Мастер-класс "Путешествие по карте"
материал (подготовительная группа) на тему

Текст к презентации "Мастер-класс "Путешествие по карте"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_puteshestvie_po_karte.docx28.13 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс  

Организация совместной познавательно-исследовательской  деятельности

«Путешествие по карте»

        В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования воспитателю необходимо создавать условия для позитивной социализации ребенка, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества его со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

      В своей деятельности применяю познавательно-исследовательскую деятельность по методике Н.А.Коротковой, которая позволяет мне организовать современную образовательную среду для достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования.

      Сегодня представлю вашему вниманию один из видов познавательно-исследовательской деятельности – «Путешествие по карте».  Познавательно-исследовательская деятельность «Путешествие по карте» соответствует потребностям познавательного развития старших дошкольников. Этот тип исследований очень хорошо вписывается в содержание комплексно-тематического планирования и  проект по музейной педагогике. Представляю вашему вниманию два   воображаемых путешествия, которые на мой взгляд получились достаточно интересными.

2слайд.  Наши первые «Путешествия по карте» в назывались - «Моя страна Россия», «Мой Красноярский край».

3 слайд.  Если в старшей группе мы работали с картой России, то в подготовительной для этой цели используем  карту мира.

4 слайд Найдя и отметив на карте мира территорию Российской Федерации, дети отмечали, что она действительно самая большая по площади.

5 слайд.  Выделяли Красноярский край и отметили город Красноярск и родной Назарово у нас появился отправной пункт.

Прочитав стихотворение Елены Яхницкой,

Люблю Москву, люблю Москву

За всё, что в жизни мне дала!

Люблю Москву – мою Москву:

Её высотки, купола…

Её соборы и дворцы,

Её театры и музеи,

Весну, когда поют скворцы,

В осеннем золоте аллеи.

Задались вопросами, за что поэтесса так любит свой город? Действительно ли она такая красивая? Какие еще достопримечательности есть в Москве?  Что такое высотки? Купола? Мы решили отправиться в Москву. Как туда добраться???  

6 слайд. Имея точку отправления город Назарово, дети наметили маршрут путешествия. Выявили, что такое расстояние   можно преодолеть на поезде, выехав из Назарово или, если лететь на самолете, пришлось бы ехать на автобусе до Красноярска, затем лететь, видя в небе только облака. Поехав же на поезде можно было посмотреть просторы Родины.  «Двигаясь» на поезде дети смотрели видео с фотографиями родной природы.  В Москве с помощью презентации дети познакомились с ее достопримечательностями.

7 слайд.  По возвращению наклеили метки с изображением главных достопримечательностей, предоставив детям возможность для дальнейших открытий. Также просматривали наборы открыток о Москве, играли в игру «Найди по описанию»

8 слайд. Второе путешествие с детьми провели погружаясь в тему «Наш дом природа». Рассматривая энциклопедии дети проявили большой интерес к вулканам и мы решили совершить путешествие на Камчатку.  

 9 слайд. Нашли на карте мира вулканы Камчатки. Отметили их звездочками на карте.  

10 слайд. В качестве исследовательской деятельности    просмотрели презентацию с извержением вулканов, и провели опыт «Извержение вулкана». Это настолько заинтересовало детей, что у детей возник вопрос: Где еще есть вулканы. Почитав энциклопедии, дети узнали, что вулканы еще есть в Италии, Индонезии, США и т. д. Выявили зоны активной вулканической деятельности. Рассмотрели, где есть уже потухшие вулканы, где еще действующие отметили звездочками на рукотворной карте.

 11 слайд. Изготовили альбом «Десять самых крупных и опасных вулканов мира».

12 слайд. Материалы для организации совместной познавательно-исследовательской  деятельности «путешествие по карте»:

  1. Глобус, физическая карта мира, контурные карты на подгруппу .
  2. Иллюстрации видов транспорта или музыкальные видеоклипы о путешествиях.
  3.  Карточки, фотоиллюстрации или  презентации с изображением природных и культурных ландшафтов разных частей света; жизненной среды и типичных занятий населения (демонстрационный материал, А-4 ).
  4.  Карточки или презентации, видеофильмы о типичных представителях флоры и фауны разных частей света (демонстрационный материал).
  5.  Мелкие карточки-метки для наклеивания на карту по маршруту (размер метки 2х3). Метки отображают характерных представителей флоры и фауны данной местности, достопримечательности, особенности проживания людей и т. д.
  6.  Художественная литература (произведения могут быть использованы как для предварительной работы, так и в ходе самого путешествия или в последующей работе).
  7. материалы для исследований детей (опыты, экспериментирование).
  8. Для «Путешествий по карте» в качестве постоянного материала нужны глобус и большая физическая карта мира, которая служит наглядностью целостного «пространства мира». Карта и глобус постоянно находятся в развивающей среде группы в свободном доступе для ребенка, чтобы дети могли самостоятельно продолжить обсуждение «путешествия» в свободном общении.

13 слайд. Организовать путешествие по карте мне помогает такой алгоритм:

Алгоритм «путешествия по карте»:

  1. Чтение художественной или познавательной литературы.
  2. Выбор пункта назначения, использование меток для его обозначения.
  3. Выбор транспортного средства передвижения.
  4. Определение маршрута по глобусу и карте (или возможные разные пути) и прокладывание его цветными маркерами на карте.
  5. Высказывание предположений о том, что и кто может встретиться в пути, в данной местности; что дети знают о пункте назначения.
  6. Само путешествие. Познавательно-исследовательская деятельность.
  7. Подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали.

Я сейчас предлагаю коллегам составить план путешествия по данному алгоритму и презентовать его. Тему игры путешествия можете выбрать самостоятельно можно выбрать из  ниже предложенных:

       План-схема «путешествия по  карте» и возможные варианты ответов:

Алгоритм действия

Варианты ответов

Тема

1.Путешествие в Африку

2.Путешествие «Северные земли и их обитатели»

Задачи  

1.        Систематизировать представления детей о животных жарких (северных) стран

2. Развивать представления о странах и населяющих их народах разных

рас и национальностей; особенностях их жизнедеятельности.

Чтение художественной или познавательной литературы.

(Какие вопросы поискового характера могут возникнуть)

  1. Ненецкая сказка «Кукушка»

   (Почему у этой семьи мама ходила на рыбалку?)

        2. Г.Х. Андерсен «Снежная королева» (Почему Герде мог помочь    олень?)

3. К.И. Чуковский «Доктор Айболит»

 4. Р.Киплинг «Как леопард стал пятнистым» (Почему животные        жарких стран имеют яркую окраску?)

 5. Чтение Энциклопедии «Народы мира» (Почему народы Земли и меют разную внешность?)

Выбор пункта назначения, использование меток для его обозначения. (Какие это будут метки?)

1. Пустыня Сахара

2. Полуостров Таймыр

3. Чукотка

4. Африка

Выбор транспортного средства передвижения. (Почему?)

1.Самолет

2. Олени

3. Автобус

4. Поезд

5. Автомобиль

6. Корабль  и т.д.

Определение маршрута по глобусу и карте (или возможные разные пути) и прокладывание его цветными маркерами на карте.

1. По автодорогам

2. По железным дорогам

3. Морской путь

4. Авиалинии

Высказывание предположений о том, что и кто может встретиться в пути, в данной местности; что дети знают о пункте назначения.

Познавательно-исследовательская деятельность (ответите ли вы в своей  познавательно-исследовательской деятельности на вопросы, возникшие после прочтения литературы)

1. В ходе   ознакомления детей с новым материалом дети проводят исследования животного мира данной местности (игра «Четвертый лишний»)

2. Составляют  классификационные таблицы (животный мир Африки)

3. «расселяют» народы по месту проживания»

4. Выявляют особенности жилищ народов севера или африканских народов ()

Подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали.

Это путешествие послужило толчком к последующей деятельности в течении месяца.

1. Мы изготовили макет  «Север»

2. Мы создали дидактические игры…

3. Мы создали «Альбом путешествий»

4. Мы прочитали: нанайская сказка

 «Айога»…

5. Мы создали исследовательские проекты…

6. Макеты ландшафтов.

7. Панно  «Животные севера».

8. Панно растительного и животного мира.

9. Карта Мира «открытая» для дальнейших

 исследований

Изменилась РППС

1. Появились экспонаты в мини-музее «Земля наш общий дом» в результате деятельности творческой мастерской

2. Созданы дидактические игры «Кто, где живет», лото «В мире животных»

3. Игры-бродилки «Путешествие вокруг света»

4. Атрибуты для игр-путешествий

5. Лаборатория с материалом для опытов, исследований (опыт со льдом – айсберги; исследование чая; почему пингвин не тонет и не мокнет; день и ночь).

План-схема «путешествия по карте»

Алгоритм действия

1

Чтение художественной или познавательной литературы.

(Какие вопросы поискового характера могут возникнуть)

2

Выбор пункта назначения, использование меток для его обозначения. (Какие это будут метки?)

3

Выбор транспортного средства передвижения. (Почему?)

4

Определение маршрута по глобусу и карте (или возможные разные пути) и прокладывание его цветными маркерами на карте.

5

Высказывание предположений о том, что и кто может встретиться в пути, в данной местности; что дети знают о пункте назначения.

6

Игра-путешествие. Познавательно-исследовательская деятельность.

(ответите ли вы в своей  познавательно-исследовательской деятельности на вопросы, возникшие после прочтения литературы)

7

Подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект творческого рассказывания для детей подготовительной группы по одной из сюжетных картинок (тематический набор сюжетных картинок).

Цель. Формирование  навыка составления небольшого рассказа творческого характера по картинке, предложенной воспитателем из серии сюжетных картинок «Бумажный кораблик».Задачи-  учить детей пр...

Мастер-класс для молодых специалистов "Обучение дошкольников рассказыванию с использованием карт-схем, карт-опор"

В своей работе, обучая детей рассказыванию, я использую современную образовательную технологию-мнемотехнику, которая подразумевает применение мнемотаблиц...