СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья на тему

Бондарева Маргарита Васильевна

Материал раскрывает систему работы специалистов ДОУ по выявлению и развитию одаренности у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bakaeva_l.v_materialy_ot_a_do_ya.docx150.7 КБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Л. Бакаева

старший воспитатель

К. Седнева

воспитатель

М. Бондарева

учитель-логопед

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад комбинированного вида №21 п.Северный Белгородского района Белгородской области»

d.sad21@mail.ru

 «Одарённость человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод»

В.А. Сухомлинский

В настоящее время идут реформы образования. На наших глазах изменяются подходы к воспитанию и обучению детей. Радует то, что в государстве появляются ресурсы для «взращивания» смены нашему поколению, и есть понимание того, что от наших сегодняшних детей зависит  будущее России.  Поэтому задача современного педагога аккуратно, не навредив детской психике, помочь развить сильные стороны воспитанников. Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей следует начинать с дошкольного возраста.

На самом деле, споры о том, что считать одаренностью не утихли до сих пор. Большинство специалистов под одаренностью понимают генетически обусловленный компонент способностей. Этот генетически обусловленный дар в значительной мере определяет как конечный итог (результат развития), так и темп развития. Внешнее окружение, или, как говорят в профессиональной литературе, среда и воспитание, либо подавляют его, либо помогают этому дару раскрыться. И подобно тому, как ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способны превратить этот природный дар в выдающийся талант. Другие специалисты считают, что нет одаренных и не одаренных детей, а есть те, которых неправильно обучали.

Результаты исследований специалистов на протяжении всего XX века убедительно свидетельствуют о том, что об одаренности скорее следует говорить как о суммарном личностном свойстве.

Одаренность в старшем и младшем дошкольном возрасте должна рассматриваться и развиваться преимущественно как общая, универсальная способность. А с возрастом эта универсальная, "общая способность" все более приобретает специфические черты и определенную предметную направленность. И главная педагогическая задача в этот период смещается с развития общих способностей к поиску адекватного способа реализации личности в определенных видах деятельности.

"Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности". Возникает вопрос, о каких же достижениях идет речь. В специальной литературе чаще всего выделяют несколько категорий детей, которых обычно и называют одаренными (схема №1).

Схема №1. «Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности»

Занимаясь диагностированием детей в нашем дошкольном учреждении, мы обнаружили следующее: результаты диагностики выявили достаточно большое количество детей с высоким и выше среднего уровнем интеллекта и креативности.

Наличие неординарных (креативных) детей в нашем учреждении повлекло за собой составление модели управления процессом психологопедагогического сопровождения работы с одарёнными детьми внутри дошкольного учреждения. Мы поставили перед собой цель - теоретически обосновать, разработать и апробировать эту модель внутри дошкольного учреждения.

Объектом исследования при этом является управленческая деятельность администрации детского сада, а предметом исследования выступает управление системой работы с одарёнными детьми в условиях дошкольного учреждения.

В основу разработанной нами модели положены следующие педагогические условия, соблюдение которых обеспечивает оптимальное управление развитием детской одарённости в дошкольном учреждении общеразвивающего вида:

  •  работе с одарёнными детьми придаётся целенаправленность и системность;
  •  система работы педагогического коллектива детского сада по развитию способностей и дарований дошкольников стала объектом управленческой деятельности администрации учреждения;
  •  реализуются все этапы управленческого цикла в осуществлении управления развитием детской одарённости;
  •  реализуется научно обоснованное содержание и методика управленческой деятельности администрации.
  • В нашей системе работы с одарёнными детьми поставлены следующие задачи:
  •  Создание системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей.
  •  Создание максимально благоприятных условий для интеллектуального развития
  • одаренных детей, в образовательном процессе и в свободной деятельности.
  •  Создание условий одаренным детям для реализации их творческих способностей в процессе в научно-исследовательской и поисковой деятельности.
  •  Стимулирование творческой деятельности одаренных детей.
  •  Оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи родителям одаренных детей.
  •  Обмен опытом педагогов по работе с одаренными детьми.

Выделены следующие сферы одарённости ребёнка:

Интеллектуальная сфера

  •  ребёнок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью
  •  охотно и хорошо учится, знает больше своих сверстников и практически применяет свои знания
  •  проявляет исключительные способности к решению задач
  •  проявляет выраженную и разностороннюю любознательность
  •  часто с головой уходит в то или иное занятие
  •  выделяется умением хорошо излагать свои мысли.

Сфера академических достижений

Чтение: ребёнок проявляет большой интерес к книгам, любит слушать чтение, в старшем дошкольном возрасте 6-7 лет много читает самостоятельно, использует богатый словарный запас, исключительно хорошо понимает и запоминает прочитанное.

Математика: ребёнок проявляет большой интерес к вычислениям и измерениям; с лёгкостью выполняет все математические операции; проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений. Естествознание: ребёнок внимателен к предметам и явлениям; проявляет исключительные способности к классификации; демонстрирует опережающее его возраст понимание причинно-следственных связей; хорошо схватывает абстрактные понимания.

Творчество: ребёнок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с “головой уходить” в интересную работу, занятие;

  •  демонстрирует высокую продуктивность деятельности; часто делает всё по-своему;
  •  изобретателен в изобразительной деятельности, играх. В использовании материалов и идей;
  •  часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации;
  •  способен продуцировать оригинальные идеи;
  •  способен по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов.

Общение и лидерство: ребёнок легко приспосабливается к новым ситуациям;

  •  другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнёра по играм и занятиям;
  •  в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе;
  •  c легкостью общается с другими детьми и взрослыми;
  •  в общении со сверстниками проявляет инициативу;
  •  принимает на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

Сфера художественной деятельности (изобразительное искусство):

  •  ребёнок проявляет большой интерес к визуальной информации;
  •  проводит много времени за рисованием и лепкой;
  •  демонстрирует опережающую свой возраст умелость;
  •  осознанно строит композицию картин или рисунков;
  •  работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.

Музыка:        ребёнок проявляет необыкновенный интерес к

музыкальным занятиям;

  •  чутко реагирует на характер и настроение музыки;
  •  легко повторяет короткие ритмические куски.

Двигательная сфера:        ребёнок        проявляет большой интерес к

деятельности, требующей тонкой и точной моторики;

  •  обладает хорошей зрительно-моторной координацией;
  •  любит движения (бег, пряжки, лазание);
  •  прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений;
  •  для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков.

Модель психолого-педагогического сопровождения работы с одарёнными детьми внутри ДОУ показывает её эффективность, как в плане решения первоочередных задач дошкольного образования, так и в отношении стимулирования педагогов к активной деятельности по профессиональному самосовершенствованию и главное - в достижении количественных и качественных изменений в воспитании, обучении и развитии дошкольников.

Проанализировав проделанную работу, мы пришли к выводу о необходимости программы психолого-педагогического сопровождения одарённых детей в ДОУ.

В МДОУ «Детский сад №21 п.Северный Белгородского района Белгородской области» реализуется проект «Одаренный ребенок» по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

Система выявления одаренных и талантливых детей в нашем детском саду включает в себя:

  • Наблюдение  за детьми (прежде всего, в детских видах деятельности.
  • Анализ особых успехов и достижений ребенка.
  • Анкетирование взрослых (родителей и воспитателей).
  • Групповое и индивидуальное обследование детей, диагностика потенциальных возможностей детей.в

Одаренные дети нуждаются в помощи. Педагоги в саду создают для ребенка ситуации успеха и уверенности через индивидуальное обучение и воспитание; организуют интеллектуальные игры, творческие конкурсы, организуют исследовательскую деятельность. Развивается сеть дополнительного образования.

Направления деятельности с одаренными детьми

  • познавательное (интеллектуальные конкурсы, исследовательские проекты, виртуальные экскурсии);
  • художественно-творческое (изделия из глины, пластилина, тестопластики, рисунки, спектакль, чтение стихотворений, песенное и танцевальное творчество, участие в конкурсах);
  • экологическое (наблюдения в природе, работа в саду и огороде, наблюдения за животными дома, экскурсии);
  • спортивное (соревнования, турниры, встречи).

Формы работы с одаренными воспитанниками: творческие мастерские; групповые занятия; кружки по интересам; конкурсы; работа по индивидуальным планам; исследовательские проекты.

Совместно с родителями ведется работа по развитию личности ребенка и его таланта; повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей в отношении одаренных детей.

Все дети, обследованные на выявление склонностей, интересов и способности получают рекомендации для направления в кружковую сеть ДОУ в соответствии с полученными результатами. Создана и постоянно обновляется база данных об одарённых воспитанниках на основе комплексной оценки. Разработаны методические рекомендации по работе с одаренными детьми, материалы для проведения различных мероприятий (тематические недели, интеллектуальные викторины, мастер-классы, тренинги), праздников. Формируется  методическая  копилка  по  работе  с одаренными детьми. Повышается  квалификация  в  области  работы  с  одаренными детьми. К сотрудничеству привлекаются социальные партнеры. Созданы индивидуальные карты развития  личности ребенка. Внедрены  педагогические  технологии  развития  детской  одаренности («Портфолио ребенка-дошкольника»). Выпускаются  информационные  бюллетени,  методические  рекомендации, памятки по работе с одарёнными детьми, публикуются материалы на сайте ДОУ и в печатных изданиях. Создаются проекты по сопровождению специальной одаренности детей.

Показателем эффективной работы МДОУ «Детский сад №21 п.Северный Белгородского района Белгородской области» является высокая результативность детей в участии в конкурсах. В 2018-2019 учебном году воспитанники участвовали в мероприятиях различного уровня:

  • II Всероссийский конкурс «Творчество умников и умниц» федеральный уровень, номинация «Декоративно-прикладное творчество»: 10 воспитанников заняли призовые места.
  • Муниципальная Акция «Зебрята», участие.
  • Творческий конкурс «Волшебница Зима», федеральный уровень, Победитель 1 место в номинации «Рисунок».
  • Районная выставка- конкурс новогодних букетов и композиций «Зимняя фантазия», районный уровень, номинация «Рождественское чудо», 1  место.
  • Районный фотоконкурс  «Моё святое Белогорье», районный уровень, номинация  натюрморт «Как  прекрасен этот мир», благодарность.
  • Муниципальный конкурс «Спортивная семья», региональный уровень, 2 место.
  • Спартакиада  среди дошкольников (ДОУ №21, №22, №9), Муниципальный (ФОК п.Северный), 2 место в командном состязании. 1 место (золотой значок ГТО) воспитанник подготовительной       группы «А».
  • Муниципальный конкурс «Зелёный огонёк», муниципальный уровень, номинация «Фестиваль детской песни «Безопасные дороги детям (видеоклип)», лауреаты.
  • Конкурс «Зимняя фантазия», районный уровень, участие в  номинации «Авторская поделка»: «Новогоднее счастье-долгожданный подарок».
  • Районный конкурс видио занятия Математическая викторина-«Всезнайки –Любознайки»,  районный        уровень, участие.
  • Муниципальный фестиваль «Мозаика детства» «На крыльях слова, музыки и танца», муниципальный уровень, номинация «Конкурс творческих способностей», 2 место.
  •  Муниципальный конкурс «Питайся правильно —  будешь здоров!», районный уровень, номинация «Презентация» - победитель, номинация «Плакат» - участие, номинация «Презентация» - участие, номинация «Видеоролик» - победитель, номинация «Видеоролик» - победитель.
  •  Районный конкурс «Моя здоровая семья», номинация «Плакат», 2 участника, 1 победитель.
  • Муниципальный фестиваль «Мозаика детства», муниципальный, номинация «Умное поколение – интеллект 0+», участие.
  • Муниципальный этап Российского конкурса исследовательских работ и проектов «Я – исследователь», участие.

В интересах детей, которые нуждаются в большом объёме физических движений, налажено социальное партнерство, где дети с удовольствием занимаются физическим развитием, танцами, рисованием, пением.

Много внимания по вопросам развития детской одарённости уделяется работе с родителями. Проводятся родительские собрания и тематические семинары для родителей по таким темам, как «Значение раннего выявления одарённости», «Кто он - одарённый ребёнок?», «Восприятие и воспитание одарённых детей». Проводятся тренинговые практики и лектории, в рамках которых родители получают необходимые знания и навыки по воспитанию и взаимодействию с одарёнными детьми. Наша задача - научить родителей умению наблюдать за своими детьми, следить за их развитием, а также - способствовать этому развитию.

Вся работа по развитию одарённости детей в нашем учреждении ориентирована на максимальную реализацию потенциальных возможностей дошкольника, развитие его склонностей, способностей, так как в дошкольные годы есть все необходимые и достаточные предпосылки для развития ребёнка как личности.

Работа с одарёнными детьми требует особых усилий педагогов. Приходится постоянно заниматься самообразованием, повышать своё педагогическое мастерство.

Таким образом, необходимо не только выявить одаренных детей, проявить их таланты, но и обеспечить им всестороннюю поддержку всеми специалистами ДОУ совместно с семьей.

Литература:

  1. Иванова С. Ф., Беленкова Л. В. Выявление одарённости у детей старшего дошкольного возраста и условия её развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 37. – С. 116–120. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95646.htm. (дата обращения: 22.08.2018)
  2. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М., 1998.
  3. Психология одаренности детей и подростков под редакцией Н.С.Лейтеса. 2000. М.
  4. Редикульцева А.В. Одаренные дети - кто они? / А. В. Редикульцева // Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 74-83. - Библиогр.: с. 83.
  5. Рыбалка В.В. Определение понятий одаренности, таланта, гениальности личности: классические и современные методологические подходы / В. В. Рыбалка // Одар. ребенок. - 2011. - № 2. - С. 16-38. - Библиогр.: с. 38.
  6. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе 2000. Москва.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)

laquo;Поиск и реализация способностей  у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)...

«Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)

Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность...

Рабочая программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста «Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста»

Рабочая программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста «Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста»...

Программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста «Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста»

Программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста «Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста»...

«Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)

laquo;Поиск и реализация способностей  у детей дошкольного возраста»  (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)...

«Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)

Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность...

«Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)

laquo;Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)...