Картотека Триз игр.
картотека (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Увашева Елена Александровна
Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблем.
В своей работе я использую следующие игры..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_triz_igr.docx570.37 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр ТРИЗ

https://st2.depositphotos.com/5722118/9780/v/950/depositphotos_97803890-stock-illustration-coloring-page-outline-of-cartoon.jpg

"Цепочка"

 

Дети и взрослый (в одной руке у него мяч, в другой - карточки с изображением различных предметов) встают в круг. Воспитатель показывает изображение первого объекта, называет его, затем передает мяч рядом стоящему ребенку. Тот называет один из признаков объекта и передает мяч следующему игроку. Нужно назвать как можно больше признаков объекта. Например: морковь - сладкая - сочная - оранжевая - хрустящая - твердая - удлиненной формы  растет на грядке.

Усложнение первого уровня. Воспитатель показывает карточку с изображением объекта, например моркови, и предлагает на звать один из его при знаков: по цвету ... (Оранжевая.) По форме ... (Удлиненная.) На вкус ... (Сладкая.)

Усложнение второго уровня. Воспитатель показывает изображение и передает мяч. Первый ребенок называет объект. Второй  его свойство. Третий - другой объект с названным свойством. Четвертый - другое свойство нового объекта и т.д. Например: морковь  морковь сладкая - сладким бывает сахар - сахар белый - белым бывает снег и т.д.

"Летает, плавает, бегает"

Водящий по очереди бросает детям мяч, называя объект живой природы. Ребенок ловит мяч и бросает его водящему, называя способ передвижения этого объекта. Напри мер: заяц - бегает, ворона - летает, карась - плавает.

Усложнение. Называются при родные и рукотворные объекты. Ребенок должен сказать, к какому миру (природному или рукотворному) они имеют отношение: щука  природный мир, плавает; самолет - рукотворный мир, летает.

Примечание. Следует называть конкретные объекты, а не класс. Например "воробей", "сойка", "стриж", а не "птица".

"Хорошо-плохо"

Воспитатель называет объект или природное явление, дети перечисляют его свойства, сначала те, которые они считают полезными, а затем те, которые считают вредными. Например: мороз - это хорошо, потому что снег не тает, можно кататься на санках, коньках и т.д. Мороз - это плохо, потому что руки мерзнут, нельзя долго гулять и т.п.

Усложнение. Дети должны обосновать свои доводы с точки. зрения какого-либо объекта, например дерева, кошки и т.д.

"Рыбы - птицы - звери"

Воспитатель произносит слово "птица" и бросает ребенку мяч. Поймав мяч, он должен подобрать видовое понятие, например "воробей", и бросить мяч обратно.

"Кто где живет"

Дети сидят за столом. У воспитателя - карточки с изображением животных, перед каждым ребенком лежат карточки с изображением мест их обитания (дерево, река, нора и т.д.)

Воспитатель дает карточку ребенку. Он должен определить, где обитает это животное, и "поселить" у себя на нужной карточке.

"Берегите природу"

На столе лежит бумажный круг, разделенный на пять секторов, и карточки с изображением частей природного мира (растения, звери, птицы, рыбы, человек).

Воспитатель предлагает поместить картинки на сектора (на каждый по одной), затем убирает одно из изображений и спрашивает у детей, что произойдет с оставшимися живыми объектами на Земле. Например: "Если не будет растений, что произойдет с птицами (зверями и т.д.)?" Затем возвращает карточку на место и убирает следующую. Изображение человека снимает в последнюю очередь.

Взрослый подводит детей к выводу: если человек исчезнет с Земли, то при рода не погибнет, но если одна из других частей живой природы исчезнет, может погибнуть остальной мир, в том числе и человек. Все взаимосвязано в природе, и человек дол жен бережно относиться к окружающему миру.

"Мир звуков"

Взрослый предлагает послушать аудиозапись шума моря, леса и Т.П. Дети слушают, затем определяют, что это за звуки (вой ветра, шум листьев, пение птиц, жужжание пчел и т.д.).

Усложнение первого уровня. Определить место, где можно услышать эти звуки.

Усложнение второго уровня. Определить, какие звуки производятся объектами живой природы. какие - неживой, есть ли там звуки, издаваемые объектами рукотворного происхождения.

"Узнай по звуку"

Воспитатель, сидя за ширмой, постукивает деревянной палочкой по одному из предметов (из металла, стекла, дерева и т.д.). Дети должны определить, какой материал издает подобный звук.

Усложнение первого уровня. Определив материал, назвать как можно больше предметов из него.

Усложнение второго уровня. Назвать явления или объекты при родного мира, которые издают звуки, схожие по звучанию с рукотворными материалами. Например: звон стекла - звон капели ...

«Да-нет»

(игры-задачи на сужение поля поиска)

Чтобы развить творческое мышление детей, необходимо научить их выбирать из всей известной им информации ту, которая нужна для решения конкретной задачи, то есть умению сужать поле поиска решения.

Для этого нужно:

- обучить умению задавать вопросы, связанные с выяснением признаков объектов:

- формировать умение обобщать выбранные факты; находить аналогии в собственном жизненном опыте; самостоятельно уточнять и расширять знания. (По Т.А. Сидорчук.)

Задачи на сужение поля поиска решаются при помощи ответов на вопросы, на которые можно ответить утвердительно или отрицательно.

Игры "Да-нет" условно можно разделить на объектные (поиск загаданного объекта в линейном, плоскостном или объемном пространстве) и ситуационные (обсуждение задач-ситуаций, для понимания которых не хватает информации).

Объектные игры-задачи

Средний и старший дошкольный возраст

1. Линейные задачи

Карточки с изображением объектов располагают в один ряд. Ведущий (вначале это воспитатель, затем ребенок) загадывает объект. Играющие должны его отгадать, задавая вопросы (с использованием понятий "середина", "справа", "между" и т.п.), а не просто перечисляя объекты. Первый вопрос задается так, чтобы разделить ряд на две приблизительно одинаковые части. Для этого надо определить центральный объект. Это может вызвать у детей затруднения, поэтому начинать работу надо с нечетным количеством объектов.

Пример: На доске в ряд выставлены карточки с изображением игрушек  (скакалка, флажок, мячик, кубик, машина, пирамидка, мишка, лошадка, кукла).

Ведущим загадана скакалка. 

Первый вопрос играющих относится к объекту, который они выделили как центральный: "Загадана машина?" (Нет.) Следующий вопрос сужает поле поиска до половины ряда: "Это слева от машины?" (Да.)

Дальнейшие вопросы будут касаться только тех изображений, которые находятся слева от машины (скакалка, флажок, мячик, кубик).

Например, играющие задают вопрос: "Это между кубиком и скакалкой?" (И да, и нет.)

Такой ответ покажет детям, что нужно переформулировать вопрос, задать его по частям, сделать конкретней: "Это кубик? (Нет.) Это скакалка?" (Да.)

Таким образом можно работать не только с объектами, но и со многими понятиями: дни недели, времена и месяцы года, числовой ряд и т.д.

"Складные картинки"

Воспитатель раскладывает изображения предметов, названия которых рифмуются  (мак-рак, олень-тюлень), поднимает картинку, например с изображением мака, и просит найти парную по рифме. Ребенок берет картинку с изображением рака, говорит «рак», и составляет рифмованную пару «мак-рак».

Игру начинают с 5 пар картинок, постепенно увеличивая их количество  до 25-25 пар.

"Придумай рифмованные строчки" (рекомендуется с 4 лет)

Воспитатель предлагает детям выбрать пару рифмующихся слов (лучше существительных, например рак-мак) и начать сочинять по схеме "Жил-был кто-то и был похож на что-то", например: "Жил-был рак и был похож на мак".

Ребенок может менять слова местами ("Жил-был мак, и был он как рак "). В качестве усложнения между словами "жил-был" и объектом ставятся другие слова ("Жил был веселый рак, и он часто смотрел на алый мак").

"Доскажи слово"

Воспитатель читает детям стихотворный текст и в последнем слове каждой строчки произносит лишь первый слог. Остальные слоги должны назвать дети.

Игровой мотив: у воспитателя то появляется, то пропадает голос.

"Сочини дальше"

Воспитатель придумывает одну строчку стихотворного текста, дети сочиняют дальше. Например: "В море плавает тюлень". Ребенок продолжает: "По лугу бежит олень" Возможны варианты рифмовок в виде путаницы: "В море плавает олень, на лугу лежит тюлень".

Игровой мотив: соревнование команд.

Усложнение: воспитатель раздает играющим предметные картинки. Они должны составить двустишье про изображенный на картинке объект.

"Герои сказок" (рекомендуется с 4,5 лет)

Цель. Учить группировать персонажей по заданному признаку, например:

- Назовите персонажей-девочек из разных сказок. (Герда из "Снежной Королевы", Женя из "Цветика-семицветика".)

"Эмпатия"

Ребенку предлагается представить себя природным или рукотворным объектом в проблемной ситуации.

Примеры.

"Ты - цветок на поляне. Солнце сильно пригревает, тебе хочется пить, а дождя давно не было. Что ты чувствуешь? Расскажи".

"Я - злой мальчишка, а ты - красивая ромашка. Я хочу тебя сорвать. Уговори меня этого не делать".(картинки к игре ).

Игра «Кто (что)  это такое может быть?»

(с 4-х лет)

Цель: учить называть предметы и обосновать два противоположных значений предмета.

Ход: Ведущий предлагает назвать объекты, в которых есть анатомические пары.

Например: - Что может быть и горячим  и холодным (одновременно).

(утюг, чайник, плита, человек, самовар…)

- и легким и тяжелым;

- и длинным и коротким;

- и гибким и твердым;

- и гладким и шероховатым;

- и мягким и твердым;

 - и острым и тупым.

Игра «Кто кем будет?»

(со средней группы)

Цель: учить называть прошлое и будущее предмета.

Ход: Ребенок отвечает на вопрос взрослого:

- кем (чем) будет … яйцо, цыпленок, кирпич, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый и т.д.»

При обсуждении ответов важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов. Например:

- Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея, яичница.

За одну игру можно разобрать 6-7 слов.

http://grig3.org/coloring-upload/2017/11/08/very-cute-fox-cartoon-coloring-page-also-available-colored.jpg

https://st2.depositphotos.com/2268777/10857/v/950/depositphotos_108577990-stock-illustration-little-cute-rabbit-stands-and.jpg

Хмурая тучка:

http://detskie-raskraski.ru/sites/default/files/detskie-raskraski-molniya14.jpg

Мышка.(показать коготки и запищать).

http://raskraski-dlya-malchikov.ru/wp-content/uploads/Raskraska-Myshka-6.jpg



Поезд изобразить руками как едет поезд (чух чух).

http://izuchalkin.ru/loadpic/pic1/2443-parovozik-veselo-bejit-po.jpg

Чайник закипает.

http://raskras-etot-mir.ru/wp-content/uploads/2018/03/raskraska-chajnika-3.jpg

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека ТРИЗ игр

"ТРИЗ" – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию, так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер и его последователи.Цели ТРИЗ - не просто развить...

Картотека ТРИЗ

Картотека ТРИЗ...

картотека ТРИЗ игр

Игры на формирование умения выделять функции объекта...

Картотека ТРИЗ игр для дошкольников.

Игры для детей 3-5 лет на развитие речи, логического мышления и др....

Картотека ТРИЗ игр

Картотека по ТРИЗ играм...

Картотека ТРИЗ 4-5 лет

Картотека ТРИЗ для детей среднего и старшего возраста...

КАРТОТЕКА ТРИЗ-РТВ игр интеллектуально-творческой направленности для детей дошкольного возраста.

ИГРЫ И ТРЕНИНГИ  НА  ФОРМИРОВАНИЕ У  ДЕТЕЙ  СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ;ДИДАКТИЧЕСКИЕ  ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ  НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ И КОРРЕКЦИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ  С...