Ознакомление дошкольников с декоративно-прикладным творчеством в средней группе "Ярмарка"
план-конспект занятия (средняя группа) по теме

Олейникова Нина Михайловна

Ознакомление дошкольников с декоративно-прикладным творчеством в средней группе "Ярмарка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yarmarka_tehnologicheskaya_karta.docx27.89 КБ

Предварительный просмотр:

МК ДОУ Воронцовский детский сад

Технологическая карта  НОД в средней группе

«Ярмарка»

    Ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным творчеством в средней группе.

                                                                                                                                                     Воспитатель ВКК Олейникова Нина Михайловна

                                                                                                                                                                                                                                                                               

2018 год

                                                                                        ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Возрастная группа  средняя  группа.

Тема «Ярмарка».

Интеграция образовательных направлений: Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое, физическое.

Программные задачи:

Образовательные:

1.Обогагащать сенсорный опыт детей, совершенствовать восприятие ими окружающих предметов с опорой на разнуе органы чувств.

2. Способствовать освоению ребенком соответствующего словаря, понимать значение слов «форма», «размер», «цвет», «материал».

3. Формировать умение соотносить признаки предметов с освоенными эталонами.

4. Развивать любознательность детей, поддерживать проявление самостоятельности в познании окружающего мира.

5.Поощрять желание детей воплощать в процессе создания образа собственные представления, переживания, поддерживать творческое начало в собственной изобразительной деятельности.

6.Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, использование в практике общения элементов описательных монологов и объяснительной речи.

7. Развивать связную монологическую речь: учить детей составлять описательные рассказы о предметах и объектах.

8.Формировать умение следовать игровым правилам в подвижной игре «Карусель».

9. Способствовать становлению и обогащению двигательного опыта: уверенному и активному выполнению основных элементов техники общеразвивающих упражнений: прыжки на одной         и двух ногах, присед, скольжение, бег.

Воспитательные: Воспитывать интерес к народным промыслам, вызывать радость и удовлетворение от совместных игровых действий, желание участвовать в совместной игровой и продуктивной  деятельности.

Оборудование: Предметы быта с хохломской росписью, головные уборы: мурмолки и кокошники, сундук, парикмахерская, оборудование для выставки, народная игрушка Матрешка, карусель, деревянные ложки, дымковские игрушки, краски, кисти, образец для рисования, презентация «Хохлома».  

Ход НОД:

№ п/п

Этап, его продолжительность

Длительность*

Методы, формы. приемы

1.

Открытый вход в деятельность

1 мин.

Солнце красное встает,        

Наше горлышко поёт!

Игра «Спой громко-тихо»

Дети поют гласные звуки, увеличивая и уменьшая громкость  звука, помогая себе руками.

Игровая мотивация, упражнение направленное на становление артикуляционного аппарата, развитие голосовых связок, умение управлять голосом и правильным дыханием.

2.

Вводно-организационный

2 мин.

Воспитатель: Куда мы торопимся утром?

Дети предлагают варианты: в школу, в садик, на работу, на базар.

Воспитатель: ребята, а вам знакомо слово «ярмарка»?

Ответы детей.

Воспитатель:  С давних времён у русского народа есть обычай – устраивать ярмарки.

Игра «Что куплю на ярмарке?»

(Ответы детей)

Вводная беседа, игровые упражнения

Вопрос, стимулирующий мыслительную деятельность детей.

Пояснение

Дидактическая игра.

3.

Мотивация на деятельность

2 мин.

-Говорили, что ярмарка поёт и пляшет. Здесь люди не только предлагали свои товары, но и пели, танцевали, веселились. Хотели бы вы побывать  сегодня на самой настоящей ярмарке. Для этого необходимо нарядиться. Ведь ярмарка-это всегда праздник!

Дети наряжаются в кокошники и мурмолки.

Звучит русская народная музыка. Русская народная №1

Нарядилась детвора?

Нам на ярмарку пора!

-А на чем же мы поедем?

Дети: на машине, на автобусе,  на лошади.

-Поехали!

Звучит песня «Едем на ярмарку»

-Приехали!

Ребенок: Тары-бары, растабары,

Посмотреть хотим товары,

Лучше их вы не найдете,

Хоть пол мира обойдете!

Познавательная беседа

Создание игровой ситуации.

Создание проблемной ситуации, поиск её решения.

4.

Объяснение нового или расширение имеющихся знаний

5 мин.

5 мин.

 Рассказ воспитателя о посуде с хохломской росписью.

- Посмотрите, какая красивая посуда на нашей ярмарке. Здесь посуда не простая - золотая, расписная!

 Скажите, может быть кто-нибудь знает, как называется такая роспись? (Хохломская)

- Ребята, такая роспись называется – хохломская. Узнать её легко по основным цветам: золотой, красный, чёрный, зелёный.

- Хохломская роспись – алых ягод россыпь.

Отголоски лета в золоте травы

Рощи-перелески, шелковые всплески

Солнечно-медовой золотой листвы.

-Как вы думаете, откуда появилась хохломская посуда?

Ответы детей.        

Презентация «Хохлома»

Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за рекой Волгой мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Любил он пшенную кашу себе варить да и птицам пшена не забывал посыпать. И прилетела как-то к его порогу Жар-птица. Он и её угостил. Задела Жар – птица крылом чашу с кашей и обронила золотое пёрышко. Поднял мужик пёрышко и стал им посуду расписывать. Вот и получались узоры золотыми. Вот какую интересную сказку придумал русский народ про хохломскую посуду.

-Ребята, скажите, а какой предмет посуды можно использовать, как музыкальные инструменты?        

Дети: - Деревянные ложки.        

- А вы на ложках играть умеете?        

Дети: Да.        

Воспитатель: Ложки разными бывают,

                        И на них порой играют.

                        Отбивают ритм такой.

                        Сразу в пляс пойдет любой.

Игра «Веселые  ложки».

-Гости из-за моря приезжали,

Свой товар предлагали…        

(Дети подходят к следующему столу, стол закрыт салфеткой.)        

- Ой, ребята, а что же здесь? Давайте разгадаем загадку и узнаем, что ещё приготовила нам ярмарка.        

Здесь игрушка не простая,        

А волшебно-расписная,        

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,        

Упирается рука в деревянные бока!

А внутри секретик есть,

Сколько их, не перечесть.        

Разрумянилась немножко        

Наша русская матрёшка.        

- Ребята, а как вы думаете, какой секретик есть у матрёшки?

 (Ответы детей)

 Правильно, внутри матрёшки прячутся её сестрицы, другие матрёшки, каждая меньше первой. (Воспитатель открывает матрёшки и выставляет их на столе).

-Кто знает, откуда к нам привезли игрушку мастера?        

Дети, появилась матрёшка в России очень давно, более 100 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку – большого деревянного японца – Факуруму.

 ( Демонстрация картинки с изображением Факуруму).Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравился Факуруму русским мастерам, и захотели они себе такую же игрушку. Сделали мастера деревянную игрушку такую же по форме, но нарядили её в красивый русский сарафан с передником, повязали на голову яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и раскрасили щечки в яркий румянец. Назвали игрушку самым красивым русским именем – Матрёшкой или Матрёной. Так и стали русские мастера вытачивать матрёшек из дерева, да потом расписывать их яркими красками.

Как вы думаете, сколько матрешек прячется в большой матрешке?

Дети: Нужно посчитать.

- Кто хочет посчитать?

Дети вынимают матрешки и считают.

Игра «Посчитай матрёшек».

Молодцы, ребята!

Активизация самостоятельно мышления: моделирование, фантазирование.

Рассматривание, обсуждение, обыгрывание эстетически привлекательных предметов.

Вопросы

Художественное слово

Вопросы

Эврестическая беседа

Вопрос

Художественное слово.

Художественное слово

Загадывание загадки.

Вопрос

Познавательная беседа

Практический метод:

- выработка навыков счета, измерение и вычисления в самой элементарной форме.

5.

Динамическая пауза

5 мин.

 Ярмарку продолжаю,

 На карусели вас покатаю.

 Кто хочет покататься? Только карусель не простая, а с заданием. По следам разного цвета нужно двигаться по- разному. Что бывает красного цвета? Придумайте, что вы будете делать, если увидите следы красного цвета?

Дети отвечают: прыгать на одной ножке.

Воспитатель: Что бывает серебристого цвета? А если перед вами следы серебристого цвета, что будете делать?

Дети: это лед.

Воспитатель: Будем кататься на коньках».

Воспитатель: Что бывает Зелёное? А если зеленые следы?

Дети: Это трава.

Воспитатель: Что мы будем делать? Идти вприсядь, потому что трава низкая.

Воспитатель: А если следы голубого цвета?

Дети: Это лужи. Будем перепрыгивать на двух ногах.

Игра «Карусель» русская народная №3

Закружилась карусель

Замелькали сосны, ель,

Закружилось все вокруг

Звезды в небе встали в круг.

Создание игровой ситуации.

Игра «На что это похоже»

Игра «Карусель»

Игра «Выполни  упражнение правильно»

Развитие познавательной активности дошкольников через использование ТРИЗ —

технологии.

6.

Практическая работа

5 мин.

На ярмарке люди  обучались какому-нибудь ремеслу.

-Кто хочет посетить нашу творческую мастерскую?

(Дети подходят к столу и садятся на стульчики.)

Воспитатель поднимает салфетку, а там дымковские игрушки.

Воспитатель: Вам знакомы эти игрушки?

Дети:  Дымковские игрушки.        

Воспитатель: - Правильно, ребята! Это уже хорошо известные нам дымковские игрушки.        

- Ребята, про какую игрушку вы хотели бы рассказать?

Дети: - Индюк, лошадка, барашек, поросенок, барышня.        

- Какие элементы дымковского узора вы знаете?        

Дети отвечают.

- Дети, посмотрите, все игрушки расписаны? Нужно срочно это исправить! Давайте украсим наши игрушки дымковской росписью.

( Воспитатель напоминает детям технические приёмы рисования.)

Необходимо подготовиться к работе.

Физминутка.

Привезли мы глину с дальнего бугра

Ну-ка, за работу, чудо-мастера!

Слепим, высушим – и в печь!

А потом распишем.

Будем мы игрушки “печь”,

Печка жаром пышет.

А в печи – не калачи,

А в печи – игрушки!

Дети украшают силуэты элементами дымковской росписи.)

 Звучит спокойная музыка.

Дети рассказывают стихи про лошадку.

Глазки, челка, ротик, ушки,

Грива так и вьётся.

Это яркая игрушка

Дымковской зовётся.

 

Выполнение практических работ

групповым способом организации деятельности.

Описательный рассказ

Беседа.

Создание игровой ситуации.

Рисование кончиком кисти.

Рисование ватными палочками-тычками.

Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика

Создание ситуации упражняемости.

7.

Открытый выход из деятельности

1 мин.

  Ах, как славно потрудились,

  Ай да чудо - мастера!        

  Для всех детей на удивление!

  Приготовлены в группе угощения!

Звучит музыка «Ярмарка»

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический проект «Ступеньки творчества» развитие творческих способностей старших дошкольников средствами декоративно – прикладного творчества с использованием нетрадиционных техник.

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Однако до сих пор проблема развития творчества остаётся наименее изученной и недоста...

Легенды и сказки по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством

Представлены легенды, сказки, мифы, стихи по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством: Хохлома, Городец, Гжель, Дымка, Жостово, русский народный костюм...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ С ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ»

Разнообразные способы рисования в декоративно-прикладном искусстве рождают у детей оригинальные идеи, развивают фантазию и воображение, вызывают желание придумывать новые композиции в оформлении работ...

Презентация "Использование информационно-коммуникативных технологий при ознакомлении дошкольников с декоративно-прикладным искусством"

Информационно-коммуникативные  технологии способствуют повышению качества образовательного процесса, служат развитию познавательной мотивации воспитанников, которое ведет к росту их достижений, ф...

Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным творчеством в средней группе:«Ярмарка»

Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным творчеством в средней группе:«Ярмарка»Программное содержание:1.Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промысла...

Особенности организации образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством

Особенности организации организованной образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с декоративно – прикладным искусством...