Конспект "Мои права и обязанности в семье"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Юмашева Марина Максимовна

Цель: обобщение и систематизация знаний детей о роли семьи в их жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_od_po_grazhdansko.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Улыбка» города Кирсанова Тамбовской области

        

    Конспект ОД по гражданско-правовому воспитанию

«Мои права и обязанности в семье»

для детей старшего возраста

Подготовила воспитатель: Юмашева М.М.

Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о роли семьи в их жизни.

Программное содержание:

Дать представление о защите прав ребенка членами его семьи, закрепить понятие о том, что у каждого человека есть, не только права, но и обязанности; совершенствовать способы взаимоотношения с членами семьи;

развивать творческие способности, самостоятельность суждений, умение делать выводы; воспитывать чувство самоуважения и уважения к членам семьи.

Предварительная работа:

Беседы о правах и обязанностях детей и взрослых; знакомство с «Конвенцией о правах ребенка», с «Декларацией прав ребенка»; заучивание стихотворений о правах; чтение сказок и их анализ;

Оборудование: мяч, генеалогические  древа, мультимедийный проектор, экран, ноутбук; карточки – символы; символы геральдики, портреты руководителей; музыкальное сопровождение;

 аудиозапись песни “Мама для мамонтенка” композитора В. Шаинского, ненецкая сказка «Кукушка», лепестки из цветной бумаги, желтый круг, приклеенный на ватмане, листы бумаги, цветные карандаши.

Ход занятия:

Дети заходят в группу, звучит аудиозапись песни из мультфильма «Мама для мамонтенка».

Воспитатель: Дети вы слышали эту песню? Из какого она мультфильма? Про кого этот мультфильм? Кого ищет мамонтенок? Скажите, куда вернется мамонтенок? (Предполагаемые ответы детей).

Воспитатель: Да ребята, мама, семья, родной дом – самое дорогое, что есть у человека. Сегодня мы с вами поговорим о праве ребенка жить и воспитываться в родной семье. Как вы думаете, что значит «семья»(Ответы детей).

Воспитатель: Для чего люди создают семью(Ответы детей).

Воспитатель: Дети, послушайте стишок, и закончите его -

Если дочка не упряма,

Если папа не сердит,

Если бабушка на маму,

Исподлобья не глядит,

Если добрые слова,

Слышишь с самого утра,

Значит папа, мама, я –

Это? – (дружная семья)

Воспитатель: Что такое дружная семья(Рассуждения детей).

Воспитатель: В дружной семье все помогают друг другу, заботятся о членах семьи. Расскажите как ваши мамы и папы заботятся о вас? (Ответы детей).

Воспитатель: А у вас есть постоянные обязанности дома(Ответы детей).

Воспитатель: Дети у вас у всех на столах лежат лепестки разного цвета, сейчас вы подойдёте по очереди к мольберту со своим лепестком, расскажите, как и чем вы дома помогаете своим родителям и приклеите свой лепесток вокруг этого желтого круга. (Дети подходят по одному с лепестком, вырезанным, из бумаги и рассказывают, как они помогают дома, какие поручения выполняют и приклеивают лепесток.)

Воспитатель: Посмотрите, от ваших добрых дел расцвел красивый цветок цветик - разноцветик.

Физкультминутка: игра «Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем» (Дети друг другу показывают и отгадывают имитирующие движения домашних дел).

Воспитатель: Дети скажите, а какая птица подкладывает свои яйца в чужие гнёзда к другим птицам? (Кукушка).

Воспитатель: Послушайте ненецкую сказку «Кукушка»(Воспитатель читает сказку).

Воспитатель: Почему мама обернулась кукушкой?

Как бы вы поступили на месте этих беззаботных детей?

Подумайте, кто будет заботиться об этих детях? (Ответы детей).

«Загадки – сказки». Отгадать сказку и назвать кем и какое право нарушено в сказке. (Слайдовая презентация).

Румяный круглый паренёк,

Сбежал из дому на денёк.

С весёлой песенкой бродил

И все напасти обходил

До той поры, пока в лесу

Не встретил хитрую лису.  (колобок)

Нашла однажды мышка

Совсем пустой домишко.

Стала жить да поживать,

Да жильцов к себе пускать. (теремок)

Волк зубастый нам не страшен,

Крепки стены в доме  нашем.

В этом доме старший брат

Приютить был младших рад. (три поросенка)

Кто мохнатый, косолапый

По лесной тропе идёт?

Что мохнатый, косолапый

В большом коробе несёт?  (Маша и медведь)

Уговаривала братца        

Старшая сестрица:

«Ты из лужицы не пей

Мутную водицу».

Не послушался мальчонка -

Превратился он в козлёнка. (сестрица Аленушка и братец Иванушка).

Два горба, как у верблюда,

Уши – словно у осла.

Вот такое, братцы, чудо

Кобылица принесла.  (конек – горбунок

Воспитатель: В жизни бывают такие ситуации, когда дети остаются без семьи – без мамы и папы. Как вы думаете, как поступают с детьми, которые остались без родителей? Где они живут и с кем? Кто о них заботится? (Рассуждения детей).

Воспитатель: Эти дети находятся под защитой государства. Дети сироты живут в детских домах и приютах. О них заботятся взрослые: за здоровьем ребенка следят врачи, медицинские сестры, воспитатели дают знания, дарят тепло и ласку, воспитывают быть добрыми и дружными.

Воспитатель: Самые близкие ребенку люди – его родители. И для родителей дети – смысл и радость всей жизни.

Воспитатель предлагает детям объяснить смысл пословиц:

«Родительское сердце - в детках».

«Дети не в тягость, а в радость».

Д/и: «Закончи пословицу»

Добрая семья прибавит…… ( разума-ума).

Вся семья вместе, так и душа…….. ( на месте).

При солнышке тепло, при ……. (матушке добро).

Друга ищи, а найдёшь -.…… (береги).

Повторенье — мать …..( ученья).

Ученье – свет, а не ученье - …….(тьма).

Береги платье снову, а здоровье ……(смолоду).

В здоровом теле - здоровый ……(дух).

Родная сторона - мать, чужая - …..(мачеха).

Родина - мать, умей за нее …….(постоять).

«Семья сильна, когда над ней крыша одна»(Рассуждения детей).

Воспитатель: Мы с вами много говорили о семье, о заботливом отношении к членам семьи, о ваших правах и обязанностях. А сейчас ребята, предлагаю вам нарисовать символ (эмблему, герб) своей семьи. (Дети под мелодию «Мама для мамонтенка» рисуют, затем рассказывают.)

Подведение итога занятия: Каждый ребенок имеет право на жизнь. Каждый ребенок имеет право на заботу со стороны взрослых. Каждый ребенок имеет право на сохранение семейных связей.

Воспитатель: Желаю вам ребята, чтобы ваши права в семье никогда не нарушались, и что бы у каждого ребенка была дружная и счастливая семья.

 Конкурс  Игра: «Моя семья»

Дети  рассказывают о своей семье. ( Используя генеалогическое древо своей семьи)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД детей 4-5 лет «Права и обязанности в семье».

НОД  «Права и обязанности в семье».Воспитатель: Бирюкова О.А.МБДОУ №14 «Белочка»  Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о роли семьи в их жизни.  Задачи:  • ...

НОД детей 4-5 лет «Права и обязанности в семье».

НОД  «Права и обязанности в семье».Воспитатель: Бирюкова О.А.МБДОУ №14 «Белочка»  Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о роли семьи в их жизни.  Задачи:  • ...

НОД «Права и обязанности в семье».

НОД  «Права и обязанности в семье».Воспитатель:  Иордан Ю.В.МБДОУ №14 «Белочка»  Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о роли семьи в их жизни.  Задачи: ...

Консультация для родителей "Права и обязанности ребенка в семье".

Самой большой ценностью в жизни человека являются его дети, которые также как и взрослые имеют свои права и обязанности в семье....

Методическая разработка ООД по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правами и обязанностями Тема: «Я человек, а значит, есть права и обязанности»

Цель: формирование элементарных представлений у дошкольников о  правах и обязанностях представленных  в основном документе  о «Правах ребёнка».Задачи:Помочь детям осознать, ...

НОД " Права и обязанности в семье"

Дать представление о защите прав ребёнка членами его семьи....