" Использование игр по развитию речи в домашних условиях"
консультация на тему

Парфенова Екатерина Станиславовна

Университет для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл universitet_dlya_roditeley.docx24.46 КБ

Предварительный просмотр:

                  Университет для родителей

Использование игр по развитию речи в домашних                                                                                                     условиях

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык является необходимым условием воспитания и обучения. Развитие речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе Дошкольный возраст – это период наиболее  активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Поэтому одной из главных задач обучения в детском саду и дома является развитие речи, всех ее сторон, и познавательной деятельности. Особенно большое значение приобретает формирование и развитие лексико - грамматического строя речи.

Под лексико - грамматической  стороной понимают словарь и грамматически правильное его использование.

Словарь – это слова( основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают словарь активный и пассивный. Под пассивным словарем понимают возможность понимания слов, под активным – употребление их в речи.

Работа по развитию лексики включает в себя расширение и обогащение словарного запаса существительными, прилагательными и глаголами, уточнения значения слов, понимание и использование синонимов и антонимов.

Грамматический строй -  система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.

Развитие грамматического строя речи включает в себя работу над:

-морфологией, изучающей грамматические значения в пределах слова

 ( изменение его по родам, числам, падежам);

- словообразованием ( созданием нового слова на базе другого с помощью специальных средств);

-- синтаксисом ( сочетаемость и порядок следования слов, построение простых и сложных предложений)

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Достоинство игровых методов и  приемов обучения заключается в том. Что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязчивой извне, а желанной личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями.

Особой группой игр являются дидактические игры. Главной целью любой дидактической  игры является обучение. Поэтому ведущим компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта от ребенка игровой. Своеобразие дидактической игры и определяется рациональным сочетанием двух задач: игровой и дидактической. Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение.

 А если игровая задача, то деятельность теряет свое обучающее значение.

В настоящее время разработана система игр и игровых упражнений. Которая предназначена для того, чтобы учить детей употреблять слова в точном значении, правильно изменять слова, помогать запомнить трудные формы слов, необходимые для повседневного общения.

В работе с дошкольниками проводятся игры с использованием игрушек, реальных предметов и их изображений. Настольно – печатные игры, словесные игры.

Игры и упражнения, направленные на развитие лексико-грамматического строя речи

  • «Было – стало»

Цель- упражнение в образовании форм именительного падежа множественного числа существительных

Покажите ребенку картинку (например, с изображением птиц), закрыв правую часть листом бумаги, и скажите: « На ветке сидела одна птица, а теперь сидят…» ( откройте правую часть картинки). Ребенок должен посчитать птиц и закончить предложение: « Три птицы». Аналогичные действия выполняются с остальными картинками.

  • « Чего не стало?»

Цель – упражнение в образовании форм родительного падежа единственного числа существительных

Разложите на столе картинки или предметы( количество предметов выкладывается +/- один к возрасту ребенка, т.е 6-8 штук для 7-летнего ребенка). Предложите ребенку назвать и запомнить картинки или предметы, которые перед ним лежат. Затем спросите ребенка, чего не хватает на столе. Во время игры следите за тем, чтобы ребенок правильно употреблял существительные в родительном падеже.

  • « Один – много»

Цель- упражнение в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных

Дети встают в круг. Вы называете существительное в единственном числе ( например, одна книга), и бросаете мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, образует от этого слова родительный падеж множественного числа( много книг) и перебрасывает мяч другому ребенку. Тот называет другое слово в единственном числе именительном падеже и возвращает мяч вам и т. О. игра продолжается

  • « Волшебная коробка»

Цель- упражнение в образовании существительных с уменьшительно –ласкательным суффиксом.

Положите картинку в коробочку и скажите ребенку, что гномик прислал посылку. У гномика все предметы маленькие ( например, не сапоги, а сапожки). Нужно правильно назвать все предметы, которые прислал гномик.

  • « Чей, Чья, Чье?»

Цель- упражнение в образовании притяжательных прилагательных

Разложите по комнате мягкие игрушки-животные. Скажите, что животные играют с ребенком в « прядки». Спросите, чьи части тела ребенок видит

 ( например, чье это длинное ушко виднеется из-за шторы?- заячье ушко)

  • « Скажи наоборот»

Цель- упражнение в подборе слов с противоположным  значение

 ( антонимов)

Предложите ребенку закончить фразы в стихотворении:

Скажу я слово « высоко»

А ты ответишь…( низко),

Скажу я слово « далеко»

 А ты ответишь…(близко)

Скажу тебе я слово « трус»,

Ответишь ты мне….( храбрый)

Теперь « начало» я скажу,

Ну,  отвечай….( конец)

                                          Д.Чиарди

 Таким образом, данные игры и упражнения способствуют  не только развитию  речи, но и всех психических процессов, таких как  зрительное и слуховое  восприятие, память, внимание, а так, же мышление.

Рекомендованная литература:

  • Васильева Е.В. « Грамматические сказки» Развитие речи детей 5-7 лет.Беседы по картинкам. Демонстративный материал. Издательство: ТЦ Сфера,2013 год
  • Настольная дидактическая игра-лото « Из чего мы сделаны?» Автор – составитель: Бурдина С.В. Год: 2006
  • Игра – лото « Большие и маленькие»

Издательство: Весна-Дизайн,

Серия: Настольно – печатные дидактические игры в папке

для детей от 3-х лет

  • « Слова и числа» Развивающая игра для детей

Производитель: Бурдина С.В.,2013год

Серия: Игра « Забавы в картинках»

  • « Множественное число», пособие для занятий

Серия: Грамматика в картинках.

Издательство: Мозаика – Синтез

  • « Словообразование», пособие для занятий

Серия: Грамматика в картинках.

Издательство: Мозаика – Синтез

  • « Антонимы. Глаголы», пособие для занятий

Серия: Грамматика в картинках.

Издательство: Мозаика – Синтез

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по теме "Использование игр по развитию речи в домашних условиях".

Развитие речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе. Дошкольный возраст - это период наиболее активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех с...

Использование игр по развитию речи в домашних условиях

  Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают словарь пассивный и активный. Под пассив...

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Использование игр по развитию речи в домашних условиях

Использование игр по развитию речи в домашних условиях     Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Являясь важнейшим средством человеческого общен...

Консультация для родителей: «Использование игр по развитию речи в домашних условиях"

Использование игр по развитию речи в домашних условиях     Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Являясь важнейшим средством человеческого общен...

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Консультация для родителей по развитию речи«Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики» «Истоки способностей и дарования детей- на кончиках их пальцев, от...

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Консультация для родителей по развитию речи«Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики» «Истоки способностей и дарования детей- на кончиках их пальцев, от...