Главные вкладки

    Консультация для педагогов: Ознакомление дошкольников с природой, как путь формирования экологической культуры
    консультация (средняя группа) на тему

    Экологическая культура – это одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой.

    Одной из основных целей экологического воспитания является формирование экологической культуры, под которым мы понимаем совокупность экологически развитых сознания, эмоционально-чувственной, деятельностной сфер личности.

    Экологическая культура – это неотъемлемая часть общей культуры человека и включает различные виды деятельности, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы и т. д.) .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл oznak_doshk_s_priro.docx21.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 38 комбинированного вида»

    Консультация для педагогов

    «Ознакомление дошкольников с природой,

     как путь формирования экологической  культуры»

                                      Подготовила и провела:

                                                        Трушина Людмила Александровна

                                                 

    г. Петропавловск-Камчатский, 2017 год

    Экологическая культура – это одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой.

    Одной из основных целей экологического воспитания является формирование экологической культуры, под которым мы понимаем совокупность экологически развитых сознания, эмоционально-чувственной, деятельностной сфер личности.

    Экологическая культура – это неотъемлемая часть общей культуры человека и включает различные виды деятельности, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы и т. д.) .

    Юный возраст наиболее благоприятен для развития основ экологической культуры, становления обуславливающих её экологического мировоззрения и сознания, нравственно-этических норм поведения. В этом возрасте человек наиболее восприимчив к идеалам красоты, гармонии эмоциональному единству с живой и неживой природой, чувству товарищества и коллективизма, духовному развитию и самопознанию, неформальному восприятию мира, высоким нравственным идеалам. Ребёнок чувствует чужую боль, остро воспринимает несправедливость своих и чужих поступков, стремится к подражанию, справедливым делам и поступкам. Тонко чувствующая и легко восприимчивая психология юного человека соединяет воедино материальный и духовный мир. Без подобного воссоединения невозможно воспитание и развитие экологического мировоззрения и сознания.

    Старший дошкольный возраст – самоценный этап в процессе развития основ экологической культуры. В этот период происходит качественный скачок. В значительной степени определяющий процесс развития экологической культуры личности, в дальнейшем выражающийся в формировании у ребёнка осознанного отношения к окружающему миру. В том, что он начинает выделять себя из окружающей среды, преодолевает в своём мироощущении и расстояние от «Я – природа» до «Я и природа», акцент смещается на формирование отношений к самому себе (какой я? За что меня хвалят или ругают) и к ближайшему социальному окружению – сверстникам, взрослым.

    У детей старшего дошкольного возраста взаимодействия и отношения с природной и социальной средой существуют на бессознательной основе. Дети не выделяют себя из объектов и субъектов окружающего мира, они ощущают себя естественной частью природы, органичное единство с ней. Между ребёнком и субъектом среды образуются непосредственные объект-объектные, межобъектные отношения. Ребёнок старшего дошкольного возраста открыт для того, чтобы воспринимать и присваивать экологические правила этих отношений, превращать их в свои привычки, в часть своей натуры. Этот возраст наиболее благоприятен для экологического воздействия.

    Развитие основ экологической культуры у старших дошкольников можно рассматривать как специфическую «субкультуру» определённой социальной группы.

    Соответствующий дошкольному возрасту объём знаний основ экологической культуры ребёнок получает в семье, детском саду, через средства массовой информации. Влияние семьи на развитие начал экологической культуры ребёнка определяется отношением её членов к окружающей природе, общей культурой. Роль детского сада в этой связи определяется личностными и профессиональными качествами педагогов, условиями воспитания.

    Основываясь на деятельностном подходе в структуре развития основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста, можно выделить следующие компоненты:

    Экологическая культура

    Деятельность в природе:

    - восприятие природы;

    - овладение знаниями, умениями, навыками;

    - природоохранная деятельность.

    Экологизация сознания:

    - потребности, установки, интересы;

    - эмоции, переживания, чувства;

    - эстетические и этические оценки.

    Осью индивидуальной экологической культуры целесообразно считать экосознание, которое формируется в процессе деятельности. Элементы экологического сознания, которые проявляются в дошкольном возрасте, носят пока ещё ориентировочный характер.

    Экологическое сознание ребёнка постепенно повышается, если стимулировать его интерес к природе. Занятия пробуждают чувства ребёнка, вызывают сопереживание. Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по это проблеме.

    В старшем дошкольном возрасте более отчётливо проявляются элементы основ экологической культуры ребёнка: интерес к природе, к определённым видам деятельности, эмоциональные реакции, более сознательные оценки поведения людей в природе, формируется способность к мотивационной оценке поведения в природе.

    Для детей старшего дошкольного возраста наиболее характерны следующие элементы экологического сознания:

    • потребность в общении с природой. Это отправная точка развития основ экологической культуры ребёнка (ещё не отделяет себя от природы) ;

    • эстетические и этические чувства, которые вызывает общение с природой (различные эмоциональные оттенки, положительные или отрицательные) .

    Ещё одно условие развития основ экологической культуры детей – необходимость ставить их в поисковые ситуации, чтобы они активно, творчески, самостоятельно приобретали опыт и осваивали окружающий мир. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и с педагогически грамотно организованной деятельностью. Важно, чтобы приобретение знаний, умений и навыков способствовало развитию основ экологической культуры, а не являлось самоцелью.

    Педагогически целесообразной моделью развития основ экологической культуры старших дошкольников выступает интеграционная деятельность, в которой с необходимой полнотой реализуются качества личности ребёнка.

    В процессе развития основ экологической культуры у старших дошкольников можно условно выделить три этапа, опираясь на персонифицированное отношение к осознанию природы как самостоятельной ценности:

    - к себе;

    - к другому;

    - к природе.

    В качестве основных критериев роста следует назвать приобретённый ребёнком опыт взаимодействия с окружающим миром и следующие проявления нравственно-экологической позиции личности (показатели экологической воспитанности) :

    - усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычки ребёнка;

    - наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их;

    - потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе, бережное отношение ко всему окружающему;

    - проявление инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.

    Названные показатели сформированности нравственно-экологической позиции личности характерны для любого возраста, но на каждом возрастном этапе уровень их сформированности различен, различны и содержание каждого из показателей, формы их проявления.

    Для ребёнка-выпускника детского сада характерны следующие показатели сформированности основ экологической культуры:

    • проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиции «хорошо – плохо»;

    • с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности;

    • эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок и т. п.) ;

    • старается выполнить правила поведения на улице, в транспорте, во время прогулок и др. ;

    • проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;

    • пытается контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

    Именно в дошкольный период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка.

    Развитие основ экологической культуры есть результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой.

    Литература:

    1. Николаева С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства. – М.: «Мозаика-Синтез», 2002. - 112с.

    2. Оуэн Д. Ф. Что такое экология? – М.: Лесн. пром-ть, 1984. - 184с.

    3. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. /Под ред. Дьяченко О. М. – М.: НОУ Учебный центр м. Л. А. Венгера «Развитие», 2001.-141с.

    4. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2004.-144с.

    5. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие. / Под ред. Прохоровой Л. Н. – М.: АРКТИ, 2003.-72с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов "Ознакомление дошкольников с трудом взрослых"

    Трудолюбие — одно из важнейших нравственных качеств личности. Человек, не обладающий этим качеством, — нравственный калека. Но смысл и содержание трудового воспитания состоят именно в том, чтобы вмест...

    Консультация для педагогов "Ознакомление с миром природы"

    Консультация для педагогов на тему ознакомление с миром живой и неживой природы....

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ»

    КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ  ПЕДАГОГОВ  «ОЗНАКОМЛЕНИЕ  ДОШКОЛЬНИКОВ  С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ»...

    Консультация для воспитателей "Ознакомление дошкольников с природой летом".

    laquo;Ознакомление дошкольников с природой летом» При ознакомлении детей с сезонными явлениями природы стержнем должны служить не отдельные явления, а осмысление того, как протека­...

    Консультация для воспитателей "Ознакомление дошкольников с природой летом"

    Напомнить педагогам некоторые основы работы с детьми по ознакомлению с природой в летний период...

    Консультация для воспитателей «Ознакомление дошкольников с природой летом»

    При ознакомлении детей с сезонными явлениями природы стержнем должны служить не отдельные явления, а осмысление того, как протекает жизнь в природе в целом.Наблюдение явлений природы в развитии обеспе...