Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через активное исследование и игровые формы.
статья на тему

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через активное исследование и игровые формы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экология25.47 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через активное исследование и игровые формы.

Аннотация

В следствии видоизменения стратегии формирования российской системы образования в назначении от «знаниевой» к компетентностной и личностно-ориентированной концепции образования и воспитания значительным становится создание условий для развития у детей дошкольного возраста основ экологической культуры. Одним из основных направлений деятельности воспитателя считается воспитание у дошкольников вежливого отношения к природе:

- в следствии компетентного педагогического влияния у дошкольников воспитывается позитивное отношение к живой и неживой природе, формируются навыки разумного и целесообразного природоиспользования;

- появляется желание в обеспечении многостороннего знакомства дошкольников с жизнедеятельностью и разнообразными процессами, которые происходят в живой и неживой природе на уровне доступных детям конфигураций взаимоотношений с ней, и при этом используются активные исследования и игровые формы.

Ключевые слова: экология; экологическое воспитание детей дошкольного возраста; активное исследование; игровые формы

Природа включает в себя всё имеющееся на Земле, с одним исключением, то, что не сотворила рука человека.

Экология – это наука, которая изучает взаимодействия живой и неживой природы [13, с.6].

Экологическое воспитание в детском саду наукой не является – это форма работы всего педагогического коллектива, по налаживанию связей между  детьми и природой. Инновационный процесс по экологическому воспитанию, рассматривается как введение в образовательный процесс активного исследования и игровых форм, которые обеспечат насыщенную экспансивную окраску и качественный рост познаний дошкольников в проблемных вопросах экологического воспитания, что позволит детям выдумывать, сочинять, изобретать и анализировать [8, с.50].

Для экологического развития детей дошкольного возраста актуальной можно считать цель: экологическое воспитание детей дошкольного возраста нужно строить с введением в педагогический процесс разнообразных игровых форм и активного исследования [19, с.41].

К игровым формам и активному исследованию для экологического воспитания дошкольников можно отнести следующие:

 - создание универсального экологического календаря;

 - чтение и постановка экологических сказок;

- проведение активного исследования в «Лаборатории природы»;

- использовать в работе с детьми музейную педагогику.

Универсальный экологический календарь

Цель: знакомимся с природой и животным миром родного края (Ленинградской области) через экологический календарь. При работе с экологическим календарем дошкольник формирует, так же и познавательную активность, мышление, память, воображение. То есть, совершается интеграция познавательного и социально-коммуникационного развития. Дошкольник, заполняя экологический календарь, фиксирует свои знания о природе и животном мире своей Земли. Вместе с тем, дошкольникам дана возможность научиться изображать театр теней, развивая мелкую моторику рук.

Экологические сказки

Цель: педагог использует экологические сказки для экологического воспитания детей. Чтение и постановка мини-спектаклей на основе сюжетов экологических сказок воспитывает у детей дошкольного возраста навыки познавательных, творческих действий, вызывая потребность и стремление к систематизации и анализу, в данном случае по экологическим проблемам. По прочитанным сказкам можно провести образовательную деятельность по художественному творчеству – создав коллективный рисунок, развитию речи - придумав иной конец истории, познавательного развития - проанализировать о том, что бы стало с героями.

Можно ввести новую традицию, например, «Театральная среда».

Проведение активного исследования в «Лаборатории природы»

В исследовательской деятельности используют следующие формы работы с детьми:

- эвристические беседы, постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- опыты;

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- трудовые поручения, действия.

Исследования проводятся по разнообразным направлениям и темам, например: «Вода-основа жизни»; «Насекомые Ленинградской области»; «Солнышко наш помощник»; «Что нужно для жизни растений»; «Животные Ленинградской области»; «Подводный мир в аквариуме»; «Перелетные птицы»; «первоцветы»; «Почему птиц зимой нужно подкармливать»; «Наши зеленые друзья»; «Аптека на подоконнике» и т.д.

Музейная педагогика.

Цель: воспитание позитивного отношения к природе родного края посредством творческой деятельности - создание шедевров для мини-музеев.

Для создания мини-музея можно использовать любой природный и бросовый материал.

Художественно-эстетическое развитие рассматривается в целостности развития эстетического отношения к миру и развития художественных способностей детей по нескольким направлениям:

1. Приобщение дошкольников к красоте природы.

2. Развитием детского творчества.

При взаимодействии с природой дети дошкольного возраста собирают красочные, колоритные, эмоциональные впечатления. Понемногу у них развивается эстетическая восприимчивость, которая выражается в умении видеть и ценить красоту в природе. Данная способность может послужить основанием для желания оберегать и сохранять неповторимую красоту природы.

Наиболее существенное в работе с детьми – в процессе экологического воспитания у детей дошкольного возраста развивается познавательный интерес к миру природы, любопытство, созидательная активность, т. е. личностные характеристики дошкольника, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.

Используя экологическое воспитание детей дошкольного возраста через активное исследование и игровые формы можно получить:

- у детей формируются элементарные экологические представления и культура поведения в природе.

- дети осознают взаимодействие разнообразных живых организмов и неживых предметов в природе, более бережно начинают относиться к ней, животным, птицам, насекомым. Дети начинают экспериментировать, анализировать и делать выводы.

- педагоги приобретают новый опыт работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, повышают свое профессиональное мастерство.

- пополняется развивающая среда в группе.

- организовывается единое воспитательно-образовательное пространство ДОО и семьи по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Таким образом, проводимая работа в рамках экологического воспитания  детей дошкольного возраста через активное исследование и игровые формы разрешила прийти к следующим выводам: дети стали больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных; у детей выработались первоначальные представления о ценности природы, позитивное отношение к ней, у детей сформировались навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание заботиться о ней.

Список использованной литературы

  1. Барковская, О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания [Текст] /О.М. Барковская // Дошкольное воспитание. – 2014.-№4. – С. 32 - 33.
  2. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой [Текст] /С.А. Веретенникова.- М.: Логос, 2010.-187с.
  3. Градобоева, Т. Создание экологической тропы и методики работы с ней [Текст] /Т. Градобоева   // Дошкольное воспитание.- № 1.- 2013.-С. 14-19.
  4. Дерябо, С. Д. Природа: объект или субъект отношений личности [Текст] /С.Д. Дерябо.-М.: АСТ, 2013.-278с.
  5. Дмитриев, Ю.Д. Твоя Красная книга [Текст] /Ю.Д. Дмитриев.-М.: ИНИОН, 2014.-196с.
  6. Жуковская, Р. Н. Родной край: пособие для воспитателей детского сада [Текст] /Р.Н. Жуковская, под ред.: С.А. Козловой.-М.: Логос, 2014. -341с.
  7. Кавтарадзе, Д. Н. Природа: от охраны к заботе? [Текст] / Д.Н. Кавтарадзе // Знание –сила.-2012.- №3.-С. 6-18.
  8. Кислица, Г. Школьная психологическая служба [Текст] /Г. Кислица //Академия.-2011.-№2.-С. 50-55;
  9. Миронов, А.В. Теоретические основы содержания экологического образования дошкольников [Текст] / А.В. Миронов // Дошкольное воспитание. – 2013.-№5. – С. 48-53.
  10. Мифтахова, Л.М. Игры и игровые задания на экологических занятиях // Дошкольное воспитание [Текст] /Л.М. Мифтахова. – 2012.-№6. – С. 39-43.
  11. Николаева, С. Н Создание условий для экологического воспитания детей [Текст] /С.Н. Николаева.-М.: Логос, 2012.-296с.
  12. Николаева, С. Н.  Место игры в экологическом воспитании дошкольников [Текст] /С.Н. Николаева.-Спб.: Питер, 2012.-194с.
  13. Николаева, С.Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка, идущего в школу [Текст]  /С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. – 2014.-№ 7. – С. 6-11.
  14. Николаева, С. Н. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание [Текст] /С.Н. Николаева.-2014.- №7.-С. 3-8.
  15. Николаева, С. Н. Программа «Юный эколог» /С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание.-2013.- №9.-С. 16-21.
  16. Николаева, С.Н. Как приобщить ребенка к природе [Текст] /С.Н. Николаева.- М.: Логос, 2014.-223с.
  17. Николаева, С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве[Текст]  /С.Н. Николаева. - М.: ИНФРА-М, 2012.- 284с.
  18. Рыжова, Н. А. Наш дом – природа [Текст] / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание .-2012.- №7.-25-32.
  19. Рыжова, Н.А. Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ [Текст] / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание.- 2011.- № 9.-С. 40-47.
  20. Узбеков, И. О проблемах экологического воспитания в детских дошкольных учреждениях [Текст] / И.О. Узбеков // Дошкольное воспитание. – 2012.-№ 2. – С. 44 -58.