Консультации
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему

Смышляева Валерия Викторовна

Предложены консультации для родителей.

Презентация итогового занятия в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_1_na_sayt.docx948.36 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Возрастные особенности восприятия

детьми дорожных ситуаций и основные

мотивы их поведения на дороге»

МБДОУ ДС №28 «Надежда»

Составитель: Смышляева В.В.

Смоленск 2013


Для Вас, родители, информация на тему: «Возрастные особенности восприятия детьми дорожных ситуаций и основные мотивы их поведения на дороге».

Уважаемые родители, идет учебный год и многим из Вас, вместе с Вашими детьми, по пути в детский сад и обратно приходится переходить дорогу. Обычно этот путь проделывается детьми вместе с родителями, но часто родители сами не соблюдают правила дорожного движения, а откровенно – их нарушают. А ведь как гласит народная мудрость, «Ничто не убеждает лучше примера».

Наиболее частыми причинами аварий, особенно с участием детей, являются:

-переход проезжей части в месте, не предназначенном для этого или на запрещающий сигнал светофора;

-переход улицы непосредственно перед транспортом, который стоит или приближается;

-переход улицы, где она плохо просматри-

вается в обе стороны;

-детские игры и шалости вблизи проезжей части или на ней;

-невнимательность во время перехода улицы.

Опасные ситуации на дороге возникают по нескольким причинам, самая главная из которых – большое количество машин на улицах. Значит, первое правило безопасности – каждый человек должен соблюдать ПДД, а Вы, родители, – первоисточник этих знаний для детей.

Среди жертв ДТП много детей. Общество платит слишком большую цену – жизнь и здоровье детей как дань автомобилизации.


Значит, надо уберечь детей от ДТП, научить их безопасному поведению на дороге.

Первым учителем здесь должны стать Вы, родители! Главное – привить детям устойчивые навыки безопасного поведения в дорожной ситуации.

Проблема обучения детей дошкольного возраста ПДД имеет свои особенности. От Вас, родители, требуется не столько обучение знанию правил, сколько обучение действовать безопасно в сложных дорожных ситуациях. Изучение правил – дело нужное, но их отличное знание само по себе не гарантирует детям безопасности на дорогах.

Главная задача в том, чтобы привить детям навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации и положительное отношение к решению этой задачи. Только знания, терпение, такт дают возможность научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

Осторожно – на дороге дети! Как же правильно научить детей оценивать дорожную ситуацию? Почему дети ведут себя на дороге «не так»? Что нужно знать о физических и психических состояниях детей для предупреждения ДТП?

1.Дети нарушают ПДД по примеру родителей: они чаще всего просто повторяют то, что делали Вы, родители, в подобных условиях.

2.Все физиологические системы детей находятся в стадии формирования, не достигли своего полного развития, еще подвижны и неустойчивы. Отсюда такая непредсказуемая реакция у детей (в отличие от Вас, родители) на одни и те же ситуации.

3.Возрастные особенности подвижности процессов нервной системы (влияющие на тип темперамента и скорость реагирования в разных ситуациях) в силу неполной развитости очень отличаются у детей от Вас, родители, обеспечивая нестандартные формы поведения в различных ситуациях.

Специальными исследованиями установлено, что дети иначе, чем взрослые переходят через дорогу, потому что поведение детей в жизни и, соответственно, на дороге, зависит от многих факторов, и основную роль здесь играют природные данные:

-Психофизиологические особенности детей делают их поведение непредсказуемым: ребенок может ринуться вперед или изменить направление движения на 180 градусов, может совершить прыжок в сторону (чтобы не попасть в лужу) или встать посреди дороги (надеясь, что машина сама его объедет), может

непроизвольно посмотреть в сторону по рассеянности.

-Внимание детей избирательно и направленно, преимущественно, на единичные объекты, оно концентрируется не на предметах, представляющих опасность, а на тех, которые в данный момент интересуют детей больше всего.

-На детей большое влияние оказывают эмоции: радость, испуг, удивление, интерес к чему-то заставляют напрочь забыть об опасности, которой дети может быть подвергнуты.

-Дети дошкольного возраста часто еще не способны точно определить источник звука, а в рассеянном состоянии дети вообще часто не обращают внимания на звуки, поэтому они могут не обратить внимание на звук приближающейся машины.

-Дети ориентируются преимущественно на общую обстановку и в меньшей мере руководствуются правилами: им (впрочем, как и взрос-

лым) свойственна коллективная ориентация.

Доказано, что частота нарушений правил пешеходами (например, переход на красный сигнал светофора) в значительной мере зависит от провоцирующего поведения одного из пешеходов. Срабатывает так называемое «стадное» чувство: вести себя так же, как и другие.

-Взрослые, подходя к проезжей части, издалека оценивают сложившуюся конкретную дорожную ситуацию. У детей, как вы понимаете, все наоборот: только подойдя к дороге или уже выйдя на нее, ребенок начинает оценивать обстановку, если вообще о ней задумывается! Часто юные пешеходы переоценивают безопасность собственного поведения. Причем, готовность к риску мальчикам свойственна в большей степени, чем девочкам, поэтому и в ДТП они попадают в 2 раза чаще.

-Дети с большим трудом могут дать правильную оценку увиденной дорожно-транспортной ситуации и не способны быстро принимать решения, соизмерять скорость движения автомобиля с тем расстоянием, на котором этот автомобиль находится от него. Они еще не способны предугадать варианты поведения водителя.

-Дети по-разному реагируют на размеры автомобиля: при приближении большого грузовика, даже если он движется с небольшой скоростью, ребенок реже рискнет пересекать проезжую часть, однако недооценивает опасность небольшой легковой машины, приближающейся на большой скорости.

-Детям свойственно «туннельное зрение», при котором юный пешеход видит только то, на что направлен его взгляд.

-Рост маленьких пешеходов – серьезное препятствие для обзора окружающей обстановки. Уровень глаз ребенка от 3-х лет на высоте около 90 см, в возрасте 6-ти лет – около 110 см, поэтому из-за стоящих транспортных средств ребенку не видно, что делается на дороге, в тоже время он сам не виден из-за машин водителям.

-Дети до 4-х лет, как правило, почти незнакомы с ПДД, их поведение базируется на представлении, основанном на аналогичных движениях из микромира игрушек: реальные транспортные средства могут в действительности сразу останавливаться, резко разворачиваться и объезжать препятствия точно так же,

как и их игрушечные автомобили.

-В экстремальной ситуации, когда дети поставлены перед срочным выбором как поступить, они легко впадают в состояние безысходной опасности, незащищенности, они просто теряются.

-Чем труднее ситуация для детей, и чем больше надо проявить им сообразительности и скорости в принятии решения, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе. И, таким образом, образуется замкнутый круг: чем опаснее ситуация, тем

дети медленнее и неправильнее принимают решение.

Выходом из этой ситуации может быть система формирования у детей навыков безопасного поведения на проезжей части.

Если Вы, родители, будете хоть немного больше знать о психических и физиологических особенностях несовершеннолетних участников дорожного движения, то сможете предотвратить намного больше нежелательных ситуаций на дороге, и как следствие, сберечь жизни и здоровье детей. Это то, что Вам необходимо знать об особенностях восприятия ребенком ПДД!  

Но что необходимо Вам выполнять, чтобы ребенок не попал в ДТП?

В возрасте 3-4 лет лучше всего:

- познакомить ребенка со средствами передвижения, характерными для нашей местности, их названием;

- рассказать про части автомашины, грузовой машины;

- объяснить, что существуют правила дорожного движения, где есть правила поведения на улице, правила поведения в общественном транспорте, а так же разные сигналы светофора.

В качестве помощи и поддержки можно почитать произведения С.Михалкова «Светофор», «Зайка-велосипедист», «Улица шумит» и посмотреть мультфильмы про Смешариков, где есть специальная тема: ПДД.

В возрасте 4-5 лет лучше всего:

- дать ребенку знание (представление) об общественном транспорте, познакомить с грузовым транспортом;

- дать знание об улице: проезжая часть, тротуар, перекрёсток, пешеходный переход, островок безопасности;

- рассказать о том, какие дорожные знаки бывают: сигнал запрещён, пункт медпомощи, пункт питания, автозаправочная станция, пешеходный переход;

- познакомить с правилами дорожного движения: переход улицы пешеходом, поведение в общественном транспорте, о чём говорят знаки.

В качестве помощи и поддержки можно почитать произведения Н. Носова «Автомобиль», Е. Дорохова «Заборчик вдоль тротуара», показать разнообразные не сложные для восприятия видеоролики о правилах поведения на улице и об их нарушениях, смотреть мультфильмы про Смешариков, где есть специальная тема: ПДД

        

В возрасте 5-6 лет лучше всего: 

- познакомить ребенка с запрещающими и предписывающими знаками;

- провести работу по изучению работы регулировщика;

- работать на формирование у ребенка умения свободно ориентироваться на дороге;

- продолжать закреплять правила поведения в общественном транспорте.

В качестве помощи и поддержки можно почитать произведения Н. Носова «Кирюша попадает в переплёт», показать разнообразные не сложные для восприятия видеоролики о правилах поведения на улице и об их нарушениях, организовать сюжетно-ролевые игры на тему правил поведения на улице («Мы идем в магазин»), в общественном транспорте («Мы едем, едем, едем») и на дороге в целом («Мы – машинки»).

         

В возрасте 6-7 лет лучше всего:

         - продолжать учить ребенка соблюдать правила дорожного движения;

- продолжать закреплять правила поведения на улице: ходить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны, правильно переходить улицу на переходах, не играть на проезжей части дороги.

В качестве помощи и поддержки можно почитать произведения Н. Носова «Автомобиль», Г. Юрмина «Любопытный мышонок», Н. Кончаловской «Самокат», показать разнообразные видеоролики о правилах поведения на улице и об их нарушениях, организовывать сюжетно-ролевые игры на соответствующую тематику, а так же настольно-печатные игры по правилам дорожного движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....