Программа социального партнерства с семьей
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Макарычева Юлия Николаевна

Программа рвботы с родителями по экологическому образованию дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Содержание……………………………………………………………..1
  2. Пояснительная записка…………………………………..……….…...2
  3. Актуальность………………………………………………………….….…………2 
  4. Цель и задачи…………………………………………………………………....…..3
  5. Основные педагогические принципы и инновации в работе с семьей………….……….…………………………………………………………3
  6. Этапы работы: ………………………………………………………….4
  7. Ожидаемые результаты: ………………………………………………4
  8. Критерии оценки и диагностический инструментарий программы. …………………………………………………………………………...5
  9. Перспективный план работы с родителями по экологическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………………6

     10.     Литература……………………………………………...……………13

Пояснительная записка

 

        Важной частью деятельности педагога является работа с родителями. Родители являются первыми педагогами своего ребенка (Закон «Об образовании» РФ). Они обязаны заложить основы интеллектуального, нравственного, физического, личностного развития ребенка. И именно воспитатели становятся союзниками, помощниками родителей, направляющих деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах. Сопровождения личностного и возрастного развития детей может идти эффективнее через взаимодействия педагогов, родителей и специалистов ДОУ. Основная идея взаимодействия педагогов и родителей является установление партнёрских отношений, позволяющих объединить усилия для воспитания детей, создание атмосферы общности интересов, активизации воспитательных умений родителей.

 

                  Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на мой взгляд, может быть экологическая программа, одна из немногих технологий, выводящая педагога за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность.

               Программа социального партнерства  направлена на взаимодействие с семьями воспитанников 3–7 лет по направлению  экологическое воспитание. Программа предусматривает повышение экологической культуры, бережное отношение к природе. Представлено планирование по возрастам.

 

Актуальность.

 

«Семья для ребенка – это источник

общественного опыта. Здесь он находит

примеры для подражания и здесь

происходит его социальное рождение. И

если мы хотим вырастить нравственно

здоровое поколение, то должны решать

эту проблему «всем миром»: детский

сад, семья, общественность».

(В. А. Сухомлинский)

 

        С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта система дошкольного образования, как одного из института социализации подрастающего поколения, сегодняшний день претерпевает большие изменения. Эти изменения определяют, как позитивные тенденции дошкольного образования, так и проблемные моменты, требующие решения.

И одним из таких проблемных моментов является внедрение в систему дошкольного образования социального партнерства, как фактора повышения эффективности функционирования ДОУ.

     Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. Социальное партнерство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную жизнь - «Социум».

Цель:

Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, для повышения экологической культуры родителей.

Задачи:

  1. Реализовать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду;
  2. Создавать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями;
  3. Активизировать и обогащать воспитательные и образовательные умения родителей;
  4. Изучать, обобщать и распространять положительный опыт семейного воспитания;
  5. Обогащать, расширять и повышать уровень педагогических знаний родителей в вопросах экологии по мере их возникновения, учитывая индивидуальные особенности ребенка и умение применять их на практике;

 

Инновационные подходы к организации и содержанию программы.

 

  • Для реализации программы используются следующие формы взаимодействия с родителями:

Информационно -  аналитические:

  • Анкетирование
  • Опросы
  • беседы

 Познавательные:

  • Родительские собрания
  • Круглые столы
  • Консультации
  • Беседы, дискуссии
  • Совместное создание предметно-развивающей среды

Наглядно - информационные:

  • Папки-передвижки
  • Родительский уголок
  • Фотовыставки
  • Отчеты на родительской страничке в сети Интернет

Досуговые:

  • Праздники и развлечения экологической направленности
  • Экскурсии
  • Выставки, творческие конкурсы
  • Квест-игры

Основные педагогические принципы и инновации в работе с семьей.

 

        В основе взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка лежат следующие принципы:

  1. Открытость детского сада для семьи; 
  2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей; 
  3. Создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
  4. Индивидуальный подход; 
  5.  Динамичность;
  6. Значимость социального партнерства для каждой из сторон.
  7. Открытость и добровольность.
  8. Взаимное доверие и доброжелательность друг к другу.
  9.  Единство реализации и цели в вопросах развития личности ребенка.

Этапы работы:

Первый этап:

  •  Продумываются содержание и формы работы с родителями.
  •  Проводится экспресс-опрос с целью изучения их потребностей.

 Второй этап:

  • Установление между воспитателями и родителями доброжелательных межличностных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка.

Третий этап:

  • Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них.

Четвертый этап:

  • Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая  не только о положительном, но и о трудностях, тревогах — отрицательном в поведении ребенка.

Пятый этап:

  • Совместное со взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, и выбираются формы сотрудничества.

Ожидаемые результаты:

- Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада;

- Повышение педагогической культуры родителей;

- Объединение интересов семьи и ДОО в вопросах обучения, воспитания и раз вития детей дошкольного возраста;

 - Создание условий для успешной социализации детей дошкольного возраста.

 

Как это повлияет на развитие ребенка:

-  улучшится эмоциональный климат в семье;

 - Упрочится социальный статус ребенка в семье, отношения с родителями ста нут более адекватными его возрасту;

 - Изменится в сторону большей объективности родительская оценка талантов малыша, уровень родительских притязаний будет лучше соотноситься со способностями ребенка;

 - Повысится эмоциональная насыщенность и информативность контактов родителей с детьми.

 

Методическая обоснованность программы:

Авторская программа социального партнерства с семьей экологической направленности содержит план работы на учебный год и эффективные технологии непрерывного экологического образования взрослых и детей. Представленный материал раскрывает основные методы и приемы по экологическому просвещению родителей в дошкольном учреждении. Он позволяет плавно включать родителей в совместную деятельность с детьми  по экологическому развитию в детском саду и продолжать аналогичную работу в семье, тем самым решая познавательные, нравственные и воспитательные задачи в экологическом направлении.

Авторская программа может быть полезна воспитателям дошкольных образовательных учреждений. 

Критерии оценки и диагностический инструментарий программы.

Исходя из задач, заявленных в программе, мной были разработаны следующие критерии оценки результатов:

  • Повышение уровня экологической компетенции родителей и детей отдельной целевой группы.
  • Создание условий для всестороннего развития каждого ребенка и привлечения к этой задаче совместных сил родителей и педагога.
  • Оценка степени готовности детей и родителей включаться в совместную деятельность, направленную на поддержание необходимых для реализации программы условий.

Для проведения диагностики мной были разработаны анкета и опросник для родителей целевой группы.  Диагностика положительных результатов детей группы проводится в ходе наблюдений за деятельностью в уголке природы и на территории участка детского сада.

Формы взаимодействия и общения педагогов с семьёй:

Информационно - аналитические:

- Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

• социологические опросы

• тесты

• анкетирование

• информационные стенды

Досуговые:

- Установление доверительных отношений, эмоционального контакта по линии «педагог-

родитель-ребёнок».

  • совместные досуги
  •  праздники
  • участие родителей и детей в выставках

Познавательные:

- Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

• семинары-практикумы

•«круглый стол»

•мастер-классы, тренинги

•педагогическая гостиная

•проведение собраний, консультаций

•игры с педагогическим содержанием

• педагогическая библиотека для родителей.

Наглядно - информационные:

- Ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, особенностями воспитания детей, с педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ.

• выставки детских работ

• выставки совместных работ детей и родителей

• открытые просмотры различных видов деятельности детей в ДОО

• фото о жизни ДОО

• организация мини-буклетов

• информационные стенды

• папки-передвижки

Информационно-просветительская:

- Обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания

детей дошкольного возраста.

• беседы

• консультации

• папки - передвижки

Нетрадиционные формы общения с родителями:

- Совместные досуги, праздники.

- Организация дней открытых дверей.

- Семинары-практикумы, «круглый стол»

- Мастер-классы, тренинги

- Педагогическая гостиная

- Игры с педагогическим содержанием

- Педагогическая библиотека для родителей.

- Выставки совместных работ детей и родителей

- Информационные проспекты для родителей.

Перспективный план работы с родителями по экологическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста от 3 до 4 лет

Месяц

Тема встречи

Содержание

Сентябрь

«Экологическая культура ребёнка»

Опросник «Экологическое воспитание в семье»

 Создание семейного архива «Отдыхаем, не вредя!» (семейные фотографии – отдых на природе: парк, лес, на даче).

Октябрь

«Природа ПФО и человек».

Консультация «Играя, познаем природу родного края».

Домашнее задание: составить правила для ребёнка «Как вести себя на природе»

Ноябрь

Экологический проект «Красная книга ПФО.

Беседа: «Беги природу. Начни с себя»

Участие в оформлении рукописной книги «Наша Красная книга ПФО»

Выставка рисунков «Растения и животные Красной книги ПФО» - совместное творчество детей и родителей.

Декабрь

Экологическая акция «Не рубите ёлочки».

Участие в оформление группового тематического альбома «Хвойные деревья ПФО».

Конкурс среди семей воспитанников на лучшую новогоднюю поделку – «Новогодняя ёлочка»

Январь

«Невидимый мир природы»

Практикум для родителей: «Детское экспериментирование в природе. Занимательная физика и игры с песком и водой»

Консультация: «Безопасность и экспериментирование»

Домашнее задание: фото-выставка: «Экспериментируем дома – узнаём тайны природы!»

Февраль

«Животный мир природы»

Беседа: «Должны ли дома жить кошки и собаки?»

Правила безопасного общения ребёнка с домашними животными

Домашнее задание: конкурс рисунков «Наш четвероногий друг

Март

Экологическая акция «Встречай с любовью птичьи стаи!»

Конкурс среди семей воспитанников на лучший скворечник – «Птичий дом!»

 Участие родителей в празднике «Здравствуйте птицы!» и в акции по развешиванию скворечников на территории ДОУ.

Апрель

«Мир природы в детских играх»

Семинар-практикум для детей и родителей: «Игра и развлечения, как средство воспитания у детей любви к природе»

Конкурс для родителей на лучшую экологическую подвижную игру для детей

Май

«Воспитание бережного и осознанного отношения к природе – задача семьи и детского сада»

«Клуб выходного дня» – провести беседу с родителями на тему «Огонь – беда для леса!»

 «Экологический десант» – провести субботник с родителями по озеленению территории детского сада.

 Подготовить и провести экологический праздник для детей с участием родителей.

Перспективный план работы с родителями по экологическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет

Месяц

Тема встречи

Содержание

Сентябрь

«Экологическая культура ребёнка»

Анкета «Экологическое воспитание детей в семье»

Круглый стол: «Проблема формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни детей».

Октябрь

«Природа ПФО и человек».

Дискуссия: «Правильное отношение детей к природе начинается в семье».

Организация фото-выставки семейных фотографий «Природа и мы».

«Поэтический образ природы» - конкурс стихов о природе.

Домашнее задание: составить правила для ребёнка «Как вести себя на природе».

Ноябрь

Экологический проект «Красная книга ПФО».

Участие родителей в проекте:

Консультация для родителей «Люби и знай свой край»

Участие в выставке совместных рисунков детей и родителей «Обитатели российских лесов», «Полезные растения Красной книги»

Участие в оформлении рукописной книги «Наша Красная книга ПФО»

Выставка макетов «Лесная полянка – четыре времени года» - совместное творчество детей и родителей.

Декабрь

Экологическая акция «Не рубите ёлочки».

 Участие в оформление группового тематического альбома «Хвойные деревья».

 Конкурс среди семей воспитанников на лучшую новогоднюю поделку – «Новогодняя ёлочка»

Участие в празднике «Вокруг ёлки соберёмся»!

Январь

«Невидимый мир природы»

Семинар-практикум для родителей «Как воспитать у детей интерес к таинственному миру природы?»

 Презентация домашней энциклопедической литературы на природоведческую тему.

Практикум для родителей: «Детское экспериментирование в природе. Занимательная физика и игры с песком и водой»

 Домашнее задание: подготовить семейную фото-выставку: «Экспериментируем дома – узнаём тайны природы!»

Февраль

«Животный мир природы»

Круглый стол: «С детства – любовь к животным»

 Диспут: «Должны ли дома жить кошки и собаки?»

 Правила безопасного общения ребёнка с домашними животными

 Конкурс на самую занимательную историю о домашних питомцах

 Домашнее задание: творческий портрет «Наш четвероногий друг».

Март

Экологическая акция «Встречай с любовью птичьи стаи!»

Консультация для родителей «Птицы нашего края»

 Совместное с родителями и детьми изготовление листовок – «Берегите птиц!» и развешивание их на территории детского сада и микрорайона

 Конкурс среди семей воспитанников на лучший скворечник – «Птичий дом!»

 Участие родителей в празднике «Здравствуйте птицы!» и в акции по развешиванию скворечников на территории ДОУ.

Апрель

«Мир природы в детских играх»

Семинар-практикум для детей и родителей: «Игра и развлечения, как средство воспитания у детей любви к природе»

Экологическая игра «Волшебное солнышко»

Май

«Воспитание бережного и осознанного отношения к природе – задача семьи и детского сада»

Круглый стол – «Совместная деятельность детского сада и семьи по экологическому образованию детей»

Совместное участие родителей и детей в экологической игре «Знатоки природы!»

Перспективный план работы с родителями по экологическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста от 5 до 6 лет

Месяц

Тема встречи

Содержание

Сентябрь

«Экологическая культура ребёнка»

Анкета «Что мы знаем о экологическом воспитании?»

Консультация: «Правильное отношение детей к природе начинается в семье».

Семинар-практикум: «Что мы знаем об экологии?»

Октябрь

«Природа ПФО и человек».

Родительское собрание: «Проблема формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни детей».

Буклеты: «Правила и безопасное поведение в природе».

Ноябрь

Экологический проект «Красная книга ПФО».

Участие родителей в проекте:

Творческий конкурс для детей и родителей, «Животные и растения Красной книги ПФО»

Участие в оформлении рукописной книги «Наша Красная книга ПФО»

Выставка макетов «Лесная полянка – четыре времени года» - совместное творчество детей и родителей.

Декабрь

Экологическая акция

«Не рубите ёлочки».

Участие в оформление группового тематического альбома «Хвойные деревья».

Конкурс среди семей воспитанников на лучшую новогоднюю поделку – «Новогодняя ёлочка»

 Участие в празднике «Вокруг ёлки соберёмся»!

 Проведение конкурса плакатов, буклетов «Сохраним ёлку – красавицу нашу»

Январь

«Невидимый мир природы»

«Мир фантазии» - выставка работ из бросового материала

 Консультация для родителей «Неизведанное рядом».

 Практикум для родителей: «Детское экспериментирование в природе. Занимательная физика и игры с пеной и воздухом».

Февраль

«Животный мир природы»

Выставка фотографий «Моё любимое животное».

 Беседа: «Бродячие собаки».

 Консультация для родителей: «Правила безопасного общения ребёнка с домашними животными».

Март

Экологическая акция «Встречай с любовью птичьи стаи!»

Участие в оформление группового тематического альбома «Птицы нашего края».

 Конкурс среди семей воспитанников на лучшую поделку – «Птичий домик».

Совместное с родителями и детьми изготовление листовок – «Берегите птиц!» и развешивание их на территории детского сада и микрорайона.

Апрель

«Мир природы в детских играх»

Консультация для родителей: «Подвижные игры на свежем воздухе».

Мастер класс по теме: «Экологическая игра для детей».

Изготовление дидактической игры на экологическую тему.

Май

«Воспитание бережного и осознанного отношения к природе – задача семьи и детского сада»

Проведение высадки семян и рассады на участке д/с.

Семинар «Экологическая культура дошкольников».

Консультация для родителей: «Знай, люби и береги».

Перспективный план работы с родителями по экологическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста от 6 до 7 лет

Месяц

Тема встречи

Содержание

Сентябрь

«Экологическая куль

тура ребёнка»

Анкета «Мы и природа. Правила поведения в лесу»

 Консультация: «Воспитание любви к природе».

Семинар-практикум: «Что такое экологическая культура?»

Октябрь

«Природа ПФО и человек».

Родительское собрание: «Проблема формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни детей».

 Буклеты: «Правила поведения в природе».

 Конкурс по теме: «Экологические знаки».

Ноябрь

Экологический проект «Красная книга ПФО»

Участие родителей в проекте:

 Творческий конкурс для детей и родителей, «Лекарственные растения Красной книги ПФО»

Изготовление книжек – малышек по теме: «Лекарственные растения нашего края».

Декабрь

Экологическая акция

«Не рубите ёлочки».

Изготовление в рамках акции листовок «Хвойные деревья».

Конкурс среди семей воспитанников на лучшую новогоднюю поделку – «Новогодняя ёлочка»

 Участие в празднике « Весёлый хоровод вокруг ёлки»!

Январь

«Невидимый мир природы»

Семинар Почемучек «Знаете ли вы?»

Консультация для родителей по теме: «Разнообразный мир экспериментирования».

Проведение опытов с водой.

Февраль

«Животный мир природы»

Родительское собрание КВН «Тайны природы животного мира».

Консультация для родителей: «Судьба природы - наша судьба».

«Эти забавные животные» - изготовление поделок из природного материала.

Март

Экологическая акция «Встречай с любовью птичьи стаи!»

Природоохранная акция «Столовая для пернатых» (изготовление кормушек, скворечников)

 «Экологический десант» - совместный субботник родителей и детей по уборке территории д/с.

 Домашнее задание: придумать речёвки, частушки по теме: «Встреча с птицами».

Апрель

«Мир природы в детских играх»

Выставка для родителей по дидактическим играм по экологии.

Эколого – спортивная эстафета с участием детей и родителей «Мама, папа, я – экологическая семья!»

Май

«Воспитание бережного и осознанного отношения к природе – задача семьи и детского сада»

Конкурс экологической газеты «Сохраним чистым воздух в нашем городе».

 Консультация для родителей: «Играя на природе – познаём её».

 Подготовить информацию для стенда по теме: «Берегите воду».

Список литературы:

  1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. 
  2. Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил.
  3. Римашевская, Л.С. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата.: Учебно-методическое пособие / Л.С. Римашевская, Н.О. Никонова, Т.А. Ивченко. - Москва: Центр педагогического образования, 2008. - 128с.
  4. Кузнецова, Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 6. - С. 54-57.
  5. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 5. – С. 14-18.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа социального партнерства с семьей

Работа с родителями – сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний родителей, умений, навыков. Воспитатели должны стать помощниками и заинтересованны...

Программа социального партнерства с семьей (для всех групп детского сада)

Цель: Содействовать адаптации и музыкальному развитию детей средней группы в детском саду посредством активного взаимодействия с родителями. Задачи: - консультировать родителей по всем вопро...

Программа социального партнерства с семьей

Для целенаправленного восполнения «воспитательных пробелов» родителей, я разработала  программу социального партнёрства  по работе с родителями....

Программа социального партнерства с семьей на 2017-18гг

Здесь представлены разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников в течение 2017 - 2018 учебного года...

Программа социального партнерства с семьей на 2018-19гг

В программе предлагаются Вашему вниманию разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников на 2018-19гг....

Программа социального партнерства с семьей на 2019-20гг

Здесь представлены разные формы работы с семьями воспитанников на 2019-20гг....

Программа социального партнерства с семьями воспитанников МБДОУ детский сад № 2 «Теремок» «Детский сад и семья единое целое»

Программа социального партнерства с семьями воспитанников МБДОУ детский сад № 2 «Теремок» на тему «Детский сад и семья единое целое»...