Доклад на районном методическом объединении "Квест-игра и геокешинг - средства всестороннего развития детей в условиях детского сада"
консультация на тему

В докладе описываются  новые виды приключенческих игр для реализации познавательно–исследовательской деятельности детей дошкольного возраста (квест-игра, геокешинг).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest-igra_i_geokeshing.docx27.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Пукане» комбинированного вида

города Ядрин Чувашской Республики

Выступление

на районном методическом объединении

«Квест-игра и геокешинг – средства всестороннего развития детей в условиях детского сада»

Разработал:

Воспитатель Гусарова Н. Е.

Ядрин, декабрь 2018 г.

Мы живём в век информационных технологий, где большинство воспитанников знают, что такое планшет и компьютер, умеют пользоваться различными гаджетами и играть в видеоигры, предпочитая их занятиям физкультурой и прогулками на свежем воздухе.

А ведь дошкольный возраст - это важный период формирования человеческой личности и физического здоровья. В этом возрасте закладываются основы физического  и психического развития, формируются двигательные навыки, создаётся фундамент для воспитания физических качеств.

По условиям реализации ФГОС ДО от воспитателя требуется подготовить совершенно новое поколение: здоровое, активное, думающее, любознательное. Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиниться разным правилам и социальным нормам.

Следовательно, возникает необходимость создания такой формы работы, при которой, происходит интеграция оздоровительной деятельности в образовательную. Использование инновационных технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Одним из таких эффективных средств является использование пелагогами интерактивных методов.

Интерактивные методы – это усиленное педагогическое взаимодействие, взаимовлияние участников педагогического процесса, сущность которых состоит в том, что обучение происходит во взаимодействии всех детей, включая самого педагога. Учитывая возрастные особенности детей в работе с дошкольниками наиболее предпочтительны именно интерактивные технологии самостоятельной деятельности, создающие условия для саморазвития, самообучения, самовоспитания.

Квест-игра.

Квест (заимствование англ. Quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета»;  изначально - один из способов построения сюжета — путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей).

Квест -  это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета.

 Любая педагогическая технология предполагает в качестве результата усвоение воспитанниками определённого комплекса знаний, умений, навыков. Сокол И.Н. рассматривает квест как технологию, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений.

Составляющая здорового развития ребёнка, его центральная деятельность, наполненная смыслом, многие дошкольные организации решили заняться геокешингом и квест – игрой, которые позволяют интегрировать различные образовательные и физкультурно – образовательные работы.

Типология квестов:

•        Линейные — задания взаимосвязаны по принципу звеньев одной логической цепи.

•        Штурмовые — команды получают задачу, подсказки, но пути продвижения к цели определяют самостоятельно.

•        Кольцевые — круговой аналог линейного квеста, когда команды отправляются в путь из разных точек и каждая следует по своему маршруту к конечной цели.

В ходе организации работы дошкольников над квестами мы реализуем следующие задачи:

•        Образовательная - вовлечение каждого ребёнка в активный творческий познавательный процесс

•        Развивающая – развитие интереса к предмету игры, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне.

•        Воспитательная – воспитание чувства товарищества, личной ответственности за выполнение работы.

Для того, чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам:

1. Доступность заданий - не должны быть чересчур сложны для ребёнка.

2. Системность - задания должны быть логически связаны друг с другом.

3. Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.

4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.

5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.

6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.

  При подготовке квеста для дошкольников мы придерживаемся 4 основных условий: игры должны быть безопасными; вопросы и задания должны соответствовать возрасту; недопустимо унижать достоинство ребёнка; споры и конфликты надо решать только мирным путём.

В ходе реализации квест-игры можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности дошкольника, активно взаимодействовать с семьями воспитанников.

Если вы хотите вместе с детьми окунуться в волшебный мир загадок и тайн, помочь им сделать новые открытия и получить позитивные эмоции от достижения поставленных задач, то, безусловно, квест – игра поможет осуществить задуманное с легкостью и заинтересованностью.

Геокешинг

Что такое геокешинг? Складывая смысл составляющих его слов geo (земля) и cache (тайник, получается – «поиск тайника в земле». Геокешинг – приключенческая игра с элементами туризма и краеведения.

Образовательный геокешинг является еще одним педагогическим инструментом в процессе воспитания и развития дошкольников. Задача, которую решают игроки в геокешинг – это разыскивание тайников, сделанные другими участниками игры. При этом они используют устройства, имеющие GPS приемник. Такие как ноутбук, навигатор, смартфон.

Геокэшинг предполагает и поисковую и исследовательскую деятельность. Основная идея состоит в том, что воспитатель (или часть игроков) прячут тайники, другие с помощью «Карты сокровищ» находят спрятанные клады. Кладом может быть не предмет, а например, слово. Необходимо задумать определённое слово, затем записать его буквами на схеме.

Игра представляет собой активный познавательный процесс, в нее можно играть всей группой, с родителями, соревноваться в нахождении клада с другой группой ДОУ, или устроить соревнования между семьями.

 Геокэшинг - игра на ориентирование, и каждый находит в ней что-то свое. Поэтому правила игры, надо выполнять всем участникам, иначе игра не получится:

1.        Найти тайник.

2.        Забрать из тайника понравившийся предмет.

3.        В тайник положить предмет, взамен взятого,

4.        Рассказать о своей находке.

Отличительной особенностью игры в группе или на участке детского сада с детьми дошкольного возраста является использование карт и схем. Образовательный геокешинг наполняет новым практическим содержанием организацию познавательной деятельности дошкольников. Данная технология позволяет сделать процесс обучения действительно актуальным, личностно-значимым, интересным и творческим.

 Чтобы научиться играть в геокэшинг, можно использовать игровые обучающие ситуации:

-«Учусь составлять план» - воспитатель и дети совместно рисуют план какого-нибудь участка (например, своей группы), используя условные обозначения предметов которые будут использованы во время игры в «Геокэшинг». Взрослый обращает внимание детей на положение предметов относительно себя и других точек отсчета.

-«Учусь искать клад по плану» - педагог вводит детей в игровую ситуацию. Сама ситуация, может быть как игровой, связанной со сказочными персонажами, так и основываться на проблемной ситуации с детьми в  группе, например «Пираты похитили жемчужны у принцессы Воды»,

-«Пираты украли ключи от домика с игрушками» или «Чтобы помочь друзьям, надо найти клад, зарытый пиратами». Воспитатель прячет предмет – «клад» и обозначает это место на плане. Дети, ориентируясь по плану, ищут его (этот этап игры повторяется несколько раз).

-«Учусь обозначать на плане место клада» - воспитатель и дети меняются ролями. Теперь уже дети прячут «клад» и отмечают его место на плане, а педагог занимается поиском.

 Чтобы развитие познавательных способностей дошкольников было эффективным, необходимо не только правильно подобрать необходимые для этого игры и занятия, но и заинтересовать ребенка тем или иным делом. Только в этом случае развитие познавательных способностей Вашего дошкольника будет идти быстрыми темпами, а интерес ребенка к окружающему миру никогда не угаснет!

Делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно добиться ожидаемых положительных результатов в любом виде деятельности.

Данные игровые технологии можно осуществить в работе с педагогами, родителями, используя эффективный способ вовлечения семьи в единое образовательное пространство. Геокешинг и квест – игра – это всегда положительные эмоции, радостное общение, весёлые соревнования, искренний радушный смех, удивление и восторг, это, наши любимые игры и самый лучший способ проведения отдыха.

Достоинства игровых технологий:

•        игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы детей - внимание, восприятие, мышление, запоминание и воображение;

• игра, востребовав полученные знания, повышает их прочность;

•        одним из главных достоинств является повышение интереса к изучаемому объекту практически у всех детей в группе;

•        посредством игры задействуется “ближняя перспектива” в обучении; игра позволяет гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего дети получают прочные, осознанные и прочувствованные знания.

Итак, мы пришли к выводу, что внедрение игровых технологий в познавательно-исследовательскую деятельность - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для всестороннего развития детей в группе детского сада в соответствии с требованиями ФГОС

Создание условий для всестороннего развития детей в группе детского сада в соответствии с требованиями ФГОС«Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы вли...

Создание условий для всестороннего развития детей в группе детского сада в соответствии с требованиями ФГОС (Из опыта работы).

Детство - этап подготовки к будущей жизни. Правильно организованная развивающая среда в группе позволит каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности....

Статья "Создание условий для всестороннего развития детей в группе детского сада в соответствии с требованиями ФГОС"

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА В СООТВЕТСТВИИС ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС...

Создание условий для всестороннего развития детей в группе детского сада в соответствии с требованиями ФГОС

Полноценная предметно-развивающая среда в группе является одним из важнейших условий развития детей в группе....

«Создание условий для всестороннего развития детей в группе детского сада в соответствии с требованиями ФГОС»

Полноценная предметно-развивающая среда в группе является одним из важнейших условий развития детей в группе....

Консультация для педагогов СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА В СООТВЕТСТВИИС ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС...