Русский фольклор и его роль умственном развитии детей.
статья на тему

Прокофьева Любовь Владимировна

Фольклор дает прекрасные образцы русского языка, подражая которым, ребенок успешно учится родному языку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statyafolklor.docx16.84 КБ

Предварительный просмотр:

Русский фольклор и его роль умственном развитии детей.

Умственное развитие ребенка происходит в повседневной жизни, в ходе общения с взрослыми, в играх со сверстниками. Дошкольное детство является оптимальным периодом в умственном развитии человека. В ряде психологических исследований установлено, что темп умственного развития детей дошкольного возраста очень высок по сравнению с более поздними возрастными периодами. В умственном развитии детей большое значение имеет фольклор. В защиту фольклора страстно выступали М. Горький, К. Чуковский, С. Маршак. Идею использования народной культуры в дошкольном образовании активно поддерживали такие педагоги, как Флерина, Усова, Тихеева, Водовозова.

Фольклор — это народное творчество, искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах. Фольклорные произведения существуют сотни и тысячи лет назад в устной форме. «Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, героические, волшебные, бытовые сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа.

К. Д. Ушинский писал: «Не условным звукам только учиться ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родного слова».

 Важнейшими воспитательными средствами умственного развития являются разные формы устного народного творчества. Русское народное творчество выражает представление народа о личности, обществе, государстве, раскрывает его социально-бытовые взгляды. «Начало искусства слова — в фольклоре» — говорил М. Горький, фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладеть родным языком, а значит, способствует развитию умственных способностей. Термин «ум» часто используется как синоним «способности мышления». Иметь ум, быть умным — значит, быть способным. Одна из важных основ способности — овладение знаниями. В представлении народа понятие «способность» рассматривается как одно из свойственных качеств человеческой личности. На ранних этапах развития нации приоритет физического развития бесспорен, отсюда вытекает и требования к героям эпосов, сказок, которые обязательно должны были иметь неимоверную физическую силу. Позднее требования к одаренным личностям приобретали несколько иное направление. На первое место вместо грубой физической силы выступила умственная способность: «Сильный одолеет одного, а умный — десятерых». Постепенно возрастает роль знаний в жизни людей: «Человек без знаний — слепой», «Знания дороже богатства», «Знающий человек не пропадет». Люди, стремящиеся к знанию, учению всегда пользовались уважением: «Не золото является богатством, а знание», «Не расти в длину, а развивайся умом». Загадки умны, высокопоэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. В глубокой древности они, вероятно, выполняли все эти функции более или менее в равной степени. Но позднее в них доминирующим началом стало умственное воспитание. Они развивают смекалку, память, скорость мышления, логику, догадливость и сообразительность. Но значение загадок в умственном воспитании далеко не исчерпывается развитием мышления, они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых различных областей человеческой жизни.

 Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности. Содержание загадок всегда отражает жизнедеятельность человека, явления окружающей действительности. Они помогают ребенку увидеть мир в его многообразных связях. Отгадывание загадок оказывает влияние на развитие речи детей, развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умение четко выделить наиболее характерные признаки предмета, явления, ярко и лаконично передавать образы предметов. Кроме загадок, к средствам умственного воспитания относятся скороговорки, дразнилки, игры с элементами театрализации, подвижные игры, подчиняющиеся определенным правилам.

Пословица и поговорка создается всем народом, поэтому выражает его коллективное мнение. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдение народного ума. Пословицы прочно ложатся в память. Конечной целью пословицы всегда было воспитание, с древнейших времен выступающее как педагогическое средство. С одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой оказывают воспитательное влияние. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений.

Песни, так же, как и пословицы, неоценимы в умственном воспитании подрастающего поколения: с одной стороны, они призывают к овладению богатым интеллектуальным опытом трудящихся, а с другой представляют материал для раздумий, размышлений, обогащают память сведениями об окружающей действительности. Потешка помогает ребенку «открыть» себя. Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, утверждает его личность, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости. В потешке звучит, что ребенок для взрослого — высшая ценность. Разыгрывание потешки с именем ребенка побуждает его к большому осмыслению содержания.

Малые фольклорные произведения — это удивительное ожидание радости, светлое восприятие взрослого человека, ожидание добра. Простота малых фольклорных форм ничего общего не имеет с упрощенностью. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. Сказки призваны привести в систему педагогические роли загадок, пословиц и песен. Сказки русского народа К. Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. По мнению Ушинского, природные русские педагоги — бабушка, мать, дед, не слезающий с печи, понимали инстинктивно и знали по опыту, какую огромную воспитательную силу таит в себе народная сказка. Как известно, педагогическим идеалом Ушинского являлось гармоничное сочетание умственного и нравственно-эстетического развития. Он детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка; он решительно ставил народную сказку выше рассказов, опубликованных в образовательной литературе специально для детей.

 Многообразие поэтических форм и содержание песен, сказок, загадок и пословиц свидетельствует о том, что народная педагогика, определяя черты совершенной личности, параллельно проявляла заботу и о реализации идеала совершенного человека. Фольклор развивает устную речь ребенка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора оказывает влияние на умственное развитие ребенка.

В песенную лирику входят частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки. Все они направлены на развитие у детей речи, слуха, внимания, следовательно, непосредственное влияние на умственное воспитание. Таким образом, приобщение ребенка к народной культуре начинается с раннего детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передается из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребенка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости, развития и воспитания ребенка на начальном этапе его развития, умственного воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль подвижной игры в умственном развитии детей 4-5 лет.

Роль подвижной игры в умственном развитии детей 4-5 лет....

памятка для родителей "Роль дидактических игр в умственном развитии детей старшего дошкольного возраста".

Материал ориентирует родителей в вопросах важности дидактических игр в развитии ребенка-дошкольника....

Презентация Роль дидактической игры в умственном развитии детей дошкольного возраста

ТЕМА РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ«Роль дидактической игры в развитии умственных способностей  детей дошкольного возраста». Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастер...

Сюжетное конструирование и его роль в умственном развитии детей.

В этой консультаци идет речь о играх со строительным материалом, которые не только интересны и увлекательны, но и незаменимы для умственного развития и воспитания детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Русский фольклор и его роль в умственном развитии детей"

Умственное развитие ребенка происходит в повседневной жизни, в ходе общения с взрослыми, в играх со сверстниками. Дошкольное детство является оптимальным периодом в умственном...

Консультация для родителей «Роль дидактических игр в умственном развитии детей раннего возраста»

Игры по сенсорике имеют исключительное значение для формирования важных качеств детской психики....