«Организация работы с ребенком – инвалидом в условиях ДОО» (из опыта работы)
методическая разработка (старшая группа) по теме

Каждый ребенок имеет право на особую заботу и помощь от нашего общества. Но есть дети, у которых физическое и умственное состояние требует повышенного к ним внимания. Это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые имеют разную степень инвалидности.

Понятие «ребенок – инвалид» можно разделить на две категории. Одна группа   детей - инвалидов – это дети с врожденными нарушениями работы различных органов чувств и с физическими недостатками или умственно отсталые дети.

Другая группа детей – это те, кто стали инвалидами в результате длительной болезни. Воспитание и развитие таких детей является серьезной педагогической и медицинской задачей.

Общеизвестно, чтобы успешно решать какую либо жизненную проблему или трудную ситуацию, необходимо в ней разбираться.  

                 Педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения при работе с детьми ограниченными возможностями ставят перед собой следующие задачи:

  1. Своевременно выявить детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
  2. Определить особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка;
  3. Способствовать созданию условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
  4. Оказать методическую помощь родителями;
  5. Отследить динамику развития детей с ОВЗ.

Вся работа, проводимая с детьми с ОВЗ, осуществляется в тесном контакте с педагогом – психологом, учителем – логопедом, медицинским работником.

  На каждого ребенка составляется:

-  «Социальная карта развития ребенка»,

- разрабатывается  индивидуальная программа, направленная на развитие познавательной активности, речевое развитие, социальную адаптацию.

В своей работе применяем следующие  методы и формы:

  1. Специально разработанные бытовые занятия, призваны компенсировать опыт, недополученный в семье при общении с родителями и так необходимый для гармоничного вхождения ребенка в самостоятельную жизнь;
  2. Сказкатерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать  и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.
  3. Игротерапия – занятия организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процессе игровой деятельности. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально волевые, нравственные качества. Сюжетно – ролевые игры способствуют формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Основной задачей игр – драматизаций также является коррекция эмоциональной сферы ребенка;
  4. Релаксация – в зависимости от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы, наблюдения за животными, использование сухого бассейна;
  5. Песочная терапия – занятия проводятся с применением центра песка и воды;
  6. Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантамиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально – личностной сферы. Игры «Мое настроение», «Веселый – грустный»
  7. Арт – терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Рисунки детей не только отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности.

В нашем дошкольном учреждении созданы условия для полноценного развития детей с ограниченными возможностями.

 Имеется огромное количество игр на развитие восприятия цвета; на развития восприятия формы; на развитие тактильных ощущений; на развитие наглядно – образного мышления; формирование мыслительных операций.

Оборудована сенсорная комната, которую ребята посещают с огромным удовольствием.

В каждой группе имеется уголок уединения, где ребенок может спокойно отдохнуть, или поиграть в свою любимую игру.

И конечно самое главное при работе с детьми с ограниченными возможностями – это взаимодействие ДОУ с родителями.

Инвалидность ребенка, чаще всего, становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Действительно, воспитание ребенка с отклонением в развитии, независимо от характера и сроков его заболевания или травмы, изменяет, а нередко нарушает весь привычный режим жизни семьи. Обнаружение у ребенка дефекты развития и подтверждение инвалидности почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние, семья оказывается в психологической сложной ситуации. И в такой сложной ситуации задача педагога помочь родителям рассмотреть ситуацию спокойно, более конструктивно подойти к решению своих проблем. Родители всегда могут получить рекомендации учителя – логопеда, педагога  - психолога; ознакомится с буклетами; посетить занятие; родительское собрание, педагогическую гостиную.

Педагоги постоянно убеждают родителей в том, что рано или поздно все усилия, спокойное терпение  и непомерный труд в воспитании ребенка с ОВЗ будут обязательно вознаграждены!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_vysotskoy_s.p.docx477.74 КБ

Предварительный просмотр:

«Забота  о здоровье – это важнейший труд воспитателя.  G:\ОВЗ\картинки ОВЗ\ehmblema.gif

От жизнерадостности, бодрости детей

зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы».

Сухомлинский В.А.

 

Каждый ребенок имеет право на особую заботу и помощь от нашего общества. Но есть дети, у которых физическое и умственное состояние требует повышенного к ним внимания. Это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые имеют разную степень инвалидности.

Понятие «ребенок – инвалид» можно разделить на две категории. Одна группа   детей - инвалидов – это дети с врожденными нарушениями работы различных органов чувств и с физическими недостатками или умственно отсталые дети.

Другая группа детей – это те, кто стали инвалидами в результате длительной болезни. Воспитание и развитие таких детей является серьезной педагогической и медицинской задачей.

Общеизвестно, чтобы успешно решать какую либо жизненную проблему или трудную ситуацию, необходимо в ней разбираться.  

                 Педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения при работе с детьми ограниченными возможностями ставят перед собой следующие задачи:

  1. Своевременно выявить детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
  2. Определить особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка;
  3. Способствовать созданию условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
  4. Оказать методическую помощь родителями;
  5. Отследить динамику развития детей с ОВЗ.

Вся работа, проводимая с детьми с ОВЗ, осуществляется в тесном контакте с педагогом – психологом, учителем – логопедом, медицинским работником.

  На каждого ребенка составляется:

-  «Социальная карта развития ребенка»,

- разрабатывается  индивидуальная программа, направленная на развитие познавательной активности, речевое развитие, социальную адаптацию.

В своей работе применяем следующие  методы и формы:

  1. Специально разработанные бытовые занятия, призваны компенсировать опыт, недополученный в семье при общении с родителями и так необходимый для гармоничного вхождения ребенка в самостоятельную жизнь;C:\Users\Пользователь\Desktop\DSCF8100.JPG
  2. Сказкатерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать  и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.
  3. Игротерапия – занятия организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процессе игровой деятельности. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально волевые, нравственные качества. Сюжетно – ролевые игры способствуют формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Основной задачей игр – драматизаций также является коррекция эмоциональной сферы ребенка;
  4. Релаксация – в зависимости от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы, наблюдения за животными, использование сухого бассейна;
  5. Песочная терапия – занятия проводятся с применением центра песка и воды;
  6. Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантамиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально – личностной сферы. Игры «Мое настроение», «Веселый – грустный»
  7. Арт – терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Рисунки детей не только отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности.

В нашем дошкольном учреждении созданы условия для полноценного развития детей с ограниченными возможностями.

 Имеется огромное количество игр на развитие восприятия цвета; на развития восприятия формы; на развитие тактильных ощущений; на развитие наглядно – образного мышления; формирование мыслительных операций.C:\Users\Пользователь\Desktop\DSCF8086.JPG

Оборудована сенсорная комната, которую ребята посещают с огромным удовольствием.

В каждой группе имеется уголок уединения, где ребенок может спокойно отдохнуть, или поиграть в свою любимую игру.

И конечно самое главное при работе с детьми с ограниченными возможностями – это взаимодействие ДОУ с родителями.

Инвалидность ребенка, чаще всего, становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Действительно, воспитание ребенка с отклонением в развитии, независимо от характера и сроков его заболевания или травмы, изменяет, а нередко нарушает весь привычный режим жизни семьи. Обнаружение у ребенка дефекты развития и подтверждение инвалидности почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние, семья оказывается в психологической сложной ситуации. И в такой сложной ситуации задача педагога помочь родителям рассмотреть ситуацию спокойно, более конструктивно подойти к решению своих проблем. Родители всегда могут получить рекомендации учителя – логопеда, педагога  - психолога; ознакомится с буклетами; посетить занятие; родительское собрание, педагогическую гостиную.

Педагоги постоянно убеждают родителей в том, что рано или поздно все усилия, спокойное терпение  и непомерный труд в воспитании ребенка с ОВЗ будут обязательно вознаграждены!

 

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Школа №11 города Белогорск»

дошкольное образование

Тема выступления

на ГМО педагогов дошкольного образования

«Организация работы с ребенком – инвалидом в условиях ДОО»

(из опыта работы)

Подготовила:

Высоцкая Светлана Петровна,

воспитатель СЗД

 

28.08.2017г.

Августовская педагогическая конференция

работников образования г. Белогорск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация ребенка-инвалида к условиям общеобразовательной школы

Кто поможет такому ребенку адаптироваться к взрослой жизни, условиям общеобразовательной школы?...

Выступление на МО Дефектологов Коррекционная работа с детьми-инвалидами в условиях ДОУ

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностям...

Статья "Организация работы с детьми-инвалидами"

В статье освещается система работы с детьми-инвалидами в дошкольной организации....

"ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ - ИНВАЛИДАМИ" ВОСПИТАТЕЛЬ НЕТРЕБСКАЯ Н.С

Опыт работы по созданию условий для успешной социализации детей-инвалидов....

«Организация работы по математическому развитию детей в ДОУ» (из опыта работы)

В данной презентации представлены формы работы по развитию элементарных математических представлений, используемые воспитателями в нашем ДОУ, какой  занимательный математический материал в р...

Лист сопровождения ребенка - инвалида в условиях ДОУ

Лист сопровождения ребенка - инвалида в условиях ДОУ...

Справка МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка» о внесении актуального педагогического опыта по теме «Организация работы с семьей в современных условиях» от 21.05.2020

Справка МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка» о внесении актуального педагогического опыта по теме «Организация работы с семьей в современных условиях» от 21.05.2020...