Влияние экологического воспитания на эмоциональное благополучие детей
статья (средняя группа) на тему

Долинина Светлана Николаевна

Дошкольное детство – это период развития ребенка, в котором начинает складываться его эмоциональная сфера. Ребенок этого возраста чуток и отзывчив. Поэтому, именно в дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить основы экологической культуры, так как в этот период накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру. Природа – могущественный фактор воспитания. Она – источник радостных переживаний для ребенка. Общение с природой дает детям много полезных знаний, навыков, умений, развивает любознательность. Наблюдая за явлениями природы, важно научить ребенка «смотреть» и «видеть». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Влияние экологического воспитания на эмоциональное благополучие детей

Дошкольное детство – это период развития ребенка, в котором начинает складываться его эмоциональная сфера. Ребенок этого возраста чуток и отзывчив. Поэтому, именно в дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить основы экологической культуры, так как в этот период накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру. Природа – могущественный фактор воспитания. Она – источник радостных переживаний для ребенка. Общение с природой дает детям много полезных знаний, навыков, умений, развивает любознательность. Наблюдая за явлениями природы, важно научить ребенка «смотреть» и «видеть».

Современные дети, особенно жители крупных городов, редко общаются с природой. В основном они изучают природу по книгам, картинкам, фильмам и очень хорошо знают животных и растения других стран и значительно хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое воспитание нужно начинать со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день. Особо важен регулярный контакт ребёнка с природой, он должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать траву, лист, обнять дерево.

В процессе экологического воспитания в дошкольном учреждении решаются следующие задачи:

1. Формирование систем элементарных научных экологических знаний.

2. Развитие познавательного интереса к миру природы.

3. Воспитание гуманного, бережного, эмоционально- положительного отношения к природе.

4. Привитие трудовых природоведческих навыков.

5. Воспитание эстетических чувств.

Детский сад - первое звено в системе непрерывного экологического образования, так как именно здесь формируются основы экологического воспитания. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно. В этот период закладывается фундамент познавательной активности, пробуждается интерес к окружающему. Цель экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, который способен осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде. Великий педагог В. А. Сухомлинский считал, что необходимо вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нём что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю. Для этого отпущено совсем немного времени - семь лет дошкольной жизни ребёнка. Именно в этом возрасте дети воспринимают природу очень эмоционально. Они способны удивляться тому, что их окружает, задают много вопросов о растениях, животных, обращают внимание на такие особенности природы, которые взрослые часто не замечают.

Одним из важнейших факторов образования и воспитания дошкольников является живая природа. Дети, общаясь с ней, изучая объекты и явления, постепенно постигают окружающий мир, в котором они живут. Им открывается удивительное многообразие растительного и животного мира, они осознают роль природы в жизни человека, испытывают нравственно- эстетические чувства и переживания, которые побуждают заботиться о сохранности и приумножении природных богатств.

Занимаясь вопросами экологического воспитания детей, стараюсь сделать это обучение интересным и увлекательным. Экологические знания дети получают как в непосредственно образовательной деятельности, так и в процессе комплексного использования разных видов деятельности: наблюдениях, экскурсиях, играх, труде в природе, театрализованной и продуктивной деятельности.

Ознакомление с природой даёт оптимальные результаты, если оно будет носить действенный характер. Располагая элементарными знаниями, дети овладевают несложными способами выращивания растений. Например, в помещении - это огород на окне. У детей формируются навыки исследовательской деятельности, самостоятельность.

Первый результат экологического воспитания проявляется в интересе, удивлении, в чувстве радости, восторге от живых существ, находящихся в ближайшем окружении.

Разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность. Проходя по территории детского сада, дети заметили пенёк, на котором росли грибы с ложными опятами и целую полянку мха. Мы решили назвать это место «уголок нетронутого леса».

Трудовая деятельность – неотъемлемая часть экологического воспитания. Обычно дети с удовольствием помогают наводить порядок на участке. Особая радость для них собирать красивые осенние листья для гербария.

Основные понятия дети усваивают во время игр экологического содержания с использованием игрушек в разных видах образовательной деятельности – ознакомлении с окружающим миром, на тематических музыкальных праздниках.

В самостоятельной деятельности из природного материала дети составляют гербарий, из ягод рябины – бусы для зимней подкормки птиц, из сухих листьев – техникой печати – рисуют осенние картины. Этот вид работы развивает не только познавательную активность, но и способствует тренировке точных движений рук и пальцев.

Свои яркие впечатления о природе дети отражают в рисунках, аппликации, лепке, конструировании. В этих видах деятельности они не только получают элементы экологических знаний, но и усваивают дополнительную информацию о цвете, форме, особенностях различных объектов и учатся замечать прекрасное.

Таким образом, через объединение различных видов деятельности у дошкольников формируется целостное видение картины окружающего мира.

 «Мир, окружающий ребёнка, - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума »(В А. Сухомлинский).

Мы, взрослые, привлекая детей к познанию мира растений и животных, должны способствовать активному развитию у них таких качеств как трудолюбие, терпение, доброта и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека и станут его основой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние семьи на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста

Эмоциональное благополучие ребенка,  как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья...

Детско-родительский тренинг "Влияние стилей семейного воспитания на эмоциональное благополучие ребенка"

Необходимо вовремя дать знания родителям о стилях семейного воспитания и способствовать приобретению родителями практических навыков и знаний эффективного взаимодействия с детьми....

Статья. «Влияние родителей на эмоциональное благополучие детей»

Влияние семьи на развитие личности ребёнка, непосредственным образом сказывается на психическом и психологическом здоровье детей, их эмоциональном благополучии, установках в общении и поведении на эта...

Доклад "Влияние экологического воспитания на эмоциональное благополучие детей"

Доклад "Влияние экологического воспитания на эмоциональное благополучие детей"...

Родительское собрание “Влияние семьи на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста”

В последние десятилетия большое внимание уделяется эмоциональному благополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья.Эмоцион...