Театрализованная деятельность в развитии ребёнка - дошкольника
статья (средняя группа) на тему

Театрализованная деятельность в развитии ребёнка - дошкольника как средство арт-терапии

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatr.deyatelnost_statya.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность

в развитии ребёнка - дошкольника

МБДОУ "Детский сад

комбинированного вида № 16" г.Воронеж

                        Воспитатель: Лантрат И.А.

                                                                   

г.Воронеж

2018


        Ещё в античные времена, в Древней Греции человечество использовало театр в целях образования и развития личности. История приобщения детей к искусству театра в России начинается с 17 века, так же как и вся история русского театрального искусства.

В настоящее время занятия театральным искусством детей не потеряли своей актуальности.

В современном мире большинство детей уже в раннем возрасте подвержены сильному влиянию телевизора и виртуальных компьютерных игр. При всей их кажущейся яркости, занимательности, следует осознавать, что ребёнок чаще всего остаётся пассивным зрителем. Эти игры не затрагивают тех психоэмоциональных центров, которые отвечают за работу активного, действенного воображения.

Арт - терапия - это метод лечения посредством творчества. В современном мире арт - терапия набирает обороты.

Театральная терапия так же как и другие виды виды театрального воздействия может помочь ребёнку скорректировать его психоэмоциональное состояние и решить как социальные, так и внутренние проблемы.

Если театр  может дать ребёнку "роль", то арт- терапия предлагает "

"выход". Все компоненты театрального искусства - голос,

движение, ролевая импровизация, работа с текстом и самоисполнение, наряду с использованием масок, костюмов являются составляющими арт- терапии. Во время творческого процесса гармонизируется тело, разум, сердце.

 Живя в XXI веке, к сожалению, живое общение детям заменяет компьютер, телефон и телевизор. Вот почему развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Чтобы решить эти  проблемы, необходимо ещё в дошкольном возрасте пробудить в детях интерес, развивать самостоятельность, помочь преодолевать скованность и стеснительность. А самой благоприятной почвой для этого является театр.

Именно там ребёнок чувствует себя тем героем, которого играет. Начинает развиваться речь, мышление и память.

Нам хочется научить ребят фантазировать, самим придумывать  сказки, рассказы и игры.

Игра - наиболее доступный ребёнку и интересный для него способ усвоения и выражения переживаний, опыта, информации и эмоций.

Театрализация - это прежде всего импровизация, передача образного представления предметов и звуков в театральном действии. Театрализованная игра как одна из форм театрализации помогает переосмыслить литературный или фольклорный текст и внести в него новые смыслы, эмоции и прочтения.

Театрализованная деятельность - это обобщающий вид искусства, соединяющий слова, музыку, изобразительную деятельность и танец. Учёные сходятся во мнении, что театр является одним из самых ярких, красочных сфер искусства. Он приносит детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребёнка.

Педагог играет большую роль в создании и постановке театрализованных игр. Необходимо ставить перед детьми чёткие задачи и как можно больше передавать инициативу детям. Также велика значимость индивидуального подхода к каждому отдельному ребёнку.

Главной задачей воспитателя является организация совместной деятельности детей и её направление в правильное русло.

На данный момент существует множество видов психотерапии и, среди этого многообразия, можно выделить те из них, в которых искусство и природа выступают как терапевтический фактор. Терапия творчеством — известный в мире психотерапевтический прием. Способностью к творчеству человек отличается и от животного, и от самого совершенного робота. Терапия творческим самовыражением отвечает духу сегодняшней общественной жизни. Терапия искусством или «арт-терапия» — это вид психотерапии и  психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. В своей педагогической работе я использую метод театрализованной деятельности и применяю его как арт - терапию в рамках кружка. В нём занимаются дети 5-6 лет (старшая группа)

Большинство исследователей считают, что театрализованные игры или театрализованные действия наиболее близки к искусству и помогают развитию творческих способностей у дошкольников (М.А. Васильева, С.А.Козлова, Д.Б. Эльконин).

Результативное развитие театрализованного действия в исполнении детей, конечно, нуждается в проработанной педагогической помощи. Важно отметить, что к общим стратегиям руководства театрализованного действия относятся прямые (педагог демонстрирует способы действия), и косвенные (воспитатель старается побудить ребёнка к самостоятельным действиям) методы.

Согласно первому направлению (можно назвать его обучением), театрализованные игры используются чаще всего как некое «зрелище» на всевозможных утренниках и праздниках.

Второе направление в создании театрализованной игры можно назвать невмешательством воспитателя.

     Для реализации работы кружка я использую следующие методы:

  • Cловесные: чтение литературных произведений, рассказ воспитателя, беседы с элементами диалога.
  • Наглядные: рассматривание иллюстраций, книжных репродукций, проведение дидактических игр, показ сказок ( педагогами, детьми).
  • Игровые методы: проведение разнообразных игр:

 (малоподвижных, сюжетно - ролевых, игр - драматизаций).

  • Практические: постановка сказок, изготовление с детьми наглядных пособий.


        Организации нашего театрального кружка предшествовало создание мини-музея кукол. С помощью родителей был организован музей русской и современной куклы, музей по сказкам.

В группе созданы условия для творческой деятельности: оборудован уголок уединения, где ребёнок может побыть один и посмотреть иллюстрации любимых книг и в спокойной обстановке вспомнить текст.

В пространстве для театрализованных действий представлены различные виды кукольного театра: Би-Ба-Бо, пальчиковый вязаный и конусный театр, перчаточный театр по правилам дорожного движения, игрушки для настольного театра, фигурки и декорации для театра на фланелеграфе, маски разнообразных животных, атрибуты и костюмы для самостоятельных игр детей. К работе над реквизитом мы привлекаем родителей.

Мой кружок развивается  по трём направлениям:

        Предметно-пространственная среда. (Большое значение в организации и театрализованной деятельности  уделяется развивающей среде, которая меняется в зависимости от темы программы и сезона).

        Работа с детьми. ( Соблюдая правила индивидуального подхода к каждому ребёнку. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти  "на сцену", боялись ошибиться. Педагог должен следить за тем, чтобы своей актёрской активностью не подавить робкого ребёнка, не превратить его только в зрителя. Недопустимо деление на "артистов" и "зрителей").

        Работа с родителями. Я стараюсь как можно чаще проводить консультации для родителей по темам:

        - "Поиграйте с ребёнком в сказку!"

        - "Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики"

        - "Дети и театр".

        Иногда нам приходится создавать совместные творческие мастерские по изготовлению декораций, костюмов и атрибутов.

        Пополнение группы новыми видами театра конечно же не обходится без помощи мам и бабушек.

        На занятиях кружковой работы мы изучаем и играем в речевые игры, используем музыку, занимаемся ритмопластикой, инсценируем песни, попевки, хороводы. По окончании учебного года мы показываем сценки с приглашением детей из других групп : "Теремок", "Заюшкина избушка",

" Весна пришла".

        Таким образом целенаправленная работа воспитателя способствует развитию положительной динамики. У детей преобладают положительные эмоции, повышается настроение, снимаются зажимы, улучшается развитие речи.

За время посещения кружка у ребят наметилась тенденция к развитию воображения, внимания, памяти, восприятия, формировался опыт поведения.

Ребята с большим желанием освоили новые виды театра: Театр на палочках, Би-ба-бо. Стало заметно, что у детей возрос интерес к художественной литературе: они с большим увлечением рассматривают книжки с иллюстрациями, просят почитать сказки, стремятся сами участвовать в театрализованных спектаклях, играх, постановках, которые проводятся в детском саду. У дошкольников расширился словарный запас, они научились изменять интонацию в зависимости от текста и характера героев. Ребята стали более открытыми, коммуникабельными, легче идут на контакт.

Благодаря тому, что родители помогали в изготовлении театральных кукол и декораций, ребята стали бережнее относиться к реквизиту, уважать труд взрослых. Стали называть предметы театрального оборудования.                            


Список литературы

Антипина А. Е. : Театральная деятельность в детском саду / А. Е. Антипина. - М. : ТЦ-Сфера, 2003.

Артёмова Л. В. : Театрализованные игры дошкольников / Л. В. Артёмова. - М. : Просвещение, 1991.

Бартковский А. И.; Лыкова И. А. : Кукольный театр в детском саду, начальной школе и семье / А.И. Бартковский. ; И.А. Лыкова. - М. : ИД Цветной мир, 2014.

Мигунова Е. В. : Театральная педагогика в детском саду / Е. В. Мигунова. - М.: Сфера, 2009.

Петрова Т. И.; Сергеева Е. Л.; Петрова Е. С : Театрализованные игры в детском саду / Т.И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е.С. Петрова. - М. : Школьная пресса, 2001.

Сорокина Н. Ф. : Играем в кукольный театр / Н. Ф. Сорокина. - М. : Аркти, 2002.

Сорокина Н. Ф.; Миланович Л. Г. : Программа “Театр - творчество - дети”.

Чурилова Э. Г. : Методология и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников / Э. Г. Чурилова. - М. : Владос, 2003.

Щёткин А. В. : Организация театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении / А. В. Щёткин. - М: Мозаика-синтез, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Актуальность театрализованной деятельности в развитии ребёнка дошкольного возраста»

Одним из основных направлений в  моей  педагогической деятельности является – активизация творческого потенциала ребёнка  и включение его в театрализованную деятельность.  Музыкаль...

Театрализованная деятельность как подготовка ребёнка –дошкольника к успешному обучению в школе. (из опыта работы)

Данная статья раскрывает опыт работы с дошкольниками театрализованной деятельностью....

Консультация для воспитателей младших групп «Роль театрализованной деятельности в развитии ребёнка младшего дошкольного возраста»

Роль театрализованной деятельности в развитии ребёнка младшего дошкольного возрастаВажность театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении трудно переоценить. Именно э...

Консультация для родителей «Влияние театра и театрализованной деятельности на развитие ребёнка»

Театральное искусство, близко и понятно детям ведь в основе театра лежит игра. Театр обладает огромной мощью воздействия на эмоциональный мир ребёнка.На первых порах главную роль в театрализованной де...

Консультация для родителей «Роль театрализованной деятельности в развитии ребёнка младшего дошкольного возраста»

Важность театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении трудно переоценить. Именно эта деятельность включает в себя все важнейшие аспекты воспитания, а нравс...

Статья "Значение театрализованной деятельности в развитии ребёнка-дошкольника"

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности....

Консультация для родителей дошкольников «Влияние театра и театрализованной деятельности на развитие ребёнка»

Консультация для родителей дошкольников «Влияние театра и театрализованной деятельности на развитие ребёнка»...