Проект "Ботанический сад"
проект (подготовительная группа) по теме

Ярцева Ольга Александровна

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.  Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его. Именно поэтому на протяжении многих лет,  наш детский сад работает по проблеме  экологического воспитания дошкольников.Данная работа посвящена знакомству дошкольников  с Ботаническим садом. Данная работа посвящена знакомству дошкольников  с Ботаническим садом. Реализация проекта осуществляется через интеграцию различных видов деятельности: познавательной, экспериментальной, экологической, речевой, продуктивной и игровой, объединенных одной темой.  Это  позволяет детям познать целостную картину окружающего мира, и дает возможность развитию творческих способностей и самореализации каждого участника проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kniga_proekta.docx808.09 КБ

Предварительный просмотр:

http://www.zapoved.net/catalog/img_originals/8978.jpg

Проект

«БОТАНИЧЕСКИЙ САД»

                                   МДОУ «Детский сад №5»

                                                               г. Саратов

Тема проекта: «Ботанический сад»

Авторы-разработчики:

Старший воспитатель - Макеева И.В.

Воспитатель - Ярцева О.А.

Воспитатель - Шалина И.С.

Продолжительность проекта:  долгосрочный.

Вид проекта: познавательно-эстетический.

Участники проекта: дети 6-7 лет, педагоги, родители.


http://1619.ru/images/news/%D0%BE%D0%BE%D0%BE.jpg

Аннотация к проекту «Ботанический сад»

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами.

Одно из них – ознакомление с природой. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.  Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его.

Именно поэтому на протяжении многих лет,  наш детский сад работает по проблеме  экологического воспитания дошкольников. Коллектив стремится к созданию нового культурного образа дошкольного учреждения, ориентированного на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства.

Данная работа посвящена знакомству дошкольников  с Ботаническим садом.

В проекте участвуют дети 6-7 лет,  три педагога (старший воспитатель, и 2 воспитателя группы), родители.

Реализация проекта осуществляется через интеграцию различных видов деятельности: познавательной, экспериментальной, экологической, речевой, продуктивной и игровой, объединенных одной темой.  Это  позволяет детям познать целостную картину окружающего мира, и дает возможность развитию творческих способностей и самореализации каждого участника проекта.

Знакомство с Ботаническим садом, это лишь часть большого         эколого-образовательного цикла «Моя малая Родина - Саратов», целью которого является воспитание у дошкольников положительной мотивации к самостоятельному изучению окружающего мира, оптимистического мировосприятия, экологической культуры, эмоциональной отзывчивости, эстетического вкуса, патриотических чувств, активной социальной позиции.

Важно отметить, что одним из видов организованной детской деятельности, в ходе которой воспитываются любовь и эстетическое отношение к природе, удовлетворяются познавательные потребности ребенка, а также совершенствуются двигательные навыки и физические качества является экскурсия. Форма передачи знаний в виде экскурсии способствует непосредственному и свободному общению между взрослыми и детьми. При этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир.

В ходе экскурсий ребенок получает первые представления о своей стране, изучает особенности малой родины, ее культурные, трудовые и духовно-нравственные традиции.

Актуальность проекта вытекает из его основной цели – через познание и изучение природы родного края, воспитывать у детей любовь к Родине, прививать чувство ответственности за сохранение ее природного наследия.C:\Users\Ирина\Desktop\Эколог.пр. 2014-15 г\1234\brain-power-study-music-1-hour-f.jpg


Цель и задачи проекта «Ботанический сад»

Цель: формирование гармоничной личности дошкольника с  экологическим мышлением на примере уникальной природной среды Саратовского Ботанического сада.

Задачи проекта:

Для детей:

-  дать общие понятия о Ботаническом саде, как объекте охраняемой природы.

-   формировать представление детей об уникальности растительного мира Ботанического сада.

-   дать элементарные понятия о «дендрарии» и «оранжерее».

-   знакомить с названиями деревьев Ботанического сада.

- формировать у дошкольников систему экологических знаний и представлений на основе изучения природы родного края, опираясь на эвристические методы познания,  доступные дошкольному возрасту.

-  воспитывать любовь и гуманное отношение к природе.

- формировать эстетическое чувство дошкольника, учить видеть красоту в образах природы.

- развивать коммуникативность в коллективных формах познавательной, трудовой и игровой деятельности.

Для педагогов:

- разработать новые формы взаимодействия и сотрудничества взрослых и детей на основе принципов демократии и гуманизма.

- привить детям осознанно-правильное отношение к природе, через: чувственное восприятие, эмоциональное отношение,  получение знаний о жизни растений прорастающих на территории Ботанического сада и их развитии в зависимости от особенности окружающей среды.

Для родителей:

-  привлечение родителей к сотрудничеству, активное вовлечение  их в общую деятельность по реализации проекта.

Ожидаемые результаты:

  • Приобретение знаний об особенностях растительности ботанического сада;
  • Сформированные навыки наблюдения в процессе экскурсий.
  • Появление желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
  • Сформированное у детей бережное, ответственное, эмоционально-

доброжелательное отношение к миру природы, в процессе общения с ним.

  • Ответственное отношение детей к окружающей среде.
  • Сплочение детского коллектива;

Продуктивность совместной работы воспитанников, педагогов и родителей:

Стенды, фотодневник проекта, рисунки, конкурсы, кормушки, экологические акции, новые деревца на участке детского сада.

Реализация проекта.

I. Подготовительный этап:

  • Постановка целей и задач
  • Разработка плана
  • Подбор литературы, наглядного и демонстрационного материала.

II. Основной этап:

  • НОД
  • Беседы
  • Экскурсии
  • Знакомство с художественно-научной литературой о природе родного края.
  • Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.

III. Заключительный этап:

  • Мини-выставка продуктов детской деятельности.
  • Фотомонтаж.
  • Подведение итогов.

Формы реализации проекта:

  • Экологические занятия.
  • Наблюдения и экологические экскурсии.
  • Познавательное чтение.
  • Природоохранные акции.
  • Подвижные, дидактические игры.

Принципы реализации проекта:

  • Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.
  • Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
  • Принцип доступности предусматривает осуществление экологической работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
  • Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
  • Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе экологической деятельности.

План реализации проекта.

Этапы

Мероприятия

Ответственный

Подготовительный   этап

  • Подбор и изучение методической литературы.
  • Составление плана проекта.
  • Составление конспектов НОД.
  • Подбор иллюстративного и демонстрационного материала.
  • Анкетирование родителей.
  • Анкетирование детей.
  • Совместная работа с сотрудниками ботанического сада по проектной деятельности:

-составление плана совместной деятельности.

- подбор экскурсий-бесед по теме проекта.

- консультации для педагогов ДОУ.

Ст. воспитатель Макеева И.В.

Воспитатель -

Ярцева О.А.

Шалина И.С.

Основной этап

  • НОД «Мой родной край: заповедные места и памятники природы»

……………………………………………………

  • Беседа: «Правила поведения в заповедной зоне»

……………………………………………………

  •  Беседа: «Что такое Ботанический сад?»

……………………………………………………

  • Экскурсия в дендрарий Ботанического сада.
  • Экскурсия в оранжерею  Ботанического сада.
  • Участие в региональном конкурсе «Природные символы  Саратовского края».
  • Поездка в школу с. Елшанка Хвалынского района.
  • Участие во всероссийском конкурсе «Моя географика»

    ……………………………………………………..

  • Оформление фотодневника проекта.

Ярцева О.А.

……………….

Шалина И.С.

……………….

Ярцева О.А.

………………..

Ст. воспитатель Макеева И.В.

Воспитатель -

Ярцева О.А.

Шалина И.С.

…………………

Ярцева О.А.

Шалина И.С.

Заключительный

этап

  • Оформление экспозиции «Ботанический сад» в эколого-краеведческом музее ДОУ.

  • Подведение итогов, общий анализ совместной деятельности по проекту

Ст. воспитатель Макеева И.В.

Воспитатель -

Ярцева О.А.

Шалина И.С.

Приложение


http://skachat-kartinki.ru/img/picture/Nov/03/667299d44740f078672b9f0b243d065a/mini_1.jpg

Консультация для воспитателей

ТЕМА: «ПРОВЕДЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Экскурсия – один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсии ребёнок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им.

Значение экологических экскурсий:

1. Дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания.

2. Экскурсия формирует у детей первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе.

3. Экскурсии в лес, в поле, в парк, на берег реки предоставляют возможность собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы.

4. Экскурсии развивают наблюдательность, интерес к природе.

5. Красота природы вызывает у детей глубокие переживания, разнообразные положительные впечатления, способствует развитию эстетических чувств.

6. Экскурсии помогают воспитывать у детей любовь и бережное отношение к родной природе, любовь к Родине.

По содержанию экскурсии можно разделить на два вида:

1. Природоведческие – в парк, в лес, на реку, на луг, в зоопарк, в ботанический сад.

2. Экскурсии на сельскохозяйственные объекты: в поле, на птицефабрику, в сад, в огород – для ознакомления с трудом взрослых.

Организация экскурсий.

Проводят в средней, в старшей и подготовительных группах. Для экскурсии определяют цель и программное содержание.

1. Природоведческие экскурсии проводят в определённой системе. Организовывать их целесообразно на одни и те же объекты в разные времена года, для того, чтобы показать детям сезонные изменения, происходящие в природе.

2. Сельскохозяйственные экскурсии проводят для ознакомления детей с отдельными видами труда взрослых.

Воспитатель, планируя экскурсию, точно определяет тему и цель, конкретизирует программное содержание, намечает объект экскурсии, намечает маршрут. Определяя место экскурсии надо учитывать физические возможности детей, сезон, особенности дороги, погоду. Воспитатель намечает заранее последовательность

наблюдений, содержание и объём тех знаний, которые должны получить дети, устанавливает, где они могут самостоятельно вести наблюдения и отдыхать. Чтобы экскурсия была интересной, педагог заранее подбирает стихи, загадки, пословицы, игры.

Подготовка детей.

За несколько дней до экскурсии воспитатель проводит с детьми небольшую беседу, для того чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию. Дети должны знать куда пойдут, что увидят, зачем, что нужно собрать. Воспитатель обращает внимание на одежду детей, она должна быть с учётом погоды и сезона.

Проведение экскурсий.

1. Природоведческая экскурсия. Она включает: вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные самостоятельные детские наблюдения и сбор природного материала, игры ребят с собранным материалом, итог экскурсии.

Приведя детей к месту экскурсии, воспитатель проводит краткую беседу, напоминая цель занятия, даёт детям осмотреться, затем дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы.

Основная часть – коллективное наблюдение. Здесь решаются основные программные задачи занятия. Дети вместе с воспитателем подмечают и осознают характерные признаки предметов и явлений. Воспитатель дополняет наблюдения своим рассказом и пояснениями. Воспитатель уделяет внимание вопросам-заданиям, заставляющих детей рассматривать предмет, сравнивать, находить отличия и сходство, устанавливать связь между явлениями природы. Полезно использовать произведения детской художественной литературы, стихи, загадки.

Затем детям дают время для самостоятельных наблюдений и сбора природоведческого материала.

При сборе природного материала следует строго ограничивать его количество, для того чтобы решить задачу воспитания бережного отношения к природе. Когда дети работают самостоятельно, воспитатель может показать, как выкапывать растение, срезать правильно ветку и т.д. Однако нельзя всю работу выполнять за детей. Собранный материал сортируют и раскладывают по пакетам, часть его используют для игр и упражнений.

В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, выражают словами их качества, запоминают название растений и их части. Целесообразны игры: «Узнай по запаху», «Ветка, ветка, где твоя детка?», «Раз, два, три - к дереву беги!» и т.д.

2. Сельскохозяйственная экскурсия. Она даёт возможность наглядно показать, как человек воздействует на природу, как выращивает растения и животных. Здесь дети знакомятся с основными трудовыми операциями. Экскурсия начинается с предварительной беседы. Её задача вызвать интерес к предстоящим наблюдениям.

В основу самой экскурсии входит рассматривание объектов труда (растений, животных) и наблюдение процесса труда взрослых. Воспитатель обращает внимание на способы использования механизмов и машин. Хорошо, когда по ходу экскурсии дети помогают взрослым (кормят животных, собирают овощи ит.д.) Дети участвуют в беседе с взрослым, слушают рассказ о труде. При подготовке к сельскохозяйственной экскурсии воспитатель сам знакомится с объектами наблюдения, получает разрешение на проведение экскурсии, договаривается о времени посещения, об участии детей в труде, определяет содержание беседы детей с рабочими.

Работа с детьми в группе после экскурсии.

После возвращения с экскурсии собранный материал помещают в уголке природы. Через 2-3 дня воспитатель проводит занятие с использованием раздаточного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и что

делали. В заключении проводится обобщающая беседа, в ходе которой, воспитатель задаёт вопросы детям так, чтобы восстановить весь ход событий.


Конспект беседы «Что такое Ботанический сад?»

 

Цель: познакомить детей с ботаническим садом г. Саратова.

Образовательные задачи:

  • углубление знаний о ботаническом саде г. Саратова;
  • закрепление понятий «дендрарий» и «оранжерея»;
  • закрепление понятий «ядовитое растение», «лекарственное растение».

      Развивающие задачи:

  • развитие связной речи;
  • развитие мышления;
  • развитие слуховой памяти;
  • развитие зрительного восприятия и внимания;
  • развитие психоэмоционального мира дошкольника.

Воспитательные задачи:

  • воспитание любви к природе родного края;
  • воспитание навыков инициативности, сотрудничества, усидчивости, доброжелательности;
  • закрепление правил поведения в общественных местах.

Ход беседы.

Здравствуйте ребята. Сегодня я вам расскажу про одно удивительное место города Саратова.

В нашем городе есть ботанический сад Саратовского Государственного Университета. Этому саду уже очень много лет, его даже можно назвать древним. 

Что же такое ботанический сад? Ботанический сад – это то место, где растут разнообразные растения. И вы можете погулять по нему, посмотреть на самые разные деревья, кустарники, цветы, которые не растут в России. Здесь собраны "представители"  из самых разных стран мира. Вы как будто будете путешествовать по разным странам и увидите, какие там встречаются растения. Некоторые  растения растут в теплицах, для того, чтобы им не замерзнуть холодной зимой, потому что в их родных краях зима не такая холодная как у нас.

В ботаническом саду есть дендрарий, где растёт множество деревьев и кустарников, есть даже экзотические. Ребята, а что такое экзотические растения? (ответы детей) Правильно, это такие растения, которые в нашей области, а то и во всей стране не растут из-за неподходящего климата.

Кроме дендрария, имеется ещё и оранжерея. Как вы думаете, что такое «оранжерея» (ответы детей)  Оранжерея – это застеклённое помещение для выращивания и содержания комн. растений в определённых условиях влажности, температуры и освещения. В оранжереи выращиваются и содержатся растения из разных стран. Все эти растения отличаются друг от друга по внешнему виду и по строению.

Ребята, в ботаническом саду можно увидеть полезные и ядовитые растения. А почему растения называются полезными или лекарственными?  (ответы детей) Правильно, эти растения помогают при болезнях, из них изготавливают лекарства. Какие лекарственные растения вы знаете? (ответы детей)

А как вы думаете, почему растения называются ядовитыми? (ответы детей)  Правильно, их нельзя употреблять в пищу, потому что можно ими отравиться. Какие ядовитые растения вы знаете? (ответы детей)

Кроме того, в ботаническом саду работают учёные, которые выращивают новые сорта растений. Ребята, скажите мне, что это за место – ботанический сад? (ответы детей)  

Ребята, расскажите мне, как надо себя вести, когда вы пришли в ботанический сад? (ответы детей)  Правильно, не ходить по газонам, не срывать цветы, не ломать деревья, не мусорить, не шуметь. А перед тем, как мы посмотрим фотографии ботанического сада, давайте с вами поиграем!

Физкультминутка «Раз – подняться, потянуться…»

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Рефлексия.

Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили? (ответы детей) Что вам запомнилось больше всего? (ответы детей) Какое у вас сейчас настроение? (ответы детей)

Ребята, желаю вам всем вместе со своими родителями посетить ботанический сад и посмотреть на множество удивительных экзотических растений, деревьев и цветов.