят такие слова:

Жучок-паучок вышел на охоту.    

 Не зевай, поспевай,

Прячьтесь все под воду.

С последними словами все приседают, погружаясь с головой в воду.

Правила: Двигаться ровно. Нельзя тянуть друг друга, разрывать круг.

Методические указания: Преподаватель назначает водящего. Следит, чтобы все дети погружались в воду с головой, подбадривает тех, кто боится это делать.

Хоровод

Задача   игры: учить детей погружаться с головой в воду, развивать зрительно-моторную координацию

Описание: Играющие, взявшись за руки, образуют круг. Медленно передвигаясь по кругу, они хором произносят:

Мы идем, идем.

Хоровод ведем.

Сосчитаем до пяти.

Ну, попробуй нас найти!

После чего хоровод останавливается, дети хором считают до пяти и отпускают руки. При счете «пять» все одновременно погружаются с головой, после чего выпрямляются. Игра продолжается, хоровод движется в другую сторону.

Правила: Проигравшим считается тот, кто не погрузился с головой в воду.

Методические указания: При повторении игры можно использовать речитатив: «Раз, два, три, четыре, пять — вот мы спрячемся опять».

Можно предложить детям под водой считать про себя до пяти. Тогда по правилам игры выпрямляться будет разрешено только сосчитав под водой до пяти.

Щука

Задача игры: учить детей смело погружаться в воду, а также осваивать погружение в воду с головой, развивать зрительно-моторную координацию.

Описание: Дети ходят или бегают по дну бассейна в произвольных направлениях, помогая себе руками, изображая рыбок. Щука стоит спиной к бассейну на берегу или в углу бассейна. По сигналу «Щука плывет!» дети останавливаются и погружаются в воду до подбородка. Щука (водящий) внимательно следит за выполнением задания. Рыбку, которая неправильно выполнила задание, щука уводит к себе. Пойманный становится щукой.

Игра повторяется 3—4 раза. За рыбками всякий раз выплывает уже другая щука.

Правила: Водящий не должен поворачиваться лицом к бассейну раньше подачи сигнала.

Методические указания: Водящего назначает преподаватель или сам может быть водящим. При повторении игры за рыбками могут выплывать одновременно 2—3 щуки.

Игры с погружением в воду и открыванием глаз

Достань игрушку

Задача игры: показать, что вода прозрачная, через нее видны игрушки; приучать опускать руки глубоко в воду, не бояться погрузиться в воду с головой, развивать зрительно-моторную координацию.

Описание: Дети стоят у бортика. Преподаватель разбрасывает тонущие игрушки у противоположного бортика. По сигналу «Достань игрушку!» дети идут, смотрят на дно через воду, отыскивают игрушки, достают их со дна и приносят преподавателю. Игра повторяется.

Правила: Начинать движение по сигналу, доставать по одной игрушке. Нельзя отнимать их у товарищей, толкать друг друга.

Методические указания: Вначале опускать игрушки на мелком месте, при повторении игры — на более глубоком. Подбадривать детей, помогать робким.

Брод

Задача  игры: научить рассматривать предметы в воде, развивать зрительно-моторную координацию

Описание: Дети стоят в колонне по одному. Поочередно передвигаются на руках по дну вперед с одного берега на другой, ориентируясь по предметам, разложенным на дне (камни, тарелки и пр.). Для того чтобы проверить правильность передвижения, дети неоднократно опускают голову в воду, отыскивай следующую веху на своем пути.

Методические указания: Лучше всего для каждого играющего несколько изменять расположение предметов на дне. Одновременно следует использовать 4—5 предметов, на расстоянии до 1 м.

Смелые ребята

Задача игры: научить погружаться с головой в воду с открытыми глазами, развивать зрительно-моторную координацию

Описание: Дети стоят в кругу, держась за руки, хором произносят:

Мы ребята смелые.      

 Если захотим — Смелые, умелые,

Через воду поглядим.

Затем опускают руки и все вместе погружаются в воду с открытыми глазами. Игра повторяется 3—4 раза.

Методические указания: Для контроля выполнения можно предлагать детям рассмотреть какой-либо предмет в воде или проводить игру в построении по парам лицом друг к другу.

Нырни в обруч

Задача игры: учить погружаться в воду с открыванием глаз и скольжением, развивать зрительно-моторную координацию.

Описание: В воду вертикально опускают обруч с грузами. Дети встают в колонну по одному, идут вдоль бортика к обручу. Дойдя до него, дети по очереди погружаются в воду, проходят сквозь обруч, выныривают на поверхность с другой стороны и двигаются дальше. Когда все пройдут сквозь обруч, игра повторяется.

Правила: Идти друг за другом. Нельзя наталкиваться, хватать, топить друг друга.

Методические указания: Преподаватель следит за правильностью выполнения задания, подбадривает робких детей.

   7. Взаимодействие с семьей

Для повышения интереса детей к физической культуре необходимо тесное взаимодействие педагогов с семьями воспитанников.

Задачи сотрудничества:

- повышение роли семьи в физическом воспитании и оздоровлении детей;

- развитие инициативы родителей в формировании у детей ЗОЖ и устойчивого интереса к физической культуре;

- формирование общественного мнения о значимости ЗОЖ, физической культуры  в ДОО и семье.

Формы взаимодействия с семьями воспитанников:

  1. Информационные (консультации, доклады, ведение «физкультурной странички» на интернет-сайте ДОО (новости, мероприятия из физкультурной жизни ДОО))
  2. Организационные (родительские собрания, анкетирование родителей, совместно с родителями мониторинг физического развития детей, различные встречи с участием родителей)
  3. Просветительские («школы» физ. воспитания для родителей, тематические встречи с привлечением других специалистов, беседы)
  4. Практико-ориентированные (организация семейных клубов, участие родителей в (мастер-классах, Днях здоровья, спортивных праздниках, досугах и развлечениях).

 8. Диагностика

Мониторинг индивидуального физического развития ребенка проводится в соответствии с ФГОС:

- не содержит каких-либо оценок развития ребенка, связанных с фиксацией среднестатистических данных достижений;

- позволяет фиксировать актуальный индивидуальный профиль развития дошкольника и оценивать его динамику;

- учитывает зону ближайшего развития ребенка;

- позволяет рассматривать весь период развития ребенка. От поступления в ДОО до выпуска в школу, как единый процесс, при этом учитывает возрастные особенности, опираясь на оценку индивидуальных изменений деятельности дошкольника;

Результаты обследования оформляются в виде протоколов показателей по плаванию.

 Его анализ помогает определить успешность освоения им программного материала.

Показатели по плаванию у детей среднего дошкольного возраста:

Водобоязнь – ребенок вздрагивает при попадании на него брызг, неуверенно и скованно ведет себя.

Погружение в воду с выдохом – стоя в воде, сделать вдох, присесть, полностью погружаясь в воду, выдохнуть.

Уровни усвоения программы:

0 – низкий: ребенок допускает существенные ошибки в технике движений, не соблюдает темп и ритм, действует только в сопровождении инструктора – на суше и в воде.

1 – средний: ребенок владеет основными элементами техники большинства движений, способен самостоятельно выполнять упражнения на основе предварительного показа.

2 – высокий: ребенок проявляет стойкий интерес к физическим упражнениям, самостоятельно делает основные упражнения на суше и воде.

ПОКАЗАТЕЛИ ПО ПЛАВАНИЮ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ№1

Фамилия, имя ребенка

Водобоязнь

Погружение в воду

с выдохом

ИТОГО

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

1

                                                        2:

                                                        1:

                                                        0:

ИТОГО

по критериям:

2:___________%

___________дет.

2:___________%

___________дет.

1:___________%
____________дет.

1:___________%
____________дет.

0:____________%

____________дет.

0:____________%

____________дет.

Литература

  1. Бережнова О.В., Бойко В.В. Парциальная программа физического развития детей 3-7 лет «Малыши-крепыши» - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2016

  1. А.А. Чеменева, Т.В.Столмакова «Система обучения плаванию для детей дошкольного возраста»  Санкт-Петербург 2011г.

  1. Т.И. Осокина, Е.А.Тимофеева, Т.Л.Богина «Обучения плавания в детском саду»   Москва: Просвещение, 1991г.

  1. Рыбак М.В., Глушкова Г.В, Поташова Г.Н. «Раз, два, три, плыви…» метод пособие для дошкольных образовательных учреждений – М. : Обруч, 2010

  1. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с амблиопией и косоглазием. Одобрена решением от 7.12 2017 г. Протокол № 6/17.  http://fgosreestr.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физическому воспитанию для дошкольного возраста на 2015-2016 гг

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮДЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАНА 2015-2016 гг...

Рабочая программа по физическому воспитанию

Разработана на основе программы дошкольного образования  "От рождения до школы" под редакцией Вераксы , Комаровой, Васильевой...

Рабочая программа по физическому воспитанию для детей с ОВЗ дошкольного возраста "Весёлый кузнечик"

Основная проблема развития детей с ОВЗ- это трудности в освоении ими окружающего мира. Отсюда — возникновение эмоциональных проблем у таких детей: страх, плаксивость, тревожность, замкнутость, неувере...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физическому воспитанию в бассейне для детей от 6 месяцев до 2 лет совместно с родителями «Плаваем вместе с мамой: «Морская Сказка»

Программа обеспечивает всестороннее развитие на основе психологических особенностей, создает оптимальные условия для реализации активности....

Рабочая программа по физическому воспитанию в бассейне (для детей 5-6 лет) с амблиопией и косоглазием

Цель: охрана и укрепление здоровья ребенка, формирование привычки к ЗОЖ, развитие его физических качеств и совершенствование двигательных навыков на основе индивидуально-дифференцированного подхода фо...

Рабочая программа по физическому воспитанию в бассейне (для детей 6-7 лет) с амблиопией и косоглазием

У детей этой группы выражено становление зрительной системы как доминантной в сенсорной организации ребенка, что характерно для нормально видящих: познание и ориентировка в окружающей действительности...