Мастер-класс "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экпериментирование"
проект (младшая группа) на тему

Долгова Ольга Николаевна

Цель данного мастер-класса: дать участникам мастер-класса практические знания об опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста и возможности применения её на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»

Подготовила и провела воспитатель: Долгова О.Н

Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.

 К.Е.Тимирязев

Цель мастер-класса:

- дать участникам мастер-класса практические знания об опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста и возможности применения ее на практике;

- создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области с целью развития их творческого потенциала;

- распространение педагогического опыта.

Практическая значимость: данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

Ход мастер-класса:

Уважаемые коллеги! Я очень рада нашей встрече. Общеизвестно, педагоги как пчелки, которые трудятся не покладая рук, стремясь собрать как можно больше полезного, интересного и необходимого для своей работы. Вот и сегодня мы собрались с вами, чтобы поделиться опытом и я надеюсь, что каждый из вас унесет с собой что-то новое, необходимое и значимое.

Тема мастер-класса: «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»

    Ранний     возраст    –   период активного познания окружающего  мира  и  экспериментирования    ребёнка с   предметами. Ребёнок,   исследуя     различные предметы и их свойства, проводит простые причинно – следственные связи, изучает характер движений   и соотношение предметов.

Тем самым он   формирует свой интеллектуальный и                         творческий   потенциал.  

Передо мной встали вопросы:

- Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира?

И вот нахожу я в методиках совет:

Экспериментировать с детьми, лучшего и нет.

Пусть тот, кто ставит свои вопросы

Сам и находит на них ответы.

Одной из форм организации познавательно исследовательской деятельности является - экспериментирование. Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты - словно фокусы. Только загадка фокуса так и остаётся неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает, что конкретное содержание образовательных областей зависит от возраста детей и должно реализовываться в определённых видах деятельности:

 в раннем возрасте это в том числе экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.).

Экспериментирование - это познавательно - исследовательская деятельность, эффективный способ познания предметов и явлений окружающей действительности, который дает возможность исследовать определенный объект в управляемых условиях, а также позволяющий активно взаимодействовать с объектом эксперимента

Об эффективности детского экспериментирования говорят многие известные ученые (Л. С. Выготский, А. П. Усова, Г. М. Лямина, Е. А. Панько и др.). Н. Н. Поддъяков  выделяет данный вид деятельности как основной, говоря, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период раннего и дошкольного детства, так как «… ребенок самостоятельно воздействует различными способами на предметы и явления с целью более полного их познания… », а также экспериментирование «пронизывает все сферы детской жизни и деятельности, в том числе и игровую. … Игровая деятельность возникает гораздо позже экспериментирования»

На практике я убедились в том, что экспериментальная деятельность, как и игровая,  является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.

В своей работе я использую технологию, О.В. Колесниковой «Занятия по игровому экспериментированию для детей раннего возраста».

Содержание работы по детскому игровому экспериментированию отбирается и планируется по 6-ти блокам, в каждом из которых проводится несколько занятий по следующему алгоритму: 1-я серия занятий - это знакомство детей со свойствами предметов, веществ, материалов.  2-ая -   экспериментирование с выявленными свойствами. 3-я серия – это исследование изменений свойств, предметов, веществ, материалов.

Основой тематического планирования по детскому игровому экспериментированию в раннем возрасте является принцип от простого и знакомого к сложному и малознакомому; от близкого к далёкому. Ещё одна принципиальная позиция – это наличие литературной канвы. Это может быть сказка или небольшой рассказ.

Цель литературной канвы: мотивировать детей на осмысленную исследовательскую деятельность посредством эмоционально окрашенного понятного по содержанию сюжета, предоставление детям речевых образцов и стимулирование речевой активности детей. Вместе с тем, литературная основа занятия помогает педагогу естественным образом вставить в ход занятия проблемную ситуацию, которую ребёнку надо решить, чтобы двигаться вместе с героем по сюжету дальше.

Основные принципы, на которых строится каждое занятие по детскому игровому экспериментированию в раннем возрасте:

  • литературная основа построения занятия;
  • доступность содержания литературного текста и объектов исследования;
  • чёткое определение личностного смысла для ребёнка в исследовательской работе с предложенным материалом;
  • вариативность методов действия со знакомыми предметами, материалами и веществами;
  • возможность исследовательских действий с предложенным материалом для каждого ребёнка (на каждого из присутствующих детей готовится собственный набор оборудования и материалов);
  • поддержка положительных эмоциональных переживаний ребёнка в ходе экспериментирования (исследовательский опыт ребёнка должно иметь позитивно завершённый продукт, которого ребёнок достигнет самостоятельно, либо с помощью взрослых);
  • ведущая роль взрослого как носителя образцов действия с предметами и материалами и носителя речевых образцов также обязательна;
  • содержание каждого занятия (по возможности) должно быть связано с жизнью детей в группе  и с игровой деятельностью детей и плавно в неё перетекать.

Экспериментальные занятия по детскому игровому экспериментированию в раннем возрасте способствуют развитию наблюдательности, интереса детей к окружающему, обогащению детской речи и познавательного опыта, развивают моторную ловкость рук, уточняют и конкретизируют детский понятийный аппарат, формируют реальные представления об окружающем мире, стимулируют речемыслительную активность детей, мотивируют их на осмысленную познавательную деятельность.

Давайте с вами определим структуру эксперимента.  У вас на листочках перечислены структурные части эксперимента. Выстройте их в необходимой последовательности, присвоив им порядковый номер.

Я хочу сегодня провести с вами фрагмент занятия по детскому игровому экспериментированию по блоку «Игры с бумагой».

«Удивительная бумага»

Программные задачи:

  1. Расширять представления детей о свойствах предметов окружающего мира. Способствовать реализации потребностей ребенка в овладении действий с предметами.
  2. Стимулировать использование в активной речи глаголов: рвать, мять, рисовать, шуршать, трещать; прилагательных: гладкий, колючий, мятый, белый, большой, маленький.
  3. Укреплять мышцы кистей рук, формировать ручную ловкость.
  4. Воспитывать интерес к совместным занятиям.

Материалы и оборудование: листы писчей бумаги и салфетки на каждого ребенка, карандаши на каждого ребенка, коробка для обрывков бумаги, мусорное ведро.

Ход занятия:

- «Однажды маленький мышонок выглянул из своей норки и увидел, что вокруг пусто – нет никого.  «Это хорошо, что никого здесь нет» - обрадовался мышонок. – «Значит, я смогу отправиться в путешествие!» И мышонок побежал осматривать дом, в котором находилась его норка. Он нашел много интересного: хлебную крошку  (в ходе рассказывания педагог обращается к детям с вопросом: «Как вы думаете, что мышонок с нею сделал?», выслушивает ответы участников и продолжает свой рассказ), ниточку, карандаш… А потом, мышонок залез на большой письменный стол. И тут он увидел настоящее чудо: большой, белый лист бумаги».

- Посмотрите, что у меня в руках? (бумага).

- Какого она цвета?

- Погладьте пальчиками листок: бумага гладкая.

- Какая бумага на ощупь?

- Что можно делать с такой бумагой? – (Рисовать).

-  Да, на ней можно рисовать.

- Попробуйте нарисовать что-нибудь.

- Хорошо рисовать на белой бумаге? – (Ответы).

-  А теперь, положите карандаши спать на стол и накройте их своим  листом  бумаги. Видно карандаш? Нет, конечно. Бумага плотная, непрозрачная и под ней ничего не видно. Какая бумага?

- Где карандаш, покажите. Вот он! Спрячьте снова. Нет, не видно под плотной бумагой.

- А что ещё мышонку можно сделать с бумагой? Ведущий выслушивает ответы и продолжает:

- Её можно помять. Посмотрите, как я сомну бумагу. Послушайте, как она шуршит. А теперь вы сомните свои  листочки и послушайте, как они шуршат: громко, жестко. Участники мнут бумагу, прислушиваются к шуршанию бумаги, ведущий стимулирует участников на повторение слов и словосочетаний: я мну бумагу, бумага шуршит, я смял бумагу.

- Что мы сделали с бумагой? – (Предполагаемые ответы). Мы смяли бумагу. Как шуршит бумага? Покажите, что у вас получилось?» – Участники показывают комок бумаги. «Большой комок бумаги. Прижмите комок к щеке, какой он? – Колючий.  В ладошку не спрячешь –  он слишком большой».

Затем ведущий предлагает:

- А теперь аккуратно выпрямим наши листочки, разгладим их ладошками. Какая получилась бумага?- (Ответы). Бумага стала мятая.  Мы её смяли, и получилась мятая бумага».

- Что ещё можно с бумагой сделать? -  (Порвать). Давайте порвем её и послушаем, как она трещит. – (Громко). Трудно рвать бумагу? Что получилось? – (Много, много маленьких кусочков). Получилось много обрывков бумаги». После того как участники порвали бумагу, педагог предлагает детям сложить все обрывки  бумаги в коробку.

- Далее аналогичный опыт проводится с салфеткой. Можно сравнить результаты, полученные после опыта с бумагой.

- Мышонку очень нравилось играть с листочками бумаги, но тут он услышал, как кто-то открывает дверь, и быстренько побежал в свою норку.  

- Вопросы для рефлексии:

Как вы чувствовали себя в позиции детей

Возник ли у вас интерес к использованию на практике детского игрового экспериментирования?

- При организации детской экспериментальной деятельности, постоянно возникают вопросы. А нужно ли это ребёнку сейчас? Какое дальнейшее применение этого он найдёт в обыденной жизни? (ответы)

- Большинство ответов положительные. Значит, мы выбрали нужное и ценное содержание для своей работы. Ведь детские удивительные открытия находятся рядом, а посему только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни.

Уважаемые коллеги у вас на столах лежат смайлики, зеленого и красного цвета. Если вы считаете, что мой опыт полезен в вашей работе с детьми, покажите весёлый, а если считаете что бесполезен и вам не пригодится, то грустный. Буклеты будут помощниками в вашей работе.

Благодарю всех присутствующих за активное участие, мне очень приятно было с вами работать. На  этом  наша  встреча  закончилась,  надеюсь,  что  тема  нашего  разговора  была  для  Вас  полезна  и  интересна.  

   Желаю  всем  творческого  успеха  в  такой  важной  и  нужной  для  детей  работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...

Из опыта работы "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...

Из опыта работы "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"

Цель и задачи проведения работы по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование Цель моей работы — развитие познавательной сферы детей через включение ...

ОПЫТ РАБОТЫ по теме: Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование.

Цель моей работы -  развитие познавательной сферы детей через включение в процессе экспериментирования. Для достижения цели мною были  поставлены следующие задачи:  ·...

Фестиваль педагогического мастерства - 2020 Педагогический опыт "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"

laquo;Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в с...

Семинар-практикум «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»

Семинар-практикум   «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»...