Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»
проект (средняя группа) на тему

Марченко Валентина Анатольевна

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного развития дошкольников, являясь одновременно просветительскими центрами для родителей.

В проекте предлагается решение задач познавательного развития дошкольников через организацию в детском саду ряда мероприятий, направленных на изучение природы вокруг нас посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников знания об окружающем мире через практические навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_poznavatelnomu.docx38.17 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ Малиновский детский сад

Познавательно-исследовательский проект

в средней группе

«Развитие познавательного интереса

через опытно-экспериментальную деятельность»

Выполнили воспитатели:

Марченко В.А.

Кукузова Е.С.

п. Малиновка 2018 г.

Познавательно - исследовательский проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»

Содержание

  1. Краткая аннотация к проекту. Актуальность проекта.
  2. Участники проекта.
  3. Цель и задачи проекта.
  4. Предполагаемые результаты.
  5. Сроки реализации проекта.
  6. Материал и оборудование.
  7. Список использованной литературы.
  8. Этапы реализации проекта:

- подготовительный,

- основной;

-заключительный.

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

(Китайская народная мудрость.)

Краткая аннотация

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного развития дошкольников, являясь одновременно просветительскими центрами для родителей.

В проекте предлагается решение задач познавательного развития дошкольников через организацию в детском саду ряда мероприятий, направленных на изучение природы вокруг нас посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников знания об окружающем мире через практические навыки.

Актуальность проекта:

Заключается в том, что экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, а так же, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.

«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».

Лев Семёнович Выготский

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

ФГОС ДО: …Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)

Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.

Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.

Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).

Проект позволит:

Разработать цикл мероприятий по опытно-экспериментальной деятельности. Обогатить предметную среду в группе.

Участники проекта:

Дети, воспитатели, родители.

Цель: Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию.

Задачи:

Расширять представления детей об окружающем мире. Развивать понимание взаимосвязей в природе. Развитие мышления, речи – суждения в процессе познавательно – исследовательской деятельности. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир.

Вид проекта: краткосрочный (2 недели), познавательный, творческий, групповой.

Ожидаемые результаты:

Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить новыми понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Сроки реализации: 26 марта- 6 апреля 2018 года

Материалы и оборудование:

Уголок по экспериментированию, наборы и оборудование для опытов, картотека опытов.

Список литературы:

«Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.

«Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. детская энциклопедия А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.

Поддьяков Н.Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект» — Волгоград: Перемена, 1995.

Тугушева Г.П., Чистякова А.В. «Игра-экспериментирование для детей среднего дошкольного возраста», Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.

Этапы реализации проекта

Подготовительный:

Определение темы проекта, формулировка цели, определение задач.

Подбор методической литературы.

Анкетирование родителей. Оформление консультативного материала для родителей.

Организация развивающей среды в группе - оформление уголка по экспериментированию.

Составление плана мероприятий с опорой на сетку НОД.

Основной (практический)

Реализация запланированных мероприятий

Итоговый

Проведение итоговой открытой НОД. Отчет о проделанной работе и ее результатах на педагогическом совете.

Краткая аннотация:

Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено:

  • специально-организованное обучение;
  • совместная деятельность взрослого с детьми;
  • свободная самостоятельная деятельность детей

Формы работы:

  1. НОД;
  2. Эксперименты;
  3. Беседы;
  4. Наблюдение и труд;
  5. Работа в лаборатории.

Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая, подгрупповая.

Совместная деятельность взрослого с детьми является основным в опытно-экспериментальной деятельности.

Работа с родителями

Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем их к активной помощи. Так, например, было предложено родителям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.

Для просвещения родителей проведены консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой».

Сотрудничество с семьями детей не только помогает обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносит в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

Реализация запланированных мероприятий в видах детской деятельности

Познавательная деятельность

Дидактические игры: 

«Наведем порядок» Ц: познакомиться с названием формы «овал», закрепить представления об овале; закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение; развивать инициативность, речь. познакомить с новой фигурой – овал.

«Что сначала, а что потом?  Ц: формировать умение восстанавливать нарушенную последовательность событий.

«Геометрическое лото» Ц: формировать представления о геометрических фигурах, умении называть их цвет и форму.

НОД:

«Металл, его качества и свойства» О.В. Дыбина Неизведанное рядом стр. 48 Ц: Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск)

«Почему все звучит и откуда берется голос?» О.В. Дыбина Неизведанное рядом стр. 40-42 Ц: Подвести к пониманию возникновения звука: колебание предметов. Подвести к пониманию возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.

Наблюдения:

«Мухоморик – мухомор - мухоморище» Ц: рассмотреть стадии роста гриба.

«Волшебная тучка» Ц: формировать первичные представления о круговороте воды в природе.

Поисково-познавательная деятельность:

«Надувание мыльных пузырей» Ц: обнаружить воздух, доказать, что воздух занимает место (О. В. Дыбина. Неизведанное рядом. С. 31)

Игры с элементом проблемы «Как найти клад, не испачкав рук?», «Помоги Буратино» Ц: продолжать знакомить со свойством магнита притягивать металлические предметы

Игра с элементом проблемы «Помоги Золушке не опоздать на бал» Ц: развивать логическое мышление, устанавливать взаимосвязи, делать выводы.

Опытно-экспериментальная деятельность:

«Цветные льдинки» Ц: формировать представления о жидком и твердом состояниях воды.

«Напои цветок» Ц: формировать представления о том, как вода поступает в стебель, листья и цветок.

«Разноцветный мир» Ц: формировать представления о том, как изменяется цвет предметов при рассматривании их через цветные стеклышки.

«Тонет – не тонет» Ц: формировать представления о свойствах предметов и материалов, зависимости плавучести предмета от материала, из которого он изготовлен.

«Поющий аквариум» Ц: заинтересовать детей в исследовательской деятельности, формировать первичные представления о происхождении звука.

«Воздушный шарик» Ц: формировать представления о том, что воздух имеет вес.

Сенсорное развитие:

         Игра «Волшебный сундучок» Ц: совершенствовать восприятие детей путем активного использования осязания и обоняния.

Игра «Фрукт, я тебя знаю» Ц: закреплять представление о том, что предметы окружающего мира воспринимаются не только с помощью зрения и слуха, но и через вкус и запах. Активизировать речь детей, учить их использовать прилагательные, обозначающие запах и вкус. http://dohcolonoc.ru/metodicheskie-razrabotki

Игра «Что внутри, а что снаружи?» Ц: ф/у определять расположение предметов внутри или снаружи чего-либо, активно использовать в речи слова «внутри» и «снаружи»

Игра «Чудесный мешочек» Ц: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам. Дидактический материал: Непрозрачный мешочек, в котором лежат игрушки и предметы из различных материалов(плюшевый мишка, глиняный козленок, деревянная матрешка, пластмассовая неваляшка, стеклянный шарик)(Картотека)

Игра «Найди на ощупь» Ц: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам. Дидактический материал: емкость, на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по теме: предметы и материалы)

Игра «Помоги Маше» Ц: формировать представления о том, что целое состоит из частей, закреплять цвет.

Беседы по КТП:

«Как растения выживают» Ц:дать понятие о взаимосвязи растений с человеком и растения с растением (Ю.А.Вакуленко, с.76)

         «Игрушки из ниток» Ц: ф/п о свойствах и назначении предметов, развивать тактильные ощущения, побуждать к самостоятельному применению и использованию данного материала

Беседа «Как спрятаться бабочкам» Ц: найти особенности внешнего вида некоторых насекомых, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.

Индивидуальная работа по ознакомлению с предметным и социальным окружением

Игра-беседа «Почему колеса не могут быть деревянные? Почему колеса не могут быть квадратные?» Ц: Помогать детям устанавливать связь между назначением и строением, назначением и материалом.

Игра-беседа «Воздушный транспорт» Ц: ф/у называть составные части самолета и вертолета, описывать и сравнивать воздушный транспорт; развивать мелкую моторику. (З.А.Ефанова Познание предметного мира. С.113)

Индивидуальная работа по ФЭМП

Развивающая игра с палочками Кюизинера «Зайка» Ц: з/у сравнивать предметы по длине и высоте; обозначать словами результат сравнения. (В.П.Новикова с.23)

И/у «Засели фигуру в домик» Ц: закреплять умение называть и группировать геометрические фигуры по цвету, размеру, форме.

Индивидуальная работа по ознакомлению с миром природы

Наблюдение за проводимым опытом «Круговорот воды в природе» Ц: Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

Загадки-складки «Обитатели вод» Ц: продолжать знакомить детей с обитателями вод (Ю.А.Вакуленко, с.89)

Индивидуальная работа по познавательно исследовательской деятельности

И/у «Угадай-ка» Ц: понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. (О.В.Дыбина Неизведанное рядом    с. 39)

«Мы-фокусники» Ц: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

Индивидуальная работа по сенсорному воспитанию

Д/и «Запомни порядок пуговиц» Ц: развивать активное внимание, память, умение быстро сосредотачиваться, стимулировать внимание

Игра «Полотенца». Ц: закрепить умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов, способ сравнения предметов по ширине путем наложения и приложения, счетные умения.

Индивидуальная работа по конструированию

Игры с палочками Кюизенера «Скворечник» Ц: ф/у сравнивать предметы по длине, преобразовывать конструкцию предмета. (В.П.Новикова с.15)

Художественно-эстетическая деятельность

НОД:

Рисование «Цветные шары (круглой и овальной формы)» Комарова Т.С. Занятие 11. Ц: Продолжать знакомить детей с приемами изображения предметов овальной и круглой формы; учить сравнивать эти формы, выделять их отличия. Ф/у передавать в рисунке отличительные особенности круглой и овальной формы. Закреплять навыки закрашивания. Упражнять в умении закрашивать, легко касаясь карандашом бумаги. Воспитывать стремление добиваться хорошего результата.

Рисование красками «Рыбки плавают в аквариуме» Комарова Т.С. Занятие 30. 

Ц: ф/у детей изображать рыбок, плавающих в разных направлениях; правильно передавать их форму, хвост, плавники. Закреплять умение рисовать кистью и красками, используя штрихи разного характера. Воспитывать самостоятельность, творчество, умение отмечать выразительные изображения, характерные особенности внешнего вида, условий обитания рыб.

Подгрупповая работа по изобразительной деятельности 

«Подводный мир» Ц: закреплять навык и культуру работы с песком, развивать мелкую моторику рук

Конструктивно-модельная деятельность

«Преврати фигуру» (из геом. фигур) Л.В. Куцакова с. 29 Ц: ф/у детей конструировать из плоскостных геометрических фигур по собственному замыслу; упражнять в плоскостном моделировании, в составлении целого из частей по образцу и по замыслу; развивать способность к зрительному анализу. Способствовать развитию конструкторской деятельности.

«Мебель для куклы Ани» (Спичечные коробки, цветная бумага, ножницы, клей, кукла Аня). Ц: ф/у видеть возможность преобразования предметов; изменять их, используя дополнительные детали; получать результат.

Индивидуальная работа по конструированию

Игры с палочками Кюизенера «Скворечник» Ц: ф/у сравнивать предметы по длине, преобразовывать конструкцию предмета. (В.П.Новикова с.15)

Игры с использованием музыкальных инструментов «Угадай, кто к нам в гости пришел?», «Послушай и назови», «Вебери того, кто играл на…» Ц: развивать слуховое внимание.

Коммуникативная деятельность

Речевое развитие. Чтение сказки «Три поросенка». В. В. Гербова Ц: Познакомить детей с английской сказкой «Три поросенка» (перевод  С.  Михалкова), помочь понять её смысл и выделить слова, передающие страх поросят и страдания ошпаренного кипятком волка; побуждать отвечать на поисковые вопросы.

Чтение Сказка А.Суконцева «Как ежик шубку менял» Ц: получить ответы на поисковые вопросы, типа: «Зачем ежику нужна колючая шубка?», «Что произошло бы, если бы этой шубки не было?» и т.п.

Словесная игра «Кто что умеет делать?» Ц: ф/у называть слова-действия, закреплять представления о характерных двигательных умениях.

Чтение Микрорассказ «Кукла» Ц: беседа по содержанию рассказа, ответы на поисковые вопросы воспитателя. А.В.Аджи с.86

Чтение Рассказ В.Сухомлинского «О чем плачет синичка?» Ц: вызвать эмоциональный отклик на прочитанное; постановка поисковых вопросов.

Беседа «Русская свистулька» Ц: формировать представления детей о природном окружении родного города и родного края, ф/п о материале, из которого изготавливаются свистульки, воспитывать любовь к природе. («Приобщение детей к истокам русской народной культуре» (Маханева  М. Д.)

Чтение В. Зотов «Белки»Ц: продолжать развивать любовь к художественной литературе; дать представление детям о жанре рассказа; ф/у понимать содержание. Вопросы: Почему белку называют «пушистый хвост», «острые зубы»? Сколько раз в году белка меняет свой наряд? Что едят белки?

Сюжетно-ролевые игра  «Магазин волшебных предметов» Ц: развивать игровое взаимодействие, умение описывать предмет.

Заключение

Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и учебно-воспитательный процесс на основе темы проекта, создать развивающую, познавательную, безопасную предметную среду. Не менее важно, определить направление поисковой и практической деятельности, организовать совместную (с педагогами, родителями и детьми) деятельность. Ведь необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада.

Наш проект посвящен опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ. Нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Ребенок охвачен жаждой познания огромного мира. Самый эффективный способ — это экспериментирование, в процессе которого дети получают возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя учеными, исследователями.

Мы проводили опыты с воздухом, водой (льдом), песком. Дети были в большом восторге от проделанной работы.

В группе детского сада создана исследовательская лаборатория, где дети проводят простые и более сложные опыты. Лаборатория пополняется новыми материалами, которые находятся в доступном для детей месте.

Дети с удовольствием рассказывали о своих открытиях родителям и ставили свои небольшие опыты. Родители много помогали в организации уголка по экспериментальной деятельности. Также они заполняли анкеты, знакомились с консультациями, а мы старались организовать взаимодействие между семьей ребенка и детским садом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - исследовательский проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...

Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность

laquo;Расскажи – и я забуду,покажи – и я запомню,дай попробовать – и я пойму».(Китайская народная мудрость.)...

Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...

Познавательно – исследовательский творческий проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность» на тему «Магия песка»

Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и создать развивающую, познавательную, безопасную предметн...

Проект «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»

Проект в 1 младшей группе «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»....

Краткосрочный проект в средней группе " Капельки"- " Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность".

Экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого обьекта, а также обогащает память ребенка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски...