Консультация для воспитателей
консультация (средняя группа) на тему

Ямасипова Регина Расимовна

Воспитание у детей интереса к труду в игре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx28.56 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Воспитание у детей интереса к труду в игре».

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольников.

Игра имеет огромное значение в воспитании интереса к труду. Воспитание в игре трудовых навыков тем более эффективно, что игра и труд неразрывно связаны между собой. "В каждой хорошей игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли",-писал А.С. Макаренко. В игре , как и в труде, утверждал он, ребенок испытывает или радость творчества, или радость эстетическую - радость качества.

Первичные трудовые навыки развиваются в игре с самого раннего детства.

Уже в первой младшей группе воспитатель должен поощрять игры, в которых дети подражают деятельности окружающих людей: мама варит обед, кормит детей, папа что-то мастерит, шофер водит машину. В этом возрасте дети узнают назначение простейших орудий труда и начинают овладевать ими: лопатой копают, молотком прибивают, граблями сгребают. Подражая взрослым, ребенок производит в игре определенные действия: подметает пол, одевает и раздевает куклу, катает ее в коляске. Это способствует усвоению и укреплению навыков и умений, полученных вне игры. Воспитателю необходимо наблюдать за игрой, чтобы выяснить, какие действия удаются ребенку труднее и помочь овладеть ими.

Создавая условия для игр малышей, педагог заботится о том, чтобы в группе было достаточное количество игрушек, побуждающих детей к трудовым действиям: одежда для кукол, предметы для уборки комнаты, коляски, саночки, наборы чайной, столовой и кухонной посуды, песочные наборы, лопатки, совки и т. п.

Маленькие дети любят лепить из влажного песка и снега пирожки, торты, пирожные. Такие игры надолго увлекают ребенка, способствуют развитию координации движений, выработке экономных, целесообразных действий. Малыши любят также одевать и раздевать кукол, что требует большой сосредоточенности, внимания, определенных умений. Нередко взрослые, видя, что у ребенка не все получается, спешат ему помочь. Такое вмешательство излишне, так как уже в этом возрасте дети стремятся быть самостоятельными и все стараются довести до конца сами.

Во второй младшей группе продолжается развитие игр, в которых дети отображают жизнь и деятельность окружающих их людей. Трудовые действия пока еще носят подражательный, имитационный характер, но их становится значительно больше. Так, водитель автобуса не только управляет машиной, но и громко объявляет остановки, открывает и закрывает двери для пассажиров, заправляет мотор бензином.

В этой группе дети сами начинают делать некоторые атрибуты для игры. Проявление творчества сказывается и в широком использовании предметов, заменяющих реальные вещи. Например,обыкновенный шнур служит "врачу" стетоскопом для больного, но может быть и телефоном, и даже дорогой по которой едет трамвай, автобус.

Развивая у детей интерес к труду взрослых, воспитатель должен обращать внимание детей не только на определенные действия, но и на результаты труда: в комнате стало чисто, приготовлен вкусный обед, дорожки на участке расчищены.

Игры детей средней группы гораздо разнообразнее по своему содержанию ( работа врача, продавца, строителя и т. д.) и по количеству изображаемых трудовых действий ( например, мама стирает белье, сушит, гладит его, ходит за покупками в магазин, на рынок, готовит обед, моет посуду). Любимые игры ребят средней группы это, в основном, в больницу, в пароход, в строителей.

На пятом году жизни у дошкольников возникает необходимость хотя бы в общих чертах планировать роль каждого играющего. В этом им обязательно поможет воспитатель. Своими советами, предложениями он направляет содержание игры, расширяет ее, способствует организации детского коллектива. Например, кто-то из ребят предлагает поиграть в детский сад. Все поддерживают это предложение и начинают выбирать себе роли. Многие дети хотят быть воспитателем или музыкальным руководителем. Возникает спор. На помощь приходит педагог. Он спрашивает, а кто же будет готовить обед, кто будет лечить детей, напоминает ребятам, что они видели на кухне, в кабинете врача. Слова воспитателя часто служат толчком к последующим самостоятельным предложениям детей: нужен шофер, чтобы привозить продукты, монтер, который чинит электроплиту. Если педагог относится к выдумке детей с интересом, то и они начинают прислушиваться к мнению товарищей, считаться с ними. Каждый находит себе дело по душе.

Дети старшей группы воспроизводят в игре не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе. Чтобы расширить и углубить представления дошкольников о различных профессиях, вызвать к ним интерес, воспитателю необходимо проводить с детьми беседы, читать им стихи, рассказы, сказки, например: "Федорино горе" и "Айболит" К. Чуковского, "Пожар" С. Маршака, "Танин пирожок" Л. Воронковой, "Что я видел" Б. Житкова и др. Организуя и направляя игры, воспитатель подбирает соответствующие возрасту игрушки: машины разного назначения, кукол, орудия труда (веники, метелки, совки, лопаты, грабли), халаты, шапочки, инструменты (для игры в больницу) и др.

В старшем дошкольном возрасте источниками творческих игр детей могут быть не только впечатления от окружающей жизни, содержание прослушанных сказок, рассказов, просмотренных диафильмов, но и другие разнообразные сведения, полученные на занятиях, в труде. Наряду с играми предыдущих лет, отражающими жизнь семьи, детского сада, праздники, труд людей некоторых профессий, дети этого возраста охотно играют в школу, в стройку, более глубоко отображают характер работы представителей разных профессий, их взаимоотношения.

Стимулируя развитие игр на трудовые темы, воспитатель подбирает игрушки, соответствующие интересам детей старшего возраста: разного рода конструкторы, из которых можно сделать необходимые для игр предметы, строительные наборы, машины (подъемные краны, самосвалы, бульдозеры, пожарные, продуктовые), наборы для игры в больницу, в парикмахерскую, в магазин (весы, гири) и многое другое.

Но как бы ни был разнообразен набор готовых игрушек, всегда для игры требуется что-то сделать своими руками. В детских садах для этой цели следует широко использовать песок, снег, глину, глину, пластилин и другие материалы. Если у детей есть четкие представления о том или ином виде труда, они многое могут сделать своими руками.

В подготовительной к школе группе ознакомление с трудом взрослых значительно усложняется и требует применения более разнообразных методических приемов.

Прежде всего педагог должен установить, что ребятам известно о деятельности родителей (где работают папа и мама, кем они работают, чем занимаются). В ходе дальнейших индивидуальных и коллективных бесед воспитатель выясняет, какие профессии вообще известны детям (кто строит новые здания, кто шьет одежду, кто выращивает хлеб и овощи), расширяет и углубляет их знания. Целесообразно уточнить, что дети знают о процессах труда, орудиях труда и различных машинах.

Формируя активный интерес к трудовой деятельности взрослых, следует обратить внимание и на представления детей о нравственной стороне труда (какую пользу приносят родители своим трудом, кем ты будешь, когда вырастешь, почему нравится именно эта профессия, для чего все люди работают и т.д.).

Задача педагога - вызвать у детей желание узнать как можно больше об интересующих их профессиях. Желательно создавать такие ситуации, в которых бы дети понимали, что знания их недостаточны, и стремились бы восполнить их. Таким образом создается предпосылка к активному расширению знаний о различных сторонах труда.

Целесообразно организовывать экскурсии, чтобы обогатить впечатления детей, познакомить их с людьми - представителями различных профессий. Чрезвычайно важно, чтобы ознакомление с трудом в процессе игры проходило в определенной последовательности. Если экскурсии не связаны с дальнейшей активной деятельностью детей, то роль их ничтожна. Желательно, чтобы за экскурсией или наблюдениями следовала беседа, закрепляющая знания и позволяющая сформировать более общие представления и понятия. Беседа воспитателя должна нацеливать дошкольников на размышление и обобщение, а не на простое перечисление фактов. В связи с этим рекомендуется использовать различные приемы: например, предложить ребятам самостоятельно составить рассказ "Кем и как я стал бы работать на ..." или отгадывать заключенные в рассказах загадки о профессиях. Знания становятся полнее и прочнее, если они находят применение в играх, наполняя их определенным содержанием.

Игры на тему труда способствуют формированию у детей общих представлений о значении труда людей. В играх воспитывается ответственность за порученное дело, возникает чувство удовлетворения от результатов работы. Выполнение ролей, связанных с отображением в игре труда взрослых, требует от детей большой активности, целенаправленности действий. Но без направляющей роли педагога игры детей будут носить поверхностный характер и не иметь никакого значения для воспитания интереса и уважения к труду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...