Формирование детской мелкой моторики, как средство интеллектуального развития ребенка.
статья на тему

Лукашова Ольга Владимировна

 

                В  последнее время, когда компьютер занимает большую часть нашей жизни, необходимость в общении с ребенком снизилась.  Сейчас многие родители считают ненужным уделять больше внимания ребенку, потому  что в компьютере он найдет, чем себя занять. Вот поэтому выросло количество детей  с недоразвитием речи  и  слабой мелкой моторикой пальцев рук. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной сферы, отмечается неустойчивость внимания, страдает продуктивность запоминания.

 

            

             

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_detskoy_melkoy_motoriki.docx28.56 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование детской мелкой моторики, как средство интеллектуального  развития ребенка.

Лукашова Ольга Владимировна, воспитатель ГБДОУ № 17

             Мелкая моторика – это умение совершать различные точные, скоординированные  движения кистями и пальцами рук и ног вследствие эффективной работы нервной, зрительной, костной и мышечной систем организма.
          Одной из важнейшей функций мелкой моторики является развитие интеллекта ребенка. Еще во II веке до нашей эры в Китае утверждали, что упражнения, задействующие руки и пальцы,  объединяют
 тело и разум, оказывают благотворное влияние на работу мозга.  Японская акупунктура  также подтверждает этот факт. Доказано, что на кистях рук располагаются различные рефлекторные точки воздействия, на которых передает импульсы в центральную нервную систему. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи обнаружили связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А выдающийся педагог-новатор В.А Сухомлинский заявлял, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»
           На сегодняшний день в нашем обществе существует проблема развития мелкой моторики у детей, в особенности у детей городских. Из десяти малышей по статистике у семи наблюдаются проблемы развития мелкой моторики рук и только троих можно отнести к группе полностью здоровых. У некоторых детей данная проблема возникает из-за проблем со здоровьем. За последние двадцать лет происходит стремительное увеличение выявленных отклонений в психоэмоциональном развитии детей. Задержка речевого развития, которая затормаживает и развитие мышления формируется задержка психоречевого  развития  и напротив врожденные психические и неврологические заболевания, провоцируют недоразвитость речи. Однако наряду с физиологической недостаточностью отставание в развитии моторики объясняется и рядом социальных факторов. С самого раннего возраста на нее оказывают болезнетворное влияния разные причины, главные из которых - это большое разнообразие пассивных, развлекательных времяпрепровождений. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же, даже вместо завязывания шнурков предпочтение отдается ботинкам на липучках и на каждое бытовое занятие есть по специальной машине. Большой процент современных детей значительную часть своего досуга активно пользуются электронными устройствами, большинство из которых носит увеселительный характер. К ним относятся различного рода приставки, компьютеры, смартфоны, планшеты или другие модные гаджеты. Играя в них, изо дня в день, в течение длительного времени  ребенок производит только однотипные, монотонные движения (нажатие на кнопки), которые не позволяют развивать все важнейшие системы организма приведенные выше. Некоторые дети имеют катастрофический низкий уровень сформировавшихся навыков точной ручной моторики (рисование, вырезание из бумаги) зачастую в семьях ребенку не уделяется должного внимания, а детсадовского обучения не достаточно. Занятые повседневными бытовыми заботами, отдавая много физических и психологических сил на работе, родители зачастую предпочитают покупать такие привлекательные для детского разума игрушки, в которые он сможет самостоятельно играть и не требовать к себе особого внимания, находясь дома. Естественно, в детском саду ребенок получает новые навыки и знания, но семейное обучение является краеугольным камнем всего его развития в целом. Именно отсутствие должного родительского воспитания или полноценного внимания приводит к не правильному развитию мелкой моторикой.

           Еще одним негативным фактором выступает  снижение моторного развития детей. В современном обществе происходит утрата детских дворовых игр, подвижные коллективные игры уходят на задний план, а ведь они совершенствуют двигательные навыки, а, следовательно,  и речь. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации приходиться еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

В результате всех этих причин возникают различные проблемы.  Они проявляются в том, что ребенок дошкольного, а порой и школьного возраста, не может точно и быстро двигать своими пальчиками, правильно держать ложку (ручку), захватывать предметы, лепить из пластилина, рисовать, завязывать шнурки и много чего другого.  Именно  развитие мелкой моторики определяет ловкость, координацию движений  и позволяет избежать проблем с речью.  Ребенок со скованными, неумелыми пальчиками отстает в психомоторном развитии, и  как раз в основном у таких детей и возникают проблемы с речью. Однако даже если речь в норме – это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы – невыполнимая и опасная задача – значит, присутствуют определенные проблемы.

Любой ребенок, развиваясь, постепенно превращается в личность. Чтобы личность была сильной, индивидуальной и правильно вписывалась в окружающий её социум, необходимо развивать мелкую моторику. Как уже было написано выше, чем больше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Эта взаимосвязь изучена и подтверждена исследованиями многими известными учеными, таких, как И.П.Павлов, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений, особенно сильно влияет движение пальцев рук. Формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно для своевременного речевого развития, и особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Более того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Следовательно, систематические упражнения по тренировке движений пальцев, являются отличным средством повышения работоспособности головного мозга. Многие результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.
            Парадоксально, но, не смотря на множество различных упражнений, на всевозможные подтверждения значимости развития мелкой моторики, в нашем обществе, наблюдается тенденция, при которой дети все чаще сталкиваются с трудностями, которые как раз и связаны с неполноценным развитием моторики. Множество причин, указанных выше, оказывает болезнетворное влияние на ее развитие, и, поэтому эта проблема предстает перед современным человеком особенно остро, и требует правильного подхода  с изменением ситуации к лучшему.

Памятка для родителей

по развитию мелкой моторики  детей дошкольного возраста

            Развитие мелкой моторики важнейшая задача для гармоничного и правильного развития   ребенка. В современной литературе на эту тему написано огромное количество разных методических материалов, принципов и концепций. Для того чтобы преодолеть проблемы связанные с мелкой моторикой стоит обратить внимание на некоторые особо эффективные методики:

Лепка из пластилина

           На начальном этапе ребенок учится делать элементарные вещи: раскатывает и сплющивает материал, скатывает шарики, цилиндры и другие простые фигуры. Отщипывание маленьких кусочков пластилина, раскатывание их по столу (доске), смятие кончиками пальцев все это непременно способствует улучшению моторики. Затем в ходе своих экспериментов ребенок переходит на более сложные творческие формы, использует и подбирает разные цвета, делает объемные фигуры животных или предметов. Такие занятия также способствуют раскрытию творческого потенциала малыша, выступает отличным тренажером для мозга;

Аппликации из круп.

            Преимуществом данной методики является отсутствие возрастного ограничения, даже самые маленькие дети могут заниматься созданием необычных рисунков или картинок, поскольку весь процесс происходит без использования ножниц. При работе с крупами (гречка, рис, пшено, манка и др.) у ребенка происходит мощное тактильное восприятие. Фактура в зависимости от вида используемого материала сильно отличается, это может быть шероховатость или гладкость, отличаться по весу и размеру, быть толстой или тонкой. В результате данного занятия происходит самомассаж кончиков пальцев, хорошо развиваются щипковые рефлексы, координация движений и глазомер. Благодаря такой игре у ребенка динамично развивается речь, а сам процесс увлекателен и креативен.  

Работа с конструктором, мозаикой.

           Практически каждый ребенок любит играть с конструктором, это интересное и очень полезное занятие. Во-первых это развитие пространственного мышления, так как ребенок познает различные соотношения элементов набора, а во-вторых  положительный эффект заключается и в усовершенствование конструктивных способностей, происходит лучшее понимание, как можно создать тот или иной объект.

Мозаику любят так же сильно, как и конструктор. Работа с мелкими деталями - это, безусловно, развитие мелкой моторики,  укрепляются  пальчики, улучшается владение руками. Дети начинают разбираться в таких понятиях как «часть» и «целое», расширяется кругозор, логическое мышление к тому же собрание пазлов повышает концентрацию, усидчивость, делает ребенка более спокойным.  

Раскрашивание картинок

           Такая простая вещь как раскраска это не просто отличное занятием для ребенка, но и  большой вклад в развитие творческих способностей и является хорошим началом для формирования личности маленького человека. Также как и мозаика, последовательное раскрашивание элементов раскраски успокаивает и тренирует усидчивость, особенно полезно, чтобы ребенок занимался по вечерам после насыщенного, активного дня. Раскрашивание страниц тренирует детскую руку, движения кистью становятся плавными и точными, развивается мелкая моторика.    

Вырезание по контору

            В последнее время родители стали чаще сталкиваться с тем, что их ребенок не правильно держит ножницы, не умеет ровно вырезать. Причиной тому служит не синхронная работа пальчиков. Иными словами, появляются трудности с вырезанием, так как средний, указательный и большой пальцы выполняют каждый свою функцию. Из-за этого ребенку сложно уловить определенный темп работы и порой отрезать квадрат или другую простую фигуру представляется очень сложной задачей. Такие проблемы возникают как раз из-за проблем связанных с мелкой моторикой и чтобы предотвратить их, нужно аккуратно и постепенно учить ребенка вырезать. Умение работать с ножницами поможет не просто правильно  держать ложку, ручку, карандаш в руках, но и искусно владеть ими. Благодаря, казалось бы, такому не хитрому занятию малыш сможет легче освоить навыки аккуратного письма и это занятие играет важную роль в становлении навыков мелкой моторике.    

Рисование по точкам или трафарету

            Одним из самых любимым занятием для ребенка является рисование. Оно не только отражает детское творчество, но и прекрасно развивает разные навыки. Уже в годовалом возрасте малышу можно смело давать карандаши или краски, лист бумаги и рисовать с ним его первые рисунки. Управляя кисточкой или карандашом, развивается мелкая моторика пальчиков, что в свою очередь улучшает его речь. Рисование по точкам занимает особое место в этом процессе, ведь такое творчество представлено больше в форме игры, чем обучения. Кроме того, рисование стимулирует развитие всех психических процессов: внимания, памяти, воображения. Через рисование малыш само выражается, он отражает в рисунке свои эмоции и чувства, что способствует развитию личности.

                                                         Пальчиковая гимнастика

             Занятия пальчиковой гимнастикой включает в себя большое разнообразие разных игр, которые следует подбирать согласно возрасту ребенка. Для малышей до трех лет – это будет массаж ладошек и пальчиков со стишками и потешками. В три года можно пробовать играть двумя ручками, дополнять игры другими предметами, например, маленькими мячиками, шариками или кубиками. Дети очень любят, если пальчиковая гимнастика содержит элементы театрального представления. Любой массаж ручек, пальчиков принесет ребенку только пользу и благоприятно скажется на его физическом развитии. Движения пальцев рук и развитие речи ребенка – взаимосвязаны. Делая массаж пальчиков, рассказывая эмоционально стишки, стимулируется речевое развитие ребенка, а также формируется правильное звукопроизношение.

«Пальчиковый бассейн»

           Этот вид развития мелкой моторике представляет собой интересную игрушку, которую очень просто сделать в домашних условиях. В большую прямоугольную коробку с низкими бортиками высыпается горох или фасоль, причем высота наполнителя должна быть не ниже 6-8 сантиметров. Далее в нее прячется какой-либо небольшой предмет и ребенок соответственно должен его найти. Такие занятие по поиску предметов различной фактуры, величине и форм позволяет максимально активизировать пальцевые ощущения.  

«Щетка ежик»

             Еще одна интересная и полезная игрушка своими руками, которая изготавливается из массажной щетки для волос. Площадь ее поверхности, по возможности, должна соответствовать площади поверхности ладони и пальцев ребенка. Затем применяется широкая резина, способствующая плотному прилеганию щетки к ладони поверхности рук (большой палец руки отведен). Щетка используются в двух положениях:

  • Зубцами к ладонной поверхности руки;
  • Зубцами к наружной поверхности руки.  

С помощью многочисленных точечных раздражителей мышцы руки получают достаточно сильные импульсы, идущие в головной мозг. Такое занятие полезно для речевого развития и так же используется на занятиях логопедической лечебной физкультуры.

Выкладывание букв из различных материалов

             Достаточно серьезное занятие, схожее с мозаикой. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по заданному образцу. Занятие развивается на несколько этапов, сначала взрослый выкладывает или рисует на бумаге букву-образец и знакомит с ней ребенка, затем малыш копирует букву из предложенного материала.  Следующий этап это выкладывание  простых слов, которые также происходят при контроле взрослого. Материалом могут служить различные крупы, семена, пуговицы, орешки, нитки и т.д. Такое метод является отличным способом развития мелкой моторике, совершенствуется словарный запас, координация движений и мышление.  

             Все эти упражнения и множество других, которые можно найти  в современной литературе являются отличными примерами того, как можно развивать мелкую моторику. Причем заниматься малыш может и должен не только в детском садике, но и дома или на даче. Эти упражнения не только интересны и увлекательны для ребенка, но и очень эффективны, а также не требуют от родителей больших финансовых затрат. Каждый метод имеет свои отличительные характеристики, эффективно улучшает всевозможные навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский образовательный проект:«Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»

  Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и ре...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста"

Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста....

"Развитие мелкой моторики как средство формирования речевой активности"

Теоритическое обоснование актуальности заявленной темы....

Детско-родительский образовательный проект: "Развитие мелкой моторики как средство формирования речи у детей младшего дошкольного возраста"

"Развитие мелкой моторики как средство формирования речи у детей младшего дошкольного возраста"...

Развитие мелкой моторики как средство формирования коммуникативных навыков у детей

Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Важно начинать работу в данн...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста»

познакомить родителей с приёмами развития мелкой моторики у детей в процессе использования дидактической игры. Дать рекомендации для родителей по применению дидактических игр для развития мелкой мотор...