Психологическая помощь при раннем аутизме
статья на тему

Горай Елена Владимировна

Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с аутизмом.

Работа с родителями аутичного ребенка является крайне важной. Семья аутичного ребенка зачастую лишена поддержки знакомых, а иногда даже близких людей. По причине неосведомленности окружающих о сущности проблемы раннего детского аутизма, родителям с трудом удается разъяснить причины разлаженного поведения ребенка, его капризов, отвести от себя упреки в его избалованности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ РАННЕМ ДЕТСКОМ АУТИЗМЕ.

Горай Е.В. воспитатель 1-ой квалификационной категории

МДОУ детский сад комбинированного вида №23 «Аленушка»

Для успешного развития ребенка исключительную важность приобретает обоснование новых подходов и создание оптимальных условий для его воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество. В наиболее сложном положении по возможностям развития, образования и социализации находятся дети с психическими отклонениями, к которым, в первую очередь, можно отнести детей с ранним детским аутизмом.

Синдром раннего детского аутизма в отличие от других аномалий развития характеризуется наибольшей сложностью и дисгармоничностью как в клинической картине, так и в психологической структуре нарушений, и является сравнительно редкой патологией развития.

Основными признаками РДА являются:

- полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, или же недостаточная потребность в них;

- обособленность от окружающего мира;

- слабость эмоциональной реакции по отношению к близким, даже к матери, возможно полное безразличие к ним (аффективная блокада);

- неспособность различать неодушевленные предметы и людей, зачастую таких детей считают агрессивными, например, когда они хватают другого ребенка за волосы или толкают его как куклу;

- дети, страдающие аутизмом, очень часто чувствительны к слабым раздражителям. Например, они нередко не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;

- аутичные дети предпочитают неизменность окружающего (феномен тождества по Л. Каппег). Подобное явление проявляется очень рано, даже на первом году жизни. Отсюда вытекает и следующий признак – неофобии – боязнь всего нового. Ребенок может негативно отреагировать на появление новой одежды и обуви, перестановку кровати и так далее;

- однообразное поведение со склонностью к стереотипным, примитивным движениям, например, раскачивание туловищем или головой;

- речевые нарушения при РДА разнообразны. В более тяжелых формах РДА наблюдается мутизм (полная утрата речи), у некоторых больных отмечается повышенный вербализм – ребенок постоянно произносит понравившиеся ему слова или слоги;

- характерным для детей-аутистов является такое зрительное поведение, при котором проявляется непереносимость взгляда в глаза, «бегающий взгляд» или взгляд мимо.

Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с аутизмом.

Работа с родителями аутичного ребенка является крайне важной. Семья аутичного ребенка зачастую лишена поддержки знакомых, а иногда даже близких людей. По причине неосведомленности окружающих о сущности проблемы раннего детского аутизма, родителям с трудом удается разъяснить причины разлаженного поведения ребенка, его капризов, отвести от себя упреки в его избалованности.

Работа психолога над межличностными отношениями в семье строится не только в плане мать – ребенок с аутизмом, но и мать – отец, мать – здоровый ребенок и другие члены семьи, это необходимо для создания оптимальной психологической обстановки в семье, адекватного понимания состояния и проблем ребенка-инвалида. Коррекция таких отношений важна для уменьшения состояния растерянности у родителей, мобилизацию возможностей взаимодействия с ребенком, создание модели социальных ожиданий и адекватных воспитательных мер, формирование в родительском отношении позиции принятия ребенка.

Основные направления помощи таким семьям:

- психотерапия членов семьи;

- ознакомление родителей с рядом психических особенностей ребенка;

- составление индивидуальной программы воспитания и обучения аутичного ребенка в домашних условиях;

- обучение родителей методам воспитания аутичного ребенка.

Распространенной проблемой для семей, воспитывающих детей с РДА является перераспределение ролей, чаще всего один из членов семьи постоянно находится с больным ребенком, а другой работает и занимается материальным обеспечением семьи, в итоге - каждый чувствует себя «перегруженным». Ожидание поддержки от другого супруга и невозможность ее получения приводит к нарастанию напряжения в супружеских отношениях. Необходимо обнаружение и выявление позитивного вклада отсутствующего супруга в дело оказания помощи ребенку и заботу о семье в целом. Другой проблемой во внутрисемейных отношениях может быть отсутствие открытого общения, взаимопонимания, поиск «виноватого» в заболевании ребенка. Эмоциональное напряжение в семье также является следствием слома привычного образа жизни.

Существенной проблемой для семей, имеющей ребенка с аутизмом, является ограничение возможностей семейного отдыха и досуга, причиной этому служит разобщенность семьи, отсутствие свободных денежных средств, особое поведения ребенка и так далее. Ограничение досуга негативно влияет на эмоциональный настрой членов семьи. У каждого члена семьи должно быть время, когда они могли бы отдохнуть и отвлечься от трудностей, необходимо настроить семью на позитивный лад, и показать, насколько важно не терять перспективу и отводить себе время для снятия стресса, который возникает у родителей любых детей, в том числе и детей с аутистическими нарушениями. Специалист должен способствовать поиску внутренних ресурсов членами семьи, для решения этой проблемы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

1. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л.С.Выготский. – М.: АПН РСФСР, 1956. – 167 с.

2. Мамайчук И.И.Психологическая помощь детям с проблемами в развитии [Текст] / И.И.Мамайчук. – СПб.: «Речь», 2001. – 224 с.

3. Немов Р.С Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. – 4-е изд., кн.1. Общие основы психологии . [Текст] / Р.С.Немов. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 688 с.

4. Никольская О. С. Аутичный ребенок. Пути помощи [Текст] / О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг. М., Теревинф, 2007. – 143 с.

5. Злобина А.С. Проблема психосоциальной помощи детям с ранним детским аутизмом [Электронный ресурс] / А.С. Злобина, 2003. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/problema-psihosotsialnoy-pomoschi-detyam-s-rannim-detskim-autizmom.

6. Клементьева Н.К Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с аутизмом [Электронный ресурс] / Н.К.Клементьева. – Режим доступа: http://www.orcpnz.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=37:%.

 7. Исаев Д. Н. Психопатология детского возраста: Учебник для вузов [Текст] / Д.Н.Исаев. - СПб.: СпецЛит, 2001.- с. 219.

8. Ранний детский аутизм [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=500853.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для специалистов и родителей "Как организовать удаленную помощь детям с аутизмом"

Одна из самых сложных задачь - чем-то "занять" детей с аутизмом на продолжительное время. Через какие виды деятельности можно развивать ребенка с аутизмом в условиях изоляции и длительного з...

«Клинико-психологическая характеристика детей с аутизмом»

laquo;Клинико-психологическая характеристика детей с аутизмом»...

«Клинико-психологическая характеристика детей с аутизмом»

laquo;Клинико-психологическая характеристика детей с аутизмом»...

Консультативная помощь. "Психологическая помощь родителям детей раннего возраста с нарушением слуха"

Психологическая помощь родителям детей раннего возраста  с нарушением слуха Психологическая помощь родителям - это важная часть реабилитации детей с нарушением слуха. При воспитании малыша с проб...

Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся синдроме детского аутизма

Раннее начало проведения коррекционной работы способствует нормализации процессов психического развития, позволяет противостоять образования вторичной аутистической защиты....

Искаженное психологическое развитие, понятие синдрома раннего аутизма

Искаженное психологическое развитие, понятие синдрома раннего аутизма.  Вступление         В настоящее время среди обучающихся  образовательных у...

Психологический практикум «Самоповреждающее поведение. Психологическая помощь обучающимся.»

Психологический практикум для психологов ОУ «Самоповреждающее поведение.Психологическая помощь обучающимся.»...