Проектирование воспитательно-образовательного процесса в свете реализации требований ФГОС ДО
статья на тему

Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает нормы и положения обязательные при реализации основной образовательной программы детского сада. Однако расширение обьема содержания в разных областях знаний педагогического процесса может привести к перегруженности,что в первую очередь отражается на ребенке.Благодаря реализации интегрированного подхода ,возможно, избежать перегрузок детей.освободив время для игры. сохранив их физическое,психическое и социальное здоровье,развивая все стороны личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация проектной деятельности с детьми младшего возраста: вопросы взаимодействия с семьей.

Взаимодействие педагогов дошкольной организации с родителями воспитанников всегда остается актуальным вопросом. Поиск рациональных путей взаимодействия педагогов и родителей воспитанников – один из главных сторон данного вопроса. Дошкольная образовательная организация одна из первых вступает в открытый контакт с родителями. Сотрудники образовательной организации должны постоянно повышать требования к своим профессиональным компетенциям, знаниям и умениям, своему отношению к воспитанникам и родителям. В настоящее время происходит реконструкция системы дошкольного образования. В центре внимания находиться организация педагогического процесса. Работники дошкольной образовательной организации находятся в поисках новых, нетрадиционных форм и методов взаимодействия с родителями воспитанников, по принципу единства воспитательных воздействий на ребенка. Все большую актуальность приобретает такая форма совместной деятельности, как проекты. Они меняют роль воспитывающих взрослых в управлении детским садом, в развитии партнерских отношений, помогают им научиться работать в «команде», овладеть способами коллективной мыслительной деятельности; достичь позитивной открытости по отношению воспитанникам и родителям, объединить усилия педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта. Проектная деятельность,  - это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослыми формировать практический опыт, добывать его экспериментальным путем, анализировать его и преобразовывать. Проектная деятельность охватывает разные стороны развития личности дошкольников, начиная с младшего возраста. Организация проектной деятельности детей позволяет осуществлять воспитателю интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей со взрослыми, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Проектная деятельность развивает у всех членов сообщества (воспитанников, родителей, воспитателей) самостоятельность, инициативность, умение планировать свою деятельность и общаться друг с другом, а главное, способствует укреплению отношений между ребенком, родителями и детским садом.  Можно выделить три основных направления во взаимодействии детского сада и родителей при реализации модели:

1. Мероприятия детского сада с родителями с целью повышения их компетенции в вопросах воспитания и развития: консультации, родительские собрания, информационные буклеты, папки передвижки, брошюры, практические занятия для родителей.

2. Мероприятия детского сада, объединяющие родителей и детей с целью лучше узнать ребенка, определить средства эффективного общения: открытые занятия для родителей с включением их в образовательный процесс, совместные праздники и досуги с участием родителей.

3. Мероприятия, с целью повышения инициативности и заинтересованности родителей в жизнедеятельности детского сада: выставки совместного творчества по заданной тематике; фотоальбомы («Моя семья», «Папа, мама, я – счастливая семья и др., совместное создание предметно - развивающего пространства (создание рукотворных игрушек и др.)

Метод проектной деятельности с детьми младшего влзраста во взаимодействии с родителями является эффективным.  На сегодняшний день проектный метод  получает все более широкое применение  в педагогической практике.


Взаимодействие с семьями дошкольников в период адаптации детей к ДОУ

Сегодня одной из самых острых социальных проблем дошкольного образования является адаптация ребенка раннего возраста к условиям детского сада.

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. При поступлении в дошкольное учреждение все дети переживают адаптационный стресс.

Адаптация – серьезное испытание, как для малышей, так и для их родителей. И поэтому так актуален на сегодняшний день комплексный подход к решению проблемы адаптации.

Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт и содержательную жизнь в детском саду и дома, то это станет залогом оптимального течения адаптации детей.

О трудностях адаптационного периода писали отечественные и зарубежные исследователи: Аксарина Н.М., Тонкова-Ямпольская Р.В., Шмидт-Кольмер Е. и другие.

Одним из определяющих факторов воспитания малышей является предметно-развивающая среда. Правильно организованная, она помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры-занятия, и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.

Дошкольный возраст - уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья. Первые годы жизни ребёнка - важный этап в его формировании. Каким будет взрослый человек по своим физическим и умственным способностям, нравственным качествам, в большей степени зависит от этого периода. Педагоги должны стремиться к тому, чтобы система воспитания маленьких детей была ориентирована в первую очередь на личностные, индивидуальные, возрастные особенности ребёнка. Это значит, что взрослые в процессе общения с ребёнком обеспечивают ему чувство психологической защищенности; доверие к миру; эмоциональное благополучие; формирование базиса личностной культуры; развитие его индивидуальности. Нужно обеспечить ребёнку широкие возможности пользоваться каждым из пяти чувств: он должен видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, обонять различные предметы окружающего мира - как можно шире и разнообразнее.

Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, и др.

Н.Д. Ватутина в своём пособии рассматривает оптимизацию условий для успешной адаптации детей в детском саду, раскрывает особенности поведения детей и соответственно методы педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке детей в семье к детскому саду.

Т.В. Костяк рассматривает особенности психологической адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте.

Авторы пришли к выводу, что важная роль в период адаптации отводиться воспитателю, его работе с семьёй ребёнка.

С приходом в детский сад изменяется и социальное положение, ребенка. В семье он был в центре внимания, общался с ограниченным кругом людей, чаще всего с членами семьи. В дошкольном учреждении он становится членом детского коллектива, равным среди других детей. В связи с этим ребенку необходимо психологически перестроиться, изменить свое поведение, вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками. Всё это приводит к нарушениям сложившихся стереотипов в деятельности и поведении ребенка, требует биологической и социальной адаптации к новым условиям. Обычно ребенок адаптируется к жизни в среде своей семьи. При приеме в дошкольное учреждение перед ребенком впервые встает необходимость изменить сформировавшийся поведенческий стереотип из-за изменения привычных условий жизни и устанавливать новые социальные связи.

Характерной особенностью поведения детей раннего возраста является высокая эмоциональность. Отношение ребенка к окружающему миру в значительной степени эмоционально обусловлено. Эмоциональное состояние, как субъективный ответ организма на его связи с окружающим, основано на изменениях в этом окружающем и зависит от уровня развития и его воспитания.

Изменения окружающей среды и обычного образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния. Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство различной степени выраженности или заторможенность. Трудности приспособления, возникающие вследствие конфликта между требованиями новой среды и возрастными и индивидуальными возможностями ребенка для изменения его поведения, вызывает отрицательные эмоции. Чем глубже и внезапнее изменения в окружающей среде, тем глубже и длительнее изменения эмоционального состояния ребенка. Решающее значение в адаптационном процессе принадлежит эмоциям. Ребенок быстро и непосредственно эмоционально реагирует на все воздействия внешней среды. От положительных или отрицательных эмоциональных отношений, которые возникают между ребенком и новой средой, зависит скорость и легкость его приспособления.

Для успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему. Это зависит, прежде всего, от воспитателей, от их умения и желания создавать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Поэтому организация адаптационного периода начинается, задолго до 1 сентября.

Период адаптации - тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.

Цель этой работы: развивать педагогическую компетентность родителей, помогать семье, находить ответы на интересующие вопросы в воспитании детей, привлекать их к сотрудничеству в плане единых подходов в воспитании ребёнка.

Задачами этой работы являются следующие параметры:

.Выработать единый стиль воспитания и общения с ребёнком в ДОУ и семье.

.Оказать квалифицированную консультацию и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребёнка.

.Сформировать у ребёнка чувство защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.

.Активировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. При взаимодействии с родителями необходимо придерживаться следующими принципам:

  • целенаправленность, систематичность, плановость;
  • дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;
  • возрастной характер взаимодействия с родителями;
  • доброжелательность, открытость.

Ожидаемые результаты работы с родителями - это явление интереса родителей к работе ДОУ, к воспитанию детей, улучшению детско- родительских отношений; повышение компетентности родителей в психолого- педагогических и правовых вопросах; увеличение количества обращений с вопросами к педагогу, на индивидуальные консультации к специалистам; возрастание интереса к мероприятиям, проводимых в ДОУ; увеличение количества родителей - участников в совместных мероприятиях; рост удовлетворенности родителей работой педагога и ДОУ в целом.

Сотрудничество ДОУ с семьей - это взаимодействие педагогов с родителями, оно направленно на обеспечение единства и согласованности воспитательных воздействий.

Л.В. Белкина предлагает использовать следующие формы работы детского сада с семьей:

  • беседы;
  • родительские собрания;
  • анкетирование;
  • выставки;
  • папки-передвижки;
  • наглядные формы педагогической пропаганды;
  • консультации;
  • присутствие родителей во время адаптационного периода в группе;
  • укороченное время пребывание ребёнка в группе во время адаптационного периода;
  • алгоритмы «Я одеваюсь», «Учимся складывать вещи», « Я умываюсь».

Также она предлагает использовать перспективный план по работе с родителями в адаптационный период, который был мною использован в работе, эта работа позволяет улучшить взаимоотношения между родителями воспитанников и сотрудниками детского сада, что в последствие облегчает и помогает в общение между родителями и ДОУ.

Используя эти методы и приемы взаимодействия ДОУ с семьей в период адаптации, процесс у воспитанника детского сада будет протекать как конструирующая деятельность, предполагающая перестройку имеющихся форм поведения и образования новых.


Развитие коммуникативных навыков у дошкольников: аспекты требований ФГОС

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка-дошкольника связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития.

Актуальность развития коммуникативных навыков возрастает в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры. Очень важно в период дошкольного детства уделять большое внимание развитию коммуникативных навыков у детей, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневного общения.

Значение сформированности коммуникативных навыков становится более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе, когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности и нарушает процесс обучения в целом. Именно развитие коммуникативности является важнейшим направлением социально-личностного развития и необходимым условием успешной учебной деятельности.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) являются совокупностью требований, которые обязательны при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

ФГОС дошкольного образования, дифференцирует содержание программ, которые реализуются в ДОУ, выделяет некоторые направления, среди которых существенное место отводится социально-коммуникативному, содержащему в себе задачи развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.

Социально-коммуникативное развитие сориентировано на изучение норм и ценностей, которые приняты в обществе, включая моральные и нравственные ценности; формирование общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Значит, являясь приоритетным, социально-коммуникативное развитие детей переводится сегодня в ранг стратегического направления обновления российского образования, в частности и дошкольного.

Особое внимание педагог ДОО должен уделять развитию у детей умения управлять своими эмоциями, осуществлению контроля, оценки своей деятельности и поведения, воспитывать доброжелательность, внимательное отношение к другим детям и взрослым людям. Познавательные аспекты у дошкольника сориентированы на обогащение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде

В нынешнем обществе ощущать себя уверенно могут только социально развитые личности, которые обладают интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом. Поэтому начиная с дошкольного возраста у детей нужно уделять большое внимание развитию коммуникативно-речевым умениям, самостоятельности мышления, активизации познавательной и творческой деятельности, обучать умению становиться соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием.

Все это будет закреплять ощущения «Я могу! Я знаю!», повышать самооценку, адаптивные возможности организма, стрессоустойчивость и позволит занимать лидирующие позиции, как в дошкольном учреждении, так и в любом коллективе в будущем.

Задачи социально-коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО следующие:

1. Создавать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, которые приняты в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

2. Формировать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

3. Вырабатывать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий детей.

4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.

5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.

Для решения поставленных задач необходимо соблюдать ряд условий:

  • использование в практике работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий;
  • реализация общеобразовательной программы;
  • обогащение предметно-пространственной среды.

Создавая развивающее пространство в групповых помещениях ДОУ, необходимо руководствоваться принципами, в соответствии с ФГОС ДО, предполагающими единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка:

  •  насыщенности среды (соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы);
  • трансформируемости (возможность изменений психолого-педагогической службы в зависимости от образовательной ситуации);
  • полифункциональности (возможность разнообразного использования);
  • вариативности (разнообразие, периодическая сменяемость игрового материала);
  •  доступности (свободный доступ к игровым пособиям);
  • безопасности (соответствие требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования).

Организовывая предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС в различных возрастных группах ДОУ, необходимо помнить, что ее содержание в направлении «Социально-коммуникативное развитие» детей дошкольного возраста должно определяться содержанием непосредственно образовательной деятельности в данном направлении и возрастной категорией детей.

Так, например, можно использовать такие Центры активности как:

  • Центр сюжетно-ролевых игр.
  • Центр социально-коммуникативного развития (трудовое воспитание мальчиков и девочек).

Содержание психолого-педагогической работы реализуется в различных видах совместной и самостоятельной деятельности:

Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.

Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.

Изобразительная – позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.

Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.

Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.

Общение – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.

Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

Конструктивная – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.

Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социально-коммуникативного развития дошкольников.


Лященко О.А, воспитатель

ГБДОУ детский сад №7 Красногвардейского района

Санкт-Петербург

ПОДДЕРЖКА СПОНТАННОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ, ЕЕ ОБОГОЩЕНИЕ(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ)

Для полноценного развития ребенку – дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка. Игра, как педагогическая форма (организованная воспитателем) способствует решению образовательных и воспитательных задач, но в отрыве от самостоятельной игры она не может обеспечить развитие: использование игры только как средства реализации Программы приведет к тому, что у детей не будут сформированы необходимые целевые ориентиры.

Требования ФГОС ДО не могут идти в противоречии с законами развития ребенка – дошкольника. В Стандарте дошкольного образования, среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей соответствующей специфике дошкольного возраста, называются:

  • создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
  • поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности
  • поддержка спонтанной игры детей, её обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.

Это важнейшая часть работы от реализации которой зависит успешное развитие ребенка, а значит – успешное формирование целевых ориентиров, то есть фактическая реализация ФГОС ДО.

В чем состоит основная проблема реализации образовательного процесса в форме игры?

Воспитателю необходимо организовывать и проводить с детьми разнообразные, сюжетно-ролевые и прочие игры. Если игровая деятельность задана извне, она не может называться спонтанной игрой и тем более не может выполнять свои развивающие функции.

Спонтанная игра - это деятельность ребёнка, которая возникает по его инициативе тогда, когда ему захочется, с теми предметами, какие больше нравятся, и заканчивается, когда ребёнок наиграется. Спонтанные игры необходимы для того, чтобы повысить жизненный опыт и улучшить уже приобретённый. Играя в одну и ту же игру несколько раз, ребёнок всё лучше и лучше переигрывает её, добавляя новые варианты, игра становиться всё более разнообразной и яркой.

Одним из средств стимулирующих самостоятельную игру детей, являются игрушки. Особенно большое значение игрушки имеют на этапах раннего и младшего дошкольного детства, где предметно-игровая обстановка выступает в качестве пускового момента самостоятельной игры.  По мере овладения способами игровой деятельности организация предметно-игровой среды усложняется за счёт увеличения качества игрушек и внесения предметов с различными назначениями.

Ребёнок должен получать удовольствие от игры - игра должна максимально походить на реальную жизнь, к разным жизненным ситуациям. В этих играх (спонтанных) нет определённых правил и каких-либо инструкций. Дети играют так, как им хочется, и перестают играть, когда захочется. Такие игры характерны для детей самого младшего возраста. Вначале ребёнок играет руками и ногами, а затем предметами, которые окажутся у него под руками. Он знакомится с ними разными способами:  грызёт, стучит, бросает и даже ломает, выполняет разные манипуляции. Взрослые не должны вмешиваться в игру, запрещать и прерывать её. Они могут наблюдать, участвовать и (или) помогать по просьбе детей.

Для того чтобы игра успешно возникла и имела своё продолжение, была интересной, содержательной и просто доставляла удовольствие, важно тщательно продумать и организовать развивающую предметно-пространственную среду в группе, которая была бы открытой, доступной и не только развивающей, но и развивающейся. Она включает в себя разнообразие предметов и объектов социальной действительности, где каждый предмет и объект, в свою очередь, несёт определённые знания об окружающем мире, становиться средством передачи социального опыта.

При организации развивающей предметно – пространственной среды мы руководствовались следующими правилами:

  • предоставление детям возможности самостоятельно делать выбор своей деятельности
  • учёт возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей детей
  • доступность всех предметов и материала
  • привлечение в качестве помощников родителей

Например: Тема недели "Транспорт". Утро новой недели начинается с игрового момента; внесения в группу новой машинки или какого-либо предмета, относящегося к теме, чтения стихотворения. Предметно-развивающую среду дополняем необходимым материалом, который может понадобиться для игр: конструкторами разной модификации, дорожными знаками, машинки, отображающие специальное назначение (грузовики, пожарная, военная, скорая помощь и т.д.) Кроме этого созданы игровые зоны: "Музыкальная гостиная" "Театр" "Книжкин дом" "Лаборатория"  и многое другое. Имеется "волшебная коробочка" с предметами - заместителями. Всё это доступно детям.  Ребёнок может начать игру в любое удобное для него время. Если другие дети подключаются к задорной игре, то детское воображение, фантазия, выдумка и творчество безграничны.

Материал развивающей предметно-пространственной среды  группы постоянно меняется в зависимости от угасания или возникновении интереса детей. Все имеющиеся в группе материалы, находятся на полном распоряжении детей. Любой ребёнок может самостоятельно решить, что ему сейчас нужно и как это использовать. Он сам подбирает себе материалы и использует их так, как необходимо для реализации им собственных идей и планов.

Таким образом, спонтанная игра - это прирождённая, полная радости своеобразная деятельность ребёнка, которая происходит не ради какой либо внешней цели, а для собственного удовольствия. Игра для ребёнка - это обстоятельства, в которых он чувствует себя свободно, раскованно, эмоционально возвышенно. Именно в такой непринуждённой ситуации, не заметно для себя, без напряжения и усталости дети приобретают социальный опыт, учатся думать, работать, творить.

Игра как деятельность ребенка и игра, как педагогическая форма – это разные вещи.

Существует два критерия самодеятельной (или спонтанной) игры:

  • Наличие роли
  • Наличие игрового мотива (то есть самостоятельно инициированной деятельности)

Пока мы вовлекаем ребенка в игру, ее нельзя назвать самодеятельной. Это организованная педагогом игровая деятельность. Но в тот момент, когда ребенок берет в руки инициативу, начинает развивать сюжет, придумывать роли, игра становится самодеятельной.

Самодеятельная (спонтанная) игра – это уникальная деятельность ребенка, мотив которой лежит в ней самой. Суть самодеятельной игры – в ее процессуальности, в этом же заключается ее развивающее значение.

Следует различать понятия «инициатива в игре» (ею обладает тот, кому принадлежат цели, способы и средства реализации данной игры) и «инициатор игры» (тот, кто начал или предложил игру, но не определяет вид игры). Взрослый может инициировать игру, передав затем инициативу ребенку. И если случится момент, когда инициатива взрослого будет подхвачена, и ребенок заиграет самостоятельно, игра перерастет в самодеятельную или спонтанную. С другой стороны игра может быть несамодеятельной, даже если ребенок играет в нее самостоятельно – например, игра в пирамидку или пазлы, где цель (собрать кольца в определенном порядке или собрать из частей общую картинку) уже заложена в самой игре, а не определяется ребенком.

В целевых ориентирах ФГОС указано, что ребенку нужно создать условия для проявления инициативы и самостоятельности. Проблема безынициативности детей очень серьезна. Только проявляя инициативу и обладая самостоятельностью, ребенок сможет поставить собственные цели. Ребенок по природе активен, ему надо реализовывать себя.

Игра учит ребенка ставить цели. Учит быть самостоятельным. Мотивы, цели, способы исполнения – вот единство трех компонентов. Очень часто в детском саду мотивы и цели ставит педагог, ребенку остается только способ исполнения. Вернуть ребенку единство всех трех компонентов очень важно, и идеальной формой для этого является самодеятельная игра.

Ребенку необходимо взаимодействовать со сверстниками. Ребенок учится выстраивать отношения так, чтобы и его, и интересы другого ребенка были соблюдены. Такое же условие содержится внутри самодеятельной игры. Ведь только так самодеятельная сюжетно-ролевая игра будет продолжаться. Ребенок должен обладать развитым воображением. Развитое воображение предполагает сформированность внутреннего плана действий – способность представить себе ситуацию и мысленно преобразовать ее. Только в самодеятельной игре формируются знаковые действия и способность к моделированию.

Преодоление эгоцентрической позиции также происходит в игре. Пиаже сказал, что ребенок видит окружающий мир только со своей точки зрения. Принимая на себя игровую роль, ребенок меняет свою точку зрения и смотрит на мир с других точек зрения. Здесь также силен и познавательный компонент.  Если ребенок чего-то не знает, то он выходит из игры, узнает, а затем снова погружается в игру. Игра и познание перемежаются волнообразно. Я ищу знания, потому что они нужны мне. А учебная деятельность вырастает на основе познавательного мотива. Именно здесь и лежит прочная взаимосвязь дошкольного детства и школьного возраста.

Сегодня специально организованные игры вытесняют из педагогического процесса самодеятельную игру. Как правило, взрослый занижает требования к ребенку, занижает зону его ближайшего развития.

Если ребенок играет с детьми  старшего возраста, картина меняется. За счет постоянных вовлечений старшими детьми младших – разворачивается невероятно сильная игра, организовать которую взрослый не способен.

Мы предлагаем использовать комплексный метод педагогической поддержки самодеятельных игр:

1. Игра есть размышления об окружающей действительности, поэтому ребенку нужно обогатить знания и представления об окружающем мире.

2. Способы игровых действий (показать, как можно использовать предметы окружающей среды), обогащение игрового опыта.

3. Создание развивающей предметно  пространственной среды.

4. Активизирующее общение взрослого.

Такой круговой цикл и запускает механизм саморазвития игры.

Применение выше сказанного позволяет нам сохранить огромный развивающий потенциал спонтанной детской игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Место и роль информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе в условиях реализации требований ФГОС ДО"

"Место и роль информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе в условиях реализации требований ФГОС"...

Мастер - класс для педагогов "Квест-технология и опыт её применения в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО"

Мастер - класс для педагогов "Квест-технология и опыт её применения в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО"...

Основные подходы к Квест - технологии в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО

Буклет "Основные подходы к Квест - технологии в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО"  знакомит с новой игровой  технологией для дошкольных образовательных учр...

Буклет для педагогов «Квест - технология и опыт ее применения в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО»

Виды квестов и принципы организации их в образовательной деятельности с детьми дошколниками....

Мастер - класс для педагогов .Квест технология и её применение в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №4» МАСТЕР-КЛАССдля педагогов«Квест - технология и опыт ее примененияв образовательном процессе ДОУпри ...

Квест - технология и опыт ее применения в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО

Квест - это игровая педагогическая технология. Игра, носящая непринужденный характер, опирается на внутреннее побуждение человека и позволяет ему развивать самостоятельность действий....