Викторина "Айболита"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Колесникова Ксения Вячеславовна

Цель:Содействовать уточнению знаний детей о лекарственных растениях, произрастающих в средней полосе, о способах их применения и употребления во время туристских прогулок и туристических походах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_aybolita.docx23.47 КБ
Файл viktorina_aybolita.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Викторина Айболита»   Аптечка в рюкзаке

Цель: Содействовать уточнению знаний детей о лекарственных растениях, произрастающих в средней полосе, о способах их применения и употребления во время туристских прогулок и туристических походах.

Задачи:

- Обеспечить развитие знаний детей о лекарственных растениях, произрастающих в средней полосе, о способах их применения и употребления во время туристских прогулок и туристических походах.

- Обеспечить закрепление знаний детей о медицинских принадлежностях: бинт, салфетки, йод, перекись водорода,  необходимых для аптечки туриста.

- Побуждать детей оказывать посильную медицинскую помощь при несчастном случае.

- Побудить развитие дружеских взаимоотношений в коллективе; умение сопереживать, помогать товарищу; оберегать его в моменты опасности.

Материал:

Иллюстрации лекарственных растений, медикаментов при оказании первой помощи

Интерактивная доска и видеоматериал

Игрушка медвежонок

Медикаменты: бинт, салфетки, йод, перекись водорода

Предварительная работа:

Предварительная работа проводится в группе. Основная задача этого этапа познакомить детей с творчеством Михаила Михайловича Пришвина «Золотой луг», «Лисичкин хлеб». Показать красоту природы глазами автора.

Вводная часть:

Вы любите ходить в туристические походы; многое знаете о природе, многое умеете.

Вопросы:

- Скажите мне, какой должен быть настоящий турист?

- А что должен уметь настоящий турист?

- Как можно помочь заболевшему товарищу во время туристической прогулки?

Основная часть:

Задание

 Игра - викторина «Лесные Айболиты»

Ведущий или введенный игровой персонаж (Айболит) задает вопросы, дети отвечают. За каждый правильный ответ ребенок
получает маленькое сердечко.

Цель: Обеспечить узнавание по словесному описанию знакомых лекарственных растений. Вызвать желание отгадывать загадки.

I тур - «Загадочный»

Педагог или введенный игровой персонаж (Айболит) задает вопросы-загадки. Источник «Загадки детям» интернет сайт:

- К земле никнет стебелёк,
Ягодка, как огонёк.    

(Земляника)

-  Золотист, красив на вид-

   Для коровок ядовит.                                                    

(Зверобой)

- Хоть она и не печь,            

   Руку может нам обжечь.                                            

  (Крапива)

- Нет свежее аромата

  И приятней, чем у ...                                                

      (Мяты)

- Шарик розовый пушистый

 Дарит пчёлам мёд душистый.                            

          (Клевер)

- В белой шапке стоит дед,

  Если дунешь, шапки нет!                                        

    (Одуванчик)

- Она похожа на рябинку,

  Соцветья - жёлтые корзинки.                                  

    (Пижма)

- Весь в пыли, хоть сил немного,
 У дороги он торчит,

  У него согнулись ноги,

  Неприметен он на вид.                                            

    (Подорожник)

- Белая корзинка,
 Золотое донце,

  В ней лежит росинка

  И сверкает солнце.                                                  

    (Ромашка)

- Растёт зелёный кустик,
 Дотронешься - укусит.  

 (Крапива)                                                                                              

II тур – «Чайная церемония»

Информация для беседы педагога или введенного игрового персонажа (Айболита) с детьми:

Педагог  или введенный игровой персонаж (Айболит) на наборном полотне (интерактивной доске) выставляет иллюстрации растений (смородины, малины, брусники, ромашки, полыни, колокольчика, подорожника), которые  можно встретить в лесу.

Вопросы:

- Кто может рассказать: какие из этих растений помогут вам напиться

душистого чая? Как приготовить этот чай?

- Чем полезен чай из этих растений?

Физкультминутка

Проводит динамическую паузу педагог или введённый игровой персонаж (Айболит).

У туриста озябли руки - он их растирает; энергичное растирание рук.

У туриста озябли ноги - он ноги выше поднимает ходьба на месте с высоким подниманием колен.

У туриста друг споткнулся и упал - он друга поднимает; приседание

У туриста друг серьёзно заболел, он друга спасает;

упражнение выполняется в парах: исходное положение: дети стоят спиной к спине, руки в локтях переплетены, ноги слегка расставлены. Выполнение: 1 ребёнок наклоняется вперёд, 2 ребёнок - прогибается в спине назад; 1 ребёнок «несёт», 2 ребёнок «больной»; затем меняются местами.

III тур - «Помоги заболевшему»

Информация для беседы педагога или введенного игрового персонажа (Айболита) с детьми:

Педагог  или введенный игровой персонаж (Айболит) на столе (интерактивной доске) раскладывает (показывает изображения) различные медицинские предметы и лекарственные растения. (Бинт, марлевые салфетки, йод, перекись водорода, пипетка, градусник; листья подорожника, цветы ромашки, листья дуба; сушёные ягоды малины, черники, брусники, цветы липы, рябины). Медвежонок (игрушка) невнимательный турист, во время похода простудился, поранил ногу – как оказать первую медицинскую помощь, если поблизости нет врача, лекарств… 

Задание

«У медвежонка высокая температура, он промочил ноги, чай, из какого растение поможет ему?»

Цель: Вызвать желание помочь «другу». Обеспечить узнавание лекарственных растений, с помочью которых можно временно приостановить воспалительный процесс в организме.

Задание

«Медвежонок поранил лапу. Какое растение поможет ему в этом случае?»

Цель: Вызвать желание помочь «другу». Обеспечить узнавание лекарственных растений, с помощью которых можно приостановить кровь в походных условиях.

Задание:

«К больной лапе мы нашли лесное лекарство - надо эту лапу теперь перебинтовать и успокоить медвежонка»

Цель: Вызвать желание помочь «другу». Добиться уточнения знаний об оказании первой помощи пренесчастном случае. Побудить желание, умение прийти на помощь «другу», сделать перевязку. Обеспечить развитие умения анализировать свои действия.

Задание (индивидуальное)

Ребенок выбирает необходимые ему для перевязки медикаменты, делает перевязку, обговаривает свои действия, их назначение.

Цель: Закрепление на практику имеющихся знаний и умений. Побудить развитие умения прийти на помощь товарищу; оберегать его в моменты опасности.

IV тур «Собери аптечку для турпохода»

Задание

Педагог  или введенный игровой персонаж (Айболит) на столе (интерактивной доске) выставляет иллюстрации (демонстрирует) медицинские принадлежности. (Йод, бинт, перекись водорода, градусник, грелка, шприц, таблетки, спринцовка, вата, жгут.) Необходимо выбрать те медикаменты, которые, необходимо брать с собой в аптечке в поход.

Цель: Убедиться в том, что дети знают, и умеют собирать аптечку в поход. Вызвать желание на практике применять свои знания и умения. Подвести к выводу о значении медикаментов в походных условиях, их часть можно заменить лекарственными растениями.

Заключительная часть:

Педагог  или введенный игровой персонаж (Айболит) подводит итог по количеству набранных сердечек. Отмечает хорошие знания у детей о лекарственных растениях, умение оказать первую помощь пострадавшему. Отмечает важное стремление прийти на помощь «другу». Приглашает всех на фито чай с лекарственными астениями и пирог с лесными ягодами.

Последующая работа – дополнительные задания:

Создание условий для самостоятельной деятельности детей:

- Рисование «Каталог лекарственных растений»

- В тетради сделать памятку «Собери аптечку», стрелочками показать какие медикаменты пригодятся нам в походе.

- Рисование схемы «Этапы перевязки руки (ноги)»

                                                     

 



Предварительный просмотр:

Тема «Викторина Айболита»   Аптечка в рюкзаке

Цель: Содействовать уточнению знаний детей о лекарственных растениях, произрастающих в средней полосе, о способах их применения и употребления во время туристских прогулок и туристических походах.

Задачи:

- Обеспечить развитие знаний детей о лекарственных растениях, произрастающих в средней полосе, о способах их применения и употребления во время туристских прогулок и туристических походах.

- Обеспечить закрепление знаний детей о медицинских принадлежностях: бинт, салфетки, йод, перекись водорода,  необходимых для аптечки туриста.

- Побуждать детей оказывать посильную медицинскую помощь при несчастном случае.

- Побудить развитие дружеских взаимоотношений в коллективе; умение сопереживать, помогать товарищу; оберегать его в моменты опасности.

Материал:

Иллюстрации лекарственных растений, медикаментов при оказании первой помощи

Интерактивная доска и видеоматериал

Игрушка медвежонок

Медикаменты: бинт, салфетки, йод, перекись водорода

Предварительная работа:

Предварительная работа проводится в группе. Основная задача этого этапа познакомить детей с творчеством Михаила Михайловича Пришвина «Золотой луг», «Лисичкин хлеб». Показать красоту природы глазами автора.

Вводная часть:

Вы любите ходить в туристические походы; многое знаете о природе, многое умеете.

Вопросы:

- Скажите мне, какой должен быть настоящий турист?

- А что должен уметь настоящий турист?

- Как можно помочь заболевшему товарищу во время туристической прогулки?

Основная часть:

Задание

 Игра - викторина «Лесные Айболиты»

Ведущий или введенный игровой персонаж (Айболит) задает вопросы, дети отвечают. За каждый правильный ответ ребенок
получает маленькое сердечко.

Цель: Обеспечить узнавание по словесному описанию знакомых лекарственных растений. Вызвать желание отгадывать загадки.

I тур - «Загадочный»

Педагог или введенный игровой персонаж (Айболит) задает вопросы-загадки. Источник «Загадки детям» интернет сайт:

- К земле никнет стебелёк,
Ягодка, как огонёк.    

(Земляника)

-  Золотист, красив на вид-

   Для коровок ядовит.                                                    

(Зверобой)

- Хоть она и не печь,            

   Руку может нам обжечь.                                            

  (Крапива)

- Нет свежее аромата

  И приятней, чем у ...                                                

      (Мяты)

- Шарик розовый пушистый

 Дарит пчёлам мёд душистый.                            

          (Клевер)

- В белой шапке стоит дед,

  Если дунешь, шапки нет!                                        

    (Одуванчик)

- Она похожа на рябинку,

  Соцветья - жёлтые корзинки.                                  

    (Пижма)

- Весь в пыли, хоть сил немного,
 У дороги он торчит,

  У него согнулись ноги,

  Неприметен он на вид.                                            

    (Подорожник)

- Белая корзинка,
 Золотое донце,

  В ней лежит росинка

  И сверкает солнце.                                                  

    (Ромашка)

- Растёт зелёный кустик,
 Дотронешься - укусит.  

 (Крапива)                                                                                              

II тур – «Чайная церемония»

Информация для беседы педагога или введенного игрового персонажа (Айболита) с детьми:

Педагог  или введенный игровой персонаж (Айболит) на наборном полотне (интерактивной доске) выставляет иллюстрации растений (смородины, малины, брусники, ромашки, полыни, колокольчика, подорожника), которые  можно встретить в лесу.

Вопросы:

- Кто может рассказать: какие из этих растений помогут вам напиться

душистого чая? Как приготовить этот чай?

- Чем полезен чай из этих растений?

Физкультминутка

Проводит динамическую паузу педагог или введённый игровой персонаж (Айболит).

У туриста озябли руки - он их растирает; энергичное растирание рук.

У туриста озябли ноги - он ноги выше поднимает ходьба на месте с высоким подниманием колен.

У туриста друг споткнулся и упал - он друга поднимает; приседание

У туриста друг серьёзно заболел, он друга спасает;

упражнение выполняется в парах: исходное положение: дети стоят спиной к спине, руки в локтях переплетены, ноги слегка расставлены. Выполнение: 1 ребёнок наклоняется вперёд, 2 ребёнок - прогибается в спине назад; 1 ребёнок «несёт», 2 ребёнок «больной»; затем меняются местами.

III тур - «Помоги заболевшему»

Информация для беседы педагога или введенного игрового персонажа (Айболита) с детьми:

Педагог  или введенный игровой персонаж (Айболит) на столе (интерактивной доске) раскладывает (показывает изображения) различные медицинские предметы и лекарственные растения. (Бинт, марлевые салфетки, йод, перекись водорода, пипетка, градусник; листья подорожника, цветы ромашки, листья дуба; сушёные ягоды малины, черники, брусники, цветы липы, рябины). Медвежонок (игрушка) невнимательный турист, во время похода простудился, поранил ногу – как оказать первую медицинскую помощь, если поблизости нет врача, лекарств… 

Задание

«У медвежонка высокая температура, он промочил ноги, чай, из какого растение поможет ему?»

Цель: Вызвать желание помочь «другу». Обеспечить узнавание лекарственных растений, с помочью которых можно временно приостановить воспалительный процесс в организме.

Задание

«Медвежонок поранил лапу. Какое растение поможет ему в этом случае?»

Цель: Вызвать желание помочь «другу». Обеспечить узнавание лекарственных растений, с помощью которых можно приостановить кровь в походных условиях.

Задание:

«К больной лапе мы нашли лесное лекарство - надо эту лапу теперь перебинтовать и успокоить медвежонка»

Цель: Вызвать желание помочь «другу». Добиться уточнения знаний об оказании первой помощи пренесчастном случае. Побудить желание, умение прийти на помощь «другу», сделать перевязку. Обеспечить развитие умения анализировать свои действия.

Задание (индивидуальное)

Ребенок выбирает необходимые ему для перевязки медикаменты, делает перевязку, обговаривает свои действия, их назначение.

Цель: Закрепление на практику имеющихся знаний и умений. Побудить развитие умения прийти на помощь товарищу; оберегать его в моменты опасности.

IV тур «Собери аптечку для турпохода»

Задание

Педагог  или введенный игровой персонаж (Айболит) на столе (интерактивной доске) выставляет иллюстрации (демонстрирует) медицинские принадлежности. (Йод, бинт, перекись водорода, градусник, грелка, шприц, таблетки, спринцовка, вата, жгут.) Необходимо выбрать те медикаменты, которые, необходимо брать с собой в аптечке в поход.

Цель: Убедиться в том, что дети знают, и умеют собирать аптечку в поход. Вызвать желание на практике применять свои знания и умения. Подвести к выводу о значении медикаментов в походных условиях, их часть можно заменить лекарственными растениями.

Заключительная часть:

Педагог  или введенный игровой персонаж (Айболит) подводит итог по количеству набранных сердечек. Отмечает хорошие знания у детей о лекарственных растениях, умение оказать первую помощь пострадавшему. Отмечает важное стремление прийти на помощь «другу». Приглашает всех на фито чай с лекарственными астениями и пирог с лесными ягодами.

Последующая работа – дополнительные задания:

Создание условий для самостоятельной деятельности детей:

- Рисование «Каталог лекарственных растений»

- В тетради сделать памятку «Собери аптечку», стрелочками показать какие медикаменты пригодятся нам в походе.

- Рисование схемы «Этапы перевязки руки (ноги)»