Роль педагога в проектной деятельности дошкольников
консультация на тему

Рябова Ольга Александровна

Проектная деятельность позволяет до­школьнику проявить себя как личность. Главная особенность этой деятельности заключается в том, что она осуществляется в простран­стве возможностей, где нормы четко не заданы, не определены. В этом случае, в отличие от традиционного образования, и педагог, и ребенок попадают в ситуацию неопределенности. Технология про­ектной деятельности ориентирована на исследование как можно боль­шего количество заложенных в ситуации возможностей, а не на про­хождение заранее заданного (и известного педагогу) пути. Естественно, что следование жесткой программе более комфортно для педагога, чем постоянное самоопределение в непонятной ситуации. Поэтому каждый педагог, занимающийся проектной деятельностью, должен понимать различия между традиционными формами работы и технологией проектной деятельности. Важно, чтобы педагог мог как можно дольше удержаться в пространстве возможностей и постарать­ся максимально развернуть процесс их исследования, не трансфор­мировав проектную деятельность в один из традиционных видов за­нятий с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_pedagoga_v_proektnoy_deyatelnosti.docx16.5 КБ

Предварительный просмотр:

Традиционная педагогическая деятельность осуществляется в соответствии с принятыми нормами и требованиями. Она ориентирована на разработанные конспекты занятий, построение строгой логики перехода от одной части программы к другой и т.п. Эта работа необходима в той мере, в какой она позволяет дошкольнику присвоить выработанные человечеством средства познания и бытия в окружающем мире. Благодаря этой работе ребенку открывается богатство человеческой культуры. Но специфика культурного пространства заключается в том, что оно нормативно. Другими словами, в нем заданы образцы социально ценных продуктов и форм поведения. От ребенка требуется, прежде всего, следование этим образцам. Например, для того чтобы придумать какую-нибудь песенку, нужно научиться играть, записывать ноты, нужно освоить, что уже придумано другими людьми. Если обратиться к таким областям науки, как математика, физика, химия и т.д., сразу станет понятно, что нужно сначала освоить массу материала: различные правила, законы и только потом появится шанс для творчества.

Проектная деятельность позволяет дошкольнику проявить себя как личность. Главная особенность этой деятельности заключается в том, что она осуществляется в пространстве возможностей, где нормы четко не заданы, не определены. В этом случае, в отличие от традиционного образования, и педагог, и ребенок попадают в ситуацию неопределенности. Технология проектной деятельности ориентирована на исследование как можно большего количество заложенных в ситуации возможностей, а не на прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути. Естественно, что следование жесткой программе более комфортно для педагога, чем постоянное самоопределение в непонятной ситуации. Поэтому каждый педагог, занимающийся проектной деятельностью, должен понимать различия между традиционными формами работы и технологией проектной деятельности. Важно, чтобы педагог мог как можно дольше удержаться в пространстве возможностей и постараться максимально развернуть процесс их исследования, не трансформировав проектную деятельность в один из традиционных видов занятий с детьми.

Неразличение субъектной и объектной позиции ребенка — одна из опасностей, которая поджидает педагога при организации проектной деятельности.

Эмоциональная и деятельная поддержка детей, которую оказывают им большинство педагогов детского сада, часто превращается в готовность воспитателя выполнить действие за ребенка, будь то формулировка творческого замысла или выдвижение возможных способов решения проблемы.

Педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но при этом он не должен навязывать свои варианты ее решения, то есть нужно уйти от традиционного и привычного действия по заранее заданному образцу, иначе ребенок окажется в объектной позиции. Одно из главных умений, которому предстоит научиться педагогу при реализации проектной деятельности, — умение слышать ребенка. Педагогу гораздо легче самому предложить тот или иной способ действия, чем уступить это место ребенку.

В проектной деятельности под субъектностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности. При этом невозможно развивать субъектность ребенка, оставаясь в жесткой позиции. Педагог в силу своего профессионального опыта и образования имеет достаточно устойчивые и сформировавшиеся представления о том, как можно и нужно поступать в различных ситуациях. Например, каждый педагог знает, кому и какие подарки можно дарить на 8 марта и каким образом их можно изготовить. Понятно, что дети не сразу смогут придумать оригинальный подарок. Но задача педагога заключается вовсе не в том, чтобы добиться от детей необычного решения. Он должен посмотреть на уже известную ему ситуацию с точки зрения пространства возможностей.

Педагог «знающий» поступит по инструкции: объяснит, как вырезать цветочки, куда их приклеить, как сложить открытку, то есть будет действовать с позиции культурной нормы. Педагог, демонстрирующий субъектную позицию, сначала выяснит, как ребенок видит ситуацию (для ребенка создание открытки или приклеивание цветочка— вовсе не очевидное действие, а своеобразное открытие, осмысление праздника). И только потом воспитатель обратится к культурным способам оформления замысла. И тогда вырезание цветочка станет средством воплощения замысла ребенка, а не очередным звеном в реализации образовательной программы.

Рефлексивность — главное качество личности педагога, работающего по технологии проектной деятельности.

Как уже отмечалось, проектная деятельность осуществляется в пространстве возможностей. Коллективное обсуждение проблемной ситуации не только создает это пространство, но и открывает его для всех дошкольников, принимающих участие в беседе. Роль педагога в проектной деятельности не 'уменьшается, а, наоборот, возрастает. Он становится не столько носителем содержания образования дошкольников, сколько собственно педагогом. Другими словами, он становится специалистом по проектированию социальной ситуации развития детей. Такое проектирование оказывается более сложным, чем в системе традиционного образования. От педагога требуется умение видеть как всю группу детей, так и каждого ребенка. Педагог должен не только заранее продумывать возможные варианты социальной ситуации развития, но и постоянно импровизировать. Это требует от педагога, с одной стороны, полной включенности в процесс движения в пространстве возможностей, а с другой стороны, отстраненности от этого процесса, связанного с постоянным обдумыванием, рефлексией путей движения каждого проекта от начального этапа к конечному. Рефлексивность, осознание целей и способов проектирования совместно с детьми —эти способности педагога развиваются по мере освоения им технологии проектной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Роль родителей в проектной деятельности дошкольников"

Родительское собрание в форме круглого стола и совместного игрового досуга....

«Роль дидактических игр и проектной деятельности дошкольников с природой».

В начале третьего тысячелетия личность, общество, государство предъявляют к образованию принципиально новые требования. Детей необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые пригодятся им в...

Консультация "Театрализованная деятельность в детском саду, роль педагога в театрализованной деятельности дошкольника"

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, р...

Консультация для педагогов «Организация проектной деятельности дошкольников».

Консультация предназначена для воспитателей детских садов, которые начинают заниматься с детьми проектной деятельностью....