Проект «Хвосты и хвостики» (средняя группа)
проект (средняя группа) на тему

Наумова Ольга Михайловна

Цель проекта: Познакомить детей с  разнообразием хвостов в животном мире и их значении для животных, птиц, рыб и пресмыкающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Хвосты и хвостики"27.11 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Хвосты и хвостики»

(средняя группа)

Название проекта:  «Хвосты и хвостики»

Тип проекта: информационный, исследовательский, творческий.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели и родители.

Продолжительность  проекта: 2 недели

Актуальность проблемы:

     Убеждения человека формируются с детства. Одна из главных нравственных задач, стоящих перед педагогом – воспитать любовь к Родине, а значит и бережное отношение к природе.

Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребёнка с её тайнами. Показать интересное в жизни растений и животных.

В животном мире встречается очень много разных хвостов. Они отличаются один от другого цветом, формой, бывают длинными и короткими, голыми и пушистыми, толстыми и  тонкими. Хвосты есть у рыб, земноводных, рептилий, птиц, млекопитающих.

Зачем же нужен хвост? Как животные их используют? Вот вопросы, которые интересуют детей?

Цель проекта:

Познакомить детей с  разнообразием хвостов в животном мире и их значении для животных, птиц, рыб и пресмыкающихся.

Задачи проекта:

Образовательные:

1.Продолжить знакомство с разнообразием животного мира.

2.Расширение представлений об особенностях приспособления животных к окружающей среде.

Развивающие:

1. Развивать познавательную и творческую активность детей;

2.Развивать умение вести диалог, активизируя свой личный опыт.

Воспитательная:

1. Воспитывать  любовь и бережное отношение к природе.

2.Воспитывать любознательность.

3.Воспитывать стремление изучать природу и живых обитателей Земли.

Организационный этап

Цель: Разработка стратегии реализации проекта.

  1. Подбор литературы  и предварительное чтение:

1. Просмотр мультфильма «Вини Пух и день забот»  Глава 3. «Как ослик Иа потерял свой хвост» Авторы сценария Б. Заходер, Ф. Хитрук; 

     2. Сбор информации в библиотеке;
    3. Чтение художественной и познавательной литературы, рассматривание иллюстраций;

     4. Поиск информации в интернете.

2. Распределение деятельности между участниками проекта:

Педагог

  1. Изучает педагогическую, научно-популярную литературу;
  2. Осуществляет подбор дидактических игр по теме;
  3. Подбор детских энциклопедий, книг для  рассматривания  детям на занятиях, во время бесед     и      в самостоятельной деятельности.
  4. Подбор и систематизация иллюстративного материала по теме.
  5. Организует работу по реализации проекта
  6. Участвует в подготовке презентации и защите проекта
  7. Организует выставку творческих работ «Что за чудо этот хвост»

Дети

  1. Дети совместно с взрослыми собирают информацию из разных источников
  2. Готовят небольшие сообщения по теме проекта, высказывают (зарисовывают) свои идеи

    3.  Рассматривают энциклопедии, книги.

    4.  Играют в дидактические и настольно-развивающие игры .

  Родители

  1. Помогают в подборе книг, энциклопедий, иллюстраций.
  2. Совместно с ребёнком собирают информацию из разных источников для презентации проекта.
  3. Совместно с ребёнком оформляют проекты (родители пишут, печатают, дети делают зарисовки, украшают страницы)

Продуктивный этап

1.Организационный момент:

Настрой детей на совместную деятельность с родителями и воспитателем.

2.Введение в проблему: В любимой

Однажды ослик Иа из мультфильма «Вини Пух и день забот» стоял на берегу озера и очень  грустил. К нему подошел Вини Пух и сообщил, что ослик потерял свой хвост. И  ослик расстроился еще больше.

3.Формулирование проблемы:

Ослик Иа потерял свой хвост и если бы не Вини Пух  он бы не сразу это заметил. Так зачем же животным хвосты? Почему ослик Иа очень расстроился? Неужели животные не могут жить без хвостов?

4.Разработка плана действий:

 

После просмотра мультфильма мы решили с детьми найти ответ на эти вопросы  изучив художественную  и  научную литературу, интернет источники с целью пополнить представления детей  о приспособленности строения животных к среде обитания (на примере хвоста), о значении отдельных органов  (хвостов) для взаимодействия с внешней средой. Мы также решили привлечь к этому наших родителей.

5.Поэтапное решение проблемы:

1. Проведение бесед и занятий: «Хвосты-помощники», «Мир хвостов», «Давайте поговорим о самых красивых хвостах», «Для чего рыбам хвосты», «Кто остался без хвоста», викторина «Что мы знаем о хвостах».

2.Поиск ответов на вопросы - «Что было бы, если…», «Если бы у медведя был павлиний хвост», «Как живётся зайцу с лисьим хвостом», «Путаница хвостов».

3. Развивающие игры: «Домино», пазлы «Собери хвостик», разрезные картинки «Угадай чей хвост»

4.П/И  «Береги свой хвост»

5.ЧХЛ: Бианки «Хвосты»,р.н.с. «Лиса и волк», белорусская сказка «Почему у медведя хвост короткий» и другие см. в приложении.

Родители и дети:

1. Совместно собирали информацию из разных источников - библиотека, книги, энциклопедии, Интернет,

2. Совместно оформляли детский проект на тему «Зачем животным хвост?» на примере одного из животных (родители пишут, печатают, дети делают зарисовки) и рисовали рисунки на тему «Что за чудо этот хвост?»

Мы так же совместно с родителями много   наблюдали, искали в интернете, смотрели, читали.

И вот, что нам удалось узнать.

На свете столько разнообразных хвостов!  Немыслимо  сосчитать! И у каждого своё назначение. Они отличаются один от другого- цветом, формой. Бывают длинными и короткими, голыми и пушистыми, толстыми и тонкими. Хвосты есть у рыб, земноводных, рептилий, птиц, млекопитающих. Многие животные получили своё название благодаря особенностям строения и применения хвоста. Например- акула пилохвост, скат - хвостокол,  кривохвостка,  птица- лира.  Да всех разве перечислишь? Правда, надо заметить, что используют животные их по - разному.

                Хвост-опора.

У дятла он из коротких ,упругих перьев. Дятел цепляется коготками за кору и упирается хвостом. Кенгуру свой тяжёлый 3 метровый хвост использует, как табурет для отдыха.

              Хвост - рука.

Хвост рука у обезьяны. Она висит   на лианах, цепляясь хвостом, как рукой. А опоссумы , строя дом- носят солому пучками, обвив её хвостом.

             Хвост - мотор.

У обитателей водоёмов- хвост вместо мотора. Толька рыбы, саламандры, тритоны, и крокодилы машут им вправо, влево, а киты, дельфины, тюлени, бобры и каланы- вверх, вниз.

             Хвост - балансир.

 У лемуров  хвост- балансир, они сохраняют равновесие, как цирковые артисты. Именно поэтому ласточка на проводе постоянно раскачивает хвостом - сохраняет равновесие.

             Хвост - кладовая.

 Тушканчик карлик, перед зимой копит  жир и часть припасов откладывается в длинном хвосте. В норе ему зимой будет не страшен голод. У овец кладовка в курдюке, там тоже копится жир, на всякий случай.

             Хвост - одеяло.

 Как теплое шерстяное одеяло- используют свой пушистый хвост жители Крайнего Севера: лисы, песцы,  куницы, барсы и соболи. Они спят прямо на снегу, лапки под себя, а нос прикрывают хвостом.

          Хвост - оружие нападения.

 У скорпиона, крокодила,  морского кота и ската  –хвостокола  хвост- оружие нападения .Внешне скат похож         на сковородку с ручкой .У основания хвоста , острый зазубренный по краям, как шпага шип. Если на него нападают, он бьёт хвостом  , нанося « шпагой» раны.

               Хвост- защита.

 У зебр, лошадей, ослов, коров, слонов  хвост - защита. Они обороняются от комаров, слепней и  мух. А вот ящерицы и саламандры защищаются хвостом так. Только схватят такое животное за хвост,  оно сокращением особых мышц переламывает позвонок, как бы отцепляет хвост. Хвост остаётся у нападающего, а его хозяйка торопится удрать. А  хвост потеряла - не беда, отрастёт новый.

                    Хвост-Парашют

 А вот белки и бурундуки свой хвост используют в качестве парашюта. Расправили хвост и лапки и бросились с самой верхушки ели вниз, так и спасаются от хищника. С парашютом ведь не разобьёшься, а мягко приземлишься.

                    Хвост  - руль и тормоз.

 Птица использует свой хвост, как руль, а сядет и хвост вниз отпускает, потому и не падает клювом в землю, ведь опущенный хвост  теперь – тормоз.

                    Хвост - маяк.

 Косуля машет своим  беленьким хвостиком, как платочком , а детёныши за ней, так и укрываются от погони. А вот скунс - не имеет врагов. Его химическое оружие - жидкость с не приятным запахом, он никого не боится! Стоит ему поднять хвостик и никого вокруг не будет. Все разбегутся!

                       Хвост - легкие.

 Водяной скорпион дышит при помощи хвоста .Через трубку-    хвост он забирает воздух. Илистый прыгун часто лежит на песке, окунув хвост в воду. Эта рыбка дышит хвостом, поэтому может долго жить вне воды .Ведь у неё хвост- лёгкие

                             Хвост - средство общения.

 Если незнакомая собака лает на вас, но при этом энергично молотит хвостом, бояться   её не следует. Это не агрессия. Просто пёс хочет познакомиться. Опасайтесь собак, если хвост у неё поджат Знайте пёс напуган и будет обороняться  .Когда кот дёргает хвостом, это означает, что он сердится .Если  у лежащего в зарослях тигра подёргивается кончик хвоста – зверь не отдыхает, а, увидев добычу готовится к прыжку.

                               Хвост - украшение.

 У павлина,  птицы лиры- хвост служит просто украшением  Смотрите  какой роскошный  хвост у павлина, он привлекает самку.

  Вот к какому результату мы пришли. Хвостом животные пользуются по  разному:  одним он нужен для того, чтобы лежать, другим защищаться или нападать, а кто - то укрывается хвостом, дышит, рулит, общается с помощью хвоста. Ясно одно, всем животным хвост очень необходим.

 Работая над проектом мы использовали множество литературы и другие  познавательные источники : фильмы,  диски, слайды, интернет .

Нам было очень интересно. Теперь все знают какие бывают хвосты и для чего они нужны.

Презентативный этап

1. Анализ – обсуждение с детьми результатов продукта деятельности по проекту.

2. Организация выставки рисунков «Что за чудо этот хвост»

3. Организация презентации проекта, участие в защите проекта «Для чего животным нужны хвосты»

 Спасибо за внимание!

Приложение

Перечень художественной литературы и интернет источников

1. В. Бианки «Хвосты»

2. Русская народная сказка «Лиса и волк»

3. Белорусская сказка «Почему у медведя хвост короткий»

4.Добрикова В.К.по мотивам русской народной сказки «Хвосты»

5.Уваркина О. «Про хвосты и хвостики»

6. В.Берестов стихи про животных «Почему у лягушки нет хвоста?»

7. К.Чуковский «Топтыгин и лиса»

8. Курдюков Серж-Детск «А зачем животным хвост?»

9.Н.Сладков «Отчего у лисы длинный хвост?»

10. Брюс Д. Все, что вы хотели знать о животных. Спросите у тигра. – М.: «Росмен Пресс» 2010.

11. Сергеев Б. Зачем нужны хвосты.»Юный натуралист», 1990, №5

12. Энциклопедия для детей «Все о животных от А до Я»

13. Е.Лаврентьева «Необыкновенная книга об удивительных животных»

14. Детская энциклопедия «Птицы»

http://videla.ru/xvosty-xvostishhi-i-xvostiki-17-foto.html

http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-hvosty.html#c

http://seventy-unit.at.ua/index/0-11

http://detkam.e-papa.ru/mp/87/855.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект образовательной работы в средней группе "Скоро Новый год"

Этот  мини-проект -один из многих проектов,которые работают в нашем саду.Каждый из воспитателей может использовать его в своей работе.  Воспитатель готовит детей к проведению праздников,но в...

Проект "Быть здоровыми хотим" (средняя группа)

Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то город или сельская местность, привычная домашняя обстановка - каждая среда диктует разли...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект «ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ» в средней группе (реализация проекта в рамках программы «Социокультурные истоки»)

Проект«ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»в средней группе(реализация проекта в рамках программы«Социокультурные истоки»)...

ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ проект по окружающему миру (средняя группа)

laquo;В символах Россию открываю, в символах Россию познаю»...