Главные вкладки

    Методика обучения играм на плоскостное моделирование
    статья на тему

    Светлана Владимировна Курик

    Методика обучения играм на плоскостное моделирование

     Приёмы ознакомления дошкольников с играми на плоскостное моделирование

    1. Сообщение названия.
    2. Рассматривание отдельных частей.
    3. Уточнение их названия.
    4. Соотношение частей по размерам.
    5. Усвоение способов соединения их между собой.

    Дети должны знать и уметь практически выделять отличительные признаки геометрических фигур (треугольников, четырёхугольников, круга, овала), при условии различного расположения их в пространстве. Можно поупражнять детей в создании разнообразных новых геометрических фигур из фигур данного набора.

    Дети должны иметь необходимые практические навыки в трансфигурации геометрических фигур (соединении нескольких фигур в целях создания новой). 

    Подготовительные упражнения.

    1. Составление простых изображений из мозаики – домики, снеговики, лодки, кораблики и т.д. из мозаик, комплектов геометрических фигур по представлению. Можно предложить картинки, но не требуется их копирование.
    2. Игра «Составь фигуру». Для игры изготавливают комплект геометрических фигур разной формы и размера. Дети сначала рассматривают фигуры, называют, а потом группируют.

    Варианты заданий:

    • составить прямоугольник из треугольников;
    • составить квадрат из прямоугольников, из квадратов;
    • составить прямоугольник из квадратов, прямоугольников;
    • составить квадрат из прямоугольников, из квадратов;
    • составить четырехугольник из треугольников;
    • составить треугольник из треугольников;
    • составить такую же фигуру;
    • составить силуэт по замыслу.

    В ходе работы уточнять, как называется фигура, сосчитать стороны, углы, показать и назвать составляющие фигуры, предложить другие варианты.

    1. Игра «Составь картинку». Составляют изображения из одинаковых фигур.

     

    Этапы работы на воссоздания образных и сюжетных изображений

     

    Первый этап - ознакомление детей с игрой.

    Второй этап освоения игры – составление сюжетных фигур по элементному изображению предмета.

    Составление предметных фигур по элементному изображению состоит в механическом подборе, копировании способа расположение частей игры. Необходимо внимательно рассмотреть образец, назвать составные части, их расположение и соединение.

    Такой способ не позволяет ребёнку проявить творчество, самостоятельность, поэтому долго задерживаться на данном этапе нежелательно. Достаточно предложить детям 2-3 силуэта и переходить к следующему этапу.

    Третий этап-составление сюжетных фигур по частичному элементному изображению.

    Детям предлагают образцы, на которых указано место расположения одной-двух составных частей, остальные они должны расположить самостоятельно.

    Дети могут накладывать части на образец, учитывая направление линий контура, пропорциональное соотношение. Ребёнок самостоятельно ищет способы составления силуэта. Методом проб и ошибок он добивается необходимого результата.

    Четвёртый этап – составление сюжетных фигур по контурному, или силуэтному, образцу.

    На этом этапе ребёнок должен научиться зрительно дифференцировать направление линий силуэта(контура) составляемой фигуры. В процессе предварительного анализа образца он должен зрительно расчленить сложную фигуру на составляющие элементы. После чего практически проверить свое предложение. Для детей подобный процесс воссоздания является сложным, вызывает активную работу мысли, воображения.

    На этом этапе важна помощь взрослого. Если ребёнок затрудняется в составлении сюжетной фигуры, необходимо обратить его внимание на направление и соотношение линий, общее строение, форму изображённого на образце предмета, указать место расположения некоторых частей. По мере усвоения детьми способов и приёмов составления различных сюжетных фигур у них появляется желание создать что-то своё. Переход ребёнка к построению фигур по замыслу – яркое проявление творческих способностей, самостоятельности, гибкости ума, смекалки и сообразительности. [7, с. 38]

     

    Рекомендации к использованию игр на плоскостное моделирование.

     

    Модели многофункциональны. На основе моделей можно создать разнообразные дидактические игры.

    Моделирование как новый вид работы дает простор для творчества и фантазии детей, обеспечивая развитее их мышления.

    При помощи картинок-моделей можно организовать различные виды деятельности детей. Наглядные материалы могут быть использованы на занятиях, в совместной с воспитателем и самостоятельной детской деятельности.

    Пусть ребенок сам творит: составляет геометрические фигуры из палочек, составляет из элементов «Танграма» новые фигуры. Вы можете задавать ему необходимые эталоны.

    Составляйте также фигуры разного размера и фигуры разной формы. Другим вариантом будут комбинированные фигуры, у которых некоторые стороны будут общими.

    Если видите, что ребёнок справляется с заданием, переходите к следующему этапу.

    Предложите ребёнку придумать собственную фигуру (а лучше, если вы сделаете это вместе). 

    Использование разнообразных форм организации деятельности в математическом уголке: соревнований, конкурсов на лучшую логическую задачу, фигуру – силуэт, математических развлечений. Кроме этого, можно использовать игры-головоломки при проведении весёлых встреч дошкольников знатоков, КВНов. 

     

    Таким образом, плоскостное моделирование рассматривается, как совместная деятельность воспитателя и ребёнка по построению (выбору и конструированию моделей). Цель моделирования – обеспечить успешное освоение детьми знаний. Оно основано на принципе замещения реальных предметов, объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

        Таким образом, игры на плоскостное моделирование содержат все условия , способствующие полноценному развитию личности :

    • коллективной и индивидуальной активности детей;
    • единство познавательного и эмоционального начала;
    • внешних и внутренних действий;
    •  воспитывают у детей познавательный интерес и способность к исследовательскому поиску;
    • приводят к умственной активности, основанной на непосредственной заинтересованности ребёнка в получении результата.

     Для реализации этих условий необходимо создать такую среду, которая бы служила пусковым механизмом для умственного развития ребенка. При этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodika_obucheniya_igram_na_ploskostnoe_modelirovanie.docx20.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методика обучения играм на плоскостное моделирование

     Приёмы ознакомления дошкольников с играми на плоскостное моделирование

    1. Сообщение названия.
    2. Рассматривание отдельных частей.
    3. Уточнение их названия.
    4. Соотношение частей по размерам.
    5. Усвоение способов соединения их между собой.

    Дети должны знать и уметь практически выделять отличительные признаки геометрических фигур (треугольников, четырёхугольников, круга, овала), при условии различного расположения их в пространстве. Можно поупражнять детей в создании разнообразных новых геометрических фигур из фигур данного набора.

    Дети должны иметь необходимые практические навыки в трансфигурации геометрических фигур (соединении нескольких фигур в целях создания новой). 

    Подготовительные упражнения.

    1. Составление простых изображений из мозаики – домики, снеговики, лодки, кораблики и т.д. из мозаик, комплектов геометрических фигур по представлению. Можно предложить картинки, но не требуется их копирование.
    2. Игра «Составь фигуру». Для игры изготавливают комплект геометрических фигур разной формы и размера. Дети сначала рассматривают фигуры, называют, а потом группируют.

    Варианты заданий:

    • составить прямоугольник из треугольников;
    • составить квадрат из прямоугольников, из квадратов;
    • составить прямоугольник из квадратов, прямоугольников;
    • составить квадрат из прямоугольников, из квадратов;
    • составить четырехугольник из треугольников;
    • составить треугольник из треугольников;
    • составить такую же фигуру;
    • составить силуэт по замыслу.

    В ходе работы уточнять, как называется фигура, сосчитать стороны, углы, показать и назвать составляющие фигуры, предложить другие варианты.

    1. Игра «Составь картинку». Составляют изображения из одинаковых фигур.

    Этапы работы на воссоздания образных и сюжетных изображений

    Первый этап - ознакомление детей с игрой.

    Второй этап освоения игры – составление сюжетных фигур по элементному изображению предмета.

    Составление предметных фигур по элементному изображению состоит в механическом подборе, копировании способа расположение частей игры. Необходимо внимательно рассмотреть образец, назвать составные части, их расположение и соединение.

    Такой способ не позволяет ребёнку проявить творчество, самостоятельность, поэтому долго задерживаться на данном этапе нежелательно. Достаточно предложить детям 2-3 силуэта и переходить к следующему этапу.

    Третий этап-составление сюжетных фигур по частичному элементному изображению.

    Детям предлагают образцы, на которых указано место расположения одной-двух составных частей, остальные они должны расположить самостоятельно.

    Дети могут накладывать части на образец, учитывая направление линий контура, пропорциональное соотношение. Ребёнок самостоятельно ищет способы составления силуэта. Методом проб и ошибок он добивается необходимого результата.

    Четвёртый этап – составление сюжетных фигур по контурному, или силуэтному, образцу.

    На этом этапе ребёнок должен научиться зрительно дифференцировать направление линий силуэта(контура) составляемой фигуры. В процессе предварительного анализа образца он должен зрительно расчленить сложную фигуру на составляющие элементы. После чего практически проверить свое предложение. Для детей подобный процесс воссоздания является сложным, вызывает активную работу мысли, воображения.

    На этом этапе важна помощь взрослого. Если ребёнок затрудняется в составлении сюжетной фигуры, необходимо обратить его внимание на направление и соотношение линий, общее строение, форму изображённого на образце предмета, указать место расположения некоторых частей. По мере усвоения детьми способов и приёмов составления различных сюжетных фигур у них появляется желание создать что-то своё. Переход ребёнка к построению фигур по замыслу – яркое проявление творческих способностей, самостоятельности, гибкости ума, смекалки и сообразительности. [7, с. 38]

    Рекомендации к использованию игр на плоскостное моделирование.

    Модели многофункциональны. На основе моделей можно создать разнообразные дидактические игры.

    Моделирование как новый вид работы дает простор для творчества и фантазии детей, обеспечивая развитее их мышления.

    При помощи картинок-моделей можно организовать различные виды деятельности детей. Наглядные материалы могут быть использованы на занятиях, в совместной с воспитателем и самостоятельной детской деятельности.

    Пусть ребенок сам творит: составляет геометрические фигуры из палочек, составляет из элементов «Танграма» новые фигуры. Вы можете задавать ему необходимые эталоны.

    Составляйте также фигуры разного размера и фигуры разной формы. Другим вариантом будут комбинированные фигуры, у которых некоторые стороны будут общими.

    Если видите, что ребёнок справляется с заданием, переходите к следующему этапу.

    Предложите ребёнку придумать собственную фигуру (а лучше, если вы сделаете это вместе). 

    Использование разнообразных форм организации деятельности в математическом уголке: соревнований, конкурсов на лучшую логическую задачу, фигуру – силуэт, математических развлечений. Кроме этого, можно использовать игры-головоломки при проведении весёлых встреч дошкольников знатоков, КВНов. 

    Таким образом, плоскостное моделирование рассматривается, как совместная деятельность воспитателя и ребёнка по построению (выбору и конструированию моделей). Цель моделирования – обеспечить успешное освоение детьми знаний. Оно основано на принципе замещения реальных предметов, объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

        Таким образом, игры на плоскостное моделирование содержат все условия , способствующие полноценному развитию личности :

    • коллективной и индивидуальной активности детей;
    • единство познавательного и эмоционального начала;
    • внешних и внутренних действий;
    •  воспитывают у детей познавательный интерес и способность к исследовательскому поиску;
    • приводят к умственной активности, основанной на непосредственной заинтересованности ребёнка в получении результата.

     Для реализации этих условий необходимо создать такую среду, которая бы служила пусковым механизмом для умственного развития ребенка. При этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Методика обучения игры в баскетбол в детском саду"

    Баскетбол – спортивная игра, требующая соответствующей физической, технической и тактической подготовки игроков, что достигается при помощи специальных и постоянных тренировок. Основное внимание...

    "Методика обучения игры в баскетбол в детском саду"

    Баскетбол – спортивная игра, требующая соответствующей физической, технической и тактической подготовки игроков, что достигается при помощи специальных и постоянных тренировок. Основное внимание должн...

    Методика обучения игре на музыкальных инструментах детей дошкольного возраста.

    Игра на музыкальных инструментах организует детский коллектив, способствует развитию музыкальных способностей, совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка, развиваются мышл...

    Игра, как метод образования. Методика обучения игре.

    В воспитании дошкольников широко используются разнообразные игры....

    Опыт работы по развитию творчества у дошкольников в играх на плоскостное моделирование

              Не всякую художественную или конструктивную деятельность можно рассматривать как творчество. Если задана тема, объяснены способы выполнения и последовательнос...