Проект "Огород на окне"
проект (старшая группа) на тему

Конышева Елена Леонидовна

Расширить знания детей о выращивании лука в комнатных условиях, его свойствах и видах лука.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ogorod_na_okne.rar2.53 МБ

Предварительный просмотр:

Проект «Огород на окне»

Тип проекта: познавательно – исследовательский

Вид проекта: Групповой

Продолжительность: долгосрочный

Участники: воспитатели и дети логопедической группы,

                       родители воспитанников.

Актуальность

Многочисленные детские вопросы ставят в тупик даже самого эрудированного взрослого. А все потому, что ребенок интересуется теми вещами, которые на столько просты и привычны  взрослому, что мы над ними не задумываемся. Радуга, голубое небо, смена времен года взрослым не кажутся чем-то загадочным, но ребенок только открывает для себя мир, многого не знает и каждая вещь или явление для него удивительны. Очень важно поддерживать в ребенке жажду знаний и открытий. В период сезонного подъема острых респираторных вирусных инфекций, заболеваний гриппом с профилактической целью детям на обеде давали лук.  Возникли вопросы: Зачем нужен лук? Что в нем полезного?  Как вырастить в холодное время года зеленый лук? Есть ли у лука семена? Дети задавали много вопросов и что бы ответить на них мы предложили детям самим посадить лук. Понаблюдать насколько быстро он вырастет в разных условиях и что быстрее и лучше садить на зелень луковицу, сенчик или семечко.

Так возникла проблема

Как можно вырастить зеленый лук на подоконнике?

Чем может быть полезен лук?

Что можно приготовить с луком?

Как и где быстрее вырастить лук?

Что влияет на рост и развитие овощей?

Исследование полезных свойств лука.                                                 Возникшие проблемы предопределили следующие цели и задачи проекта.

Цель: Расширить знания детей о выращивании лука в комнатных условиях, его свойствах и видах лука.

Задачи:

Познакомить детей с историей появления лука;

Расширить знания о полезных свойствах  лука;

Формирование представления об  условиях, которые необходимы для его роста (вода, плодородная земля, свет, тепло)

Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.

Способствовать возникновению интереса к познавательно – исследовательской  деятельности;

Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам

Воспитывать бережное отношение к растениям;

При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты:

  • Создание в группе «Огорода на подоконнике»:
  • Оформление групповой энциклопедии «Энциклопедия о луке»
  • Составление картотеки стихов, загадок о луке.
  • Оформление альбома с результатами продуктивной деятельности по данной теме (рисование, аппликация).
  • Выпуск коллажа «Использование лука».
  • Оформление мнемотаблиц  «Что нужно для роста растений», «Что нам нужно для труда».
  • Более бережное отношение детей к растительному миру.
  • Заинтересованное отношение детей к поисковой деятельности.
  • Активное участие  родителей в реализации проекта.  

Схема осуществления проекта:

Для начала мы попытались найти ответы на три вопроса.

Что дети знают?

1. Лук это овощ, он растет в огороде.

2. Лук полезен.

3. Для роста и развития лука нужны свет и вода

Что хотят узнать?

1.Можно ли вырастить лук на подоконнике

2. Как правильно садить и ухаживать.

3. Что лучше выращивать на зелень луковицы или семена лука.

4. Чем полезен лук

Где можно узнать?

1. В энциклопедии.

2. Просмотр познавательных передач.

3. Спросить у взрослых.

4 В интернете

ОО «Физическое развитие»                         П/игры: «Овощи в корзину», «Кто быстрее», «Вершки и корешки», «Овощи и фрукты», «Лучок – здоровячек».  Физ.минутки: «Огород», «Мы овощи в саду сажаем»       Пальчиковая гимнастика «Лук». Массаж глаз «Раздеваем лук».

ОО «Познавательное развитие»            Беседы: «История появления лука»,

Чтение энциклопедии, рассматривание лука репки разных сортов и фотографий с изображением разных видов лука.

Исследовательская  деятельность:

1. Рассматривание луковиц разного цвета

2.«Земля – какая

она».

3.«Земля и

растение»

3.«Вода и растения»

4.«Свет и растения»

5.Наблюдения за

ростом корневой системы лука в воде

6. Рассматривание луковицы в разрезанном виде.

Наблюдение за огородом на подоконнике (ведение дневника наблюдений)

ОО «Речевое развитие»

- Чтение художественной литературы: стихи А. Максакова «Посадила в огороде»,
Т. Казырина «А у нас в саду порядок»,
сказки К.Чуковского «Огород», 
О. Емельянова «Что растёт на огороде»,
Дж. Родари «Чиполлино»
- Загадки, поговорки об овощах и фруктах.
- Составление рассказа «Как я помогаю на огороде» - Проговаривание чистоговорок : «В огороде репка», «Овощи».

Составление синквейнов о луке

ОО «Художественно эстетическое развитие»

- Раскрашивание картинок 
- Рисование «Чипполино»
- Лепка «Доктор Лук».
- Аппликация-коллаж: «Использование лука»
- Драматизация сказки «Спор овощей»
- Прослушивание песен:  «Есть у нас Огород».      - Игра – хоровод: «Весёлый огород»,

ОО «Социально-коммуникативное развитие»               Дидактические игры: «Во саду ли, в огороде», «Чудесный мешочек», «Овощи – фрукты», «Третий лишний», домино.
- Сюжетно – ролевая игра «Магазин», «Овощевод»
- Труд: «Раз, два, три, четыре, пять – огород пошли сажать

Работа с родителями

Участие в оформлении макета «Огород на окне»

Совместное составление и оформление книжки синквейнов о луке

Информация для родителей в уголке здоровья «Полезные свойства лука».

Этапы реализации проекта

Распределение деятельности по этапам проекта

Подготовительный этап

27 02-28 02

Беседа «Где найти витамины?»

Цель: Познакомить со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека. Подвести детей к выводу, что овощи это кладезь витаминов. А справиться с весенним авитаминозом лучше всех поможет зеленый лук.

Дидактическая игра «Отгадай загадки».

Цель: учить детей по описанию отгадывать овощи.

Самостоятельный поиск ответов на вопросы «Какой лук мама выращивает  дома?» и «Использует ли мама лук при лечении ОРВИ?»

Чтение энциклопедии, рассматривание лука репки разных сортов и фотографий с изображением разных видов лука.

Основной этап

1 03-27 03

НОД

Тема 1: Его величество лук.

Задачи:

Обучающие: Расширить знания детей о полезных свойствах репчатого лука; закрепить знания об условиях выращивания растений.

Развивающие: Развивать интонационный и грамматический строй речи, зрительное внимание, воображение, слуховое восприятие, голосовой аппарат, навыки общения, мелкую моторику, чувство цвета, формы. Развивать, коммуникативный опыт детей.

Воспитывающие: Воспитывать ответственность за порученное дело.  

«Что случилось с луком» (проводится несколько раз через определенное время).

Задачи:  

Обучающие: Обучать детей способам ухода за растениями: рыхление, прополка, полив.

Развивающие: Развивать интонационный и грамматический строй речи, зрительное внимание, воображение, слуховое восприятие, навыки общения, любознательность.

Воспитывающие: Воспитывать ответственность за порученное дело.  

Тема 3: Его величество лук. (итоговое)

Задачи:  

Обучающие: Закреплять знания детей о луке. Обогащать представления детей наглядными образами. Закрепить знания об условиях выращивания растений. Расширить знания детей о полезных свойствах репчатого лука. Создавать эмоционально – положительный микроклимат общения детей в группе.

Развивающие:Развивать интонационный и грамматический строй речи, зрительное внимание, воображение, слуховое восприятие, любознательность, навыки общения, игровые умения, двигательную активность детей, желание детей играть вместе с воспитателем  

Воспитывающие: Воспитывать ответственность за порученное дело.   Воспитывать доброжелательные отношения детей друг к другу и взрослым, доверительное отношение к детскому саду.

Беседа

 «История появления лука»

Тема: «Полезные свойства лука»                                                                    Цель: познакомить с полезными свойствами репчатого лука, методами его использования при лечении различных заболеваний, развивать творческие способности при показывании сценки, прививать интерес к информации о луке.

Трудовая деятельность

Цель: Создать условия для исследовательской деятельности. Формировать у детей знания об овощной культуре «Лук»

 «Раз, два, три, четыре, пять – огород пошли сажать»

Оформление календаря наблюдений за ростом и развитием лука в разных условиях.

Исследовательская деятельность:

Цель: Способствовать развитию поисково-исследовательской деятельности, сотрудничества педагогов и детей.

1. Рассматривание луковиц разного цвета

2.«Земля – какая она».

Цель: выявить свойства земли опытным путем определить что лучше подходит для роста и развития растений (плодородная почва. песок или глина)

3.«Земля и растение»

Цель: Выявить насколько земля необходима для роста растений.

3.«Вода и растения»

Цель: Выявить насколько вода необходима для прорастания и роста растений.

4.«Свет и растения»

Цель: Выявить насколько свет необходим для прорастания и роста растений.

5.Наблюдения за ростом корневой системы лука в воде

6. Рассматривание луковицы в разрезанном виде. Выявление его свойств и качеств

Наблюдение за огородом на подоконнике (ведение дневника наблюдений)

Игровая деятельность

Дидактические игры                                                                          «Путаница». Цель: уточнить знания детей о частях растений.   

 «Чиполлино помогает выращивать лук» .                                                       Цель: уточнить представления детей о том, что для проращивания луковиц нужны такие же условия, которые необходимы всем растениям для роста и развития (питательная почва, вода, тепло, свет); напомнить о том, что в зеленом луке много витаминов, которые необходимы всем людям, особенно в конце зимы; развивать наблюдательность детей, умение замечать изменения в состоянии растений

Игра «Зеленая аптека». Цель: Закрепить знания детей о полезных свойствах лука?

«Во саду ли, в огороде»,

«Чудесный мешочек» Цель: совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по его форме, правильно называть его цвет, развивать внимание, память, устную речь

«Овощи – фрукты» Цель: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность.

 «Третий лишний»

Сюжетно-ролевые игры

Цель: Поддерживать интерес к с/р игре, упражнять в умении применять полученные знания

- «Магазин», «Овощевод», «Семья» (малыш заболел)

Подвижные игры

«Овощи в корзину»,

«Вершки и корешки»,

«Овощи и фрукты»,

 «Лучок – здоровячек».  

Игра – хоровод: «Весёлый огород»,

Психогимнастика

«Я растение».

Физ.минутки

 «Огород»,

 «Мы овощи в саду сажаем»  

   

 Пальчиковая гимнастика

 «Лук».

Массаж глаз 

«Раздеваем лук».

Ознакомление с художественной литературой

Цель: ознакомление с произведениями художественной литературы экологической направленности.

 А. Максакова «Посадила в огороде»,
Т. Казырина «А у нас в саду порядок»,
сказки К.Чуковского «Огород», 
О. Емельянова «Что растёт на огороде»,
Дж. Родари «Чиполлино»

Развитие речи
Загадки, поговорки об овощах и фруктах.
Составление рассказа «Как я помогаю на огороде»                                            - Проговаривание чистоговорок : «В огороде репка», «Овощи». Составление синквейнов о луке

Слушание музыки

Цель: Формирование основ музыкальной культуры для детей.

Песня «Есть у нас огород».  

 Самостоятельная  ИЗО  деятельность

Цель: развитие мелкой моторики. Закрепление сенсорных эталонов

Раскрашивание картинок 
Рисование «Чипполино»
Лепка «Доктор Лук».
Аппликация-коллаж: «Использование лука»

Оформление книжки синквейнов «Лук-всем полезный друг»

Цель: Развивать совместное творчество педагога, детей.


3 этап

Создан огород на окне

Оформление групповой энциклопедии о луке.

Оформление книжки синквейнов «Лук-всем полезный друг»  

Коллаж «Применение лука»

В ходе реализации проекта мы получили следующие результаты:

Дети познакомились с историей возникновения лука, получили знания о полезных свойствах лука.

Приобрели  опыт поисково-исследовательской деятельности, научились сравнивать, анализировать, делать выводы.

Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей.

С опорой на жизненный опыт у детей формируется представление о том, как ухаживать за растениями и что необходимо растениям для их роста и развития; дети стали бережнее относиться к растительному миру.

В группе создан огород на окне.

Дети смогли оценить результат своего труда, употребив в пищу полученный урожай.

У детей пополнился словарный запас.

Дети стали более уважительно относиться к труду.

Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конcпект занятия по краеведению и развитию речи в подготовительной группе доу " Машина времени у меня под окном"

Занятие построено с использование мультимедийного пректора и компьютора.Внесены события прошлого , настоящего и будующего....

Интегрированное занятие "Мир в твоем окне"

  В процессе занятия дети создадут  большое декоративное панно - изображение многоэтажного дома с окнами -рисунками детей.  Каждое окно в этом доме - мир одного человека, его л...

Цветы на окне и за окном

Конспект занятия для детей средней группы по ознакомлению с миром природы. К разработке прилагается набор карточек для игры....

консультация для родителей "Безопасные окна" памятки "Как предотвратить выпадение ребёнка из окна" памятка для родителей "Безопасность при движении зависит и от вас" листовка "Тонкий лёд" памятка для родителей "Безопасный интернет"

фликерыСоветы безопасного поведения на дороге3Д-ручка для ребёнка-интересная информация.безопасность на льдуКонсультация для родителей "Безопасные окна"памятки  "Как предотвратить ...

«Мастер-класс для детей и родителей «Украшаем окна к Дню Победы» Акция «Окна победы»

laquo;Мастер-класс для детей и родителей «Украшаем окна к Дню Победы»Акция «Окна победы»...

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении смотра-конкурса лучшего оформления окна группы к Новому году «Волшебное окно»

Цели и задачи смотра-конкурсаЦелями и задачами смотра-конкурса являются:создание праздничной новогодней атмосферы в группе;эстетическое воспитание дошкольников;активизация инициативы, творчества, выду...

За окном еще холодно, а у нас на окне зазеленело!

За окном еще холодно, а у нас на окне зазеленело! Работа на нашем огороде началась зимой. На занятиях по экологии мы разобрали культуры, которые будем выращивать, изучили правила ухода....