Главные вкладки

    План работы по самообразованию воспитателя первой младшей группы
    учебно-методический материал (младшая группа) на тему

    Тема: «Развитие коммуникативных способностей через применение пальчиковых игр с детьми младшего дошкольного возраста»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл plan_raboty_po_samoobrazovaniyu_milyoshkinoy_e.n.docx24.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ Знаменский детский сад «Светлячок»

    План работы по самообразованию воспитателя первой младшей группы «Муравьишки» Милёшкиной Екатерины Николаевны

    Тема: «Развитие коммуникативных способностей через применение пальчиковых игр с детьми младшего дошкольного возраста»

    2018 – 2019 учебный год

    Этап работы над темой: 2 года

    Дата начала работы над темой: сентябрь 2018 г.

    Предполагаемая дата окончания работы: май  2020 г

    Тема: «Развитие коммуникативных способностей через применение пальчиковых игр с детьми младшего дошкольного возраста»

    Цель: повышение профессиональной квалификации по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.

    Задачи:

    1) Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;

    2) Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;

    3) Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;

    4) Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр для развития коммуникативных способностей.

    1. Актуальность

    На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

    Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

    И, конечно, в раннем  возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным  средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

    Я выбрала тему по самообразованию: «Развитие коммуникативных способностей через применение пальчиковых игр с детьми младшего дошкольного возраста», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

    Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения, улучшение педагогического процесса. При систематической работе над развитием коммуникативных способностей значительно обогатится словарный запас, увеличиться речевая активность детей.

    Основные направления деятельности: 

    1. Повышение уровня самообразования;
    2. Совершенствование предметной среды, способствующей развитию коммуникативных способностей детей;
    3. Разработка перспективного плана непосредственно образовательной деятельности.

     Сроки

    Содержание работы

    Практические выходы

    (доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.)

    сентябрь

    Подбор и изучение научно-методической литературы.  Повысить собственный уровень знаний, профессионального мастерства и компетентности данной теме. Изучение теоретических основ, формирования речи детей младшего возраста.

    Текстовый материал

    октябрь

    Изучение особенностей становления речи детей на ранних этапах детства.

    Текстовый материал

    ноябрь

    Разработка перспективного плана работы.

    Учебная литература, методические пособия и т.д.

    декабрь

    Создание картотеки пальчиковых игр.

    Чтение рассказов и стихотворений при помощи пальчиков (показ воспитателя).

    Подборка игр и дидактических пособий.

    январь

    Разработать план работы с родителями по данной теме, повысить заинтересованность родителей в вопросах развития мелкой моторики рук и привлечь их  к работе по созданию развивающей среды в группе.

    Подборка пальчиковых игр, составление картотеки.

    февраль

    Консультативная помощь родителям  «Пальчиковые игры – основа развития коммуникативных способностей и мелкой моторики у дошкольников».

    Текстовый материал для папки – передвижки.

    март

    Обобщение опыта работы по теме самообразования.

    Выступление по данной теме, обмен опыта с педагогами

    апрель

    Разучивание новых пальчиковых игр.

    май

    Внедрение в работу с детьми новых дидактических игр и пособий.

    Литература по теме:

    1. Агапова И.А., Давыдова М.А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М.: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009;
    2. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития коммуникативных способностей дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.
    3.  Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.
    4. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.
    5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.
    6. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Наши пальчики играют». – СПб.: «Паритет», 2003;
    7. Громова О.Н., Прокопенко Т.А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей». – М.: «ГНОМ и Д», 2002;
    8. Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки» Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Невская нота», 2010;
    9.  Крупенчук  О.И., «Пальчиковые игры». Издательский дом «Литера». Санкт-Петербург 2005
    10. Маханёва М.Д., Рещикова С.В. «Игровые занятия с детьми от одного до трёх лет». -М.: Творческий центр Сфера, 2009.
    11. Черенкова Е.Н., «Оригинальные пальчиковые игры». «Рипол-классик» Москва 2008


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План профессионального самообразования воспитателя первой младшей группы Третьяковой Г.В.

    Тема: «Сенсорное воспитание детей 2-3 лет через дидактические игры».Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности....

    План самообразования воспитателя первой младшей группы на тему "Активизация словаря детей 3-4 лет"

    План самообразования воспитателя первой младшей группы №2 «Василёк» на тему "Активизация словаря детей 3-4 лет"...

    План работы по самообразованию воспитателя второй младшей группы на 2015-2016 год.

    Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру...

    План работы по самообразованию воспитателя второй младшей группы на 2015-2016 год.

    Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру...

    План работы по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности»

    План по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста по теме "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности"...