Первый раз в первый класс - адаптация у нас….
статья по теме

Взаимосвязь со школой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervyy_raz_v_pervyy_klass.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

Первый раз в первый класс - адаптация у нас….

С волнением и радостью готовятся взрослые и дети к началу учебного года. Особенно переживают родители первоклассников. Ведь за праздничным  Днем знаний наступят рабочие будни. Как пройдет адаптация ребенка к школе? Как определить комфортно или нет ему в новом статусе? Справляется ли он  со своими школьными  обязанностями? Если жалоб нет, значит, ребенок успешно адаптировался и хорошо чувствует себя в новой обстановке. Если ребенок чрезмерно возбужден или агрессивен, заторможен или испытывает чувство страха и нежелание идти в школу, значит,  требуется  помощь специалиста, который поможет смягчить стрессовую для малыша ситуацию. Понятие адаптации тесно связано с понятием  «готовность ребенка к школе» и включает в себя физиологическую, психологическую и личностную готовность ребенка к школе. Все составляющие взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогами, одноклассниками и подчиняться школьным правилам. Как правило, эту готовность определяет медицинская комиссия и психолог в детском саду.   В силу разных жизненных обстоятельств не все дети посещают дошкольные учреждения, поэтому важно, чтобы    в начале учебного года уже школьный психолог определил на сколько такой ребенок готов к школе и сообщил родителям, на что им необходимо сделать акцент в обучении и воспитании ребенка.

По степени адаптированности детей можно разделить на три группы:                                                              Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение. Они спокойны,  доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют требования учителя без внешнего контроля. Изредка  у них могут возникать проблемы в контактах с детьми или с учителем из-за того, что им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Однако, к концу октября трудности успешно преодолеваются, ребенок осваивается с новым статусом ученика, с новыми требованиями, с новым режимом.                                                                                                                    

Вторая группа детей адаптируется более длительное время. Период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищами, не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами и обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы. Выполняют задания под контролем взрослого, а самостоятельно лишь при большой заинтересованности.  Только к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя. Взрослым в этой ситуации придется набраться терпения. Можно проконсультироваться у учителя или у психолога, как пережить этот период с минимальными потерями нервных клеток с обеих сторон. Третья группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Дети  часто жалуются на здоровье, у них доминирует подавленное настроение. Они с большим трудом усваивают учебные программы. Общественные поручения выполняют без желания, близких друзей не имеют. По имени и фамилии знают лишь часть одноклассников. Причиной тому могут быть патологические нарушения в развитии ребенка,  игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей или недостаточное внимание к ребенку с их стороны.  Определять причину, на основании жалоб со стороны взрослых (учителей, родителей), должны специалисты.   Но именно на таких детей чаще жалуются учителя,  говоря, что они «мешают» работать в классе. Как создать для ребенка ситуацию успеха? Чем родители могут быть полезны своим первоклашкам? Ведь иногда многие школьные трудности ребенка часто могут быть предотвращены или разрешены  небезразличным, теплым   отношением  родителей к делам ребенка.

-Интересуйтесь у  вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах. Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?». Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых он сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы поддерживать тему о школьной жизни.

-Регулярно беседуйте с учителем вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в 2 месяца. Во время любой беседы с учителем выразите свое стремление к сотрудничеству. Если между вами и учителем возникает разногласие, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их. Не обсуждайте  учителя в присутствии ребенка.

-Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. Выясните, что интересует его, а затем установите связь между  интересами вашего ребенка и предметами, изучаемыми в школе. Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашних условиях. (Считайте яблоки и конфеты, находите знакомые буквы, вешайте в рамку наиболее удачные творческие работы и т.д.)

-Знайте программу, и особенности школы, где учится ваш ребенок. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом и педагогическим коллективом. Помогайте ребенку выполнять домашние здания, но не делайте их за него. Отведите вместе с ребёнком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением  этих установок. Это поможет вам сформировать новые положительные привычки  к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения лучшим образом.

-Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме  в первые несколько месяцев в школе. Также в начале и окончании каждого учебного года, при переходе из начальной школы в старшую. По возможности избегайте больших изменений в домашней атмосфере, не выясняйте отношения в присутствии детей. Их нервная система еще не совершенна, а психика не устойчива. Не создавайте дополнительных стрессов. Спокойная семейная обстановка, соблюдение режима дня (повесьте его рядом с рабочим местом и расписанием уроков), ваше доброжелательное отношение, контроль, совет и поддержка, помогут вашему ребенку более эффективно адаптироваться в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Первый раз в первый класс"

Успешность обучения ребенка в школе зависит от его психологической зрелости,  которая предусматривает готовность основных психических сфер ребенка: волевой, мотивационной, умственной, а также соц...

ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС

Что же нужно делать, чтобы первая дорога в школу стала действительно праздником?...

Первый раз в первый класс: адаптация к школе

Рекомендации будут интересны родителям будущих первоклассников...

Советы родителям: «Первый раз в 1 класс: адаптация»

  В этом году наша группа выпускается в школу, родители волнуются и переживают, им порой невдомек, что им необходимо знать, как помочь адаптироваться ребенку в первом классе. Что сделать, ...

Первый раз – в первый класс – советы родителям Ваш ребенок первый раз идет в школу – это важное событие не только в его, но и в Вашей жизни. Как пережить предстоящие хлопоты, как подготовить ребенка к новой жизни и как 1 сентября сделать настоящий

1 сентября для первоклашки – это своеобразный выход в новый большой и неизведанный мир. Мир, который изменит его привычный до этого образ жизни. Мир, в котором ему придется общаться с большим количест...

"Первый раз в первый класс или адаптация первоклассников к школе"

Приближается 1 сентября. Многие дети впервые пойдут в школу. Это очень трудный и ответственный момент в жизни ребенка. Первый учебный год в школе — переломный период, когда меняется пр...

ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС! Рекомендации родителям по поддержке первоклассников в период первичной адаптации к обучению в школе

Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного завед...