Конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста: "Семья"
план-конспект занятия на тему

Казаева Бэла Азамат-Гериевна

Конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста: "Семья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sayta.docx32.98 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно – ролевая игра и её роль в гендерном развитии детей дошкольного возраста  

В любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному, и в любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному обращаются с ними. В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности, именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Сюжетно –ролевая игра не требует от ребёнка значимых поступков, здесь всё «как будто», «понарошку», но именно игра позволяет закрепить гендерные стереотипы, заложить основы эмоционально положительного отношения к будущей социальной роли мужчины женщины, папы и мамы.

Целью педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры должна быть не «коллективная проработка знаний», а формирование умений, обеспечивающих самостоятельную игру, в которой мальчики и девочки реализуют свои поло-ролевые представления и предпочтения, свободно взаимодействуя со сверстниками. Адекватным педагогическим воздействием  здесь будет ненавязчивое сопровождение сюжета развёрнутой детьми ролевой игры. Поскольку малыши недостаточно хорошо умеют играть вместе - дополнять, а не дублировать друг друга - воспитатель может принять на себя одну из ролей. Следует обратить внимание на то, что многие дети, особенно девочки, проявляют настороженность по отношению к другому полу, беспокойство в случае необходимости контактов.

Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры дошкольников при формировании у них позитивной половой идентичности будет успешным, если соблюдается ряд требований. В частности, воспитатель

  1. понимает специфические задачи игры;
  2. осознаёт развивающие возможности сюжетно-ролевой игры в формировании у детей представлений о социальных половых ролях в обществе и закреплении в поведении позитивных гендерных стереотипов;
  3. избегает позиции учителя, предпочитая позицию «играющего тренера», не допускает негативных оценок, подчёркивая только позитивные моменты;
  4. ориентирует мальчиков и девочек на выбор ролевой в соответствии со своим полом, акцентирует внимание на смысле поло-ролевого поведения ребёнка;
  5. организует сюжетно-ролевую игру в небольших разнополовых группах (два-три ребёнка), со временем увеличивая число детей;
  6. знает особенности сюжетно-ролевой игры у детей разного возраста; развёртывает игру так, чтобы ребята постепенно усваивали новые, более сложные способы взаимодействия со сверстниками обоих полов, расширяли свои представления о будущих социальных ролях.

Степень усвоения ребенком гендерных стереотипов поведения зависит от сложности сюжетно-ролевой игры. Выделяется несколько этапов развития игровой деятельности дошкольников

  1. этап условных игровых действий, для которых характерен выбор однотёмного одноперсонажного сюжета. Такая игра представляет собой смысловую цепочку действий: один ребёнок (мальчик или девочка) выполняет определённые действия, соответствующие его половой роли (например, девочка, как  мама, утром будет свою куклу-дочку, умываете, одевает, говорит ласковые слова, идет с ней гулять и т. д.;
  2. этап многоперсонажного сюжета. Сюжет игры предполагает наличие системы взаимосвязанных персонажей (ролей). Стереотипы гендерного поведения формируются воспитателем через взаимодействие детей разного пола, введение новых персонажей (игры «Семья», «Папа на работе», «Мама на работе» и т. д.);
  3. Этап построения и развёртывания многотемных сюжетов, на котором разнообразные события и социальные отношения комбинируются в игре, благодаря чему у детей закрепляются позитивные мужские и женские способы поведения.

Формирование позитивного поло-ролевого поведения у детей разного возраста имеет свои специфические особенности. Например, в 3-5 лет дети переходят на принципиально новый уровень развития, заменяя сюжетно-отобразительную игру сюжетно-ролевой. Психологическая характеристика игры также становится иной: у ребёнка появляется стремление к общению и взаимодействию со сверстниками, как своего, так и противоположного пола, окружающими людьми в целом. Однако без помощи взрослых дети еще не всегда могут интересно развернуть игру, использовать разнообразные игровые материалы.

Подбору материала и оборудования  для игровой деятельности девочек и мальчиков необходимо уделить особое внимание. При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей нужно обратить внимание на следующее:

  1. на привлекательный игровой материал и игровую атрибутику с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
  2. на достаточность и полноту материалов для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;
  3. на наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий», в которых для мальчиков представляется возможность поиграть в мужскую модель поведения.

Принципы построения окружающей игровой среды предусматривают одинаковое количество игр, пособий в зонах мальчиков и девочек, свободный выбор зон детьми, возможность организации совместных игр. 

Для мальчиков это все виды транспорта, атрибуты для полиции, военного моряка, разные виды конструкторов. Важная роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики, вначале под руководством, а затем самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина, самолёт, пароход, вагон поезда и т. д. Важным условием для воспитания детей, с учётом их гендерных особенностей является, то, что мальчикам может быть поручена «тяжёлая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и т. д., при этом нужно поддерживать стремление и инициативу детей самостоятельно находить конструктивные решения для игры. Часто взрослые порицают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют в войну. Но если учесть, что мальчикам физиологически нужно больше пространство для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию, то, возможно, причины для осуждения будет меньше. Следует предоставить им пространство и следить, чтобы игры не носили агрессивного характера, для этого нужно научить играть мальчиков в солдат, лётчиков, моряков и создать для этого соответствующие условия. Так как мальчики очень любят разбирать игрушки, изучать их строение и конструкцию, при покупке игрушек для мальчиков нужно это учесть. Лучше для игр приобретать конструкторы «сборно – разборные модели транспорта».

Для игр девочкам требуется небольшое пространство. Девочки чаще всего в играх осваивают роль мамы, поэтому необходимо, чтобы у них было достаточное количество кукол, колясок и прочей атрибутики. Так как у девочек лучше развита мелкая моторика, то им больше требуется мелких игрушек, атрибутов к играм. Для девочек игровая зона это уголок ряженья, кухня с разными видами посуды, столик с зеркалом для причёсывания модниц. Дети и родители принимают активное участие в изготовлении атрибутов для сюжетно - ролевых игр. Это шапочки, книжечки, маски, коробки, стаканчики и другие. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр хранятся в специально отведённом месте с указателем-символом на коробочке.

В старшем дошкольном возрасте в сюжетно-ролевой игре дети в символической форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей. Играя роль, ребёнок выполняет определённую социальную функцию, дифференцированную по полу. Роль воспитателя состоит в том, что он ежедневно участвует в играх детей. При этом он руководит как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцированно играет с девочками и мальчиками. В руководстве творческими сюжетно-ролевыми играми детей перед воспитателем стоят две основные задачи:

  1. развитие игры, как деятельности;
  2. использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.

В работе используются методы и приёмы для руководства сюжетно-ролевыми играми старших дошкольников: напоминание, подсказка, взятие воспитателем на себя второстепенной роли, вопросы к детям, пример воспитателя, оценка и анализ деятельности детей.

В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают игровые сюжеты, отражающие типично женские интересы: моду, домашние дела и обязанности женщины, женские профессии. Мальчики предпочитают игровые сюжеты, отражающие мужские черты (смелость, героизм, отважность, интересы, мужские взаимоотношения в мужских профессиях и деяниях). Девочки и мальчики выбирают роли, характерные для представителей своего пола. Игровые интересы мальчиков связаны с социокультурным пространством жизни, т.к. они многое заимствуют для игр из мультфильмов, рекламы, кино; игровые интересы девочек связаны с современным бытовым пространством жизни взрослых.

Для мужчин характерны профессии, которые позволяют проявить героизм, смелость, физическую силу, отвагу, благородство, умение прийти на помощь. Для развития этих качеств у мальчиков предлагаем сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Исследователь», «ГИБДД», «Водители», «Гараж», «Автосалон», «Служба спасения».

Педагогически правильно организованная сюжетно-ролевая игра детей способствует развитию интереса, эмоционально-положительного отношения к противоположному полу, будущей роли, освоению опыта мужского и женского поведения в семье и обществе, умений взаимодействовать, договариваться с противоположным полом, строить длительные доброжелательные взаимоотношения, а также оказывает положительное влияние на ход общего развития детской личности, игровой деятельности в целом.

Сюжетно-ролевые игры – лучший способ преодоления негативных ролевых стереотипов. Например, в автосалоне, в гараже могут работать и девочки – приём заказов, мойка машин, директор автосалона.

В сюжетно - ролевой игре «Больница» врач и пациент могут свободно меняться ролями. Эта игра вдохновляет мальчиков заботиться о ком-либо, а девочек – играть мужские роли.

В сюжетно-ролевых играх «Скорая помощь», «Поликлиника», «Больница» формируется у детей умение делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом, по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив, отображать в игре знания об окружающей жизни, показываем социальную значимость медицины, воспитываем уважение к труду медицинских работников, закрепляем правила поведения в общественных местах. В игре закладываются основы нравственности: великодушие, надёжность, уважение к девочкам (женщинам) – у мальчиков, и доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам) – у девочек.

В играх реализуются желания детей: стать в будущем модельером, (сюжетно-ролевая игра «Дом мод»), инспектором безопасного движения (сюжетно-ролевая игра «ГИБДД»), строителем (сюжетно-ролевая игра «Строительство»), спасателем (сюжетно-ролевая игра «Служба спасения»).

В игре ребёнок освобождается от чувства одиночества и познаёт радость близости и сотрудничества, в игре он оценивает свои возможности, обретает веру в себя, определяет позицию по отношению к окружающему миру и людям. Например, в игре «Почта» детей нужно научить понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней, необходимо сформировать уважительное отношение к работникам почты, учить отображать в игре труд взрослых, передавать отношения между людьми, практическое применение знаний о количестве и счёте. На почте работают и мужчины, и женщины, от качества работы одного зависит результат всего коллектива.

Женщины обычно выбирают профессии, позволяющие проявить миротворчество, отзывчивость, доброту, умение видеть и создавать красоту. «Детский сад», «Школа», «Ателье», «Музей», «Салон красоты», «Супермаркет», «Модельное агентство», «Дизайнерская студия», «Семья» - это сюжетно - ролевые игры для самовыражения девочек, но здесь можно привлечь поучаствовать и мальчиков. В сюжетно-ролевой игре «Супермаркет» можно научить детей согласовывать собственные игровые замыслы сверстников, менять роли по ходу игры, побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни, развивать диалогическую речь.

Родительские отношения и образцы воспитания являются теми традициями, которые передаются из поколения в поколение и играют важную роль в воспитании ребёнка и в том числе в появлении и становлении у него гендерной идентичности.

В сюжетно-ролевой игре «Семья» нужно стараться сформировать у детей представление о роли и занятости мужчины и женщины в семье, об их взаимоотношениях: хорошая семья – дружная, все заботятся друг о друге, помогают друг другу, каждый член семьи имеет свой круг обязанностей. В сюжетно – ролевой игре «Театр» можно научить детей действовать в соответствии с принятой на себя ролью, формировать доброжелательное отношение между детьми, закреплять представление детей об учреждениях культуры, их социальной значимости, закреплять знания детей о театре, труппе театра, показывать их коллективный характер работы в театре, развивать выразительность речи детей.

В сюжетно - ролевой игре «Телевидение» закрепляется представления детей о средствах массовой информации, о роли телевидения в жизни людей. Сюжетно-ролевая игра способствует формированию у детей мужских и женских качеств, необходимых им для успешного выполнения в будущем своих функций в семье. Однако без помощи взрослых дети еще не всегда могут интересно развернуть игру, использовать разнообразные игровые материалы. Таким образом, педагогически правильно организованная сюжетно-ролевая игра детей способствует:

  1. развитию интереса, эмоционально-положительного отношения к противоположному полу, будущей роли;
  2. освоению опыта мужского и женского поведения в семье и обществе;
  3. умений взаимодействовать, договариваться с противоположным полом;
  4. строить длительные доброжелательные взаимоотношения;
  5. оказывает положительное влияние на ход общего развития детской личности, игровой деятельности в целом.

Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей  призвано помочь ребёнку осознать себя представителем того или иного пола. В результате этого у детей должна сформироваться гендерная устойчивость: «Я девочка и буду ей постоянно, Я – мальчик и всегда буду им». Проблема гендерной социализации является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы.

В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Организация поло-ролевого воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого либо из ее компонентов. Успех вхождения ребенка в мир людей, его половая воспитанность в значительной мере зависит от содержания воспитания, в которой роль игры трудно переоценить. Когда в игре, будет достигнут уровень развития, который характеризуется принятием роли и умением осуществлять в определённой последовательности ролевые действия, воспитатель может перейти к решению вопросов связанных с обучением девочек и мальчиков выполнения в игре социальных функций.

Очевидно, что воспитание детей с учётом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребенок постоянно сталкивается в семье. Но это вовсе не означает, что воспитательное воздействие, оказываемое на девочку или мальчика в этом нежном возрасте, не повлияет на развитие личности.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра для ребенка – это особый мир, где есть возможность реализации своих интересов, желаний, предпочтений, фантазий, обретения опыта взаимодействия с представителями обоего пола, свободы выбора, инициативности, самостоятельности, творчества. Игра позволяет ребенку примерить самые разные социальные роли, взаимоотношения, получить массу положительных эмоций, впечатлений, незабываемых, радостных моментов.


Планирование педагогической работы по гендерному развитию средствами сюжетно-ролевой игры.

Целью данной работы является составление комплекса занятий, направленных на гендерное развитие дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры.

Поставленная цель реализуется в следующих задачах:

1. Подобрать методический материал по исследуемому вопросу;

2. Разработать комплекс сюжетно-ролевых игр, направленных   на гендерное развитие дошкольников с помощью сюжетно-ролевой игры;

3. Частично апробировать данный комплекс;

4. Произвести анализ полученных данных;

5. Разработать рекомендации по организации работы, направленной на гендерное развитие дошкольников по средством сюжетно-ролевой игры.

Для достижения поставленной цели и задач использовались следующие методы: наблюдение, анкетирование, анализ полученных данных.

При составлении планирования комплекса сюжетно-ролевых игр мы опирались на программу полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста «Мальчики и девочки» Шелухиной Ирины Петровны.

Успешная организация сюжетно-ролевых игр, возможна лишь при наличии нужных для этой игры знаний у детей. Так, например, в игре «Автобус» дети, должны знать не только названия профессий, которые относятся к этой игре (водитель, кондуктор), но и чем они занимаются (водитель: управляет автобусом, объявляет остановки, предупреждает об открытии и закрытии дверей; кондуктор: продает билеты, контролируют что бы все «пассажиры» были с билетами), так же дети должны знать правила поведения в общественном транспорте.

Важным фактором в планировании принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение игр. Это усложнение идет от элементарных игр, например, «Магазин» (где учувствуют только покупатели и продавец), к более сложной ее форме (к покупателям и продавцу добавляются: охранники, грузчики и т.д.). Так же это услужение можно наблюдать и в игре «Автобус» (сначала учувствуют только водитель, кондуктор и пассажиры, а потом к ним добавляются сотрудники ГИБДД, заправщики, контролеры и т.д.)

Поэтому при организации сюжетно-ролевых игр мы ставили и решали следующие задачи:

1) расширить знания детей о профессиях;

2) создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через сюжетно-ролевые игры;

3) содействовать гармоничному гендерному развитию личности ребенка;

4) создать положительный эмоциональный фон для комфортных условий при проведении игр;

5) расширять кругозор.

Планирование педагогической работы по гендерному развитию средствами сюжетно-ролевой игры.

Таблица 1

Название с-р. игры

Цель с-р. игры

Роли

«Пограничники»

Продолжать знакомить детей с военными профессиями, уточнить распорядок дня военнослужащих, в чем заключается их служба, воспитывать смелость, ловкость, умение четко выполнять приказы командира, желание служить в армии.

Начальник пограничной заставы – воспитатель;

пограничники, разведчики, шпионы, собаководы – мальчики., врачи и медсестры – девочки, мальчики.

«Пожарные»

Создавать условия и поощрять социальное творчество, формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Расширять представления детей о гуманной направленности работы пожарных, ее необходимости, мобильности в чрезвычайных ситуациях. Формировать у детей понятие «пожарная безопасность», закреплять знания о причинах возникновения пожара. Углубить представления о первичных средствах пожаротушения. Воспитывать у детей чувство ответственности за свои действия, смелость, творчество, уважение к профессии пожарных.

Пожарные – мальчики; диспетчеры – девочки; потерпевшие – дети по желанию.

«На дорогах города»

Продолжать учить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения закрепить знания детей о правилах дорожного движения, продолжать учить ориентироваться в дорожной ситуации, познакомить с новой ролью – регулировщик. Воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу, внимание на дороге.

Сотрудники ГИБДД, автозаправщик – мальчики; водители – мальчики (по желанию девочки); кассир на заправке – девочка.

«Служба спасения»

Совершенствовать умения детей творчески развивать сюжет, объединять несколько сюжетов одним содержанием.  Развивать речевое и ролевое взаимодействие, связную монологическую и диалогическую речь. Формировать положительные взаимоотношения между детьми в процессе игры. Научить их быстро принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, пользуясь планом, осмысливать правила безопасного поведения. Воспитывать смелость, ответственность, желание прийти на помощь людям.

Пожарные, полиция – мальчики; врачи медсестры – девочки; люди, попавшие в беду (пострадавшие) – дети по желанию; корреспондент - воспитатель.

«Семья»

Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда, раскрывать разные социальные роли мужчины и женщины в семье..

Бабушки, дедушки, мама, папа, дети.

«В кафе»

Развивать творческое воображение, способность совместно развивать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников, развивать инициативу, организаторские способности, подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов, формировать умение договариваться, планировать, обсуждать действия всех играющих. Закреплять знания детей о правилах поведения за столом и в общественных местах, формировать умение детей готовить обстановку для игры, подбирать предметы-заместители и атрибуты, воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.

Кассиры, повара, официанты– девочки; бармены, посетители – дети по желанию; охранники – мальчики.

«Швейная мастерская»

Расширить и закрепить знания детей о работе в швейном ателье, формировать первоначальное представление о том, что на изготовление каждой вещи затрачивается много труда, укреплять навыки общественного поведения, благодарить за оказанную помощь и заботу, развивать и укреплять дружеские взаимоотношения между детьми.

Швеи и гладильщицы – девочки; модельеры и заказчики – дети по желанию.

«Салон красоты»

Расширить и закрепить знания детей о работе в «Салоне красоты», вызвать желание выглядеть красиво, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу.

Администратор – воспитатель;

Парикмахер, мастер маникюра, визажист, кассир, уборщица – девочки; клиенты – дети по желанию.

«Магазин»

Вызвать у детей интерес к профессии продавца, выполнять соответствующие игровые действия, находить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.

Продавец и уборщица- девочки; грузчик, водитель и охранник – мальчики; покупатели – дети по желанию.

«Школа»

Расширять знания детей о школе. Помогать детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты). Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры. Помогать детям усвоить некоторые моральные нормы. Воспитывать справедливые отношения. Упрочить формы вежливого обращения. Воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе.

Учителя – девочки (по желанию мальчики), ученики.


Для проведения исследовательской работы был разработан цикл сюжетно-ролевых игр, целью которых явились знакомство детей со своими социальными ролями. Все игры позволили нам уточнить и сформировать у детей представления о роли и занятости мужчины и женщины в семье, об их взаимоотношениях: хорошая семья – дружная, все заботятся друг о друге, помогают друг другу, каждый член семьи имеет свой круг обязанностей, обогатить представления о мужских и женских профессиях. Для мужчин характерны профессии, которые позволяют проявить героизм, смелость, физическую силу, отвагу, благородство, умение прийти на помощь (военные, милиционеры, пожарные, лётчики, спасатели). Женщины обычно выбирают профессии, позволяющие проявлять миротворчество, отзывчивость, доброту, умение видеть и создавать красоту (врач, портниха, парикмахер, повар, педагог, хореограф).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового комплексного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Семья. Родословное древо моей семьи».

Конспект итогового комплексного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Семья. Родословное древо моей семьи».Цель. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, родным, родственникам, п...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ "ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ" ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ "ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ"  ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Семья Степановых»

Цель: воспитание чувства патриотизма, гражданственности, уважения к защитникам Отечества, землякам, любви к Родине, к матерям и заботы о них, уважительного отношения к ветеранам войны, бережного отнош...

Педагогический проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Семья и ее корни»

Актуальность. Одной из приоритетных задач нашего детского сада является сотрудничество ДОО и семьи.Семья – первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого явля...

Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим для детей старшего дошкольного возраста "Семья"

Данная деятельность направлена на создание условий для формирования у детей правильного представления о семье, о роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, которые живут вместе, любят друг др...

Игровое занятие для детей старшего дошкольного возраста «Семья в куче не страшна и туча»

Игровое занятие для детей старшего дошкольного возраста«Семья в куче не страшна и туча»...

Педагогический проект познавательной направленности для детей старшего дошкольного возраста "Семь чудес света"

Федеральный государственный стандарт ДО считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования. Позна...