РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ «Поговорим о красоте»
консультация (старшая группа) на тему

Дымскова Ольга Юрьевна

Эстетическое воспитание — процесс приобщения человека ко всему прекрасному, что есть в окружающей жизни, природе, искусстве. Это формирование у человека возвышенных чувств и поведения. Эстетическое воспитание тесно связано с нравственным, но у него есть и своя специфика -  это приобщение к искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsiya_dlya_rod_pogovorim_o_krasote.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

«Поговорим о красоте»

    В последние годы возросло внимание к проблемам эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

    Древние греки полагали, что красота, мера, гармония — это не только эталоны явлений природы или произведений искусства, но и принципы общественной жизни.

    О необходимости эстетического воспитания все чаще можно прочитать на страницах газет и журналов и услышать с экрана телевизора. Еще  Ф.М. Достоевский сказал, что «красота спасет мир». А ведь действительно, мир надо спасать. Цивилизация, давшая человечеству много житейских благ, породила и проблемы глобального масштаба: экологические кризисы, кровавые братоубийственные конфликты и т.д. Причиной всего этого можно назвать прагматизм и техницизм современного человека, его удаление от своей колыбели — природы, которая поистине прекрасна, так как красота, мера и гармония — три кита эстетики присущи ей изначально.

    Эстетическое воспитание — процесс приобщения человека ко всему прекрасному, что есть в окружающей жизни, природе, искусстве. Это формирование у человека возвышенных чувств и поведения. Эстетическое воспитание тесно связано с нравственным, но у него есть и своя специфика -  это приобщение к искусству.

    Мы должны приобщать детей к прекрасному, но надо понимать, что ребенок не может до конца понять, где истина прекрасного, а где подделка.

     Особенности эстетического воспитания:
- рассказывая о прекрасном, акцентируйте внимание на чувствах, а не на содержании;
- эстетическое чувство связано с сенсорным развитием, т.к. красота всех предметов в единстве формы, цвета, величины, линии и звуков;

- ребенок подражателен, поэтому взрослый  должен давать только положительные примеры для подражания.

    Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является среда, которая окружает ребенка. Своим внешним видом, гармонией линий и форм, цветом, разнообразием содержания они способствуют формированию эстетического восприятия, эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса.

     Вторым, не менее важным условием, является насыщенность быта произведениями искусства: картины, эстампы, скульптура, произведения декоративно-прикладного искусства, художественная литература, музыкальные произведения и т.д.

   Третье условие — активная деятельность самих детей, т.к. создание эстетической среды еще не определяет успех эстетического воспитания ребенка.

    У детей слабо развито эстетическое мышление и это кладет яркую печать на своеобразие детской эстетической жизни; не без связи с этим стоит чрезвычайная широта эстетического опыта у детей. Все в мире — и большое, и малое, и мертвое, и живое, и звезды, и небо-интересует ребенка. Можно сказать, что отношение ребенка к миру носит  преимущественно эстетический характер: эстетическая установка доминирует в детской душе.

    К трем годам отчетливо проявляются эстетические чувства. Малыш переживает характер музыки: веселой и грустной, плавной и бодрой. Он радуется украшениям, красивой одежде, цветущим растениям. Восторг вызывает все яркое и блестящее, но ребенок учится отличать красивое от некрасивого, гармоничное от дисгармоничного.

    Сначала ребенок выделяет красивое, подражая взрослому, который обращает внимание на эстетические объекты: «Посмотри, как красиво». Но быстро сам начинает замечать красоту в окружающем и привлекает взрослого к своим переживаниям. Чем дальше идет развитие ребенка, тем ярче и сильнее выступает в нем эстетическая жизнь. Хотя нам мало доступен мир ребенка в течение раннего детства, но для нас бесспорно, что ребенок любит и людей, и природу — и все его отношения к людям и к миру окрашено эстетическими переживаниями. Эволюция эстетических переживаний в течение детства заключается в том, что они охватывают все большую сферу, что объем их все ширится.
    Развитие эстетических чувств связано со становлением собственной художественно-творческой деятельности детей и художественного восприятия.

    Эстетические чувства детей взаимосвязаны с нравственными. Ребенок одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое в жизни, искусстве, литературе.

   Постепенно, благодаря обучению, у детей формируется эмоциональная отзывчивость на различные выразительные средства в их сочетании, на простейшие художественные образы.
Большой вклад в эстетическое воспитание детей вносят их творческие способности. Они проявляются не только, когда они занимаются ручным трудом, но и во время различных представлений и развлечений.

     Развлечения становятся радостным событием для ребенка, способствуют проявлению положительных эмоций, поднимают настроение и, в то же время, они объединяют все виды искусства, дают возможность творчески использовать их, вызывают у детей эмоциональный отклик при восприятии поэтического слова, мелодии, изобразительных и художественных образов.

    Богатейший эмоциональный опыт дает детям природа.
Предшествующий опыт живого общения с природой дает ребенку возможность легче осмыслить, эмоционально воспринять рассказ, стихотворение, сказку, побуждает выразить свое отношение к ним. Слушая о наблюдаемых явлениях природы, ребенок сопоставляет действительность и художественные образы, ярче чувствует красоту природных явлений.
   Наблюдение окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный — ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта; слуховой — ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листьев, журчанье ручейка — все это прелестно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различить — сладкий вкус меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды и луговой клубники. Осязание — это вторые глаза ребенка. Ощущая предметы природы, ребенок чувствует все шероховатости коры деревьев, крупинки песка, чешуйки шишек. А запахи! Море запахов, которое волнует воображение ребенка — запах тополиных почек после дождя, запах весны, запах теплой земли, нагретой от солнца. Развивать наблюдательность у детей — вот задача, которая встает перед воспитателями.

     Способность заметить, выделить красивое развивается постепенно. Но если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния детского сада и семьи, то оно может задержаться. Поэтому родители должны направлять эстетическое воспитание своих детей, чтобы они на всю жизнь не остались глухи и слепы к красоте природы.

    Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому. Быть добрыми — значит, уметь сопереживать, т.е. уметь понимать другого, сердечно сочувствовать ему и стремиться помочь. Сопереживанию нужно учить также вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат делать детей первые шаги. Эстетическое воспитание является организованным, активным, целеустремленным процессом. Составными элементами его являются развитие интереса и любви к природе, привитие умений и навыков замечать красивое, любоваться им, способности проявлять чувство прекрасного при восприятии явлений природы. Чтобы эстетическое восприятие явлений природы детьми было целенаправленным, необходимо постоянное руководство взрослого. При этом у детей воспитывается умение сопоставлять воспринятые предметы и явления, сравнивать их между собой, выделять их форму, окраску и характерные особенности, происходит активизация, облегчение  восприятие, способность их эстетическому развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям «Поговори со мною, мама»

Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Её удовлетворение - необходимое условие нормального развит...

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ «ПОГОВОРИ СО МНОЮ, МАМА»

Рекомендации родителям «Поговори со мною, мама»...

Рекомендации родителям «Поговори со мною, мама"

Помните! Общение со взрослыми - самый мощный источник радостных переживаний для ребёнка....

Рекомендации родителям «Поговори со мною, мама»

Рекомендации родителям«Поговори со мною, мама»...

Рекомендации родителям: " Поговори со мною мама"

Несмотря на свою занятость и нехватку времени родители должны с очень большой ответственностью, заинтересованностью и желанием активно принимать участие в жизни ребёнка, начиная с раннего возрас...

Рекомендации родителям «Поговори со мною, мама»

Несмотря на свою занятость и нехватку времени родители должны с очень большой ответственностью, заинтересованностью и желанием активно принимать участие в жизни ребёнка, начиная с раннего возраста.Вре...