Обобщение опыта работы воспитателя на тему: «Современные подходы к организации взаимодействия детского сада и семьи»
материал на тему

Копылова Наталья Сергеевна

Обобщение опыта работы воспитателя на тему:

«Современные подходы к организации взаимодействия детского сада и семьи»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Тополек» села Чапаево Корсаковского городского округа Сахалинской области

Обобщение опыта работы воспитателя на тему:

«Современные подходы к организации взаимодействия детского сада и семьи»

Воспитатель Копылова Н.С.

Введение

Актуальность.  

Главной   целью   работы   дошкольного   образовательного учреждения   являются   сохранение   и   укрепление   физического   и   психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой задачи невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь. В соответствии со ст. 44 Федерального Закона «Об образовании в РФ», родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить   основы   физического,   нравственного   и   интеллектуального   развития личности ребенка в дошкольном возрасте. В этой связи меняется, и позиция дошкольной организации в работе с семьей.

В основе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи лежит сотрудничество, то есть совместное определение целей деятельности, совместное   распределение   сил,   средств,   предмета   деятельности   во   времени   в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов. Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации дошкольников. С введением   Федерального   государственного   стандарта   ДО   большое   внимание уделяется  взаимодействию  с родителями воспитанников.  ФГОС дошкольного образования разрабатывается впервые в российской истории в соответствии с требованиями Федерального Закона об «Образовании Российской Федерации». В этом документе говорится о взаимодействии с родителями, о вовлечении их в образовательный процесс ДОО.

Проведённые исследования показывают, что родители, воспитатели, учителя начальной школы выдвигают разные требования к дошкольному образованию. Аспект   взаимодействия   и   сотрудничества   семьи   детского   сада   это   «вечные проблемы» дошкольной педагогики. Выбор темы обусловлен тем, что в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и интеллектуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание «вслепую». Всё это, конечно, не   приносит   позитивных   результатов.   Общение   педагогов   с   родителями воспитанников всегда было и остается актуальным, так как семья и дошкольная организация-   это   два   важных   фактора   социализации   детей.   И   дошкольная организация, и семья имеют фундаментальное значение в развитии и воспитании ребенка. В ДОО ребенок получает начальные знания об окружающем мире, приобретает   умение   взаимодействовать   с   людьми,   организовывать   собственную деятельность.   Однако,   насколько   эффективно   ребенок   будет   овладевать   этими навыками, зависит от семейного окружения. Для этого необходимо организовать взаимодействие с семьей так, чтобы предоставить детям и родителям возможность для дополнительного эмоционального общения в стенах ДОО, вооружить родителей специальным   навыкам   доверительного,   эмоционально-комфортного   общения. Эффективность взаимодействия субъектов образовательного процесса повыситься, если члены семьи будут включены в деятельность ребенка в детском саду, а не останутся лишь объектом педагогического влияния.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и ДОО. Новизна этих отношений определяется понятиями сотрудничества и взаимодействия.   Открытость   детского   сада   приводит   к   положительным результатам всех субъектов педагогического процесса. В связи с этим возникает вопрос о поиске эффективных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Необходимы новые, современные, нетрадиционные формы для сближения детей, родителей, педагогов. Необходимо привлекать родителей к сотрудничеству в   вопросах   развития   детей,   заинтересовать   их   совместным   проведением мероприятий, досугов, которые не только повысят их психолого-педагогическую грамотность,   но   и   будут   способствовать   укреплению   детско-родительских отношений, вовлечения родителей в жизнь ДОО. Возникает  противоречие между необходимостью применения современных форм взаимодействия и их недостаточной разработанностью в практике работы дошкольных образовательных учреждений.

Цель взаимодействия - установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.

В настоящее время большое внимание уделяется взаимодействию с семьей. Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада. Это делается с целью:

-   изучения   семьи,   семейной   ситуации   помогают   осуществлять индивидуальный, личностно-ориентированный подход к ребенку, включенному в контекст семейного воспитания.

-для развития и воспитания ребенка необходимо единство воспитательных воздействий   на   него   со   стороны   всех   взрослых,   учет   возрастных   и индивидуальных особенностей ребенка, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте.

При организации взаимодействия ДОО с семьей, основной акцент должен ставиться   на   воспитание   субъективности   родителей,   формирование   их воспитательной культуры. В этом контексте задача дошкольного образовательной организации сводится не к замещению семьи, а к ее обогащению теми практиками воспитания детей, которые накоплены в педагогической системе дошкольного образования.

Таким   образом,   взаимодействие   -   это   согласованное   установление взаимосвязи   семьи   и   детского   сада   таким   образом,   чтобы   действия   одного партнера обязательно сопровождались соответствующими действиями другого. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями - условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

Цель взаимодействия - установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада. Новые   подходы   к   взаимодействию   педагогов   и   родителей:   переход  от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству   как   межличностному   общению   педагога   с   родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым   подразумевается   личностно   равноправное   общение,   совместное приобретение опыта.

1.2 Современные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи

Старший   дошкольный   возраст   –   последний   из   периодов   дошкольного возраста,   когда   в   психике   ребенка   появляются   новые   образования.   Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и др. – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в   представлениях   о   себе,   в   самосознании   и   в   самооценках.   Появление произвольности – решающее изменение в деятельности ребенка, когда целью последней становится не изменение внешних, окружающих его предметов, а овладение собственным поведением.

Дети   шестого   года   жизни   отличаются   еще   большими   физическими   и психическими   возможностями,   чем   дети   средней   группы.   Они   овладевают главными движениями. Физически ребенок стал еще крепче. Физическое развитие по-прежнему связано с умственным. Оно становится необходимым условием, фоном, на котором успешно происходит разностороннее развитие ребенка.

Умственное,   эстетическое,   нравственное,   т.е.   сугубо   социальное,   развитие набирает высокий темп. В этот   период   родителей   волнуют   проблемы   воспитания   детей,   их подготовки к обучению в школе, проблемы развития речи, мышления, памяти и произвольности внимания. И ДОО готово оказать им помощь. В современных условиях задачей модернизации взаимодействия семей и детского сада является развитие диалогового партнерского взаимодействия в системе «детский сад-семья», направленного на активное включение родителей (законных представителей) в жизнь дошкольной организации. Компетентностный   подход   позволяет   актуализировать   скрытый воспитательный потенциал семьи путем включения родителей в воспитательный процесс ДОО. При этом важно, чтобы родители выступали в качестве полноправных участников этого процесса. Основные установки этого подхода можно выразить в виде формулы: активность + осознанность + самостоятельность.

Параметры эти представляют собой новый уровень отношений родителей с педагогами,   и   характеризуются   они   преобладающей   активностью   семьи   в инициировании и поддержании взаимодействия, проявлением сознательной позиции. Компетентностный подход предполагает не только сообщение знаний родителям, но и   умение   их   применять   на   практике.   Авторы   рекомендуют   возможные   формы взаимодействия с семьей под углом компетентностного подхода:

- Презентация дошкольного учреждения Возможна активизация родителей  за счет включения их в различные виды деятельности; организации экспертизы со стороны родителей; принятия во  внимание предложений семей;

- Открытые занятия с детьми в ДОО для родителей Воспитатель при  проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями (ссылаясь на его компетентность в каких-то вопросах или, наоборот, стимулируя детей рассказать новое гостю)

-Педагогический совет с участием родителей

-Педагогические ситуации Целесообразны при условии решения типичных для конкретной семьи

ситуаций и при участии семей воспитанников.

- Педагогические беседы с родителями Эффективны при целевом характере  бесед (по запросам родителей, внесении элементов дискуссии и проблематизации.

Как показывает анализ литературы, исходя из запросов родителей, в ДОО

проводятся следующие формы и методы взаимодействия:

-Собрание, круглый стол с родителями

- Использование активизирующих методик:

-метод групповой дискуссии, повышающий психолого-педагогическую  грамотность родителей;

-метод игры, моделирующий проблемы и  решения в  триаде «ребенок- педагог-родитель»;

-метод совместных действий, основанный на выполнении родителем и  педагогом совместных действий, заданий;

-метод конструктивного спора, который помогает сравнивать различные точки зрения родителей и педагогов  на воспитание  ребенка, на разрешение проблемных ситуаций;

-метод вербальной дискуссии, обучающий культуре диалога в семье, обществе

-Конференции с родителями На конференции в занимательной форме  педагоги, специалисты и родители моделируют   жизненные   ситуации,   проигрывая   их.   Это   дает   возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и способствует установлению доверительных отношений с педагогами и специалистами

-Общие собрания родителей Активное  собрание родителей может включать: элементы тренинга;  мастер-классы;

- Школа для родителей Подобные формы и методы должны содержать элементы школы родителей:

когда семья выступает не только в качестве объекта учения, но и обучающего (других родителей) субъекта [8].

- Читательские конференции по книгам о воспитании Организаторами  конференций выступают родители; дети и педагоги являются участниками конференций

- Тематические выставки Выставки содержат материал о творчестве  родителей, детей. Данная форма презентации творческих работ ребенка становится частью его портфолио

- Анкетирование Обработка ответов осуществляется родителями, что  позволяет получать более достоверные данные по тем или иным проблемам воспитания.

На основе изучение и анализа литературы обобщенно представим условия успешного взаимодействия с родителями: изучение   социального   состава   родителей,   уровня   образования, социального благополучия, выявление семей группа риска; дифференцированный   подход   к   работе   с   родителями   с   учетом многоаспектной специфики каждой семьи; целенаправленность, систематичность, плановость; доброжелательность и открытость

Совместная деятельность: привлечение родителей к организации конкурсов, концертов, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности. Т.В. Кротова предлагает следующую классификацию современных форм взаимодействия с родителями (табл. 1)

Остановимся более подробно на современных формах взаимодействия с родителями воспитанников, которые являются наиболее актуальными. Среди современных форм работы с родителями можно выделить следующие подгруппы: познавательные, информационно-аналитические, досуговые, наглядно- информационные.

Таблица 1

Современные формы взаимодействия с родителями детей старшего

дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

Наименование

Цель использования

Формы проведения общения

Информационно- аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их

педагогической

грамотности

Проведение социологических

опросов Анкеты Индивидуальные беседы Картотеки «Педагогическая копилка: Переписка по электронной почте

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

Семинары-практикумы

Проведение собраний, консультаций в

нетрадиционной форме

Мини-собрания

Педагогическая гостиная

Устные педагогические журналы

Исследовательская, проектная

деятельность

Интернет-журнал

Досуговые

Установление эмоцио- нального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники

Интерактивные досуговые мероприятия

Выставки работ родителей и детей

Семинары

Мастер-классы

Дни добрых дел

Ниже  на  основе   изучения   литературы   представлены   некоторые   формы проведения нетрадиционных родительских встреч в детском саду

1. «Педагогическая гостиная»

Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На таких встречах обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета «Родитель-ребенок-детский   сад».   Проходит   обсуждение   либо   намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, что воспитатель ближе узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных   мероприятиях,   а   также   их   пожелания   и   предложения   на учебный год. В конце года на таких встречах подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

2. «Педагогическая конференция»

При   подготовке   мероприятия   поводится   подготовительный   этап,   где родителям дается какое-либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. За две недели до встречи родителям раздаются материалы на определенную тему,   воспитатель   просит   прокомментировать   то   или   иное   высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, встреча во второй младшей группе может быть посвящена теме «Кризис 3-х лет». Родителям   предлагается   прокомментировать   несколько   высказываний классиков: как они понимают это высказывание, затем родители и педагоги дают свои   советы   по   проблеме,   как   они   ее   решают.   Наиболее   удачные   советы оформляются в картотеки или альбомы «Педагогическая копилка: родители для педагогов», «Педагогическая копилка: педагоги для родителей».

3. «Педагогическая конференция

- «Аукцион». Подготовка   такой   встречи   проводится   так   же,   как   и   при   проведении педагогической конференции, отличием является то, что обмен опытом проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, воспитатель дает понятие «кризиса трех лет», совместно с родителями он анализирует, как остро протекает этот период у детей. Затем предлагает поделиться родителям опытом, как они преодолевали данный период, или как они сейчас с ним справляются. Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки, (т.е. советы продаются за фишки). Советы, набравшие большее количество фишек, также оформляются в картотеки или альбомы «Педагогическая копилка: родители для педагогов», «Педагогическая копилка: педагоги для родителей».

4. «Семинар-практикум»

На такой встрече могут выступать не только воспитатели, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Заранее   определяется   тема   встречи   и   ведущий,   им   может   быть,   как воспитатель, так и родители или приглашенные специалисты. Например, если встреча посвящена теме детских страхов, то в качестве ведущего такой встречи будет выступать педагог-психолог. Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителей просят высказать свое мнение о причинах детских страхов и о способах их преодоления, могут обыгрываться небольшие ситуации. Далее с родителями проводятся мини-тренинг по саморегуляции, демонстрируются игровые приемы на снятие тревожности и страхов для того, чтобы родители при возникновении трудностей могли помочь своим детям.

5. «Душевный разговор»

Такая встреча может быть рассчитана не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (например, в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, обыгрывание ситуаций, демонстрацию коротких видеофильмов или видеофрагментов. Особенность такой встречи в том, что в конце общения родителям не дают конкретных рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например, тема встречи «Ваш ребенок - левша». С родителями проводится анкетирование, чтобы глубже узнать особенность их детей, и установить какая степень леворукости у ребенка - слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты.

При определении темы предстоящей встречи опирались на пожелания родителей. Темы собраний: «Моя семья», «Мой ребенок», «Готовимся к школе». Выбор данных тем был обусловлен желанием родителей. Известно, что в силу ряда причин не все родители и не всегда присутствуют на родительских собраниях, поэтому мы создали необходимые условия, чтобы привлечь   как   можно   больше   семей.   А   для   этого   мы   провели   собрания   с пригласительными билетами, с чаепитием, показывали фильм, или фото – коллаж, применяя технику. Использовали в работе следующие методы: лекция, групповая дискуссия. Мы применяли приёмы, способствующие удержанию внимания: неофициальность, прогнозирование, сопоставление всех «за» и «против», юмор, драматизация,   прямое   обращение   к   аудитории,   использование   неожиданной информации, наглядность.

По окончанию собрания предлагали каждому родителю анкеты с темами, после их выбора и анализа анкет составляли темы будущих собраний. Универсальность   нетрадиционного   родительского   собрания   как   формы работы   заключается   в   реализации   сразу   нескольких   функций:   организация коллектива родителей, управление воспитательным процессом, решение наиболее важных, насущных проблем. В ДОО педагоги планируют на следующий год, набирая новых детей, проводить нетрадиционные формы родительского собрания.

Для того чтобы форма работы через родительские уголки была действенной, помогала,  нам активизировать родителей воспитатели  использовали  рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Говорят дети», «Подготовка   к   обучению   в   школе»,   «Вырастай-ка»,   «Благодарим»,   «Это интересно», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание», в которых помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

3. Семинары и круглые столы.

В ДОО проводились семинары и круглые столы с целью организации взаимодействия с родителями в сфере трудового воспитания детей. Мы совместно с воспитателями провели Круглый стол по теме «Скрутим куклу   ладную,   милую,   нарядную».   Целью   этого  мероприятия   было   изучить русскую народную игрушку- тряпичную куклу. На этом занятия отрабатывались приемы вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОО.

Такая форма работы несёт большое патриотическое, духовно-нравственное воспитание и детей и родителей. Только объединив наши усилия, мы сможем возродить утраченные  духовно-нравственные  ценности,  что позволит  решить социально-экономические   проблемы   развития   страны,   подготовить   детей   к будущей семейной жизни.

4. Досуговое направление во взаимодействии с родителями.

Досуговое направление во взаимодействии с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть  изнутри  проблемы  своего  ребенка,  трудности  во  взаимоотношениях; апробировать   разные   подходы;   посмотреть,   как   это  делают   другие,   то   есть приобрести   опыт   взаимодействия   не   только   со   своим   ребенком,   но   и   с родительской общественностью в целом. Как правило, все праздники в детском саду проходят в виде утренников. Основной их задачей является не только доставить   детям   радость.   Есть   и   иные,   немаловажные   задачи,   которые достигаются проведением праздничных мероприятий. Особая роль принадлежит подготовке к мероприятию, так как она мотивирует ребят   к   речевым   занятиям,   к   занятиям   танцами   и   музыкой.   Дети   вынуждены разучивать танцевальные постановки, стихи и песни. В то же время они делают это не под воздействием силы взрослых, а с удовольствием и воодушевлением. Ведь, готовясь к утреннику, дети стремятся продемонстрировать свои знания и умения родителям и получить за это подарки. Не стоит забывать о том,  что праздники  в детском саду  являются  своего рода отчетами  работы воспитателей перед родителями. Праздник великолепно демонстрирует родителям детей тот факт, что с детьми активно занимаются. На утренниках родители могут увидеть, как их ребенок ощущает себя в коллективе, каковы его взаимоотношения с   остальными   детьми.   Говоря   иными   словами,   у   родителей   появляется возможность узнать подробнее, что происходит в садике.

Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, мы разработали определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:

-выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;

-консультации для родителей;

-составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;

-распределение ролей взрослых;

-изготовление пригласительных билетов;

-подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);

-составление памятки – помощницы для родителей и для детей;

-индивидуальные встречи и консультации;

-изготовление атрибутов, пособий.

Весь праздник строится на играх. Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Не стоит забывать о том, что праздники в детском саду являются своего рода отчетами работы воспитателей перед родителями. Праздник великолепно демонстрирует родителям детей тот факт, что с детьми активно занимаются. На утренниках родители могут увидеть, как их ребенок ощущает себя в коллективе, каковы его взаимоотношения с остальными детьми. Говоря иными словами, у родителей появляется возможность узнать подробнее, что происходит в детском саду. Родители – самые дорогие и близкие люди! Они видят, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания.

5. Проектный метод в работе с родителями

Сегодня   становится   очевидным,   что   невозможно   воспитать   ребёнка изолированно от общества, надо научить подрастающего человека оценивать и «взвешивать»   социальные   воздействия,   принимать   позитивное,   отторгать негативное. Деятельность взрослых в интересах дошкольника будет успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях, чему в немалой степени способствуют интерактивные методики взаимодействия с семьёй. Общая тенденция развития современного мира такова, что творческий исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Проектная  деятельность,  как  и  любая другая  человеческая  деятельность, осуществляется на основе представлений человека о действительности и самом себе. При этом проектировщик ориентируется на особую форму знания – «знание о будущем». «Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов.

В ДОО мы предложили проведение разных видов проектов. Воспитатель планирует их на весь учебный год, если есть желание, то воспитатель всегда может выбрать тему интересную для его группы. Проекты могут ежемесячно планироваться в календарно –перспективном плане. Например, в сентябре проект «Хлеб всему голова», в октябре «Пожилые люди в жизни страны», «Мы разные – мы вместе», в ноябре «Природа родного края», где продуктивной деятельностью родителей и детей станет прекрасная выставка творческих работ, в декабре «Мастерская Деда мороза, мы получим в результате продуктивной деятельности нежные, ажурные снежинки из бумаги, для украшения   музыкального   зала,   группы,   игрушки,   сделанные   своими   руками украсят ёлочку в группе. В марте можно провести проект «Безопасная дорога», с посещением инспектора ГИБДД, который расскажет о правилах пешеходов. Каждый месяц проект приурочен к определённому либо празднику, либо историческому   событию,   что  происходит   во  взаимосвязи   с  другими  видами продуктивной деятельности. В мае был проведен проект «Ходит капелька по кругу», который завершился праздником «Мыльных пузырей», после опытов с  водой.

Рассмотрим более подробно проект «Родители наши друзья». Проект «Родители наши друзья»  (приложение 4).

Цели: активизировать взаимодействие родителей с педагогами; интегрировать средства общественного и семейного воспитания дошкольников.

Задачи: создать   благоприятные   условия   для   взаимодействия   с   родителями дошкольников в целях дальнейшего сотрудничества; углубить психолого- педагогическую компетенцию родителей; включить родителей в образовательный процесс как активных субъектов;

раскрыть перед родителями суть основных приемов развивающего образования; создать комплект творческих методически работ:

видеофильмы,

библиотеку  сочинений  детей,  набор  памяток  и  рекомендаций  для родителей и др.

Обоснование   проекта.  

Семья как социальный институт, с которым связана педагогическая деятельность образовательного учреждения, находится сегодня на предельно сложном этапе своего развития. Взрослые люди с различной степенью успешности   привыкают   к   интенсивно   меняющимся   социально-экономическим условиям российского бытия. Процесс социальной адаптации личности, множество сопровождающих его противоречий существенным образом затрудняют выполнение родительских   функций.   В   результате   мы   видим   множество   родительских «воспитательных просчетов», устранить которые можно во взаимо-действии с педагогами учреждения дошкольного образования детей.

Входе исследования были выявлены следующие типичные проблемы: как осуществить эффективное сотрудничество на основе дифференциации стиля   взаимодействия   с   отдельными   группами   родителей   детей определенного возраста; как   оптимальным   образом   использовать   возможности   дошкольной образовательной организации в организации взаимодействия ДОО с родителями.

Основная идея проекта. Разработка проекта «Родительские встречи» обусловлена потребностями родителей   дошкольников,   которые   были   выявлены   в   результате   специально осуществленного констатирующею исследования. Своего рода узел разрешаемых противоречий связан со следующими факторами: приобретением   знаний   в   области   психологии,   педагогики   и   методики семейного воспитания; систематизацией   информационною   методическою   банка   данных   в соответствии с задачами комплектования «Библиотечки для родителей» подусловным названием «Как помочь своему ребенку стать счастливым?»;пониманием   проблем   и   перспектив   личностно-познавательного   роста собственного ребенка; своевременным   оказанием   ребенку   повседневной   оперативной эмоционально-практической помощи, разносторонней его поддержки.

Условия реализации проекта К необходимым психолого-педагогическим условиям относятся следующие: доверительное отношение между участниками встречи; учет особенностей взаимоотношений родителей и детей; системность и периодичность проведения встреч.

Содержание проекта

1.В разрабатываемом проекте предусмотрены следующие шесть блоковвзаимодействия

.2.Психолого-педагогический   блок   включает   в   себя   цикл   бесед   по вопросам   воспитания,   образования,   развития   детей,   их   взаимодействия   со взрослыми; отношение детей к книге, чтению, словотворчеству и т.д.

3.Видеорепортажи с занятий. Видео обзор занятий по развитию речи, математике,  предметов  художественного  и  музыкального  направления,  мини-фрагменты концертных выступлений, театрализованных представлений; показ видеожурнала «Родительские посиделки».

4.Презентацияновыхизданийдляродителей.Представление37«Библиотечкидляродителей»,газеты«Домдлятворчества»,имеющихсяметодических пособий и др

.5.Наша   игротека.   Представление   коллективных   игр   для   детей, разучивание словесных и музыкальных игр для детей и взрослых, ознакомление с настольно-печатными играми образовательно- развивающей направленности.

6.Справочное  бюро «Вопросы и ответы». Организация вопросов с помощью   условного   «Почтового   ящика»,   заданных   в   письменной   форме   и адресованных психологу, социологу, педагогам- предметникам и др.

7.Встреча с педагогами творческих коллективов, работающих с детьми школьного возраста.

Таблица 2.5 – Этапы реализации проекта «Родители наши друзья»

No

Проектируемые результаты

Используемые критерии

Способ оценки

1

Активизация

позиции родителей

на взаимодействие

Динамика

участия родителей   в

образо- вательном процессе

Экспресс-опрос. Количе-

ственно

регистрируемые

показатели ролевой позиции:

инициатор,

организатор,

активный

участник,

наблюдатель, игнорирующий

2

Мотивация

родителей   к созданию

воспитывающей семейной среды

Изменение отношения к организации  семейного досуга

Анализ   вопросов,

заявок,

анкетирование, тестирование

и др

Перспективы развития проекта:

1.Инициировать   во   взаимодействии   с   семьями   воспитанников партнерский стиль общения.

2.Помимо традиционных форм работы ДОО и семьи активно применять современные, нетрадиционные формы работы.

3.Использовать   в   воспитательно-образовательном   процессе   ДОО критериально-диагностические параметры оценки эффективности сотрудничества субъектов образовательного процесса, а также приемы организации позитивного сотрудничества с семьями детей.

4.Адаптировать  полученный в результате  проекта  опыт в работе с неблагополучными семьями воспитанников

5.Опубликовать сборник статей по разработанным и апробированным материалам проекта.

Родители принимали активное участие в работе по проекту. Вовлечение родителей в образовательную деятельность ДОО соответствует требованиям ФГОС ДO.

6. Использование социальных сетей как формы нетрадиционного взаимодействия с родителями.

С   целью   внедрения   нетрадиционных   форм   взаимодействия   нами   была создана группа в сети интернет. Её использовали в педагогических целях: создание педагогом (или родителями) группы/сообщества для организации сотрудничества другими субъектами образовательного процесса детей.

Эти и другие формы мотивировали родителей на участие в совместных обсуждениях вопросов, комментировать   различный   материал.   А   это   уже   новый   уровень   работы   с родителями,   которые   заинтересованы   в   содержании   воспитательного   и образовательного процессов своего ребенка. После   того,   как   сетевое   общение   приобретет   стабильный   и целенаправленный характер, появится четкая обратная связь, педагог совместно с родителями может усложнить формы взаимодействия: виртуальные родительские собрания, онлайн – консультации, онлайн – анкетирование, скайп – конференции идругое. Данные   формы   взаимодействия   родителей   и   педагога   укрепили непосредственное общение сторон, вывели его на качественно новый уровень. Именно поэтому организация сетевого взаимодействия с родителями является одной из интересных и неформальных форм работы, которая на практике показывает положительный результат и вызывает в последнее время заслуженный интерес и у педагогов и у родителей.

При   построении   эффективной   модели   сетевого   взаимодействия   с родителями воспитанников мы предусмотрели мероприятия, направленные на все группы родителей, с целью привлечения максимального количества участников к образовательному процессу. Родителей детей, посещающих дошкольную образовательную организацию, можно условно разделить на три группы:

Первая группа - родители, которые занимаются построением своей карьеры, имеющие полный рабочий день, некоторые из них не нормированный рабочий день, очень занятые на работе, как мать, так и отец. Этим родителям - детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления,   обучения   и   воспитания,   организации   интересного   досуга.   Эта родительская   группа   вряд   ли   сможет   в   силу   занятости   активно   посещать консультации, семинары, тренинги, проводимые в традиционной форме. Но при хорошей мотивации данная группа родителей с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, размесят их на интерактивных выставках. Для данной категории родителей были наиболее приемлемы «дистанционные» формы взаимодействия, позволяющие проинформировать "занятых" родителей, которые не всегда имеют возможность посещать собрания. Родители, работающие с использованием интернета, становятся более активными участниками дошкольной жизни, так как в любой момент педагог может связаться с ними через Интернет. Для данной группы также мы организовали «Виртуальную экскурсию» по ДОО, благодаря которой родители могут побывать в любой группе - это дает возможность   познакомить   родителей   с   дошкольным   учреждением,   его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать   ею   и   привлечь   к   участию.   Данная   форма   представления информации   о   ДОО   заинтересует   также   и   родителей   наших   будущих воспитанников.

Вторая группа - это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов — не допустить, чтобы эта родительская группа   оставалась   на   позиции   пассивного   наблюдателя,   активизировать   их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада. Нами было предложено создание на сайте ДОО странички под названием "шпаргалки для родителей", на которой   освещались   бы   интересующие   родителей   проблемы   и   способы   из разрешения. Также на сайте ДОО необходимо размещать аудиозаписи бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; в галерее - фотографии детей и детских работ в создании этих «продуктов» можно максимально привлекать данную категорию родителей. Такие формы   работы   знакомят   родителей   с   условиями,   задачами,   содержанием   и методами   воспитания   детей,   способствуют   преодолению   поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. Родителей данной категории можно назначать администраторами в мини-группах родителей, по интересам созданных в Социальных сетях, так как для оперативного ведения и отслеживания работы группы нужно определенное время.

Третья группа - это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже жду тот   детского   сада   интересного   общения   со   сверстниками,   получения   навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя  - выделить  из этой родительской группы  энергичных мам, которые   станут   активными   помощниками   педагогов,   в   дальнейшем   возможно родителями-тьюторами.   На   эту   родительскую   группу   воспитателю   необходимо опираться в подготовке, проведении праздников, конкурсов, выставок, родительских собраний и т.п. При этом формы проведения родительских собраний могут быть самыми разнообразными, начиная от обычных родительских собраний, на которых через программа транслируются Интернет-ресурсы или используются Интернет-среды   для   фиксации   идей,   и   кончая   полностью   виртуальным родительским собранием, которое проходит в блоге. Между ними может быть собрание, которое предваряет обсуждение определенных вопросов в Интернете или собрание, которое начинается в группе и затем продолжается в Интернете.Некоторыеизнеработающихмам,владеющиепрограммамиMicrosoftOfficePowerPoint,   Photoshop   и   пр.   могут   заняться   разработкой мультимедийного учебно-наглядного материала. Например,   мама   Лены   А.   сделала   красивую   презентацию   для   занятий логопеда. Папа Димы К. оказывал помощь в настройке компьютерных программ в ДОО и настройке проектора. Успешность педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи   сегодня   во   многом   зависит   от   того,   насколько   педагог-воспитатель использует в своей работе новые информационно-коммуникационные технологии   учетом   индивидуальных   особенностей   контингента   родителей.   Данные технологии, имеют огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательно - воспитательном процессе современного ДОО. Проведенное исследование показало, что для осуществления современных форм взаимодействия с родителями следует создавать педагогические условия. К ним относятся:

-Использование нетрадиционных форм взаимодействия с родителями ДОО;-

Применения  современных  средств  коммуникации  (социальные  сети, мессенджеры, сайт ДОО);

-Использования проектного метода в работе с родителями.

2.3  Анализ эффективности использования современных форм взаимодействия с родителями детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

Использование   современных   форм   взаимодействия   с   родителями   дало определённые   результаты:   родители   из   «зрителей»   и   «наблюдателей»   стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились   выражать   восхищение   результатами   и   продуктами   детской деятельности, эмоционально   поддерживать   своего   ребенка.   86%   родителей посещают   родительские   собрания, активно   участвуют   в   праздниках   и развлечениях, проектной деятельности.

Таблица 2.5 – Динамика изменения взаимодействия ДОО с семьей, %

Показатель

До внедрения современных

После внедрения современных форм взаимодействия

Участие отцов в работе ДОУ

24

42

Использование   современных средств коммуникации

14

60

Принимают  активное  участие в работе ДОУ

45

86

Например,   3   папы   из   группы,   которые   практически   не   посещали   ДОО, стали принимать более активное участие в его работе. Папа Ирины В. Начал активно общаться в социальной сети, следил за успехами дочери. 18   родителей   помощью   приложений   Whatsup   и   Viber   поддерживают контакт с заведующей ДОО и воспитателем группы.10 родителей общаются по электронной почте. 19 человек предпочитают общаться через приложение Вконтакте.86% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности ДОО. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать   восхищение   результатами   и   продуктами   детской   деятельности, эмоционально   поддерживать   своего   ребенка.   86%   родителей   посещают родительские   собрания,   активно   участвуют   в   праздниках   и   развлечениях, проектной деятельности.

        ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В   ходе   проведения   настоящего   исследования   мы   дали   характеристику сущности   современных   форм   взаимодействия   с   родителями   детей   старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. Взаимодействие - это согласованное установление взаимосвязи семьи и детского   сада   таким   образом,   чтобы   действия   одного   партнера   обязательно сопровождались   соответствующими   действиями   другого.   Взаимодействие педагогов   с   родителями   предполагает   взаимопомощь,   взаимоуважение   и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями - условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом. Цель взаимодействия - установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада. Новые   подходы   к   взаимодействию   педагогов   и   родителей:   переход  от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству   как   межличностному   общению   педагога   с   родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым   подразумевается   личностно   равноправное   общение,   совместное приобретение опыта.

От воспитателя и установок ДОО зависит эффективность совместной работы с родителями, продуктивность их участия в жизни ребёнка в детском саду, наконец,результативностьразвитиявсехвзаимодействующихсубъектов(педагогов,родителей, детей).Современные   формы   взаимодействия   с   родителями   воспитанников   в настоящее время являются наиболее актуальными. Среди современных форм работы с родителями можно выделить следующие: познавательные, информационно-аналитические, наглядно-информационные. Общим для всех этих современных форм, несмотря на их разнообразие выступает создание активных форм общения ДОО с родителями, активизация взаимодействия   ДОО   с   семьями,   активное   вовлечение   родителей   в   работе дошкольной организации. Нами   было   выявлено   состояние   взаимодействия   ДОО   с   родителями   с использованием современных форм. В результате констатации было выявлено, что педагоги используют традиционные формы и методы работы с родителями:-общие и групповые родительские собрания;-выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;-дни открытых дверей; -участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;-работа с родительским комитетом группы;-беседы с детьми и родителями; Из современных до начала формирующего эксперимента были использованы только досуговые формы.

Среди предлагаемых нами к внедрению в ДОО современных форм взаимодействия с родителями можно выделить следующие:

1.Нетрадиционные родительские собрания с чаепитием, показом фильмов, фотоколлажей.

2.Наглядно-информационные методы

3.Семинары и круглые столы

4.Досуговое направление во взаимодействии с родителями

5.Проектный метод в работе с родителями

6.Использование   социальных   сетей   как   формы   современного взаимодействия с родителями

7.Использование сайта ДОО как формы современного взаимодействия с родителями. Использование нетрадиционных форм взаимодействия с родителями дало определённые   результаты:   родители   из   «зрителей»   и   «наблюдателей»   стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Нами были определены педагогические условия использования нетрадиционных форм взаимодействия ДОО с семьей.

-Использование нетрадиционных форм взаимодействия с родителями ДОО;

-Применения  современных  средств  коммуникации  (социальные  сети, мессенджеры, сайт ДОО);

- Использования проектного метода в работе с родителями. Задачи выполнены, гипотеза подтвердилась

 

        Список литературы

1.Агавелян М. Г., Данилова T. А., Чечулина О.Г., Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).

2.Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для учебных заведений .М.: Сфера.2014 г.

3.Вартанян Н.Я., Макарова Т.В. «Мамина школа» // Ребенок в детском саду. -2009. - No 6.- С. 70

4. Вместе с семьей: Пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений с родителями. / Т.Н. Дронова.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2006.- 191 с.- (Детский сад и семья).

5. Доронова Т. Н., Глушкова Л. В., Гризик Т. И. Вместе с семьёй. М.:Просвещение, 2005г.15. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: Пособие для работников ДОУ. М., 2002г

6. Зверева О.Л. Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО как составляющая взаимодействия с семьей//Дошкольное воспитание, No5 - 2016.С.25-31.

7.   Канаева   С.В.   Ребёнок   и   семья:   диагностика   социальной   ситуации.//Управление дошкольным образовательным учреждением, 2005, No3, с. 56.

8.   Маханева   М.Д.,   Князева   О.Л.   Перспективная   модель   организации деятельности ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

9. Миленко В., Бутырина Н. Учимся работать с родителями.// Ребёнок вдетском саду, 2005, No5, с. 2.

10. Федеральный Закон РФ No 273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. с изменениями на 6 апреля 2015 г.

11. Шитова Е.В. Работа с детьми – источник удовольствия: методические рекомендации по работе воспитателей с детьми и родителями. – Волгоград:«Панорама», 2006. – 176с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС

           Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и с...

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях ФГОС ДО

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях ФГОС ДО...

«Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО. Эффективные пути сотрудничества семьи и ДОУ»

Одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является - партнерский подход - более сложный многообразный способ организации совме...

Доклад на тему: современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в разновозрастной группе

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в разновозрастной группе...

Педагогический совет «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО»

Использование эффективных форм сотрудничества с родителями в вопросах развития и образования  детей дошкольного возраста....

«Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО»

laquo;Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО»...