К проблеме организации мини-музея для младших дошкольников
статья (младшая группа) на тему

В статье рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкиваются педагоги при организации мини-музея для младших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.docx17.03 КБ

Предварительный просмотр:

К проблеме организации мини-музея для младших дошкольников.

 Музейная педагогика - достаточно известное направление современной педагогики. Она имеет длительную историю, хотя в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятилетия. Если говорить о музейной педагогике как о научной дисциплине, нужно подчеркнуть ее интегрированный характер. Развитие этого направления происходит благодаря взаимодействию музееведения, педагогики и психологии. Существуют различные концепции развития музейной педагогики в дошкольном образовании- создаются музейные программы (Б. А. Столяров, А. Г. Бойко), разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной; Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова «Мини-музей в детском саду»; «Музейная педагогика. Из опыта методической работы» Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой.). В дошкольном учреждении стали создавать собственные мини-музеи, а организация и использование мини-музеев рассматривается как особая форма работы с детьми и родителями. 

Потенциал мини-музеев для младших дошкольников видится в том, что они:

  • позволяют реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
  • являются действенным модулем развивающей предметной среды;
  • средством индивидуализации образовательного процесса;
  • способствуют воспитанию у дошкольников основ музейной культуры;
  • расширяет их кругозор,
  • открывают возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
  • помогают наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.

Несмотря на активную работу в области музейной педагогики, педагоги сталкиваются с немалыми проблемами. Так, например, мини-музей часто воспринимается как выставка или экспозиция, забывая о многообразных формах деятельности, включающих в себя поиск и сбор материалов, проведение досугов и праздников, исследовательскую деятельность, экскурсионную работа с детьми, игры музейного содержания по формированию художественной культуры, игры-развлечения, работу с родителями – выполнение «домашних заданий» (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку).

Одним из главных критериев организации мини-музея является учет возрастных особенностей детской аудитории. Очень часто, выбирая тему для мини-музея, педагоги исходят из своих предпочтений, не принимая во внимание интерес и опыт самих детей, тем самым подавляя их познавательную активность. Так, самыми популярными темами для мини-музеев, по мониторингу сайтов ГБДОУ, являются “ Русский быт”,” Лучшие друзья”, “ Игрушки-забавы”, Чудо-дерево», а приемы работы в таких мини-музеях однотипны.

Восприятие и внимание дошкольника недостаточно сформированы и отличаются непроизвольностью. Яркий, неожиданный объект привлекает внимание детей и на некоторое время удерживает его. Но если предмет находится в постоянном поле зрения, а делать с ним практически ничего нельзя, интерес к нему ослабевает: предмет становится частью окружающего фона. Коллекция красивых дорогих кукол, которую воспитатели для сохранности размещают в недоступных для детей местах, не отвечает требованиям мини-музея. Неправильно организованная работа в мини-музее приводит к тому, что музей становится элементом дизайна, не решая поставленных перед ним задач.

Таким образом, организуя мини-музей для младших дошкольников, необходимо выбирать тему, учитывая интересы самих детей, использовать разнообразные формы работы и приемы для активизации деятельности детей. Обязательным условием должно быть наличие и расположение в коллекции экспонатов таким образом, чтобы каждый ребенок мог дотянуться до них, поиграть с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Источник вдохновения» Художественно эстетическое - воспитание дошкольников через организацию мини - музея.

Проек предназначен для воспитателей  детских садов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста. Проект спосоьствует формированию фундамента будущих ченителей искусства и культуры нашей стр...

«Организация мини-музея в ДОУ. Особенности местоположения мини – музеев в ДОУ.»

Создание мини-музеев в детском саду  на сегодняшний день очень актуально. Это связано, во-первых, с тем, что мы живем в регионе, удаленном от культурных центров, где размещено большее количество ...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ МИНИ-МУЗЕЕВ

В статье представлена система работы по формированию экологических представлений у дошкольников  посредством организации мини-музеев...

«Формирование у дошкольников экологических компетенций средствами краеведения и музейной педагогики. Организация мини – музея «Сахалин – мой край родной»

Сахалин чудесный остров замечательных людейТы на свете всех прекрасней, ты для нас всего нужней.Сахалинская природа – край чудесный и родной,Чтобы с нами не случилось, будем мы всегда с тобой.И ...

Тема: «Организация мини – музеев в ДОУ, как одна из форм взаимодействия с родителями дошкольников»

Мини-музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям...

«Патриотическое воспитание дошкольников посредством организации мини-музея» (из опыта работы)

Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством организации мини-музея»....