Консультация для родителей на тему: Психологическое здоровье дошкольника и телевидение
консультация (старшая группа) по теме

Васильева Людмила Анатольевна

Трудно представить жизнь современной российской семьи без телевизора. Телевидение- это окно во внешний мир ,и при разумном подходе оно может выполнять функции образовательного, развлекательного и воспитывающего характера. Дошкольники смотрят телевизор в среднем от 1 до 2 часов в день, при этом наибольшее количество времени приходится на вечер. Обращает внимание тот факт, что домашние дети находятся у экранов в два раза больше, чем их сверстники, посещающие детский сад.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskoe_zdorove_doshkolnika_i_televidenie.docx17.31 КБ

Предварительный просмотр:

 

Консультация для родителей на   тему  :Психологическое здоровье дошкольника и телевидение.

Трудно представить жизнь современной российской семьи без телевизора.

Телевидение- это окно во внешний мир ,и при разумном подходе оно может выполнять функции образовательного, развлекательного и воспитывающего характера.

Дошкольники  смотрят телевизор в среднем от 1 до 2 часов в день ,при этом наибольшее количество времени приходится на вечер  .Обращает внимание тот факт ,что домашние дети находятся у экранов в два раза больше ,чем их сверстники, посещающие детский сад.

Телевидение-это окно в мир .Зададимся целью понять ,что видят дети через это окно.

Во-первых ,необходимо  учитывать особую впечатлительность детей и способность детской психики к внушению.

Чувства опасности ужаса возникают у ребенка в результате просмотра таких кинокадров,  как надвигающейся на зрителей поезд, убийство внутри помещения, громкий напряженный звук и т.п. Защищаясь от неприятных эмоций, ребенок вытесняет их в бессознательную часть психики. Взрослый может сразу и не заметить каких-либо явных изменений в поведении сына или дочери, однако страшные образы или звуки, которые воспринимает ребенок с экрана, могут беспокоить его в виде снов, повышенной тревожности или невротических симптомов.

Во-вторых, нельзя забывать об эффекте привыкания и заразительности агрессивного поведения. Постоянный просмотр сцен насилия притупляет эмоциональные чувства детей, они привыкают к жестокости, становятся равнодушными к человеческой боли.

Можно предположить, что  бездуховность и особая жестокость современных подростков во многом связана с эмоциональными и нравственными эталонами, которые были сформированы у них обществом, и прежде всего телевидением. По мнению психологов, при виде на экранах драк у юных телезрителей развивается определенный,  еще не осознанный сценарий агрессивного поведения. Однако ,столкнувшись с трудностями во взаимоотношениях с людьми, ребенок вспоминает тот способ агрессии, который он видел на экране, и начинает действовать так же.

В-третьих, настораживает  романтизация отдельных отрицательных героев фильмов. Романтизация негативного образа жизни приводит к формированию у ребенка соответствующих нравственных образцов поведения. Иногда  родители считают, что дети воспринимают ильм так же, как  и взрослые. Однако это не соответствует действительности. Мышление дошкольника наглядно-образное. Он улавливает лишь основную линию сюжета и конкретное поведение действующих  лиц. Ребенку недоступно понимание мук совести или душевных метаний героев фильма, следовательно, он не видит и не осознает несоответствия их поступков и слов. Именно поэтому ребенок копирует не благородные слова героя, а его конкретные действия.

В-четвертых, необходимо отметить, что современное телевидение не способствует умственному развитию детей.

На долю развивающих программ отводится от 1,5до 3 процентов эфирного времени (сравним с рекламой – ей представляется 23 процента). На экране практически отсутствуют передачи, ориентированные на  детей дошкольного возраста. Исключение составляет  программа «Спокойной ночи, малыши!», однако и в ней не учитываются особенности детской психики. Кроме того, телевидение способствует интеллектуальной пассивности детей. Информация подается в готовом виде, она не требует усилий воображения и анализа. Большинство родителей отмечают : дети не хотят, чтобы им читали книги, они предпочитают смотреть  эти сказки по видео. Но и для родителей значительно удобнее поставить для просмотра диск, чем тратить время на книгу. В результате не происходит обсуждение сказки, у ребенка не развивается стремления самому научиться читать. Такой подход тормозит развитие психических функций детей: замедляется развитие речи и мышления, нет стимула для формирования воображения и, что очень важно, нет тесного эмоционального контакта ребенка с родителями.                                                                                                    

Это , казалось бы, легкий путь в воспитании приводит к плачевным последствиям при поступлении детей в школу. Они не приучены к книге, не могут сконцентрироваться на тексте, у них не развита связная речь.

Мы не призываем исключить телевидение из жизни дошкольников. Ведь с помощью этого окна в мир можно сформировать понятия о добре и зле, справедливости и дружбе. Мы призываем обратить внимание на те подводные камни, которые вызывают тревогу у педагогов и психологов.

Рекомендации для родителей.

Не поддавайтесь искушению облегчить себе жизнь, усадив малыша перед телевизором и занявшись в это время своими  делами. Помните , что психика ребенка формируется в совместной деятельности со взрослыми.

Четко регламентируйте просмотр  ребенком телепрограмм. Максимальное количество  времени у экрана не должно превышать возрастные нормы (при просмотре художественной сказки в старшем дошкольном возрасте от 15-20 минут до часа в день).

Оградите ребенка от просмотра рекламы, информационных программ, а также художественных фильмов, ориентированных на взрослую аудиторию.

Обсуждайте с ребенком сюжеты просмотренных фильмов. Важно понять ,что он думает ,как бы поступил в той или иной ситуации. Научите ребенка анализировать и оценивать поступки и понимать чувства других людей.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Психологическое здоровье дошкольника… Что ему угрожает?»

Сегодняшняя тема, бесспорно, является актуальной. И особенно хорошо, что о поддержании и формировании психологического здоровья рассуждают педагоги дошкольного образования – люди, окружающие ребенка с...

«Психологическое здоровье дошкольника и телевидение»

Консультация для родителей на тему: «Психологическое здоровье дошкольника и телевидение»...

Консультация для педагогов на тему: «Психологическое здоровье дошкольника»

План1. Психологическое здоровье человека.2. Специфика психологического здоровья ребенка.3. Факторы риска психологического здоровья детей.4. Психологическая поддержка детей в дошкольном учреждении....

Консультация для родителей на тему: "Психическое здоровье дошкольника и телевидение"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:"ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКА И ТЕЛЕВИДЕНИЕ"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20205842","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}...

Консультация на тему: "Психологическое здоровье ребенка и телевидение"

Консультация "Психологическое здоровье ребенка и телевидение"....

Психологическое здоровье дошкольника и телевидение

Признавая огромную роль телевидения в жизни каждого человека, мы должны помнить о той ответственности, которая лежит на взрослых: сделать всё возможное, чтобы исключить негативное влияние информационн...

«Психологическое здоровье дошкольника и телевидение»

Дошкольники от 4 до 7 лет смотрят телевизор в среднем от 1 до 4 часов в день, при этом наибольшее количество времени приходится на вечер – с 18 до 22 часов. Обращает на себя внимание тот факт, ч...