Рабочая программа в средней группе
рабочая программа (средняя группа) на тему

Никитина Нина Анатольевна

Рабочая программа по ФГОС в средней группе по программе "Мозаичный парк"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_pchelka_srednyaya_gruppa.odt56.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №194»

 

«Утверждаю»

Заведующая МБДОУ

«ЦРР- детский сад№194»

____________________

Т.В. Мединцева

«____» ___________2018г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «ПЧЁЛКА»

НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

Воспитатели:

Никитина Н. А.

Сахно Н. А.

Воронеж

2018

Рабочая программа  предназначена для организации образовательной деятельности с детьми средней группы (дети 4-5 лет). Рабочая  программа для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет разработана в соответствии с основной образовательной программой МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад  №194» г. Воронежа в соответствии с:

- Уставом и нормативными документами ДОУ №194 г. Воронежа;

  1. - Федеральным законом РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ  "Об образовании в Российской Федерации";

  2. - СанПин 2.4.1.3049-13;                                                                                                  

  3. - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 30 августа 2013 г. N 1014 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

  4. -Федеральным государственным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155.

  5. Разработана с учетом Примерной образовательной программы дошкольного образования МОЗАИКА: / В. Ю. Белькович, Н. В. Гребёнкина,  И. А. Кильдышева – М.: «Русское слово - учебник», 2014. –  464 с.;

В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка  и ориентирующая  на его индивидуальные особенности.

При разработке программы учитывалось комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, обогащение развития на основе организации разнообразных видов детской деятельности.

В программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребёнка.

Цель программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребёнка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности ребёнка.

Содержание:

1. Целевой раздел

  1. 1.1. Обязательная часть:
  2.  - Пояснительная записка.
  3.  - Цель и задачи реализации программы.
  4.  - Принципы формирования программы.
  5.  - Основные подходы к формированию программы.
  6.  - Возрастные особенности детей конкретного возраста.
  7.  -Планируемые результаты освоения программы (в виде целевых ориентиров).
  8. 1.2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений.
  9. 2. Содержательный раздел

  1. 2.1. Обязательная часть.
  2. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития
  3. ребенка (цель, задачи, планирование, методическое обеспечение):
  4.  - Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
  5.  - Образовательная область «Познавательное развитие»
  6.  - Образовательная область «Речевое развитие».
  7.  - Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
  8.  - Образовательная область «Физическое развитие».
  9. 2.2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений.
  10. 3. Организационный раздел.

  1. 3.1. Обязательная часть
  2.  - Режим дня.
  3.  -  Объем образовательной  нагрузки.

- Комплексно - тематический план (содержание разделов и тем в соответствии с основной образовательной программой).

  1.         -Социальное партнерство с родителями.
  2.    -Условия реализации рабочей программы (развивающая предметно-пространственная среда, наглядный материал по комплексно-тематическому планированию, развивающая среда участка группы, методическое обеспечение).
  3. 3.2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений.
  4. 3.3 Дополнительный раздел
  5. 3.4 Презентация программы для родителей

1. Целевой раздел

1.1 Обязательная часть

 Пояснительная записка

  1. Рабочая программа разработана на основе Общеобразовательной программы дошкольного образования  МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №194» г. Воронежа в  соответствии:

  2. - с Уставом и нормативными документами ДОУ №194 г. Воронежа;

  3. - Федеральным законом РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ  "Об образовании в Российской Федерации";

  4. - СанПин 2.4.1.3049-13;                                                                                                  

  5. - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 30 августа 2013г. N1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

  6. -  с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155.

  7. - с учетом  примерной образовательной программы дошкольного образования:  МОЗАИКА: / В. Ю. Белькович, Н. В. Гребёнкина,  И. А. Кильдышева – М.: «Русское слово - учебник», 2014. –  464 с.

Рабочая образовательная программа разработана для организации  педагогической деятельности в средней группе, обеспечения гарантии качества образования, создания условий для практического освоения задач образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО, обеспечения индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Рабочая программа разработана на 2018-2019 учебный год и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования и развития детей в возрасте от 4-5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно – эстетическому и музыкальному  развитию .

Цель и задачи реализации программы:

 Цель программы: 

- Развитие личности детей средней группы в различных видах общения и деятельности   с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей  

- Создание условия развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.                                                      

Данная  цель  реализуется  через качественное  выполнение  задач  общеобразовательной  программы дошкольного образования ДОУ №194 города Воронежа  с  учетом  приоритетных  направлений  данной  группы.

Задачи:

- охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

- создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- формировать общую культуру личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

- формировать социокультурную среду, соответствующую возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

- обеспечить психолого-педагогической поддержкой семьи и повысить компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Программа обеспечивает равные стартовые возможности для обучения детей в общеобразовательном учреждении.

Принципы  формирования программы:

Содержание  рабочей образовательной  программы средней  группы   соответствует  основным  положениям  возрастной  психологии  и  дошкольной  педагогики  и  выстроено  по  принципу  развивающего  образования, целью  которого  является  всестороннее  развитие  ребенка,  обеспечивающее  единство  воспитательных  и  обучающих  целей  и  задач.

Рабочая образовательная  программа   разработана  в  соответствии  с  принципами  и подходами, определенными  ФГОС ДО:

- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- принцип научной обоснованности и практической применимости;

- принцип критерия полноты, необходимости и достаточности;

- принцип единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

- принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;

- принцип развития ребенка с учетом возрастных закономерностей  его психического развития  на каждом возрастном этапе;

- принцип реализации качественного, возрастного, культурно-исторического, личностного и деятельностного подходов. 

Основные подходы к формированию программы

При  выборе  методик  обучения  предпочтение  отдается  развивающим  методикам, способствующим  формированию  познавательной, художественно-эстетической, социальной  сферы  развития. Непосредственно-образовательная деятельность  с  детьми,  в  основе  которой  доминирует  игровая  деятельность, в  зависимости  от  программного  содержания, проводится фронтально и  индивидуально – это  обязательное  условие  организации  жизни  в средней группе. Взаимоотношения  взрослого  и  ребенка развиваются  в  направлении  предоставления  дошкольнику  большей  самостоятельности и  обогащения  его деятельности  новым  содержанием. Выполнение  программных  задач  происходит  путем  использования  основной  образовательной  единицы  педагогического  процесса  - развивающей  ситуации – форме  совместной  деятельности  педагога  и детей, которая  планируется  и  организуется  педагогом  с  целью  решения  определенных  задач  развития  и  воспитания  с  учетом  возрастных  особенностей  и  интересов  детей, предпочтение  отдается  игровому  построению  всего  образа жизни  детей.

Возрастные и индивидуальные особенности детей 4 - 5 лет

Пятый год жизни характеризуется интенсивным ростом и развитием организма. Это один из периодов так называемого кризиса в морфофункциональном развитии ребёнка, наиболее благоприятный для качественного скачка в двигательном развитии.

Мышление

В среднем возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Мышление протекает в форме наглядных образов, следуя за восприятием. Например, дети понимают, что такое план комнаты, могут рассказать, что изображено на плане — части комнаты. С помощью схематического изображения групповой комнаты дети могут найти спрятанную игрушку.

Способ познания

Активно развивающаяся потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, проявляющаяся в любознательности и любопытстве ребёнка, позволяет ему выходить за пределы непосредственно ощущаемого. Другими словами, ребёнок с помощью словесного описания может представить то, что никогда не видел. Большим шагом вперёд является развитие способности выстраивать умозаключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации.

На пятом году жизни ребёнок субъект социальных отношений и игровой деятельности (предмет деятельности взрослый).

Восприятие

В этом возрасте продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. Ребёнок может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем пространстве. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.

Речь 

Более широкое использование речи как средства общения стимулирует расширение кругозора ребёнка, открытием новых граней окружающего мира. Теперь ребёнка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Поэтому главным вопросом для ребёнка четырёх лет становится вопрос «почему?».

Память

В среднем дошкольном возрасте начинает формироваться произвольная память.

Память, всё больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти. Память дошкольника, несмотря на её видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией.

Внимание

К пяти годам внимание становится всё более устойчивым. Развивается устойчивость и возможность произвольного переключения.

Зависимость внимания от эмоциональной насыщенности и интереса к деятельности сохраняется. Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам в деятельности ребёнка появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания.

Воображение

Продолжает и активно развивается фантазирование, в процессе которого ребёнок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребёнка будут способствовать его нравственному и познавательному развитию. Необходимо обсуждать с ребёнком его фантазии, включаться в них, предлагать повороты сюжетной линии, давать нравственные оценки поступкам героев.

Отношения со сверстниками

Ребёнок развивается, становится физически более выносливым. Это стимулирует развитие выносливости психологической. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам. В этом возрасте сверстник становится более значим и интересен. Ребёнок стремится к партнёрству в играх, ему уже не интересно играть «рядом». Начинают складываться предпочтения по половому признаку. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми.

Наличие конфликтов 

Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4—5 лет недостатки воспитания ребёнка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.

Игровая деятельность 

В среднем возрасте дети продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности. В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений.

  1. Планируемые результаты освоения программы (в виде целевых ориентиров).
  2. Социально-коммуникативное развитие

Ребенок преимущественно жизнерадостно, дружелюбно настроен.

Внимателен к словам и оценкам взрослых, стремится к положительным

формам поведения.

В привычной обстановке самостоятельно выполняет знакомые правила

общения со взрослыми (здороваться, прощаться, обращаться на «вы»).

Общаясь со сверстниками, проявляет желание понять их замыслы, делится

игрушками, вступает в ролевой диалог.

Замечает ярко выраженное эмоциональное состояние сверстника или близких,

по примеру воспитателя проявляет сочувствие; сопереживает героям сказок и пр.

Охотно отвечает на вопросы о семье, проявляет любовь к родителям, доверие к воспитателю.

 Познавательное развитие

Ребенок проявляет любознательность: задает поисковые вопросы («Почему?»,

«Зачем?», «Откуда?»), высказывает мнения, делится впечатлениями, стремится отразить их в продуктивной деятельности.

С удовольствием включается в исследовательскую деятельность, использует

разные поисковые действия; по собственной инициативе, активно обсуждает с детьми и взрослым сам процесс и его результаты.

 Проявляет наблюдательность, замечая новые объекты, изменения ближайшем окружении.

Понимает слова, обозначающие свойства предметов и способы обследования,

использует их в своей речи.

Откликается на красоту природы, родного города.

Проявляет интерес к другим людям, их действиям, профессиям.

Различает людей по полу, возрасту, профессии как в реальной жизни, так и на

картинках.

Знает свои имя, фамилию, возраст, пол, любимые занятия и увлечения.

Проявляет интерес к городским объектам, транспорту.

По своей инициативе выполняет рисунки о городе, рассказывает стихи.

Речевое развитие

 Ребенок проявляет инициативу и активность в общении; решает бытовые и игровые задачи посредством общения со взрослыми и сверстниками.

 Без напоминания взрослого здоровается и прощается, говорит «спасибо» и

«пожалуйста».

 Инициативен в разговоре, отвечает на вопросы, задает встречные, использует

простые формы объяснительной речи.

Большинство звуков произносит правильно, пользуется средствами эмоциональной и речевой выразительности.

 Самостоятельно пересказывает знакомые сказки, с небольшой помощью

взрослого составляет описательные рассказы и загадки.

 Проявляет словотворчество, интерес к языку.

 Слышит слова с заданным первым звуком.

 С интересом слушает литературные тексты, воспроизводит текст.

Художественно-эстетическое развитие  

 Ребенок любит самостоятельно заниматься изобразительной деятельностью.

Эмоционально отзывается, сопереживает состоянию художественного произведения по тематике, близкой опыту.

Различает некоторые предметы народных промыслов содержанию; последовательно рассматривает предметы; выделяет общие и типичные признаки, некоторые средства выразительности.

В соответствии с темой создает изображение; правильно использует материалы и инструменты; владеет техническими и изобразительными умениями, освоил некоторые способы создания изображения в разных видах деятельности.

Проявляет автономность, элементы творчества, изобразительными материалами; высказывает предпочтения по отношению к тематике изображения, материалам.

 Физическое развитие

В двигательной деятельности ребенок проявляет хорошую координацию,

быстроту, силу, выносливость, гибкость.

Уверенно и активно выполняет основные движения, основные элементы

общеразвивающих, спортивных упражнений, свободно ориентируется в пространстве,

хорошо развита крупная и мелкая моторика рук.

Проявляет интерес к разнообразным физическим упражнениям, действиям с

различными физкультурными пособиями, настойчивость для достижения хорошего

результата, потребность в двигательной активности.

Переносит освоенные упражнения в самостоятельную деятельность.

Самостоятельная двигательная деятельность разнообразна.

Ребенок проявляет элементарное творчество в двигательной деятельности:

видоизменяет физические упражнения, создает комбинации из знакомых упражнений,

передает образы персонажей в подвижных играх.

С интересом стремится узнать о факторах, обеспечивающих здоровье, с

удовольствием слушает рассказы и сказки, стихи о здоровом образе жизни, любит

рассуждать на эту тему, задает вопросы, делает выводы.

Может элементарно охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание

взрослого в случае недомогания.

Стремится к самостоятельному осуществлению процессов личной гигиены, их

правильной организации.

Умеет в угрожающих здоровью ситуациях позвать на помощь взрослого.

  1. 1.2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Планируемые результаты освоения Программы – целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

-формирование у детей первичных представлений о достопримечательностях родного города;

- формирование представлений о природе Воронежской области;

- развитие познавательного интереса к истории родного города;

- воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям и их труду.

Интеграция образовательных областей осуществляется посредством использования сквозных в рамках одной возрастной группы форм, методов и приемов, обусловленных возрастными особенностями детей, принципов организации и руководства. Они едины для всех направлений и объединяют компоненты в единую систему. Основу организации образовательного процесса составляет комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах, а так же в самостоятельной деятельности детей.

2. Содержательный раздел.

2.1 Обязательная часть

  1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития
  2. ребенка (цель, задачи, планирование, методическое обеспечение):
  3. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».

Задачи образовательной деятельности:

-формировать бережное отношение к своей семье, к детскому саду, к родному городу (селу);

-содействовать становлению индивидуальности ребёнка, его «Я»;

-развивать положительное отношение ребёнка к себе, к сверстникам, взрослым людям и окружающему миру;

-создавать условия для формирования уверенности в себе, в своих возможностях;

-формировать чувство собственного достоинства, осознания своих прав;

-способствовать пониманию того, что вкусы и желания людей бывают разные;

-содействовать оказанию помощи сверстникам;

-формировать чувство ответственности за общее дело, данное слово;

-содействовать формированию умения находить различные способы разрешения конфликтных ситуаций.

Содержание образовательной деятельности

Эмоции. Понимание и различение отдельных ярко выраженных эмоциональных состояний людей (радость, веселье, слезы, гнев). Учет их в общении при поддержке, побуждении или показе взрослого: пожалеть, угостить, ласково обратиться.

Взаимоотношения. Представление о действиях и поступках взрослых и детей, в которых проявляется доброе отношение и забота о людях, членах семьи, а также о животных, растениях. Освоение простых способов общения и взаимодействия: обращаться к детям по именам, договариваться о совместных действиях («Давай кормить кукол»), вступать в парное общение.

Участие в совместных игровых и бытовых действиях с воспитателем, готовность отвечать на его вопросы, действовать согласовано, учитывать советы и предложения педагога.

Культура поведения, общения со взрослыми и сверстниками. Представление об элементарных правилах культуры поведения, упражнение в их выполнении (здороваться, прощаться, благодарить). Понимание, что у всех детей равные права на игрушки, что в детском саду мальчики и девочки относятся друг к другу доброжелательно, делятся игрушками, не обижают друг друга.

Семья. Представление о семье, членах семьи, их отношениях (родители и дети любят друг друга, заботятся друг о друге). Отвечать на вопросы о своей семье, о радостных семейных событиях.

Развиваем ценностное отношение к труду

Задачи образовательной деятельности

-Воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения. Совершенствовать умение самостоятельно одеваться и раздеваться, складывать вещи и убирать игрушки.

-Формировать умение использовать рациональные способы трудовых действий, контролировать результаты своего труда.

-Продолжать расширять представления о труде взрослых, воспитывать уважение к человеку умелому, учить выполнять простейшие трудовые процессы, чтобы помогать взрослым.

-Знакомить с некоторыми профессиями, значимостью труда, с инструментами и оборудованием некоторых профессий.

-Приучать бережно относиться к результатам чужого труда, радоваться успехам и достижениям товарищей, предлагать помощь при необходимости.

-Формировать умение рассказывать о трудовом процессе, опираясь на предметно-схематическую модель. Способствовать включению в игру деятельности людей разных профессий. В игре отражать характер взаимоотношений людей соответственно конкретной профессии, отношение к работе, инструментам, оборудованию.

Содержание образовательной деятельности

Труд взрослых. Первоначальные представления о том, что предметы делаются людьми (на примере создания воспитателем разнообразных предметов для детских игр из разных материалов разными инструментами). Например, шитье шапочки (платья) для куклы, поделка игрушек из бумаги или «бросового» материала. Совместно со взрослым устанавливать взаимосвязь «цель-результат» в труде.

В процессе наблюдения формирование первоначальных представлений о хозяйственно-бытовом труде взрослых дома и в детском саду; знакомство с действиями мытья посуды, пола, вытирания пыли, подметания дорожек.

Самообслуживание. Освоение отдельных действий, затем процессов самообслуживания, связанных с одеванием, умыванием, уходом за своим внешним видом, поведением за столом во время приема пищи. Приучение к соблюдению порядка (не сорить, убирать игрушки и строительный материал на место, быть опрятным).

             

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

Задачи образовательной деятельности

-формировать у детей представления об опасных формах поведения при встрече с незнакомыми людьми, с объектами природы;

-обучать детей простейшим способам преодоления опасностей и получения помощи (знание своего имени, фамилии, домашнего адреса, имени родителей);

-познакомить детей с тем, какую опасность несут огонь и вода;

-учить детей основам безопасного поведения на улицах города;

-доводить до сознания родителей значимость положительного примера в их поведении.

Содержание образовательной деятельности

Освоение представлений об элементарных правилах безопасного обращения с игрушками и предметами в игре, за столом, во время одевания, в общении с детьми: не разговаривать с полным ртом, не размахивать вилкой, не брать в рот мелкие предметы, не засовывать их в нос или уши, не пугать других детей, не замахиваться палкой на сверстника, не толкаться, спускаться с лестницы держась за перила. В природе: не подходить к бездомным животным, не пугать их, не мять цветы, без разрешения старших не есть ягоды, листья растений и пр. Без разрешения воспитателя и родителей не покидать участок детского сада.

Образовательная область «Познавательное развитие»

  1. Задачи образовательной деятельности

-различать цвета (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, коричневый, чёрный, белый) и их светлые и тёмные оттенки (тёмно-красный, светло-жёлтый, серый); геометрические формы (круг, полукруг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) и фигуры (куб, шар, полушар, призма, конус, цилиндр, полуцилиндр);

-различать параметры величины (длина, ширина, высота) и использовать их для сравнения объектов (длинный — короче — ещё короче — самый короткий);

-развивать действия по использованию сенсорных эталонов: выделять в объектах и называть цвет, форму и параметры величины (высоту, длину, ширину);

-сравнивать предметы, находить в них сходство и различие, систематизировать и группировать объекты по разным основаниям (цвету, форме, величине);

-проводить анализ объектов: выделение целого, затем его частей, затем деталей, соответствующих усвоенным эталонным представлениям, их пространственному расположению;

-способствовать сенсорному развитию в процессе изучения природы (предоставлять возможность играть с шишками, палочками, обращать внимание на характер поверхности разных природных объектов);

-развивать естественное любопытство и интерес к экспериментированию с предметами окружающего мира и познанию их свойств;

-формировать элементарные представления о материалах, из которых изготовлены предметы, развивать умение устанавливать связи между назначением предмета и его формой, структурой, материалом, из которого он сделан;

-учить пользоваться предметами в соответствии с их назначением;

-поощрять самостоятельные «открытия» детьми свойств природных объектов (камешки тонут в воде, глина лепится, песок сыплется и т. д.);

-обучение рациональным приёмам обследовательских действий: зрительно двигаться по предмету, разделив его на части, фиксировать наиболее характерные признаки предмета;

-формирование общих сенсорных умений;

-развивать и поддерживать интерес к природе;

-формировать первые представления о целостности природы и о связи человека с ней;

-учить замечать происходящие в природе суточные и сезонные изменения, явления (дождь, распускание листьев, цветков, появление первоцветов, красота капелек дождя на листьях, прилетают или улетают птицы);

-инициировать проявления эмоционально-положительного отношения к окружающему, стремление поделиться своими впечатлениями со взрослыми и другими детьми, способность любоваться красотой природы, сопереживать живым существам;

-формировать элементарные умения предвидеть положительные и отрицательные последствия своего поведения по отношению к объектам природы;

-формировать у детей интерес к знаниям, желание приобретать их;

-знакомить с опосредованными способами сравнения множеств;

-учить сравнивать совокупности на основе взаимооднозначного соответствия;

-развивать представление о равенстве и неравенстве групп предметов;

-формировать умение сравнивать два предмета по двум параметрам одновременно;

-развивать счётную деятельность, с помощью счёта определять количество, различать процесс счёта и его итог (в пределах пяти — десяти, в зависимости от успехов группы).

Образовательная область «Речевое развитие»

Задачи образовательной деятельности

-обогащать и активизировать словарь (понимание значения, точности словоупотребления в активной речи);

-совершенствовать звуковую культуру речи;

-формировать грамматический строй речи;

-развивать умение составлять рассказы (о себе, событиях своей жизни, по картине, об игрушке);

-использовать художественную литературу как источник расширения и культурного обогащения мира ребёнка;

-развивать способность детей слушать произведения разных жанров и тематики (сказка, рассказ, стихотворение, формы поэтического фольклора);

-привлекать детей к совместному с воспитателем пересказыванию знакомых произведений, полной или частичной драматизации;

-способствовать вовлечению родителей в систематическое чтение детских книг в семье.

 Содержание образовательной деятельности

Лексическое развитие. Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены. Содействовать использованию в речи прилагательных, наречий, глаголов (формирование умения по составлению сравнений, загадок). Вводить в словарь существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия. Помогать детям на наглядных примерах определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток. Содействовать замене часто используемых детьми указательных местоимений и наречий (там, туда, такой) более точными выразительными словами; употреблению слов — антонимов, синонимов, существительных с обобщающим значением (мебель, овощи, животные).

Звуковая культура речи. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчётливое произнесение слов и словосочетаний. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Развивать фонематический слух, с помощью игр учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определённый звук. Для поддержания интереса к ритмико-слоговой структуре слов упражнять детей в подборе к заданному слову «друга» (свечка — печка, галка — палка, норка — корка).

Грамматический строй речи. Для развития связной речи детей воспитатель стимулирует их к использованию разных типов предложений, формирует умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи. Учит образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детёнышей и животных, употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (медвежата — медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель). Дети на интуитивном уровне начинают использовать грамматические правила. Поощрять словотворчество детей, подсказывать общепринятый образец слова. Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.

Связная речь. Продолжать совершенствовать диалогическую речь: побуждать детей использовать объяснительную речь, привлекая детей к участию в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Содействовать рассматриванию и рассказыванию по предмету, картинке, картине. При рассматривании сюжетных картинок стимулировать индивидуальное восприятие, инициативность, эмоциональный настрой. Проводить задания по созданию и описанию картинок с опорой на схему, символы, модели. Проведение занятий по пересказу литературных произведений вызывает трудности у детей средней группы, целесообразным может быть упражнение детей в драматизации наиболее выразительных и динамичных отрывков из сказок.

Обогащение активного словаря в процессе восприятия  художественной литературы и фольклора. На пятом году жизни ребёнок начинает знакомиться со сложным миром человеческих отношений, присваивает способы взаимодействия с окружающими людьми и разыгрывает их в ролевой игре. Разобраться в природе человеческих поступков и их причинах помогают ребёнку книги. Интерес вызывают рассказы, народные сказки, в которых герои взаимодействуют между собой, оказываются в позиции морального выбора, находят правильные решения знакомых ребёнку ситуаций. Сопереживая героям, дети проживают различные эмоциональные состояния. Это нередко помогает детям справиться с различными проблемами: страхами, неуверенностью в себе, застенчивостью, агрессивностью и многими другими личностными особенностями, формирующимися у ребёнка к этому возрасту.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 

Задачи образовательной деятельности

-развивать интерес к изобразительной деятельности. Вызывать положительный, эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить, вырезать и наклеивать;

-продолжать развивать эстетическое восприятие, воображение, эстетические чувства; формировать образные представления;

-обогащать представления детей об искусстве (иллюстрации к произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи, скульптура малых форм, декоративно-прикладное искусство) как основе развития творчества;

-способствовать проникновению детей в мир отношений, переживаний и чувств героев произведений изобразительного искусства и вызывать чувство сопричастности к ним;

-продолжать формировать умения создавать коллективные произведения в рисовании, лепке, аппликации;

-учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей;

-учить выделять средства выразительности;

-формировать представление о театре как ярком, зрелищном искусстве, где посещение театра и просмотр спектаклей становится основным условием развития личности в этом направлении;

-развивать способность использовать различные виды искусства для создания художественного образа и умения перевоплощаться.

Содержание образовательной деятельности

Изображение отдельных предметов. Поддерживать познавательный интерес к рукотворному предметному миру и миру предметов в природе. Побуждать детей к отражению в рисунке, аппликации одночастных и многочастных предметов, помогать осваивать изображение предметов или частей предметов круглой, овальной, квадратной, прямоугольной, треугольной формы. Продолжать учить детей лепить предметы, в основе которых есть цилиндр, кольцо, шар, диск, конус.

Формировать у детей способы рассматривания и обследования предметов, умение сравнивать предметы, отмечая сходство и различие. Учить передавать величинные соотношения частей, использовать цвет и как средство выразительности образа, и как средство выражения собственных чувств и эмоций. Учить переносить полученные знания, умения на специально организованных занятиях в другие условия (в самостоятельную художественную изобразительную деятельность, в деятельность по собственному замыслу). Учить детей в изобразительной деятельности действовать не только на репродуктивном, но и на творческом уровне.

Создание сюжетно-тематических композиций. Учить детей в рисунке и аппликации передавать несложные сюжетные композиции («Сельская улица», «Волшебный сад», «Рыбки в аквариуме»), обучать простейшим формам расположения изображений: на одной линии или на всём листе. Привлекать детей к посильному участию в составлении коллективных сюжетных композиций в технике коллаж, которая поможет детям увидеть варианты расположения отдельных изображений, их величинные соотношения, цветовое решение. На занятиях лепкой побуждать детей создавать сюжетные композиции за счёт объединения детских работ на тематическом макете и использования дополнительных материалов.

Декоративная деятельность. Обучать детей декоративно-художественной деятельности в процессе рисования, аппликации, лепки. Учить детей выполнять узор из линий, колец, кругов, точек, мазков (одноцветных и двухцветных) в полосе, квадрате, круге, овале. Использовать для украшения силуэты народных игрушек (загорских матрёшек, филимоновских, дымковских и др.), предметов быта, деталей костюма с целью наполнения деятельности конкретным образным содержанием. Обучать основным принципам построения узора (повтора, чередования, симметрии) не только на занятиях рисованием, но и в аппликативной деятельности, используя геометрические (квадрат, круг, треугольник) и растительные элементы узора. Поощрять стремление детей украшать вылепленные поделки мелкими цилиндриками, кольцами, шарами, дисками налепом или прорисовывая стекой.

Обучение техническим приёмам изобразительной деятельности.          Закреплять приёмы рисования гуашевыми красками, познакомить с особенностями работы акварельными красками. Совершенствовать умение рисовать всем ворсом кисти линии, кольца, а также учить рисовать точки, линии, кольца концом кисти. Учить рисовать круг от точки наращиванием или начиная с контура, с последующим закрашиванием линиями по форме в пределах контура. Закреплять приём рисования одноцветного мазка и научить сочетать его с двухцветным мазком («Свечи на ёлке», «Осенние листья»). Учить рисовать приёмом по-сырому («Румяное яблоко», «Полосатый арбуз»). Показать детям возможности нетрадиционных техник рисования (пальцевая живопись, штамповка различными материалами, рисование ладонью и др.). Познакомить детей с ножницами, учить правильно их держать и действовать с ними. Учить разрезать полоску бумаги на глаз или по линии сгиба; разрезать квадраты, прямоугольники по диагонали; срезать углы четырёхугольника; закруглять углы квадрата и прямоугольника до получения круга и овала. Учить сминать бумагу и наклеивать комочки на основу («Снеговик», «Цветы»). В лепке совершенствовать приёмы раскатывания прямыми, круговыми движениями ладоней или пальцев; сплющивания (сдавливания); деления пластической массы (глины, пластилина, теста) на неравные части. Учить детей использовать стеку для деления кусочка глины или пластилина на равные части, для прорисовки мелких частей или элементов узора. Учить соединять части, прижимая и заглаживая место соединения. Познакомить детей с различными приёмами лепки посуды (вдавливанием, загибанием и оттягиванием или выщипыванием краёв расплющенной формы).                                                                   Учить наряду с конструктивным способом лепки использовать скульптурный способ.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Задачи образовательной деятельности

-развивать слушательские, певческие навыки, сопровождать своё «пение звучащими жестами», использовать простейшие ритмические инструменты (бубны, клавесы, колокольчики и т. д.);

-развивать ритмичность и выразительность движений.

Содержание образовательной деятельности

Слушание музыки. Вызывать эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера (спокойный — энергичный, печальный — весёлый). Побуждать детей самостоятельно высказываться о прослушанной музыке. Формировать представления о средствах музыкальной выразительности: регистре, динамике, тембре, темпе. Выразительно передавать характер музыки в движении с предметами и без них.

Пение. Учить петь выразительно, протяжно, подвижно. Правильно передавать мелодию, брать дыхание между фразами. Одновременно начинать и заканчивать пение. Петь с инструментальным сопровождением и без него. Учить сопровождать своё пение звучащими жестами, ритмическими и мелодическими инструментами.

Музыкально-двигательное развитие. Учить двигаться в соответствии с характером музыки, динамикой, регистрами. Самостоятельно менять движение в соответствии с 2—3-частной формой музыки, двигаться в умеренном, быстром темпе. Учить инсценировать песни, хороводы, выразительно передавать игровые образы, выполнять танцевальные движения (прямой галоп, подскоки, кружение, прыжки на месте, выставление ноги на пятку). Выполнять действия с предметами. Воспитывать желание, умение быть ведущими в различных пространственных построениях (круг, змейка, квадрат). Развивать мышечные и тактильные ощущения кистей рук как подготовка к тонким, дифференцированным движениям пальцев.

Элементарное музицирование. Формировать умение исполнять простейшие мелодии на музыкальных инструментах (погремушки, деревянные ложки, барабан, металлофон). Учить играть со звуком, словом; побуждать к самостоятельному поиску извлечения звука. Способствовать придумыванию несложных сюжетов, коллективному воплощению их.

Образовательная область «Физическое Развитие»

Задачи образовательной деятельности

-закреплять умения в основных видах движений и обогащать двигательный опыт ребёнка;

-развивать физические качества: быстроту, выносливость, ловкость и др.;

-формировать общие координационные способности;

-развивать адаптационные и функциональные возможности дошкольников за счёт всестороннего воздействия физических упражнений и естественных сил природы на развитие основных органов и систем их организма;

-развивать у детей организованность, самостоятельность, инициативность, умение концентрировать внимание, творчество, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками учить выполнять ведущую роль в подвижной игре, соблюдать и контролировать правила в подвижных играх.

Содержание образовательной деятельности

Порядковые упражнения. Построение в колонну по одному по росту. Перестроения из колонны по одному в колонну по два в движении, со сменой ведущего, самостоятельное перестроение в звенья на ходу по зрительным ориентирам. Повороты переступанием в движении и на месте направо, налево и кругом на месте.

Общеразвивающие упражнения. Традиционные четырехчастные общеразвивающие упражнения с четким сохранением разных исходных положений в разном темпе (медленном, среднем, быстром), выполнение упражнений с напряжением, с разными предметами с одновременными и поочередными движениями рук и ног, махами, вращениями рук; наклоны вперед, не сгибая ноги в коленях, наклоны (вправо, влево), повороты.

Основные движения. Представления о зависимости хорошего результата в упражнении от правильного выполнения главных элементов техники: в беге — активного толчка и выноса маховой ноги; в прыжках — энергичного толчка и маха руками вперед — вверх; в метании — исходного положения, замаха; в лазании — чередующегося шага при подъеме на гимнастическую стенку одноименным способом. Подводящие упражнения. Ходьба с сохранением правильной осанки, заданного темпа (быстрого, умеренного, медленного). Бег. Бег с энергичным отталкиванием мягким приземлением и сохранением равновесия. Виды бега: в колонне по одному и парами, соразмеряя свои движения с движениями партнера, «змейкой» между предметами, со сменой ведущего и темпа, между линиями, с высоким подниманием колен; со старта из разных исходных позиций (стоя, стоя на коленях и др.); на скорость (15—20 м, 2—3 раза), в медленном темпе (до 2 мин), со средней скоростью 40—60 м (3—4 раза); челночный бег (5×3=15), ведение колонны. Бросание, ловля, метание. Ловля мяча с расстояния 1,5 м, отбивание его об пол не менее 5 раз подряд. Правильные исходные положения при метании. Ползание, лазание. Ползание разными способами; пролезание между рейками лестницы, поставленной боком; ползание с опорой на стопы и ладони по доске, наклонной лестнице, скату; лазание по гимнастической стенке, подъем чередующимся шагом, не пропуская реек, перелезание с одного пролета лестницы на другой вправо, влево, не пропуская реек. Прыжки. Прыжки на двух ногах с поворотами кругом, со сменой ног; ноги вместе — ноги врозь; с хлопками над головой, за спиной; прыжки с продвижением вперед, вперед-назад, с поворотами, боком (вправо, влево); прыжки в глубину (спрыгивание с высоты 25 см); прыжки через предметы высотой 5— 10 см; прыжки в длину с места; вверх с места (вспрыгивание на высоту 15—20 см).

Сохранение равновесия после вращений или в заданных положениях: стоя на одной ноге, на приподнятой поверхности. Подвижные игры: правила; функции водящего. Игры с элементами соревнования. Подвижные игры и игровые упражнения на развитие крупной и мелкой моторики рук, быстроты реакции, скоростно-силовых качеств, координации, гибкости, равновесия. Спортивные упражнения. Ходьба на лыжах — скользящий шаг, повороты на месте, подъемы на гору ступающим шагом и полуелочкой, правила надевания и переноса лыж под рукой. Плавание — погружение в воду с головой, попеременные движения ног, игры в воде. Скольжение по ледяным дорожкам на двух ногах самостоятельное. Катание на санках (подъем с санками на горку, скатывание с горки, торможение при спуске; катание на санках друг друга). Катание на двух- и трехколесном велосипеде: по прямой, по кругу, «змейкой», с поворотами. Ритмические движения: танцевальные позиции (исходные положения); элементы народных танцев; разный ритм и темп движений; элементы простейшего перестроения по музыкальному сигналу, ритмичные движения в соответствии с характером и темпом музыки.

Становление у детей ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами. Представления об элементарных правилах здорового образа жизни, важности их соблюдения для здоровья человека; о вредных привычках, приводящих к болезням; об опасных и безопасных ситуациях для здоровья, а также как их предупредить. Основные умения и навыки личной гигиены (умывание, одевание, купание, навыки еды, уборки помещения и др.), содействующие поддержанию, укреплению и сохранению здоровья, элементарные знания о режиме дня, о ситуациях, угрожающих здоровью. Основные алгоритмы выполнения культурно-гигиенических процедур.

Образовательная область «Физическое развитие» (часть, формируемая участниками образовательных отношений)

        Цель: организация  мероприятий с детьми познавательного, оздоровительного и развивающего характера, направленных на улучшение состояния здоровья детей, снижение заболеваемости; привлечение родителей к формированию у детей ценностей здорового образа жизни.

            Задачи:

  • Сохранение  и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • Снижение частоты заболеваемости каждого ребёнка;
  • Повышение уровня физического развития;
  • Взаимодействие с семьями для полноценного развития детей;
  • Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и оздоровления детей.

Формы работы

Сроки

1

Переход на режим дня в соответствии с тёплым периодом года (4-5 ч., сон 3 ч.) ООД на свежем воздухе

      ежедневно

2

Влажная уборка

ежедневно

3

Соблюдение питьевого режима

ежедневно

4

Сквозное проветривание

4 раза в день

5

Обширное умывание

ежедневно

6

Утренняя гимнастика

ежедневно

7

ООД по физкультуре

2 раза в неделю

8

Динамический час

1 раз в неделю

9

Прогулки на свежем воздухе. Подвижные  игры, игровые упражнения, катание на самокатах, езда на велосипедах.

2 раза в день

10

Бодрящая гимнастика

ежедневно

11

Пальчиковая гимнастика

ежедневно

12

Дыхательная гимнастика

ежедневно

13

Спортивный досуг

1 раз в месяц

14

Неделя безопасности

1раз в квартал

15

Спортивный праздник

1 раз в квартал

16

Ходьба по корригирующим дорожкам, дорожке здоровья.

ежедневно

17

Воздушные и солнечные ванны

ежедневно

18

Приём кисломолочной продукции

ежедневно

19

Приём чая с лимоном

по меню

20

Игры с водой и песком

ежедневно

21

Босохождение по траве

ежедневно

22

Бассейн

2 раза в неделю

23

Оздоровительные профилактические процедуры

ежедневно

     Планируемые результаты:

  • Снижение детской заболеваемости;
  • Формирование представлений о здоровом образе жизни;
  • Повышение уровня развития физических качеств, двигательных навыков.

 Формирование личности, поддержание на необходимом уровне физического и психического здоровья ребенка начинается с его рождения и продолжается в дошкольном возрасте. Особую актуальность приобретает поиск средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для гармоничного развития каждого ребенка.

Формы организации образовательного процесса по физическому развитию

ОД

ОД в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с семьями воспитанников

-образовательная деятельность (физическая культура)

-спортивные игры

-подвижные игры

-«Неделя здоровья»

-утренняя гимнастика

-День здоровья

-«Неделя здоровья

-игровые упражнения

-спортивные игры

-подвижные игры

-игровые упражнения

-физкультурные досуги

-спортивные праздники

-«Неделя здоровья»

3. Организационный раздел.

  1. Обязательная часть

Примерный режим дня в детском саду в средней группе

Режимные моменты

Время

1. Утренний прием, игры, общение, утренняя гимнастика

2. Подготовка к завтраку, завтрак

3. Игровая, познавательная, продуктивная деятельность детей

4. Прогулка (подвижные игры, экспериментирование и игры с природным материалом)

5. Возвращение с прогулки (формирование навыков самообслуживания)

6. Обед (формирование культурно-гигиенических навыков, культуры приёма пищи)

7. Подготовка ко сну, сон (перед сном: чтение, слушание аудиозаписей)

8. Постепенный подъём (закаливающие процедуры, разминка, спокойные игры)

9. Полдник (формирование культурно-гигиенических навыков)

10. Игровая, физкультурно-оздоровительная, творческая деятельность детей

11. Подготовка к прогулке

12. Прогулка (подвижные игры, продуктивная деятельность с природным материалом)

13. Возвращение с прогулки, подготовка к ужину

14. Ужин (формирование культурно-гигиенических навыков)

15. Игры по выбору, чтение художественной литературы и уход домой

7.00 — 8.30

8.30 — 9.00

9.00 — 10.00

10.00  — 11.20

11.20 — 11.45

11.45 — 12.20

12.20 — 15.00

15.00 — 15.20

15.20 — 15.40

15.40 — 16.20

16.20 — 16.40

16.40 — 18.00

18.00 — 18.10

18.10 — 18.30

18.30 — 19.00

Объем образовательной нагрузки

Виды  ОД

«средняя группа»

Двигательная

3

Познавательно-исследовательская  

1

ФЭМП

1

Изобразительная (Рисование, лепка, аппликация и конструирование)

2

Коммуникативная (Развитие речи)

1

Восприятие худ. литературы

В процессе совместной деятельности

Музыкальная

2

Итого

10

Комплексно-тематический план

(содержание разделов и тем в соответствии с образовательной программой ДОУ №194 г. Воронежа)

Календар-ный месяц

Темы

Варианты

итоговых мероприятий

Сентябрь

1. Прощание с летом.

2. Деревья нашего участка.

3. Овощи. Что выросло на огороде?

4.  Фрукты. Что растет в саду?

1.  Коллективное панно «Веселое лето».

2. Коллективная работа «Сажаем лес».

3.Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин».

4. Коллективная работа «Фруктовый сад».

Октябрь

1. Осень золотая. Листопад.

2. Что я знаю о себе.

3. Детский сад.

4.Игрушки. Магазин игрушек.

1. Создание гербария «Осенние листья».

2.  Сюжетно-ролевая игра «Семья».

3.  Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».

4. Театрализованное представление из самостоятельно изготовленных игрушек.

Ноябрь

1. Комнатные растения.

2. Аквариум как экосистема.

3. Посуда. Встречаем гостей.

4. Одежда. Обувь.

1. Выставка растений, выращенных самостоятельно.

2. Создание аквариума для игрушечной рыбки.

3. Сюжетно-ролевая игра «Приглашаем гостей».

4.  Сюжетно-ролевая игра «Магазин одежды».

Декабрь

1. Дом. Квартира. Мебель.

2. Зимушка-Зима.

3. В гостях усказки.

4. Готовимся к Новому году

1. Сюжетно-ролевая игра «Магазин мебели».

2. Постройка снежной крепости .

3. Драматизация сказки.

4. Проведение новогоднего утренника.

Январь

 

1. Свойства воды.

2. Животные.

1. Коллективное панно «Кто живет в воде?»

2.Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк».

Февраль

1. На бабушкином подворье.

2. Дикие животные.

3. Наша армия

4. Что из чего сделано?

1. Изготовление макета «Бабушкино подворье».

2. Коллективное панно «Звери наших лесов».

3. Праздник «Армия — наша гордость» .

4. Выставка предметов из различных материалов.

Март

1.Мамин праздник.

2. Свойства материалов.

3. Весна-красна

4. Как мы подружились с воздухом.

1. Творческая мастерская «Букет для любимой мамочки».

2. Постройки из различных материалов.

3. Коллективное панно «Весна-красна».

4. Игры с воздухом «Воздух — наш друг».

Апрель

1. Откуда пришел хлеб.

2. Труд взрослых.

3. Транспорт. Правила поведения на дороге.

4. Птицы.

1. Изготовление печенья.

2. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

3. Сюжетно-ролевая игра «Шоферы».

4. Акция «Сбор корма для птиц».

Май

1. Мир растений. Цветы.

2. Насекомые.

1. Коллективный коллаж «Цветочный Калейдоскоп»

2. Коллективное панно «Насекомые на лугу».

Социальное партнерство с родителями

Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников:

- Познакомить родителей с особенностями физического, социально-личностного, познавательного и художественного развития детей среднего дошкольного возраста.

- Помочь родителям в освоении методики укрепления здоровья ребенка в семье, способствовать его полноценному физическому развитию, освоению культурно-гигиенических навыков, правил безопасного поведения дома и на улице.

- Познакомить родителей с особой ролью семьи, близких в социально-личностном развитии дошкольников. Совместно с родителями развивать доброжелательное отношение ребенка к взрослым и сверстникам, эмоциональную отзывчивость к близким, уверенность в своих силах.

-Совместно с родителями способствовать развитию детской самостоятельности, простейших навыков самообслуживания, предложить родителям создать условия для развития самостоятельности дошкольника дома.

- Помочь родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии его любознательности, накоплении представлений о предметном, природном и социальном мире.

- Развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с ребенком дома, познакомить их со способами развития воображения, творческих проявлений ребенка в разных видах художественной и игровой деятельности.

Основные формы  взаимодействия с семьей:

- знакомство с семьей (встречи-знакомства, анкетирование родителей);

- информирование о ходе образовательного процесса (дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, сайт ДОУ);

- образование родителей (организация лекций, семинаров, мастер-классов, тренингов, создание библиотечки для родителей в группах);

-совместная деятельность (привлечение родителей к участию в Педагогических, Психологических гостиных, прогулках, экскурсиях, семейном театре, конкурсах, субботниках, в детской исследовательской и проектной деятельности,  в разработке Маршрутов выходного дня).

Условия реализации рабочей программы

Развивающая предметно-пространственная среда в группе содержательна, насыщенна, функциональная, вариативная, доступная и безопасная. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

    Для занятий физической культурой группа оснащена всем необходимым инвентарем: массажные коврики, мячи, атрибуты к подвижным и спортивным играм, модули и многое другое.  

      С целью развития у детей музыкальных способностей в группе имеются музыкально-дидактические игры и другие пособия.

    Для проведения театрализованной деятельности в  группе имеются:   пальчиковый, кукольный, настольный и другие виды театров. В  группе оборудованы центры музыкальной и  театрализованной деятельности.

     Для более глубокого представления детей о развитии человека в истории и культуре, в группе оборудован мини-музей русского быта. В группе оборудован уголок краеведения, сделаны подборки детской, художественной, энциклопедической и методической литературы, пособий и дидактических игр.

     В  группе созданы все условия для самостоятельной и целенаправленной деятельности детей. При построении предметно-развивающей среды группы учитывались возраст детей, их интересы и желания.

Предметная среда группы имеет разнообразные мини-среды, обеспечивающие игровую деятельность детей, как для мальчиков, так и для девочек. Выделено место для проведения совместной организованной продуктивной и познавательной деятельности воспитателя с детьми. Группа оборудована модульной мебелью, разнообразными дидактическими пособиями и игрушками. В группе имеются игрушки и пособия для физического развития, музыкальные игрушки и разные виды театров. 

    Организация и размещение предметно - развивающей среды осуществляется   удобно для детей, с учетом возраста.  

В группе приобретено много игр и пособий в соответствии с современными требованиями,  оборудованы центры развития по всем видам детской деятельности:

  • Центр физкультуры
  • Центр сюжетно-ролевой игры
  • Центр грамотности
  • Центр математики
  • Центр естествознания
  • Центр драматизации
  • Центр строительства
  • Центр изобразительного искусства
  • Центр трудовой деятельности
  • Центр кулинарии
  • Центр музыки

3.2. Особенности образовательной деятельности и способы поддержки детской инициативы (проекты, творческие мастерские, традиции группы).

Часть формируемая участниками образовательных отношений

В целях формирования представлений у дошкольников о Малой Родине, ее историческом прошлом, настоящем и будущем; с целью изучения культурных традиций родного края и  знакомства  с его достопримечательностями, воспитания чувства любви к своей Родине, развития осознания детьми принадлежности к своему народу, уважительного и доброжелательного отношения к людям другой национальности в ДОУ осуществляется работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Образовательная область

Задачи

Социально-коммуникативное развитие

Воспитывать у детей среднего дошкольного возраста чувство любви и привязанности к малой родине, родному дому, проявление на этой основе нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам.

Использовать  знания о родном крае в игровой  деятельности. Формировать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям  Воронежского края,  стремление сохранять национальные ценности.

Познавательное развитие

Приобщать  детей к истории Воронежского  края.  Формировать представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой.

Речевое развитие

Развивать  речь, мышление через знакомство с культурой Воронежского  края.

Художественно-эстетическое

развитие

Приобщать  детей  дошкольного возраста к музыкальному творчеству родного края; воспитывать  любовь в родной земле через слушание музыки, разучивание песен, хороводов, традиций Воронежского края.

Формировать практические умения по приобщению детей  дошкольного возраста к различным народным декоративно-прикладным видам деятельности.

Физическое развитие

Развивать эмоциональную свободу, физическую  выносливость, смекалку, ловкость через традиционные игры и забавы Воронежского края.

3.3. Дополнительный раздел

События, праздники, мероприятия

Сентябрь  «Наш прекрасный детский сад»

Октябрь «Осенние посиделки»

Ноябрь  «День Матери»

Декабрь  «Веселый Новый год»

Январь  «Рождественский карнавал»

Февраль  «Путешествие в зимний лес»

Март  «Солнышко и мама»

Апрель «Весенние превращения»

Май «Цветик-семицветик»

Спортивные праздники и досуги

Сентябрь  -  «Собираем урожай»

Октябрь   -  «Папа, мама, я — спортивная семья»

Ноябрь     -   «В гости к Лесовичку»

Декабрь   -    «В гостях  у сказки»

Январь     -    «Зимние забавы»

Февраль   -   «Папа может!»

Март     -      «Праздник мяча»

Апрель    -    «День здоровья»

Май - «Винни-Пух и пятачок в гостях у ребят »

3.4. Презентация программы для родителей

  1. Данная Рабочая программа разработана на основе Общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Центр развития ребенка детский сад №194» г. Воронежа.

  2. В соответствии с:

  3.  - Федеральным законом РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ  "Об образовании в Российской Федерации";

  4. - СанПин 2.4.1.3049-13;                                                                                                  

  5. - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 30 августа 2013 г. N 1014 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

  6. -Федеральным государственным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155.

  7. С учетом  Примерной образовательной программы дошкольного образования ДЕТСТВО: / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.

 Цель программы: 

- Обеспечивать развитие личности детей средней группы в различных видах общения и деятельности   с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей  

- Создать условия развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.                                                      

Задачи программы: 

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

 - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

 - формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

     Рабочая программа реализуется на протяжении всего времени пребывания детей в ДОУ и направлена на разностороннее развитие детей  4 — 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и состоит из трех разделов: целевого, содержательного и организационного.

     Целевой раздел включает в себя: пояснительную записку, цели, задачи программы, принципы и подходы к ее формированию,  характеристики особенностей развития детей среднего дошкольного возраста (4 - 5 лет) возраста, а также планируемые результаты освоения программы (в виде целевых ориентиров).

     Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающий полноценное развитие детей, в который входит:

 - описание образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях;

 - описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации с учетом возрастных особенностей.

     Организационный  раздел содержит описание материально-технического обеспечения Программы, обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания, распорядок и режим дня, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий, особенности организации предметно-пространственной среды и социальное партнерство с родителями.

Список используемой литературы:

  1. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.М. Шипицина и др. – СПб., ДЕТСТВО - ПРЕСС,2010.
  2. Алябьева Е.А.. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками / - М., ТЦ Сфера, 2003.
  3. Авдеева Н.Н.,. Князева О.Л. Безопасность. / -  М., Детство-пресс, 2008
  4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. - М., Мозаика-Синтез, 2010.
  5. Гогоберидзе А.Г. «Детство с музыкой»  С.П. «Детство-Пресс», 2010
  6. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. - М., Мозаика-Синтез, 2010
  7. Доронова Т.Н. Как помочь дошкольнику найти свое место в мире людей: система развивающих занятий / Е.Рылеева. М., 2001.
  8. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014.

  9. Дыбина О.Б. Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов. - М., 2010.
  10.  Лыкова И.А.. Цветные ладошки. /– М., 2007.
  11.  Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», М., ТЦ «Сфера», 2007
  12.  Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: Карапуз-Дидактика, 2006.
  13.  Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в изостудии. – М.: Карапуз-Дидактика, 2007.
  14.  Нищева Н.В. «Подвижные и дидактические игры на прогулке» С-П «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
  15.  Синкевич Е.А. «Физкультура для малышей» С.П. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005
  16.  Сивачева Л.Н. Физкультура – это радость» С.П. «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2003
  17. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М., ТЦ «Сфера», 2006.
  18. Ушакова О.С.. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет./– М.: ТЦ Сфера, 2010.
  19. Ушакова О.С.. Теория и практика развития речи дошкольника /– М.: ТЦ Сфера, 2008.
  20. Ушакова О.С.. Развитие речи и творчества дошкольников /– М.: ТЦ Сфера, 2004.

21.Ушакова О.С. Знакомим дошкольников 3-5 лет с литературой. – М., 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитателя средней группы по программе "Детство" в соотвествии с ФГТ на 2012-2013 образовательный период

Программа воспитателя средней группы соответствующая ФГТ на 2012/2013 образовательный период. Комплексная программа "Детство"...

Рабочая программа по средней группе по примерной общеобразовательной программе Н.Е.Вераксы " От рождения до школы" возраст 3-4 года

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад «Светлячок» г. Советский»Согласовано:Зам.заведующегоМАДОУ д/с «Светлячок»___________________ Рослякова Л.В.01сентября ...

Рабочая программа для средней группы по программе "Мир открытий"

Рабочая программа воспитателя ДОУ по образовательной  программе "Мир открытий"...

Рабочая программа для средней группы по программе"От рождения до школы"

Рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой, 2015 ...

Рабочая программа для средней группы группы учтены концептуальные положения используемой в ДОУ примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Программа спроектирована с учетом примерной основной образовательной программой дошкольного образования, которая одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (...

Рабочая программа воспитателя средней группы на основе Программы "От рождения до школы" под ред.Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой с учетом ФГОС

Рабочая программа, разработана на основе основной образовательной программы дошкольного  образования МБДОУ детский сад №13 "Синяя птица" городского округа Люберцы, в соответствии с:...

Рабочая программа для средней группы по программе "Мир открытий"

Данная рабочая программа разработана для детей средней группе на основе примерной общеобразовательной программы "Мир открытий" автор Л.Г. Петерсон и др....