Игровые технологии: дидактические игры в подготовительной группе.
материал (подготовительная группа) на тему

Федосеева Азиза Азизовна

Картотека дидактических игр для детей подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didak.igry_podg._gr.docx26.67 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр для детей подготовительной группы.

месяц

неделя

Новая дидактическая игра

Повторение дидактической игры

Сентябрь

1-2

«Природа и человек».

Цель: систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа.

Задачи: Закрепить с детьми, что создано природой и человеком. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать любовь к природе.

-

Сентябрь

3-4

«Наоборот».

Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Задачи: Учить детей использовать в речи антонимы. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

1.«Природа и человек».

Цель: систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа.

Задачи: Закрепить с детьми, что создано природой и человеком. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать любовь к природе.

Октябрь

1-2

«Назови слово с нужным звуком».

Цель: развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.

Задачи: Учить детей находить слова с нужным звуком. Развивать слуховое внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

«Наоборот».

Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Задачи: Учить детей использовать в речи антонимы. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

Октябрь

3-4

«Назови три предмета».

Цель: упражнять детей в классификации предметов.

Задачи: Учить детей классифицировать предметы. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

«Назови слово с нужным звуком».

Цель: развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.

Задачи: Учить детей находить слова с нужным звуком. Развивать слуховое внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

Ноябрь

1-2

«Добавь слог».

Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.

Задачи: Учить детей делить слова на слоги. Развивать слуховое внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

Ход игры. Воспитатель называет один слог и бросает мяч. Поймавший его должен дополнить, чтобы получилось слово, например: ма – ма, кни – га. Дополнивший слово бросает мяч воспитателю.

«Назови три предмета».

Цель: упражнять детей в классификации предметов.

Задачи: Учить детей классифицировать предметы. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

Ноябрь

3-4

«Скажи по-другому».

Цель: учить детей подбирать синоним – слово, близкое по значению.

Задачи: Учить детей находить слова подходящие по смыслу. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

«Добавь слог».

Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.

Задачи: Учить детей делить слова на слоги. Развивать слуховое внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

Ход игры. Воспитатель называет один слог и бросает мяч. Поймавший его должен дополнить, чтобы получилось слово, например: ма – ма, кни – га. Дополнивший слово бросает мяч воспитателю.

Декабрь

1-2

«Найди листок, как на дереве».

Цель: учить классифицировать растения по определенному признаку.

Задачи: Учить детей распознавать растения по признакам. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать бережное отношение к природе.

«Скажи по-другому».

Цель: учить детей подбирать синоним – слово, близкое по значению.

Задачи: Учить детей находить слова подходящие по смыслу. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

Декабрь

3-4

«Закончи предложение».

Цели: учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.

Задачи: Учить детей составлять предложения. Развивать внимание, память, связную речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

«Найди листок, как на дереве».

Цель: учить классифицировать растения по определенному признаку.

Задачи: Учить детей распознавать растения по признакам. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать бережное отношение к природе.

Январь

1-2

«Не ошибись».

Цели: развивать быстроту мышления; закрепить знания детей о том, что они делают в разное время суток.

Задачи: Учить детей подбирать действия по частям суток. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

«Закончи предложение».

Цели: учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.

Задачи: Учить детей составлять предложения. Развивать внимание, память, связную речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

Январь

3-4

«Летает – не летает».

Цель: развивать слуховое внимание.

Задачи: Учить детей распознавать летающие и не летающие предметы. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать бережное отношение к птицам.

«Не ошибись».

Цели: развивать быстроту мышления; закрепить знания детей о том, что они делают в разное время суток.

Задачи: Учить детей подбирать действия по частям суток. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

Февраль

1-2

«Найди предмет той же формы».

Цель: уточнить представление о форме предметов.

«Летает – не летает».

Цель: развивать слуховое внимание.

Задачи: Учить детей распознавать летающие и не летающие предметы. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Февраль

3-4

«Отгадайте, что за растение».

Цель: описать предмет и узнать его по описанию.

Задачи: Учить детей угадывать по описанию. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать бережное отношение к природе.

«Найди предмет той же формы».

Цель: уточнить представление о форме предметов.

Март

1-2

«Похож – не похож».

Цель: учить сравнивать предметы; находить в них признаки различия; сходства, узнавать предметы по описанию.

Задачи: Учить детей внимательности. Развивать память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

«Отгадайте, что за растение».

Цель: описать предмет и узнать его по описанию. Задачи: Учить детей угадывать по описанию. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать бережное отношение к природе.

Март

3-4

«Что это за птица?».

Цель: учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.

Задачи: Учить детей сообразительности. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать бережное отношение к птицам.

«Похож – не похож».

Цель: учить сравнивать предметы; находить в них признаки различия; сходства, узнавать предметы по описанию.

Задачи: Учить детей внимательности. Развивать память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

Апрель

1-2

«Угадай, что в мешочке».

Цель: описать признаки, воспринимаемые на ощупь.

Задачи: Учить детей узнавать предметы на ощупь Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

«Что это за птица?».

Цель: учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.

Задачи: Учить детей сообразительности. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Апрель

3-4

«Придумай сам».

Цель: учить правильно составлять предложения с заданным количеством слов.

Задачи: Продолжать учить детей придумывать предложения. Развивать внимание, память, связную речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

«Угадай, что в мешочке».

Цель: описать признаки, воспринимаемые на ощупь.

Задачи: Учить детей узнавать предметы на ощупь Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

Май

1-2

«Что это такое?».

Цель: развивать логическое мышление, память, смекалку.

Задачи: Учить детей описывать предмет живой и неживой природы.. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

«Придумай сам».

Цель: учить правильно составлять предложения с заданным количеством слов.

Задачи: Продолжать учить детей придумывать предложения. Развивать внимание, память, связную речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

Май

3-4

«Отгадываем загадки».

Цель: расширять запас существительных в активном словаре.

Задачи: Учить детей сообразительности. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

«Что это такое?».

Цель: развивать логическое мышление, память, смекалку.

Задачи: Учить детей описывать предмет живой и неживой природы.. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

«Природа и человек».

Цель: систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа.

Задачи: Закрепить с детьми, что создано природой и человеком. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать любовь к природе.

Ход игры. «Что сделано человеком?» – спрашивает воспитатель и передает одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). Ребенок отвечает и передает мяч или предмет рядом стоящему ребенку, и так по всему кругу. После завершения круга воспитатель задает новый вопрос: «Что создано природой?» Игра повторяется по новому кругу; ребенок, не сумевший ответить, выходит за круг и пропускает его, если же придумает и назовет слово, то снова принимается в игру.

«Наоборот».

Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Задачи: Учить детей использовать в речи антонимы. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

Ход игры. Воспитатель называет слово, а дети должны назвать противоположное. (Далеко – близко, верхний – нижний и т. д.)

«Назови слово с нужным звуком».

Цель: развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.

Задачи: Учить детей находить слова с нужным звуком. Развивать слуховое внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

Ход игры. Воспитатель говорит: «Придумайте (растения, птиц, зверей и т.д), название которых начинается со звука «А», «К»,…». Кто больше назовет, тот и выиграл.

«Назови три предмета».

Цель: упражнять детей в классификации предметов.

Задачи: Учить детей классифицировать предметы. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

Ход игры. Какие предметы можно назвать одним словом: цветы, птицы и т. д.

«Цветы!» – произносит педагог и после небольшой паузы бросает мяч ребенку. Тот отвечает: «Ромашка, роза, василек».

«Добавь слог».

Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.

Задачи: Учить детей делить слова на слоги. Развивать слуховое внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

Ход игры. Воспитатель называет один слог и бросает мяч. Поймавший его должен дополнить, чтобы получилось слово, например: ма – ма, кни – га. Дополнивший слово бросает мяч воспитателю.

«Скажи по-другому».

Цель: учить детей подбирать синоним – слово, близкое по значению.

Задачи: Учить детей находить слова подходящие по смыслу. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

Ход игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовет.

«Найди листок, как на дереве».

Цель: учить классифицировать растения по определенному признаку.

Задачи: Учить детей распознавать растения по признакам. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход игры. Воспитатель делит группу детей на несколько подгрупп. Каждой предлагает хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом найти такие же на земле. Педагог говорит: «Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдет нужные листья». Дети начинают поиски. Члены каждой команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они искали.

Выигрывает та команда, которая соберется возле дерева первой, или та, которая соберет больше листьев.

«Закончи предложение».

Цели: учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.

Задачи: Учить детей составлять предложения. Развивать внимание, память, связную речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

Ход игры. Воспитатель начинает предложение: «Я надела теплую шубу, потому что…», «Дети надели панамы потому что…», «Идет сильный снег потому, что наступила…»

«Не ошибись».

Цели: развивать быстроту мышления; закрепить знания детей о том, что они делают в разное время суток.

Задачи: Учить детей подбирать действия по частям суток. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

Ход игры. Воспитатель называет разные части суток или действия детей. А дети должны ответить одним словом: «Завтракаем», «Умываемся», назвать, когда это бывает.

«Летает – не летает».

Цель: развивать слуховое внимание.

Задачи: Учить детей распознавать летающие и не летающие предметы. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Если я назову предмет, который летает, вы поднимаете руку или ловите мяч. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руки и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает. Кто ошибется, заплатит фишкой».

«Найди предмет той же формы».

Цель: уточнить представление о форме предметов.

Ход игры. Воспитатель поднимает рисунок (круга, треугольника и т.д.), а дети должны назвать как можно больше предметов такой же формы.

«Отгадайте, что за растение».

Цель: описать предмет и узнать его по описанию.

Задачи: Учить детей угадывать по описанию. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход игры. Воспитатель предлагает одному ребенку описать растение или загадать о нем загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.

«Похож – не похож».

Цель: учить сравнивать предметы; находить в них признаки различия; сходства, узнавать предметы по описанию.

Задачи: Учить детей внимательности. Развивать память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

Ход игры. Например: один ребенок загадывает, а другие дети должны отгадать: «Ползли два жука. Один красненький с черными точками, другой черненький…»

«Что это за птица?».

Цель: учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.

Задачи: Учить детей сообразительности. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Ход игры. Воспитатель назначает водящего, который изображает повадки птицы или описывает характерные признаки ее, другие дети должны отгадать.

«Угадай, что в мешочке».

Цель: описать признаки, воспринимаемые на ощупь.

Задачи: Учить детей узнавать предметы на ощупь Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

Ход игры. Воспитатель в мешочек складывает овощи и фрукты. Ребенок должен на ощупь определить, что у него в руке, и загадать загадку об этом, чтобы дети могли отгадать, что в руках у ведущего.

«Придумай сам».

Цель: учить правильно составлять предложения с заданным количеством слов.

Задачи: Продолжать учить детей придумывать предложения. Развивать внимание, память, связную речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

Ход игры. Дать детям опорные слова: осень, листопад, дождь, снежинки. Попросить придумать предложения из 3–5 слов. Ребенок, первым составивший предложение, получает фишку.

«Что это такое?».

Цель: развивать логическое мышление, память, смекалку.

Задачи: Учить детей описывать предмет живой и неживой природы.. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

Ход игры. Воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки, а дети продолжают. Например: Яйцо – овальное, белое, крупное, сверху твердое, питательное, можно встретить в магазине, съедобное, из него вылупляются птенцы.

«Отгадываем загадки».

Цель: расширять запас существительных в активном словаре.

Задачи: Учить детей сообразительности. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

Ход игры. Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки о насекомых, животных ит.д.. Отгадавший ребенок сам загадывает загадку. За отгадывание и загадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек. Дети могут сами придумать свою загадку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии: театролизованные игры в подготовительной группе.

Картотека театролизованных игр для детей подготовительной группы....

Игровые технологии: подвижные игры в подготовительной группе.

Картотека подвижных игр для детей подготовительной группы....

Игровые технологии: дидактические игры в старшей группе.

Картотека дидактических игр для детей старшей группы....

Игровые технологии: дидактические игры в старшей группе.

Картотека дидактических игр в старшей группе....

Игровые технологии: подвижные игры в подготовительной группе.

Картотека подвижных игр в подготовительной группе....

Игровые технологии: дидактические игры в подготовительной группе.

Картотека дидактических игр в подготовительной группе....

Игровые технологии: театрализованные игры в подготовительной группе

Картотека театрализованных игр в подготовительной группе....