Обобщение передового педагогического опыта Тема: «Развитие мелкой ручной моторики у детей раннего возраста в игровой деятельности»
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Пылаева Яна Андреевна

Обобщение передового педагогического опыта

Тема: «Развитие мелкой ручной моторики у детей раннего возраста в игровой деятельности»

 

Воспитателя 1 младшей группы № 6 «Карапузики»

Пылаева Яна Андреевна

 

«Руки дают человеку голову,

затем поумневшая голова учит руки,

а умелые руки снова

способствуют развитию мозга».

И. П. Павлов

 

 

Актуальность

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку, на его речь, что зачастую приводит к замкнутости ребёнка. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности, ребёнку тяжело освоиться среди сверстников и такие дети считают себя «чужими».

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, мышление, ЗУН (знание, умение, навыки, а также словарный запас).

 

 

Теоретической базой опыта стала и идея ведущего педагога. М. Монтессори, которая на основе многочисленных экспериментов утверждала: «Таланты детей находятся на кончиков их пальцев».

Опыт работы по данному направлению опирается на требования Комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», - 2016. – 352с.

Опыт моей работы состоит в разработке системы работы по развитию мелкой детей, в подборе методов, приемов и средств: пальчиковые игры и гимнастику; упражнения с крупой, зернобобовыми, семечками (аппликация, выкладывание на пластилине, рисование по манке); игры с пуговицами (застегивать-расстегивать, выкладывать орнамент, нанизывать и др.); занятия со счетными палочками, спичками (выполнение заданий по схеме и без неё)

Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность.

Свою работу по развитию мелкой моторики я начала с младшего дошкольного возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте работа началась с выполнения простых упражнений, сопровождаемых стихотворным текстом, не забыла о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

В работу по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста включаются все виды учебно-игровой деятельности в режимные моменты:

  • Утренняя гимнастика.
  • Самостоятельная деятельность
  • Организованная образовательная деятельность
  • Непосредственная образовательная деятельность
  • Прогулка
  • Самообслуживание

Основная цель передового педагогического опыта: Достижение положительной динамики в развитии мелкой ручной моторики  детей раннего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов в игровой деятельности.

 В ходе работы выдвинуты следующие педагогические задачи:

1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.

2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр, дидактических игр и т.д

3. Совершенствовать развивающую предметно-пространственную  среду группы.

4. Способствовать формированию  благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

5.  Развивать воображение, внимания, наглядно-образное мышление, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность и способность.

Формы работы:

- совместная деятельность педагога с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приемы работы: (Объяснение, показ, беседа, игра)

• массаж кистей рук;

• пальчиковая гимнастика, физкультминутки;

• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;

• пальчиковый театр;

• конструирование: работа с конструктором ЛЕГО;

• дидактические игры;

• шнуровка, пуговицы, прищепки;

  • игры с крупами (фасоль, горох)

• игры с мелкими предметами;

• пазлы, мозаика, матрёшки, пирамидки;

игры с сыпучими материалами («Сухой бассейн»- манная крупа) 

 

Форма отчета:

Презентация на родительском собрании в мае 2018 года «Развитие мелкой ручной моторики у детей раннего возраста  группы «Карапузики» в игровой деятельности».

Консультация для воспитателей: «Применение дидактических игр для формирования развития речи».

 

 

 

Содержание работы

Сентябрь-октябрь-ноябрь

Декабрь-январь-февраль

Март-апрель-май

1.Методическая работа, изучение литературы (прописывается как библиографический список, в т.ч. ИКТ)

- Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.

- Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.

- Кирий А. Логопедические игры для малышей. Ростов-на-Дону, 2015.

- Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.

 

- Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.

- Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.

-Журналы«Дошкольное воспитание»; Интернет-журнал «Развитие».

- Материалы Интернет сайтов maam.ru; http://festival.1september.ru

- Агапова И.А., Давыдова М.А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М.: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009;

 

- Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

- Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

- Кольцова М. М «Развитие моторики»

- Елена Данилова «Пальчиковые игры»

- Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»

 

2.Взаимодействие с воспитанниками (разные формы работы)

  1. - Формирование картотеки дидактических игр, направленных на закрепление цвета: «Какого цвета не стало?», «Какого цвета предмет?», «Собери  гирлянду» «Какие цвета использованы?», «Уточним цвет».
  2. «Найди и выложи»,
  3.  «Все карточки по местам», «Кубики для машины», «Воздушные шары».
  1.  

- Игры с пуговицами («Выкладка на готовые трафареты»«ПОСЕЛИ ПУГОВИЦЫ В ДОМИК»);

- Игры – шнуровки («Башмачок»«Зашнуруй ботинок», «Мишка», «Груша», «Яблоко» и т.д);

- Игры с прищепками

(«Иголочки для ежика»«Тучка», «Солнышко», «Крокодил», «Морковка», «Редиска») ;

- Игры с сыпучими материалами (горох, фасоль), по трафаретам.

- Игры с сыпучими материалами («Сухой бассейн»- манная крупа) Игры на манке служат прекрасным средством для развития и самообразования ребенка;

 

  1. - Формирование картотеки дидактических игр, направленных на развитие тактильных ощущений: «Чудесный мешочек», «Определи на ощупь», «Платочек для куклы»,  «Найди пару».
  2. – Игры с разрезными картинками из двух частей « Мои игрушки»

 

- Игры с водой способствуют развитию тактильно –кинестетической чувствительности.

- Рисование (рисование карандашом, кистью, пальцами, пористыми губками,);

 

- Аппликация

(из готовых фигур и трафаретов, ватных дисков;

 

- Лепка (лепка из пластилина ; отщипнуть кусочек, надавливание, скатывание, размазывание) .

 

- Игры на манке служат прекрасным средством для развития и самообразования ребенка;

 

- Игры с водой способствуют развитию тактильной – кинестетической чувствительности, формируют первичные приемы мышления;

 

  1. - Формирование картотеки дидактических игр, направленных на закрепление понятия формы: «Найди предмет указанной формы», «Из каких фигур состоит…?», «Найди предмет такой же формы», «Какая фигура лишняя?». «Сравни большие и маленькие елочки», «Узнай фигуру»

- Игры с песком на улице.

 

3.Взаимодействия с родителями

Стендовая информация

-Консультации для родителей на тему: «Первые уроки нравственности для детей раннего дошкольного возраста».

 

 

 - Анкетирование родителей, собрание на тему: «Я и мой ребенок».

 Стендовая информация

-Консультации для родителей на тему: «Как провести выходной день с ребенком».

 

-Анкетирование родителей «Игра в жизни вашего ребенка»

 

-Родительское собрание  (презентация) «Что  такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?

4.Наглядная агитация: папки-передвижки, информационные листы, ИКТ

Составить картотеку:

- пальчиковых игр,  - артикуляционных гимнастик,

- дыхательных упражнений.

 

 

  1. - Оформления папки-передвижки для родителей на тему: « Картотека игр на развитие сенсорики для детей младшего дошкольного возраста»

 

 

 

-Оформления папки-передвижки для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики»

 

- Оформление буклета: (для каждого родителя)              « Дыхательная гимнастика»

5.Взаимодействия с колегами. (выступления, доклады, консультации, семинары. Мастер классы.

-

Консультации с коллегой на группе по теме самообразования и совершенствования развивающей предметно-пространственной  среды группы.

Консультация для воспитателей:

«Применение дидактических игр для формирования развития речи»

 

 

 

Анализ результативности.

Анализ проведённой работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование игровых приёмов, эффективно помогает развить мелкую моторику и благотворно влияет на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста. На основе использования игр, заданий, упражнений у младших дошкольников развивается память, внимание, мышление, воображение, расширяется словарный запас, приобретаются навыки учебной деятельности.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, обуваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений.

Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями). Специально организованные занятия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, предметами-орудиями и строительным материалом являются основной формой работы по сенсорному воспитанию детей второго-третьего года жизни.

Таким образом, актуальность темы заключается в необходимости ее всестороннего изучения, потому что развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Она создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений.

В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Родительское собрание1.78 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Развитие мелкой ручной моторики у детей раннего возраста в игровой деятельности» Выполнила воспитатель: Пылаева Яна Андреевна

Слайд 2

Цель : Достижение положительной динамики в развитии мелкой ручной моторики детей раннего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов в игровой деятельности. Задачи самообразования: 1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста. 2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр, дидактических игр и т.д 3. Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группы. 4. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе. 5. Развивать воображение, внимания, наглядно-образное мышление, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность и способность.

Слайд 3

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Часто для понятия «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость». Педагоги начальных классов нередко видят, что ребёнок, пришедший в первый класс, элементарно даже не может держать в руках карандаш, он не умеет вырезать, а в его прописях «красуются» одни каракули. Таким образом, уровень развития мелкой моторики оказывает существенное влияние на общее развитие ребёнка, успешность его обучения в школе. Почему так происходит? Потому что двигательные способности пальцев и головной мозг находятся в прямой зависимости друг от друга. Мелкая моторика оказывает влияние не только на речь, но и на внимание, память, мышление и воображение. Таким образом, развивая пальчики ребёнка, мы способствуем развитию целого ряда важнейших свойств его психики. Ребёнок с хорошо развитой мелкой моторикой может самостоятельно одеваться, писать и рисовать, вырезать, выполнять бытовые и учебные действия. Сегодня всё чаще родители могут услышать от воспитателя детского сада, что у их ребёнка недостаточно развита мелкая моторика. И действительно, в настоящее время отмечается, что у современных детей отстаёт моторное развитие по сравнению с прошлыми поколениями. Ещё буквально двадцать лет назад многое приходилось делать с помощью рук: зашнуровывать ботинки, вручную перебирать крупу, самостоятельно вязать, застёгивать пуговицы на куртке и так далее. Сегодня же практически вся детская обувь на липучках, крупа продаётся уже в чистом виде, вязаные изделия можно без проблем приобрести в магазинах, а пуговицы на куртках сменились липучками и заклёпками. Конечно, всё это очень удобно, но это серьёзный минус для развития мелкой моторики наших детей.

Слайд 4

Когда следует начинать развивать мелкую моторику ребёнка? Чем раньше мы будем развивать двигательные способности пальцев малыша, тем лучше. Начинать можно и нужно с самого рождения, массируя пальчики младенца, его ладони. Такой массаж воздействует на активные точки, которые имеют прямую взаимосвязь с головным мозгом. По мере взросления ребёнка можно использовать пальчиковые игры, которые сопровождаются стихотворным текстом. Далее необходимо приучать ребёнка самостоятельно застёгивать пуговицы, зашнуровывать ботинки. Даже такие, на первый взгляд элементарные игры с малышами, как «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и «Ладушки» имеют далеко не только развлекательный характер, но ещё и способствуют развитию пальчиков малыша. Очень полезны для мелкой моторики лепка, аппликация, нанизывание бусин, рисование, вырезание и другие виды деятельности, в которых задействованы ручки ребёнка. Процесс развития мелкой моторики происходит естественным, природным путём на базе развития общей моторики человека. Развитие моторики проходит сложный путь, начиная с хватания предмета ладошкой целиком, затем совершенствуется в процессе перекладывания предмета из руки в руку, а уже к двум годам ребёнок может не только правильно держать ложку и кисточку, но и рисовать. Психологи и педагоги рекомендуют начинать заниматься развитием мелкой моторики малыша уже с восьмимесячного возраста путём активной тренировки пальцев ребёнка.

Слайд 5

Средства развития мелкой моторики Вода Песок Куклы Пластилин Ножницы Бумага , оригами Раскраски-штриховки Крупа Бусы Пуговицы Прищепки Природный материал Нитки Веревки Шнурки Пальчиковая гимнастика Массаж Конструктор Мозаика Пазлы Карандаши Счетные палочки

Слайд 6

Массажеры( упражнение с мячами Упражнения с массажерами : катать по столу от кончиков пальцев до локтя, между ладонями, по тыльной стороне кисти. Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди. Упражнения с мячами учиться захватывать мяч всей кистью и отпускать его; катать мяч по часовой стрелке; держать одной рукой – другой рукой выполнить ввинчивающие движения, пощелкивания, пощипывания. Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.

Слайд 7

Пальчиковая гимнастика( игры) Включение пальчиковых игр и упражнений в любое занятие вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук . Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев и рук. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо» , «влево» , «вниз» , «вверх» и т. д. Дети с удовольствием принимают участие в «играх - потешках » . Самый известный вариант такой игры – «Ладушки, ладушки» , «Идет коза рогатая» , «Сидит белка на тележке» и т. д. ;

Слайд 8

.

Слайд 9

Четки можно купить или сделать из крупных бусин. Ребенок проговаривает строчку стихотворения и откладывает бусину (но не как на счетах, а держа четки этой же рукой). Работают 1-й, 2-й 3-й пальцы, а 4-й и 5-й держат четки. Упражнение выполняется попеременно каждой рукой. Упражнение с четками

Слайд 10

Игры с пуговицами Пуговичный массаж: Заполните просторную коробку пуговицами. Опустите руки в коробку; Перетирайте пуговицы между ладонями; Пересыпайте их из ладошки в ладошку; Найдите самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.

Слайд 11

Дидактические игры Дида́ктика ( др.-греч. «поучающий») — раздел педагогики и теории образования , изучающий проблемы обучения . Раскрывает закономерности усвоения знаний , умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования . В качестве средств сенсорного воспитания у детей раннего и младшего дошкольного возраста используются: дидактические игры и упражнения. Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей.

Слайд 17

Игры с крупой,горохом,фасолью, «Сухой бассейн из манной крупы»

Слайд 18

Игры с конструктором Свободное конструирование – самый простой способ развития у ребёнка пространственного мышления, моторики, творческих потребностей и произвольных действий. Детали конструктора очень приятно держать и вертеть в маленьких, да и не только, ручках. Такой массаж рук благотворно воздействует на развитие осязания и мелкой моторики рук, а также полезен для здоровья.

Слайд 19

Игры с мозайкой Игры с разными мозаиками способствуют развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка .

Слайд 20

Шнуровки В игровой форме осуществляется развитие мелкой моторики рук, а, следовательно – поэтапная подготовка ребёнка к письму. Игры-шнуровки созданы с целью развития мелкой моторики рук, усидчивости и глазомера. В процессе игры совершенствуется координация движений и гибкость кистей рук. «Шнуровки» способствуют развитию мелкой моторики, логического мышления, и как результат – стимулируют развитие органов артикуляции (речевого аппарата).

Слайд 21

Кубики, пирамидки Пирамидка – это одна из базовых развивающих игрушек для ребёнка конца первого, всего второго и третьего года жизни. Эта игрушка помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, различных форм и размеров, а также цветов. Кубики. Данная игрушка появляется в жизни малыша с самого раннего детства. При помощи деревянных или пластмассовых кубиков можно конструировать башни, строить крепости и дома. Кроме того, продаются деревянные кубики с нанесёнными на них картинками (например, овощи, домашние животные, герои сказок), благодаря которым игра в кубики переходит в собирание картинки. Это уже не только развитие мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики.

Слайд 22

Пазлы Собирая красочные картинки, ребенок развивает не только мелкую моторику, но и внимательность, сообразительность, логическое мышление, координирование работы глаз и кистей рук.

Слайд 23

Игры с прищепками Игры с прищепками прекрасно развивают мускулатуру пальчиков ребенка, способствуют координации движения рук.

Слайд 24

Заключение Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей не только способствует речевому развитию, но и позволяет детям овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения , л учше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира . Не зря существует выражение, что наш ум – находится на кончиках наших пальцев. Поэтому если мы хотим, чтобы наши дети были умными и способными, то необходимо развивать мелкую моторику!

Слайд 25

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в игровой деятельности»

Опыт работы по  теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников в игровой деятельности». В  ходе педагогической деятельности изучила много научной литературы и сделала для себя вывод: что сам...

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста проходит в тот период, когда формируются и развиваются практически все двигательные навыки, которыми владеет человек в течение всей жизни...

Методическая разработка по теме: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в игровой деятельности»

Опыт работы по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников в игровой деятельности». В ходе педагогической деятельности изучила много научной литературы и сделала для себя вывод: что самой актуаль...

Родительское собрание Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в игровой деятельности»

Главная цель разработки – вооружить воспитателей идеями проведения интересных и содержательных родительских собраний. Предлагаемая нетрадиционная методика и тема разработана в соответствии с наи...

Опыт работы в группе раннего возраста «Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий». Обобщение опыта.

Правильная, хорошо развитая речь – важнейшее условие гармоничного, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможност...

Презентация на тему "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через игровую и продуктивную деятельность в соответствии с ФГОС"

Презентация призвана показать родителям общую характеристику и значение мелкой моторики, а так же различные способы и средства её развития для детей раннего возраста....

КАРТОТЕКА ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ И РУЧНОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

КЛУБОЧКИЦель: развитие мелкой и ручной моторикиИгровые действия:детям предлагается сначала размотать клубочки, затем с помощьювзрослого они учатся сматывать нитки в клубкиКОЛЮЧИЕ ШАРИКИЦель: развитие ...