Для ДОО
методическая разработка (младшая группа)

Махновецкая София

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Одежда Вторая младшая группа Выполнила воспитатель Махновецкая С.Д.

Слайд 2

Одежда

Слайд 3

Одежда – это то, что мы с вами надеваем.

Слайд 4

Обувь

Слайд 5

Головные уборы

Слайд 6

Тает снежок, Ожил лужок, День пребывает, Когда это бывает?

Слайд 7

Лето.

Слайд 8

Зима.

Слайд 9

Зимняя одежда.

Слайд 10

Алгоритм одевания зимней одежды.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мудрые советы

Слайд 2

Наш мир. Мир, в котором мы живем – замечательный, превосходный, он заставляет улыбаться, радоваться, он вдохновляет нас!!! Однако вокруг нас есть различные опасности.

Слайд 3

Правила Много правил есть на свете, Их должны запомнить дети! В спички лучше не играть! Дверь чужим не открывать! Осторожность в гололед От ушибов сбережет! Для чего в саду забор, На дороге светофор? И, чтоб не было беды Не шалите у воды! Не бери без спросу нож! И запомни, где живешь! Про пожар, что нужно знать И кого на помощь звать? Ноль один, ноль два, ноль три Ты запомни! И звони!

Слайд 4

Незнакомец в доме. Если позвонил звонок, Посмотри сперва в глазок, В гости кто пришел, узнай, Но чужим - не открывай! Если нет глазка, тогда: «Кто же там?» - спроси всегда, А не станут отвечать -Дверь не надо открывать

Слайд 5

Огонь Ребята, вам твердят не зря: Играть со спичками нельзя! Огонь опасен, к сожаленью, Для всех людей без исключенья! Его так трудно потушить - Он может всё вокруг спалить! И вот уже в огне - весь дом... Опасны шалости с огнем

Слайд 6

Электрический ток Ты, малыш, запомнить должен: Будь с розеткой осторожен! С ней не должен ты играть, Шпильку, гвоздь туда совать - Дело кончится бедой: Ток в розетке очень злой!!!

Слайд 7

Высота На балконе - так и знай! -Ты на стулья не вставай, На перила не взбирайся, Низко не перегибайся -Это может быть опасно: Падать сверху так ужасно!!!

Слайд 8

Двери Дверь входную осторожно Надо закрывать; А иначе, друг мой, можно Пальцы там прижать... Будет больно - и польются Слезы в два ручья; И тебя жалеть сбегутся Все твои друзья.

Слайд 9

Мелкие предметы В уши, нос нельзя совать Мелкие предметы. Могут там они застрять - Помните про это! И придется вас везти К медикам в больницу! Глупо так себя вести, Просто не годится

Слайд 10

Лекарство Пилюли и таблетки Нельзя тайком глотать! Об этом наши детки Обязаны узнать. Вот если заболеете, Врача вам позовут, То взрослые таблетку Вам сами принесут. Но если не больны вы, Таблетки есть нельзя: Глотать их без причины Опасно вам, друзья. Ведь отравиться можно: В таких таблетках - вред!!! Так будьте осторожны – Живите много лет!!!

Слайд 11

Бытовая химия Много тюбиков и баночек Есть в шкафах у наших мамочек. В них хранятся средства разные, К сожалению, опасные... Кремы, пасты и таблеточки Не берите в руки, деточки: Эта бытовая химия -Как отрава очень сильная!

Слайд 12

Газ Если ты газ зажигать не умеешь, Не подходи, иль потом пожалеешь... Очень опасно к плите приближаться: Может она загореться, взорваться... Мама сама всё согреет и сварит, Суп приготовит и чайник поставит. Ты же, малыш, не спеши: подрастешь – Спичкой конфорку ты сам подожжешь!

Слайд 13

Острые предметы Не играйте острыми Вилками, ножами. Ведь такой «игрушкой» просто Что-нибудь поранить. Будет больно, будет грустно, Мама наругает ... Неужели вам игрушек В доме не хватает

Слайд 14

Горячая вода Когда в кастрюле кипяток, Не прикасайся к ней, дружок, И очень осторожен будь: Ее так просто обернуть! Поверь: кипящая вода Была опасною всегда

Слайд 15

Инструменты Сынок хотел, как папа, стать И начал гвоздик забивать; Попал по пальцу молотком - На рёв сбежался целый дом... Малыш, запомни наш совет: С тобой чтоб не случилось бед, Еще немного подожди: Сперва придется подрасти

Слайд 16

Дорога Запомни, друг: на красный свет Через дорогу хода нет! И будь внимателен в пути: Всегда на светофор гляди. Коль осторожен пешеход - То безопасен пешеход.

Слайд 17

Соблюдайте правила безопасности и будьте здоровы!



Предварительный просмотр:

История происхождения бумаги для детей

И

Определение .

C:\Users\София\Desktop\prodam-proizvodim-bumagu-a4-v-pachkah--1a6d-1372744854762863-2-big.jpg

Махновецкая София 33 группа

 Изобрели бумагу китайцы. Около 2000 лет тому назад, когда в Европе греки и римляне писали еще на египетском папирусе, китайцы умели уже делать бумагу. Материалом служили им волокна бамбука, некоторые травы и старое тряпье. Поместив материал в каменную ступу, они растирали его с водой в кашицу. Из этой кашицы они отливали бумагу. 
   Формой для отливки служила им рамка с сетчатым дном, сделанным из тоненьких бамбуковых палочек и шёлковых нитей. Налив в форму немного кашицы, принимались трясти форму во всех направлениях, чтобы волоконца переплелись и образовали войлок. Вода стекала, а на сетке оставался сырой бумажный лист. Его осторожно снимали, клали на доску и высушивали на солнце. Пачку листов отжимали в заключение под деревянным прессом. 
   Таким ручным способом китайцы делали бумагу. 
   Удивительный это народ! Начиная с бумажного абажура и кончая книгой или фарфоровой вазой – китаец во все вкладывает массу терпения и изобретательности. Китайцы раньше европейцев додумались до фарфора, книгопечатания, пороха, бумаги. 
   Прошло много лет, прежде чем бумага попала из Азии в Европу. Случилось это вот как. 
   В 704 году арабы завоевали город Самарканд в Средней Азии. Вместе с другой добычей они вывезли оттуда секрет изготовления бумаги. В завоеванных арабами странах: Сицилии, Испании, Сирии – появились бумажные фабрики. Была такая фабрика, между прочим, и в сирийском городе Мамбидше, или, как произносили европейцы, Бамбице. Вместе с другими восточными товарами: гвоздикой, перцем, благовонными маслами – арабские купцы привозили в Европу «бамбицину» – бумагу, сделанную в городе Бамбице. От этого-то слова и произошло, вероятно, наше слово «бумага». 
   Самой лучшей считалась багдадская бумага, которая шла в продажу в виде листов большого размера. В Египте изготовлялось много сортов, начиная от огромных листов александрийской бумаги и кончая крошечными листочками, которые употреблялись для голубиной почты. 
   Делали эту восточную бумагу из старого тряпья. На вид она была желтоватая, с темными пятнами. На свет видны были даже кое-где кусочки тряпок. 
   Прошли века, прежде чем в Европе появились свои бумажные фабрики, или «бумажные мельницы», как тогда говорили. В XIII веке такие мельницы можно было уже найти и в Италии и во Франции. 
   Случается иногда, что в руки историка попадает старинная грамота или историческая запись, в которой не указан год ее составления.
   Как этот год узнать? 
   Ученый обращается за разъяснениями к самой бумаге: рассматривает ее на свет. И потом говорит: «Эта грамота написана не ранее 1317 года, потому что бумага, на которой ее написали, сделана была в 1317 году; а вот эта грамота написана на столько-то лет позже». 
   Каким образом узнал это ученый? 
   И что такое видит он, рассматривая бумагу на свет? 
   Видит он на бумаге прозрачный водяной знак. 
   У каждого мастера был свой водяной знак, своя марка. Нередко мастер, кроме знака, проставлял также год и свою фамилию. Марки бывали самые разнообразные: маркой могла быть и голова человека, и половина оленя, и башня, и верблюд, и перчатка, и единорог, и лев, и русалка, и крылатый лев с птичьей головой, и папа римский, увенчанный тиарой, с ключом в руках. 
   Водяной знак получали таким способом. Бумагу отливали в форме с дном из проволочной сетки. Из проволоки делалась также фигура, которая укладывалась на дно формы. Там, где была проволока, бумага ложилась более тонким слоем чем в других местах. Поэтому, рассматривая бумагу на свет, вы и видите прозрачные полоски в том месте, где была проволочная сетка, и водяной знак там, где была проволочная фигура. 
   Самый старый водяной знак – это круг. Увидев на бумаге этот знак, вы можете сразу сказать, что бумага сделана в 1301 году. 
   К нам бумага попала в XIV веке через Новгород, куда ее привезли ганзейские купцы. Бумага эта была итальянская. В XVII веке путешественник Барберино побывал в Москве. В своем дневнике он пишет: «Затеяли они также ввести делание бумаги и даже делают ее, но все еще не могут ее употреблять потому, что не довели этого искусства до совершенства». 
Первая русская бумажная мельница построена была на реке Уче, в 30 верстах от Москвы. Но она работала недолго. 
   Лет через сто опять построили бумажную мельницу, на этот раз на реке Пахре, рядом с мукомольной мельницей. Помощником бумажного мастера был «хлебный мельник». Начали делать бумагу, но весной 1657 года «пошла вода с гор и учала плотину портить». Мельница была разрушена. Вместо нее построили другую, на реке Яузе. 
   Бумагу делали на этой фабрике большого размера с водяным знаком, изображавшим герб города Амстердама. Это потому, что наши «бумажные мельники» старались делать бумагу по образцу голландской, которая тогда считалась лучшей. 
   В XVII веке бумага уже расходовалась у нас в большом количестве. На ней печатали книги, которые продавались в книжном ряду в Китай-городе. 
   На ней в приказных канцеляриях писали и переписывали бесконечные выписи и отписки, памяти и указы, челобитные и розыски. Вместе с бумагой появилась, словно ее тень, и бумажная волокита. Нередко какое-нибудь «сыскное дело о чародействе и порче» тянулось годами. 
   «А дела клеили в столбцы и сбирали в годовые большие столпы, которые, лежа в палатах, от сырости расклеивались и гнили, и мыши их портили. И от того многие старые дела, докладные выписи и указы, валяясь по разным местам в небрежении, терялись и вовсе пропадали». 
   Так говорится в одной старой «грамоте» – 1700 года. 
   Один путешественник оставил нам описание московской канцелярии XVII века: 
   «Между тем рассматривал я находящиеся в сем же здании канцелярские комнаты. Они все под сводами, с маленькими окнами и похожи на темницы. На сей раз тут находились одни лишь канцеляристы, которые сидели по два человека на ящиках, стульях и скамейках, иные выше, другие ниже, без всякого порядка. Я даже видел одного, стоявшего на коленях. Они все занимались письмом или перебиранием свитков бумаг, которые развивали и свертывали с большой ловкостью. Сии свитки суть длинные полосы, составленные из листов бумаги, вдоль разорванных и склеенных». 
   Бумага шла к нам в это время главным образом из Голландии. Петр I велел в 1716 году построить бумажную мельницу около Дудергофа, а в 1720 году была построена и вторая «мельница» – за «Галерным двором». 
   Бумагу этих «мельниц» можно узнать по водяному знаку: как и на гербе Петербурга, на ней были изображены якоря. Был издан указ о том, что бумага будет продаваться в Адмиралтействе, и об этом объявлено было во всеуслышание с барабанным боем. http://chto-chitat-detyam.ru/img/254.jpgG:\труд\Paper.gif

Определение .

БУМАГА (от итал. bambagia - хлопок), материал преимущественно из растительных волокон. Впервые получена во 2 в. в Китае. С 19 в. изготовляется главным образом из древесины. Известно св. 600 видов бумаги. Характеризуется массой 1 кв. м (4-250 г), толщиной (4-400 мкм), механическими свойствами, цветом, белизной, гладкостью, впитывающей способностью и т. д.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Загадка В дремучем лесу затерялась избушка, В избушке живёт непростая старушка. Берёт помело, да в ступу садится, И тут же над лесом взлетает, как птица?

Слайд 4

Загадка Летом ходит без дороги Возле сосен и берёз, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. Он в берлоге спит зимой Под большущею сосной, А когда придёт весна, Просыпается от сна.

Слайд 5

Отгадайте сказочные загадки Не лежалось на окошке, Покатилось по дорожке.

Слайд 6

Мышка дом себе нашла. Мышка добрая была. В доме том, в конце концов Стало множество жильцов.

Слайд 7

Кто работать не хотел, А играл и песни пел? К братцу третьему потом Прибежали в новый дом. От волка хитрого спаслись, Но долго хвостиком тряслись. Сказка известна любому ребёнку И называется…

Слайд 8

Нет ни речки, ни пруда, Где воды напиться? Очень вкусная вода В ямке от копытца .

Слайд 9

Бабушка девочку очень любила, Шапочку красную ей подарила. Девочка имя забыла свое. А ну, подскажите имя ее!

Слайд 12

Угадай, из какой сказки?

Слайд 14

Прыгун-трусишка: Хвост-коротышка, Глазки с косинкой, Ушки вдоль спинки, Одежка в два цвета На зиму, на лето.

Слайд 15

Назови второе имя сказочного героя

Слайд 18

Телеграммы


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

        

        

Мини – музеи в ДОО как средство ознакомления старших дошкольников с окружающим миром

Москва, 2019

Оглавление

Введение        3

I Глава. Теоретическое обоснование формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о предметном мире через музей в дошкольной образовательной организации        7

1.1 Психолого-педагогические особенности формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о предметном мире        7

1.2 Условия и методы формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о предметном мире в дошкольной образовательной организации        16

II Глава.  Проектная деятельность «Мини - музей камня  «В гостях у Хозяйки Медной горы»        23

Схема осуществления проекта «Мини-музей камня «В гостях у Хозяйки Медной горы»        26

Заключение по второй главе        29

Заключение        30

Список использованной литературы        31


Введение

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о предметном мире охватывает все стороны воспитательно-образовательного процесса и является значимой и актуальной темой. Познавательный интерес к предметному миру, обладая мощными побудительными и регулятивными возможностями, способствует эффективному становлению ребенка как субъекта познавательной деятельности.

Это активное познавательное отношение к действительности должно формироваться с детства.

Окружающий ребенка мир предметов должен вызывать у него любопытство, живой интерес, желание войти в этот мир, преобразовать его, усовершенствовать, а для этого ребенок к концу дошкольного возраста должен иметь достаточный запас представлений об истории создания и изменении предметов человеком. Необходимость исторического знания для развития перспективного взгляда на окружающие предметы отметил еще Аристотель, выдвинув идею о том, что без понимания прошлого мы не можем понять и настоящего.

Введение исторических знаний в содержание дошкольного образования придает педагогическому процессу целостность и системность; позволяет проследить становление того или иного объекта в историческом развитии; расширяет образовательный кругозор, уровень социальной компетентности ребенка; формирует на основе ретроспективного подхода прогностический взгляд на предметный мир; делает возможным использование исторического подхода как метода познания и мышления; алгоритмизирует историческое знание; раскрывает роль человеческого фактора в общественном развитии; придает личностный смысл историческим знаниям за счет удовлетворения интересов детей; способствует повышению познавательной мотивации: пониманию необходимости, социальной значимости познания, стимулированию познавательных интересов и потребностей, стремлению к расширению собственного кругозора.

Всю совокупность исторических знаний условно можно разделить на две большие группы:

1) знания об истории возникновения и развития каких – либо объектов материальной действительности;

2) знания об истории познания человеком этих объектов.

В многочисленных исследованиях психологов и педагогов (Л.А. Венгер, В.И. Логинова, Л.А. Мишарина, С.Ф. Сударчикова, М.В. Крулехт, Т.С. Комарова, Р.И. Жуковская, И.И. Розанова) предметный мир выступает как объект умственной, трудовой, изобразительной деятельности детей, как средство нравственного воспитания дошкольников. Отношение ребенка к человеку-творцу и продуктам его преобразования, стремление участвовать в изменении рукотворного мира, проявляя творческое начало изучалось в работах С.А. Козловой, О.В. Дыбиной. Исследование О.В. Дыбиной также посвящено рассмотрению предметного мира как средства формирования творчества, развития прогностического взгляда на предмет.

Изменение окружающей действительности влечет за собой изменение воспринимаемой ребенком картины мира, его стремление познать эти преобразования, принимать в них активное участие. Именно предметы рукотворного мира обеспечивают ребенку данную возможность благодаря своим характеристикам, таким как форма, величина, цвет, материал, строение, функция, назначение, создание и преобразование, то есть признакам, которые поддаются изменениям в процессе деятельности человека. Овладевая пониманием ретроспективы вещного окружения, ребенок осознает, что человек целенаправленно изменяет предметы, делает их более удобными и полезными. Тем самым перед ребенком открывается своеобразная перспектива: какие еще есть варианты преобразования вещей, для более полного удовлетворения потребностей человека.

Одним из эффективных средств формирования представлений о предметном мире ребенка может являться музей в дошкольной организации.

Познание осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих ребенка вещей. Радость познания и удовольствие от рассматривания – явления сходные и одновременные. Музей способен обогатить ребенка впечатлениями от совершенно новых, незнакомых предметов, которые он никогда не встречал, да и не мог встретить в доступной ему действительности. Это необычайно расширяет кругозор, представление о мире, поэтому современные родители стремятся к возможно более раннему приобщению детей к музею. Подмечено, что ребенок лучше усваивает материал, если создаются условия, в которых он через осязание, действия с незнакомыми ранее предметами обогащает свой опыт. Именно поэтому в дошкольных образовательных учреждениях появляются мини-музеи, созданные детьми, как иллюстрации к программам дошкольного образования. В них совмещаются экскурсии и студийная работа, создаются коллекции, экспозиции разных сред, раздвигающих игровое развивающее пространство детского сада.

На основании выявленного сформулирована проблема исследования: каковы педагогические возможности музея в формировании у детей старшего дошкольного возраста представлений о предметном мире.

Исходя из рассмотренной проблемы, сформулированы:

Цель исследования – теоретически обосновать условия формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о предметном мире через музей в дошкольной образовательной организации.

Объект исследования – процесс формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о предметном мире.

Предмет исследования – педагогические условия формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о предметном мире через музей в дошкольной образовательной организации.

Задачи исследования:

1) изучить научную и методическую литературу по вопросам формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о предметном мире;

2) выявить условия и методику ознакомления детей старшего дошкольного возраста с предметным миром;


I Глава. Теоретическое обоснование формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о предметном мире через музей в дошкольной образовательной организации

1.1 Психолого-педагогические особенности формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о предметном мире

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Причем дошкольнику не свойственна созерцательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающей его средой.

Большое значение для развития ребенка имеют предметы. Они окружают его с момента рождения и сопровождают всю жизнь. Ещё до того, как ребенок начинает действовать с предметами, они уже входят в его жизнь, обеспечивают ему выживание, помогают адаптироваться в новой социальной среде, в которую ребенок попадает с момента рождения. В любом предмете заложен социальный опыт, отражен уровень развития общества, технического прогресса.

В предметах материализован многовековой опыт человечества, который предстает перед ребенком в обобщенном виде, раскрывающемся в физических и динамических свойствах, качествах и отношениях.

Большой вклад в изучение роли предметного мира в развитии ребенка дошкольного возраста внесли такие ученые как Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.И. Логинова, А.М. Леушина, Л.Г. Розенгарт-Пупко, О.В. Дыбина-Артамонова и многие другие. Предметный мир в их исследованиях рассматривается как совокупность предметов, характеризующихся формой, величиной, цветом, материалом, строением, функцией, назначением, его созданием и преобразованием.

В.И. Логинова определяет функцию предмета как способ использования предметов человеком, а назначение - как способность удовлетворить определенные потребности человека, то ради чего они созданы. При этом отчетливо проявляется признак предмета – результат труда, продукт деятельности человека. Наполняясь таким конкретным содержанием, предмет несет в себе доступную для дошкольника информацию об окружающей действительности и помогает ему познать её.

В дошкольном возрасте у детей появляется способность оценить деятельность другого человека. Опора на эту особенность позволяет формировать у них осознанный интерес к творчеству взрослого, результатом его труда, представление о своих возможностях что-то творить. Приобщение ребенка к миру взрослых, к их деятельности, к миру чувств и переживаний, т.е. ко всему тому, чем живет общество, - задача, которую человечество решает с того времени, когда стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего.

Я.А. Коменский в своем труде «Мир чувственных вещей в картинках, или изображение и наименование всех главнейших предметов в мире и действий в жизни» (1635) воплотил, говоря современным языком, свою концепцию ознакомления ребенка с окружающим миром. Я.А. Коменский, решая задачу приобщения ребенка к миру, считал ее важной и в основу отбора знаний положил принцип энциклопедичности

Ценен вклад в науку таких ученых, как М. Монтессори, Ф. Фребель, которые подчеркивали, что для детей дошкольного возраста важно познавать предметный мир в его свойствах и качествах.

Особое место в области изучения предметного мира занимают идеи современных отечественных исследователей А.Н. Леонтьева, С.П. Новоселовой, В.Я. Кисленко, О.В. Дыбиной, рассматривающих предмет как орудие предметной, игровой деятельности ребенка, как источник познания творчества взрослого. Иной подход к предмету осуществляют Н.А. Ветлугина, Е.А. Флерина, Г.Н. Пантелеев и др., они указывают, что «предмет является средством эстетического воспитания дошкольников, который формирует чувство благодарности к взрослому за заботу, уважительное и бережное отношение к результатам труда».

Е.И. Тихеева, В.В. Гербова, О.С. Ушакова справедливо считают, что предмет помимо всех прочих характеристик является объектом работы по развитию речи у детей всех возрастных групп.

Необходимо так же отметить роль исследований А.М. Леушиной, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова в изучении предмета, как средства для развития сенсорных способностей и элементарных математических представлений.

Предметный мир оказывает большое влияние на формирующиеся потребности маленького человека, служит ему своеобразной опорой в общении с другими людьми. Через предмет малыш узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами: он и теплый, и холодный, и шершавый, и гладкий, и сладкий, и соленый. Ребенок овладевает способами действий с предметами, и это помогает ему приобретать «власть» над миром, в котором он живет. Данное обстоятельство порождает чувство уверенности, спокойствия и желание познавать мир. Предмет вводит ребенка в мир взрослых, «информирует» его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие.

Отечественные исследователи предметного мира С.А. Козлова, О.В. Дыбина утверждают, что через предмет раскрываются разные стороны жизни: труд, быт, искусство, а также их сущностная характеристика: характерные черты, жизненный опыт, особенно творческое начало взрослых. Вполне правомерно рассматривают предметы как источник познания творческого начала в человеке.

Формирование отношения к предметному миру отражено в исследованиях Р.И. Жуковской, Р.И. Занченко, И.И. Розановой, изучавших процесс воспитания бережного отношения к результатам труда взрослых и формирования у детей чувства благодарности взрослому за заботу о них. Предметный мир в их работах рассматривается как средство воспитания таких нравственных качеств, как бережливость, заботливость, аккуратность, трудолюбие, привычка к тому, что каждая вещь имеет свое место, и осознание того, что взрослые много трудятся, чтобы создавать вещи, поэтому результаты их труда необходимо беречь.

В.Я. Кисленко отводит особое значение, в связи с познанием функции и назначения предмета, таким видам деятельности, как игровая, трудовая и художественная, в которых ребенок действует с предметами, активно овладевая миром вещей, что, дает ему значимые человеческие достижения. Психологически ребенок входит в мир постоянных вещей, обретая свободу обращения с предметами, влияющими на процесс усвоения им социальных норм поведения. Автор справедливо отмечает, что именно в деятельности ребенок реализует связь с человеком через вещи, предметы, а связи с вещами - через человека. Совершенно очевидно, что в процессе деятельности ребенку открываются не только физические свойства предметов, но и те признаки, которые они приобретают в результате человеческой деятельности, т.е. то, ради чего они сделаны и преобразованы.

О.В. Дыбина считает, что предметный мир целесообразно рассматривать с позиций пользы для ребенка, состоящих из трех групп предметов.

Первая группа предметов - это те, с которыми ребенок не действует, т.к. дети в силу объективных причин лишены возможности непосредственного контакта с ними, их отношение социально опосредовано взрослыми (например, предметы, облегчающие труд взрослых на производстве). Однако задача этих предметов велика: они служат образцом творческой деятельности взрослого, ребенок получает информацию о них как о результате труда человека, о том, что эти предметы созданы для удовлетворения потребности людей. У детей формируются представления о предметах, проявляется интерес к ним, а также к человеку - их создателю и преобразователю.

Вторая группа - предметы, которые входят в ближайшее окружение ребенка. Он действует с ними, видит их многообразие. Ребенок не преобразовывает этих предметов, но они имеют огромное значение для его развития: дети имеют возможность увидеть их и действовать с ними на практике.

Третья группа - предметы, с которыми ребенок действует, т.к. они доступны его преобразовательной деятельности в разных диапазонах. Эти предметы по содержанию приближены к реальной жизни, т.е. имеют аналогию с предметами, находящимися в обращении у взрослых, позволяют детям приобщаться к творческой деятельности, формировать у ребенка творческий интерес к миру предметов и миру взрослых. Соответствующие действия с ними способствуют выработке таких нравственных качеств, как аккуратность добросовестность при выполнении преобразований, понимание того, что от добросовестности и старательности, вещь становится более красивой удобной, дольше служит людям. Именно эта группа предметов является наиболее значимой для активного творческого освоения предметного мира дошкольниками. Преобразования, осуществляемые с данными предметами и при помощи них, могут способствовать успешному развитию творческого начала в человеке.

Такая представленность предметной среды (включенность продуктов творческой деятельности взрослых, удовлетворяющих разные потребности ребенка) содержит большое количество возможностей для познавательной и практической активности детей, для реализации задач социально-нравственного развития.

Большую роль в познании ребенком окружающего мира играют функции предметного мира, а именно информативная, эмоциогенная, регуляторная, которые освещены в ряде работ отечественных исследователей.

Информативная функция предмета обеспечивает знание его свойств, что обеспечивает ребенку, с одной стороны, ориентировку в социальном окружении, с другой - формирует представления о деятельности человека и его личностных качествах, проявляющиеся в процессе этой деятельности.

По мнению ученых В.И. Логиновой, Л.А. Мишариной информативная функция предметного мира помогает выработать необходимые представления о социальной действительности, центральным звеном которых, являются знания о трудовой деятельности взрослых. Информативная функция предметного окружения обеспечивает детям доступные знания об общественной ценности продуктов труда: каждая вещь является результатом труда и создана для того, чтобы служить не одному человеку, а многим.

Преобразующая деятельность взрослых, их творческое начало наглядно представлены в том, как изменялся один и тот же предмет в зависимости от потребности в нем людей. Модификация предметного мира человека проявляется в создании многофункциональности предметов, т.е. одной форме человек придает разные функции, облегчая пользование предметами.

Таким образом, в этом отношении предметы выполняют информативную функцию, а при условии эмоциональной окрашенности данная функция несет в себе нравственный заряд воздействия на чувства ребенка, вызывая эмоционально-положительное отношение к предметному миру и человеку - преобразователю этого мира.

Исследование О.В. Дыбиной свидетельствует о том, что в процессе реальной деятельности, благодаря регуляторной силе предметного мира, ребенок может осваивать ретроспективный подход к вещному окружению, несущему в себе знание о продуктах творческой деятельности взрослого и дающему толчок для развития прогностического взгляда на рукотворный мир. Это создает условия для формирования способности ребенка обдумывать, как можно совершенствовать предмет, сделать его красивым и полезным. Такое овладение «миром предметов» имеет огромное значение для развития мотивационно-личностной сферы ребенка, творческого отношения к предметному миру.

Итак, предметный мир выполняет информативную, эмоциогенную и регуляторную функции, которые создают условия для формирование у детей представления о предметах как продуктах творческой деятельности взрослых, понимания связи «человек - предмет» и «ребенок - предмет» и познания социальной действительности.

Дошкольное детство по темпам развития, по качественным психическим образованиям, приобретенным в этот период, имеет особое, непреходящее значение для всего последующего становления личности. В этом аспекте важнейшую роль играет проблема поиска принципиально новых форм воспитания и обучения, а также организации развивающей среды, которая может предоставить детям значительно большее «поле» для самостоятельных действий, способствовать формированию их познавательной и практической активности.

Развивающая среда представлена перед детьми предметным окружением и миром людей. В последнее время получили определенную разработку вопросы построения предметной среды (Н.А. Ветлугина, Л.М. Кларина, В.А. Петровский, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова и др.).

Предметная среда имеет в жизни ребенка огромное значение: являясь первым объектом деятельности дошкольника, она становится и одним из первых объектов познания окружающей действительности. Ребенок выступает действующим лицом в предметном окружении. По мере взросления он начинает знакомиться со свойствами объектов, их пространственными отношениями; определенным образом действовать с ними; занимает активную позицию по отношению к предметному окружению, предполагающую стремление преобразовать и совершенствовать предметы в соответствии со своими потребностями (О.В. Дыбина). Последнее становиться возможным при ознакомлении дошкольников с историей создания и преобразования человеком предметов и развития на этой основе способности к прогнозированию изменения объектов.

Представления детей о прошлом, настоящем и будущем предметов позволяют ребенку видеть окружающий мир в динамике, временном движении и развитии. Кроме того, обращение к прошлому - одно из средств самопознания, определения своего места в мире и во времени (прошлое - настоящее - будущее), своих ценностных ориентаций.

Дидактический потенциал исторических знаний можно разделить на:

1) описание предшествующего социального опыта человека и человечества в бесконечном многообразии и динамике отношений, воззрений, деятельности, в многомерности и подвижности исторического времени и пространства;

2) объяснение, дающее ребенку в категориях и методах исторического анализа инструмент для постижения мира и самого себя в мире - от прошлого через настоящее к будущему.

Введение исторических знаний в содержание дошкольного образования придает педагогическому процессу целостность и системность; позволяет проследить становление того или иного объекта в историческом развитии; расширяет образовательный кругозор, уровень социальной компетентности ребенка; формирует на основе ретроспективного подхода прогностический взгляд на предметный мир; делает возможным использование исторического подхода как метода познания и мышления; алгоритмизирует историческое знание; раскрывает роль человеческого фактора в общественном развитии; придает личностный смысл историческим знаниям за счет удовлетворения интересов детей; способствует повышению познавательной мотивации: пониманию необходимости, социальной значимости познания, стимулированию познавательных интересов и потребностей, стремлению к расширению собственного кругозора.

Таким образом, исторические знания выполняют познавательную, прогностическую, воспитательную функции, а также функцию накопления и обобщения социального опыта.

Всю совокупность исторических знаний условно можно разделить на две большие группы:

1) знания об истории возникновения и развития каких - либо объектов материальной действительности;

2) знания об истории познания человеком этих объектов.

Детям дошкольного возраста доступна для усвоения первая группа исторических знаний, так как представления о процессе преобразования человеком предметного мира с момента его создания создают перспективу его дальнейшего совершенствования.

Изменение окружающей действительности влечет за собой изменение воспринимаемой ребенком картины мира, его стремление познать эти преобразования, принимать в них активное участие. Именно предметы рукотворного мира обеспечивают ребенку данную возможность благодаря своим характеристикам, таким как форма, величина, цвет, материал, строение, функция, назначение, создание и преобразование, то есть признакам, которые поддаются изменениям в процессе деятельности человека. Овладевая пониманием ретроспективы внешнего окружения, ребенок осознает, что человек целенаправленно изменяет предметы, делает их более удобными и полезными. Тем самым перед ребенком открывается своеобразная перспектива: какие еще есть варианты преобразования вещей, для более полного удовлетворения потребностей человека.

Исходя из концепции формирования творчества при ознакомлении дошкольников с предметным миром, О.В. Дыбиной в основу процесса ознакомления детей с историей предмета положен принцип прогнозирования, видения предметов и явлений окружающего мира в их развитии. Данный принцип основан на представлении детей о прошлом, настоящем, а также умении рассматривать окружающие предметы во взаимосвязях и взаимозависимостях («человек-предмет», «ребенок-предмет»).

В исследовании О.В. Дыбиной подчеркивается, что развитие прогнозирования должно включать:

- овладение системой знаний о предметном мире (его прошлом и настоящем);

- овладение системой действий для установления причинно – следственных связей «человек – предмет», «ребенок - предмет», без чего невозможно объективное предвидение будущего;

- развитие вариативности и гипотетичности, поскольку прогнозирование всегда является вероятностным процессом;

- формирование действий по планированию.

1.2 Условия и методы формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о предметном мире в дошкольной образовательной организации

Метод, как способ передачи информации и влияния на формирование личности имеет важное значение. Он определяет эффективность ознакомления детей с предметным миром. Поэтому педагогу необходимо осознанно подходить к отбору методов, соотнося их с целью и задачами воспитания и обучения. В отечественной педагогике существует несколько классификаций методов. Каждая классификация имеет свое обоснование, т. е. удовлетворяет реализации определенной цели. Выделяется две большие группы методов — методы воспитания и методы обучения. Методы обучения классифицируются по основным источникам передачи и восприятия информации (А. П. Усова, Д. О. Лордкипанидзе) - это словесные, наглядные, практические методы; по логике усвоения знаний (Н.А. Данилов) индуктивные и дедуктивные; по типам познавательной деятельности (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер) репродуктивные, проблемно-игровые, поисковые, исследовательские.

Дети дошкольного возраста способны осознанно воспринимать предметный мир. Однако данная способность в наибольшей мере проявляется при такой организации процесса усвоения знаний, которая стимулирует ребенка к проявлению любознательности, творчества, к выражению чувств, к активной деятельности.

Для решения подобной задачи методы ознакомления детей с предметным миром можно представить группами: методы, повышающие познавательную активность; методы, повышающие эмоциональную активность; методы коррекции и уточнения представлений детей о предметном мире. Рассмотрим эти методы.

Методы, повышающие познавательную активность.

Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, возникшую по поводу познания и в его процессе. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в проявлении элементов творчества. Наиболее эффективным методом является анализ. Умение анализировать помогает усваивать знания осознанно. В процессе элементарного анализа дети уясняют внешние признаки, как бы расчленяют изучаемое явление на видимые составляющие. Каузальный анализ позволяет рассмотреть причинные связи и зависимости между признаками, выявленными в элементарном анализе.

Метод анализа тесно связан с методом, или методическим приемом, сравнения. Сравнение помогает образованию конкретных, ярких представлений и чувств. Освоенный детьми прием сравнения помогает им выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, требуется умение анализировать, обобщать, выделять существенные признаки.

Метод моделирования и конструирования содействует проявлению самостоятельности, творчества, выдумки. Этот метод совершенно необходим при ознакомлении ребенка с предметным миром. Моделирование и конструирование развивают мышление, воображение и готовят ребенка к восприятию мира. Воздействие на повышение познавательной активности оказывает сочетание в данном методе словесного объяснения, практической реализации и игровой мотивации.

Метод вопросов: постановка вопросов детям и воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать. В повседневной жизни дети задают взрослым много вопросов. Вопросы разнообразны по тематике, глубине, мотивам. В целом вопросы ребенка позволяют судить о направленности его интересов. Приучать ребенка к самостоятельному поиску ответов на свои вопросы очень важно, особенно для предстоящего обучения в школе, но от воспитателя требуются такт и чувство меры, чтобы не погасить желание детей задавать взрослым вопросы.

Решение логических задач. Решение логических задач может выступать и в качестве самостоятельного метода, направленного на повышение познавательной активности. Экспериментирование и опыты. Исследования (Н.Н. Поддьяков, И.С. Фрейдкин, Л.М. Кларина, Н.Г. Комратова, С.В. Кожокарь и др.) показывают, что этот метод очень эффективен в плане повышения познавательной активности. Как правило, он используется при познании живой и неживой природы, но его возможности значительно шире. Данный метод полезен при ознакомлении с техническими устройствами и открытиями, с моральными нормами и др. Ценность этого метода в том, что он дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

Методы, направленные на повышение эмоциональной активности .

Эмоциональная активность - это заинтересованное восприятие познавательного материала, сопереживание, сочувствие, желание принять участие в событии, оценить его. Эмоциональная активность может проявляться в экспрессивной окраске речи, в мимике, жестах, движениях. Существенными показателями воздействия знаний на ребенка являются характер его поведения после занятия: вопросы, раздумья, стремление кому-то что-то пересказать, а также содержание его игр и изобразительной деятельности. Эмоциональная окрашенность информации углубляет ее восприятие, делает его живым, позволяющим судить об отношении ребенка к полученным знаниям.

Игровые приемы повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Сюрпризные моменты и элементы новизны эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание разгадать секрет, отгадать загадку и просто порадоваться, удивиться. К методам и приемам повышения эмоциональности обучения можно отнести также юмор и шутку, которые необходимы на занятиях. Сильное воздействие на чувства детей оказывает сочетание разнообразных средств на одном занятии.

Средства ознакомления детей с предметным миром.

Средством ознакомления детей с социальным миром могут служить предметы рукотворного мира, с которыми ребенок постоянно действует или которые видит в своем непосредственном окружении.

В любом предмете рукотворного мира заложен социальный опыт человечества, отражен уровень развития общества, технического прогресса. Именно поэтому предметы рукотворного мира так важны в процессе социализации. Мир разнообразен, поэтому и предметы, окружающие ребенка, должны быть разнообразными по свойствам, качествам, функциям.

Однако следует помнить, что не каждый предмет становится средством познания социального мира, даже если находится в поле зрения детей. Ребенок может не замечать предмет, не интересоваться им до тех пор, пока взрослый не укажет на него, не создаст малышу условия для действий с предметом. Лишь в этом случае предмет субъективно - для данного ребенка - станет средством познания мира.

Предметный, вещный мир оказывает большое влияние на формирующиеся потребности маленького человека, служит ему своеобразной опорой в общении с другими людьми. Особое место в предметном мире занимает для ребенка игрушка. Она тоже является для него средством ознакомления с социальным миром. Через игрушку ребенок познает разнообразие жизни в ее свойствах и качествах, игрушка отражает уровень технического и социального развития общества. Известно, что игрушки различны по назначению и по своим потенциальным возможностям как средства познания детьми социального мира. Техническая игрушка помогает малышу знакомиться с достижениями технической мысли, со способами управления предметами, дает представление о способности человека воздействовать на окружающий мир. Игрушка сюжетная обогащает представления детей о мире взрослых, их деятельности. Народная игрушка помогает приобщить ребенка к его национальным корням, к его народу, что также очень важно для социализации личности. Таким образом, предметы, игрушки выполняют функцию средства ознакомления детей с социальной действительностью, представляя ее в материализованном виде, позволяя расширять представления о мире и формировать практические навыки управления им.

Уточняет и расширяет представления детей о мире изобразительное искусство.

Одним из эффективных средств познания мира ребенка может являться музей в детском саду. Музей в образовательном учреждении дает простор для неформальной творческой активности. Дети любят тайны, и, имея дело с некоторыми предметами, можно озадачить их вопросом «что это?».

Музей способен обогатить ребенка впечатлениями от совершенно новых, незнакомых предметов, которые он никогда не встречал да и не мог встретить в доступной ему действительности. Это необычайно расширяет кругозор, представление о мире, поэтому современные родители стремятся к возможно более раннему приобщению детей к музею. Подмечено, что ребенок лучше усваивает материал, если создаются условия, в которых он через осязание, действия с незнакомыми ранее предметами обогащает свой опыт. Именно поэтому в дошкольных образовательных учреждениях появляются мини-музеи, созданные детьми, как иллюстрации к программам дошкольного образования. В них совмещаются экскурсии и студийная работа, создаются коллекции, экспозиции разных сред, раздвигающих игровое развивающее пространство детского сада.

Английский педагог Дж. Уэст выделяет следующие способы, при помощи которых педагог может стимулировать интерес детей к изучению музейных предметов.

- Задавать вопросы: для чего сделан этот предмет, кто его использовал, он настоящий или копия?

- Побуждать к рассуждению, предлагая возможные разумные варианты ответа.

- Связывать и сравнивать новую информацию с имеющимися знаниями или добавляя доказательство к тому, что уже было известно.

- Исследовать: почему вещи именно такие, какие они есть, пытаясь найти и опробовать новые объяснения.

- Использовать исторические источники для развития воображения: какой была тогда жизнь, каким был тот человек?

Исходя из этого, мы рассматриваем музей как средство в формирования у детей дошкольного возраста представлений о предметном мире.

Работа в этом направлении не должна сводиться лишь к сообщению детям определенной суммы знаний из истории предметов.

В исследовании О.В. Дыбиной отмечается, что при изложении исторического взгляда на предметный мир нельзя:

1) ограничиваться только монологом – рассказом о прошлом предметов; необходимо включать в процесс ознакомления как можно больше действий (посидеть на бревне, осветить комнату свечой, надеть длинную одежду и походить в ней, написать несколько слов перьевой ручкой и т.д.);

2) терять из виду основное направление процесса при изложении истории создания вещи: человек создает много предметов, изменяет и совершенствует способы их использования для удовлетворения разных потребностей (естественных, духовных, интеллектуальных и т.д.) взрослых и детей;

3) перегружать детей сложной исторической информацией;

4) сводить организацию ознакомления с историей только к форме познавательных занятий.

Целью должно служить формирование у детей познавательного интереса, интеллектуально - творческого развития ребенка, который сможет жить и творить в нашем техническом обществе.

О.В. Дыбиной разработаны игры - турне, игры - путешествия в прошлое предметов, направленные на развитие у детей прогностического взгляда. Показывая ребенку, как человек изменял предметы, делал их более удобными и полезными, взрослый открывает перед ним перспективу изменения предмета, позволяет увидеть обогащение функции и назначения предмета и роль взрослого человека в данном процессе.


II Глава.  Проектная деятельность «Мини - музей камня  «В гостях у Хозяйки Медной горы»

Изучив научно-методическую литературу, был создан педагогический проект для детей старшей группы «В гостях у Хозяйки медной горы». Паспорт проекта описан в таблице 1.

Таблица 1

Паспорт педагогического проекта в старшей группе  «В гостях у Хозяйки медной горы»

Название

 Проект мини-музея камня:

 «В гостях у Хозяйки Медной Горы»

Тип

Исследовательско – игровой.

По содержанию:  естественно –  научный.

По времени проведения:   долгосрочный.

Цель

Познакомить детей с разнообразием камней в природе,

их особенностями, свойствами, значением и применением человеком через игровую и экспериментальную деятельность с учетом возрастных и индивидуальных особенностей  при сотрудничестве со взрослыми.

Задачи

 Обучающий компонент:

Дать детям представления о камнях разного происхождения. Учить классифицировать камни по их отличительным признакам.

Формировать умение обследовать камни, называть  их свойства и особенности.

Познакомить детей с их значением и  использованием  человеком в повседневной жизни, а также с камнями, которые человек использовал с давних времен.

Показать опытно – экспериментальной деятельностью и путем моделирования образование и  разрушение  камней, гор, вулканов.

   Воспитывающий компонент:

Формировать интерес к объектам неживой природы  и к опытнической деятельности с ними.

Развивать эстетический вкус при знакомстве с изделиями из камня.

Воспитывать бережное отношение к камням  и сделанным из них предметам. Воспитывать нравственно - патриотические чувства к родному краю.

Участники

Дети 5-6 лет, воспитатели группы, родители детей, музыкальный руководитель.

     

Сроки

реализации

2018 – 2019 г.г.

Планируемый результат

Дети должны научиться ориентироваться в мире  камня. Знать их свойства, особенности, значение и применение человеком. В исследовательской деятельности с камнями раскрыть потенциальные возможности и способности ребенка, его умение самостоятельно делать выводы.

Новизна

Появилась новая наука лечения - литотерапия, когда вместо лекарств человек прибегает к помощи камней   и минералов. Выяснилось, что камни еще, кроме непосредственного лечебного  воздействия на человека, оказывают терапевтическое влияние: психика человека воспринимает цвет камня, который обладает определенными свойствами и оказывает оздоравливающее  действие на организм в целом.

Актуальность

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о предметном мире охватывает все стороны воспитательно-образовательного процесса и является значимой и актуальной темой. Живя в краю, богатом полезными ископаемыми, у детей нет знаний об объектах неживой природы. Поэтому важно пополнить знания детей об окружающих нас камнях и минералах. Непосредственное общение с камнями родного края оказывает большое влияние на формирование нравственных и патриотических чувств у ребенка. У детей формируется чувство гордости к родному краю, воспитывается бережное отношение к природным богатствам в недрах земли. Зарождаясь из любви к малой родине, патриотизм поднимается до любви к своему Отечеству.

Содержание

Проект мини-музея камня «В гостях у Хозяйки Медной

Горы» знакомит детей с разными видами камней, их особенностями, значением и применением человеком. Через разные виды детской деятельности: игровую, познавательную, трудовую, музыкальную, театрализованную деятельность дети знакомятся со свойствами и происхождением камней, горных ландшафтов. У детей развивается интерес к объектам неживой природы.

Схема осуществления проекта «Мини-музей камня «В гостях у Хозяйки Медной горы»

Раздел

программы

Виды детской деятельности

Игровая деятельность

Дидактические игры с камнями  на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики: «Отыщи такой же камень», «Узнай на ощупь», «Каменная мозаика»,  «Бусы для Хозяйки Медной горы».

Настольно- печатная игра: «В гостях у Хозяйки Медной Горы».

Игры-драматизации по сказкам «Три поросенка», «Серебряное копытце» (П. Бажов)

Подвижные игры: «Камень - беги», «Время собирать камни», «Найди камень» (на ориентировку в пространстве)

Социальное развитие

Создание мини-музея в группе «В гостях у Хозяйки Медной Горы» с помощью родителей и педагогов детского сада.

Тематические занятия по ознакомлению детей с миром камня.

Оформление альбомов «Драгоценные и поделочные камни», «Кое-что о минералах», «Как подобрать для себя камни-самоцветы».

Оформление коллекций камней «Поделочные камни»,

 « Уральские камни».

 Рассматривание изделий из камня (статуэтки, картины,  мини-скульптуры)

«Встреча с интересными людьми»: беседа детей с минерологом Петуховой Т.В. (бабушкой Сони П.), «Что мы знаем о камнях?»

Экскурсия в  этномузей  СОШ № 29.

Речь и речевое развитие

«Если б я был камушком» - составление детьми творческих рассказов.

«Угадай, какой камень я спрятал?» Словесное описание ребенком  спрятанного им камня.

Словотворчество. Создание альбомов «Стихи и загадки о камнях».

Здоровье и физическое развитие

Изготовление массажеров с помощью родителей: «Каменные счеты» -  для профилактики плоскостопия, «Рукавица - массажер» - для общего укрепляющего тонизирующего  массажа).

Подобрать камни разной формы для развития

ловкости рук, ног.                               

Исследовательская

деятельность

            Познавательное развитие:

Опыты с камнями.  Рассматривание их через лупу.

Определение свойств камней с помощью экспериментирования.

Ознакомление детей с образованием и разрушением камней, гор, вулканов путем моделирования.

Индивидуально – семейные опыты «Вода и камень»

Математика

Закрепление понятий о геометрических формах:  игры «Какой формы камень?»,  «Веселая геометрия».

Обучение навыкам счета: игры «Сосчитай камешки», «Сколько тут камешков?»

Конструирование

Плоскостное моделирование – составление сюжетов из камешков.

Сооружение построек и  поделок  из камней:

«Дворец из камня».

«Каменные замки».

«Каменный цветок».

Художественная

литература

Пословицы и поговорки о камнях.

Чтение сказов П.П. Бажова «Живинка в деле», «Медной Горы Хозяйка»

Чтение сказки И. Н. Рыжова «О чем шептались камешки?»

Чтение стихов: Р. Сеф «Камень»; Л. Татьяничева «Малахит», « Гордое имя - Урал»

ИЗО  и дизайн

       Эстетическое развитие:

 «Рисование камешком на песке».

 «Рисование сюжета на камне».

Выставка совместных работ родителей и детей из камня: «Каменные шедевры».

Составление панно и коллажа из камней.

Создание мини-альпинария.

Совместный труд детей и взрослых на участке детского сада: создание «Сухого ручья»

«Чудо дерево» - изготовление руками родителей и детей дерева из камешков.

Летняя мастерская. «Чудесное превращение камня» Совместное творчество воспитателя и детей.

Театр

Настольный театр: «Театр из камней»

Инсценировка отрывка из сказа П.П. Бажова «Медной Горы Хозяйка»

Участие детей и родителей в мини-спектаклях по сказам П.П. Бажова.

Музыка

 

 

Музыкальная игра: «Угадай камень настроения».

Слушание произведения: «Уральский хоровод».

Разучивание рус.нар.песен: «Бажовские камешки», «Уральский камень – сердолик».

Познавательный досуг: «Бал на альпийской горке»

Заключение по второй главе

Создание данного музея сформирует положительный эмоциональный отклик от встречи с прекрасным, вызовет интерес, обогатит предметно-развивающую среду группы, привлечет к сотрудничеству родителей воспитанников, познакомит детей со свойствами камней.         Предоставит возможность рассказать детям, как люди используют свойства материалов в различных видах деятельности.

Мы считаем, что создание мини-музея позволит сделать слово "музей" привычным и привлекательным для детей, приобщит маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей, расширит познавательный интерес и эмоциональное восприятие, позволит пополнять музей новыми экспозициями, расширит словарный запас путем подбора картотеки к экспозициям загадок, пословиц, поговорок, интересных материалов, обогатит предметно-развивающую среду в образовательной организации.

Заключение

Таким образом, изучив научно-методическую литературу необходимо сделать следующие выводы: предметный мир, окружающие ребенка вещи имеют особое значение в развитии дошкольников. Именно в формировании представлений о предметном мире возникает познавательная активность, складываются первые эмоциональные предпочтения. Предметный мир вводит ребенка в мир взрослых, «информирует» его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие. Через предметный мир раскрываются разные стороны жизни: труд, быт, искусство, а также их сущностная характеристика: дарования, характерные черты, жизненный опыт, особенно творческое начало взрослых.

Использование различных методик организации деятельности детей, в том числе и музеи, способствует активному формированию представлений о предметном мире, облегчает усвоение первоначальных знаний, заинтересовывает детей, придает обучению проблемный характер.

Для формирования представлений о предметном мире важно введение исторических знаний, которые несет в себе музей. Оно придает педагогическому процессу целостность и системность; позволяет проследить становление того или иного объекта в историческом развитии; расширяет образовательный кругозор, уровень социальной компетентности ребенка; формирует на основе ретроспективного подхода прогностический взгляд на предметный мир.

Музей способен обогатить ребенка впечатлениями от совершенно новых, незнакомых предметов, которые он никогда не встречал, да и не мог встретить в доступной ему действительности. Это необычайно расширяет кругозор, представление о мире, поэтому современные родители стремятся к возможно более раннему приобщению детей к музею.

Список использованной литературы

  1. Артамонова О.В. К постановке проблемы формирования отношения к человеку через ознакомление с предметным миром // Теоретические основы программы воспитания дошкольников: Сб. СПб, 2012.
  2. Артамонова О.В. К постановке проблемы формирования отношения к человеку через ознакомление с предметным миром // Теоретические основы программы воспитания дошкольников: Сб. СПб, 2014.
  3. Дыбина О.В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей. Монография – М.: Педагогическое общество России, 2006.
  4. Дыбина-Артамонова О.В. Предметный мир как источник познания социальной действительности: Учебно-методическое пособие для студентов факультета дошкольного воспитания. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2007.
  5. Кисленко В.Я. Психологические особенности усвоения правил обращения с предметами с детьми раннего и дошкольного возраста. - М., 2011.
  6. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с предметным миром, - М.: Педагогика, 2008.
  7. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления с социальной действительностью. - М.: Академия, 2012.
  8. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – 2 – е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2009.
  9. Логинова В.И. Формирование системности знаний у детей дошкольного возраста. – Л., 2007.
  10. Морозова А.Н. «Музейная педагогика», под редакцией А.Н.Морозовой,О.В.Мельниковой, Творческий центр, Москва, 2008г.
  11. Музейная педагогика: Из опыта методической работы /Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 416 с. – (Программа развития).
  12. Мухина С.В. Детская психология. – М.: Просвещение, 2015.
  13. Н.А.Рыжова Л.В., Логинова, А.И. Данюкова «Мини-музей в детском саду», Москва, «Линнка-Пресс», 2008 г.
  14. О.Л.Князева, М.Д. Маханева, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Санкт – Петербург, Изд. «Детство – Пресс», 2008г.
  15.  Пантелеева Л.В. «Музей и дети», Изд. дом «Карапуз», Москва 2010г.

Размещено на Allbest.ru