Консультация для педагогов
консультация на тему

Фелькер Татьяна Юрьевна

Данная консультация разработана для педагогов.Тема "Классификация детей с ЗПР и умственной отсталостью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassifikatsiyadetey_s_zpr_i_umst.otstalostyu.docx28.31 КБ

Предварительный просмотр:

 Консультация педагога-психолога

для педагогов ДОУ

Тема: «Классификация детей                                                                                  с задержкой психического развития

 и умственной отсталостью»

                                       

                                                                                                                                                        Подготовила:

педагог-психолог Фелькер Т.Ю.

2018 г.

Задержка психического развития (классификация по К.С.Лебединской). ЗПР – это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой  пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.

Вариант

Причины возникновения 

Характерные признаки

1.Конституциональ-ного происхождения

Наследственность (отмечаются семейные формы); негрубые обменно-трофические расстройства (возникшие внутриутробно или в первые годы жизни, связанные с употребле-нием биологически активных пищевых добавок); фактор многоплодия (среди детей с ЗПР близнецы встречаются чаще, чем в целом в популяции).

 Эмоционально-волевая сфера ребенка находится на более раннем этапе физического и психического становления. Наблюдается преобладание игровой мотивации поведения, поверхностность представлений, легкая внушаемость. У таких детей даже при обучении в общеобразовательной школе сохраняется приоритет игровых интересов. При этой форме ЗПР гармонический инфантилизм можно считать главной формой психического инфантилизма, при которой наиболее ярко выражено недоразвитие в эмоционально-волевой сфере. Ученые отмечают, что гармонический инфантилизм нередко можно встретить у близнецов, это может указывать на связь данной патологии с развитием многоплодности. Обучение детей с данным типом ЗПР должно происходить в специальной коррекционной школе.

2.Соматогенного происхождения

Различные хронические заболевания, инфекции, детские неврозы, врожденные и приобретенные пороки развития соматической системы.

 Может присутствовать стойкое астеническое проявление, которое снижает не только физический статус, но и психологическое равновесие ребенка. Детям присуща боязливость, стеснительность, неуверенность в себе. Дети этой категории ЗПР мало общаются со сверстниками из-за опеки родителей, которые стараются оградить своих детей от лишнего, на их взгляд, общения, поэтому у них занижен порог межличностных связей. При этом виде ЗПР дети нуждаются в лечении в специальных санаториях. Дальнейшее становление и обучение этих детей зависит от их состояния здоровья.

3.Психогенного происхождения

  Неблагоприятные условия воспитания, семейное неблагополучие (неблагополучная или неполная семья, различного рода психические травмы).

При  длительном  воздействии психотравмирующего фактора у детей возникают стойкие отклонения нервно – психической  сферы, что обусловливает патологическое развитие личности.  Преимущественно страдает эмоционально – волевая сфера. Так при педагогической запущенности, безнадзорности у ребенка формируется психическая неустойчивость, импульсивность, отсутствие чувства долга и ответственности. При гиперопеке появляются эгоцентрические установки, эмоциональная холодность, неспособность к волевому усилию, к труду. При авторитарном, императивном воспитании, в психотравмирующих, жестоких для ребенка условиях наблюдается невротическое развитие личности, формируется робость, боязливость, отсутствие инициативы, самостоятельности.

4.Церебрально – органического генеза (минимальная мозговая дисфункция).

 Органическое поражение ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Конкретными причинами являются: патология беременности и родов, интоксикация, инфекции, травмы ЦНС в первые годы жизни ребенка.

Этот тип ЗПР встречается чаще других. Часто обладает яркостью и стойкостью нарушений в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности ребенка. У этой категории детей преобладает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы.   Дети с этим видом ЗПР характеризуются эмоционально-волевой незрелостью.

      ЗПР  церебрально – органического генеза подразделяют на две группы: первая группа – с преобладанием органического инфантилизма; вторая – с преобладанием нарушений познавательной деятельности.  

Умственная  отсталость – это сложное психопатологическое состояние, характеризующееся невозможным развитием интеллекта и связанных с ним качеств жизнедеятельности человека по причине ограничений развития или функционирования центральной нервной системы, чаще – головного мозга.

Умственная отсталость в международной классификации болезней:
 F70 -  Умственная отсталость легкой степени.
Включено: слабо выраженная умственная субнормальность, слабоумие.
F71 -  Умственная отсталость умеренная.
Включено: умственная субнормальность средней тяжести.
 F72 Умственная отсталость тяжелая.
Включено: резко выраженная умственная субнормальность.
 F73 Умственная отсталость глубокая.
Включено: глубокая умственная субнормальность.
 F78 Другие формы умственной отсталости.
 F79 Умственная отсталость неуточненная.

Степень

Причины возникновения 

Характерные признаки

Дебильность
 самая легкая степень умственной отсталости.

  • Заболевания матери в период беременности
  • сильные токсикозы, особенно в последние три месяца беременности
  • интоксикация организма матери, которую могут вызывать  отравления различными веществами
  • существующие нарушения обмена веществ матери
  • иммунно-патологические состояния (ВИЧ, СПИД и так далее)
  • узкий таз роженицы
  • стремительные роды
  • затяжные роды
  • обвитие пуповиной
  • неправильное  предлежание плода (например, тазовое)
  • химические вещества, которые воздействуют на женщину во время беременности
  • радиоактивное излучение
  • токсоплазмоз
  • перенесенная краснуха женщиной во время беременности
  • внутриутробные инфекции (герпес, ЦМВ и т.д.)
  • резус-несовместимость крови матери и плода
  • наследственные генетические поражения
  • алкоголизм
  • наркомания
  • табакокурение
  • внутриродовая черепная травма
  • заболевания,  перенесенные в раннем возрасте (до трех лет)
  • инфекционные болезни нервной системы (менингиты, энцефалиты)
  • полиомиелит
  • такие инфекционные болезни, как грипп и корь.

 

  • У детей часто нарушена устная речь
  • нарушена письменная речь
  • недоразвита аналитико-синтетическая функция высшей нервной деятельности
  • с трудом овладевают навыками счета
  • нарушена общая и мелкая моторика.
  • не способны к анализу и обобщению
  • обладают выраженной внушаемостью
  • может встречаться распущенное поведение, в частности сексуальное.

Дети данной категории при специальном обучении могут овладеть некоторыми элементарными специальностями. Могут освоить навыки самообслуживания и жить самостоятельно, но под чутким руководством. Сниженный интеллект этих детей и нарушенная эмоционально-волевая сфера не позволяют им овладеть программой общеобразовательной массовой школы.

 

Имбецильность
я
вляется более легкой степенью умственной отсталости.

  • дети с данной степенью умственной отсталости обладают некоторыми возможностями  овладения речью;
  •  могут освоить отдельные несложные трудовые навыки;
  • словарный запас крайне беден (как активный так и пассивный словать не отличаются большим разнообразием);
  • понимают чужую речь, жестикуляцию, мимику  в пределах постоянного обихода и повседневной жизни;
  • грубые дефекты восприятия, мышления, памяти, общей и мелкой моторики.

Дети практически необучаемыми во вспомогательной школе, они являются недееспособными. Над ними устанавливается опека родителей или лиц, их заменяющих.
В настоящее время учеными-дефектологами для этой категории детей, разработаны специальные программы обучения, предусматривающие овладение элементарными навыками чтения, счета,  письма, простейшими трудовыми навыками.

 

Идиотия
 самая тяжелая и глубокая степень умственной отсталости.

  • У детей с идиотией почти всегда отсутствует речь;
  • окружающих людей они не узнают (даже мать и отца);
  • выражение лица полностью бессмысленное;
  • внимание почти ничем не привлекается, а если и привлекается, то только на несколько секунд;
  • наблюдается снижение всех видов чувствительности;
  • эти дети начинают очень поздно ходить (но могут и не начать вовсе), их движения плохо координированы или не скоординированы совсем;
  • на обращенную мимику и жестикуляцию не реагируют;
  •  неопрятны в естественных отправлениях (ходят «под себя»);
  • неспособны к самообслуживанию (до конца жизни человек не может умыться, сходить в туалет, почистить зубы и покушать);
  • могут наблюдаются постоянные стереотипные движения — маятникообразные раскачивания туловищем или головой из стороны в сторону, назад и вперед.

При идиотии легкой и средней степени тяжести отмечается умение смеяться и плакать на рефлекторном уровне. Может быть некоторое понимание обращенной речи, жестикуляции и мимики. Их лексикон ограничен всего десятком элементарных слов.
Дети данной категории не обучаются в учреждениях и находятся (всегда с согласия родителей) в специальных учреждениях (детских домах для глубоко умственно отсталых). По достижению ими 18 лет они переходят в специальные интернаты. Продолжительность жизни при умственной отсталости тяжелой степени резко ограничена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....