Семинар: «Использование образовательных ситуаций в работе по поддержке исследовательского поведения старших дошкольников»
презентация на тему

Мартыненко Мария Викторовна

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области использования образовательных ситуаций в работе по поддержке исследовательского поведения старших дошкольников.

Задачи:

  •  Уточнить и систематизировать знания педагогов по форме работы с образовательными ситуациями;
  •  Стимулировать развитие творческого подхода к работе у педагогов и профессиональную активность;
  •  Повысить профессиональную компетентность педагогов в организации образовательных ситуаций;
  •  Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.

Материал: презентация, карточки с образовательными областями (5 штук), ватман с таблицей (для заполнения плюсов и минусов образовательных ситуаций).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx17.39 КБ

Предварительный просмотр:


Семинар: «Использование образовательных ситуаций в работе по поддержке исследовательского поведения старших дошкольников»

1 слайд Приветствие участников семинара.

2 слайд Развитие исследовательской деятельности детей (этапы)

3 слайд Последовательность в проведении исследовательской деятельности с детьми по Дж. Дьюи

4-5 слайд Черный ящик

Ящик в студию! (звучит музыка на слайде появляется «Черный ящик»)

В ящике находится то, что является специально спроектированным видом деятельности детей и педагога,

основная единица образовательного процесса,

это может быть представлена в виде сценария либо контекстно? (Педагоги отгадывают (образовательные ситуации).

Из ящика появляется «Образовательная ситуация»

6 слайд

Образовательная ситуация

Образовательная ситуация- это совместное решение детьми и взрослыми познавательных и практических задач, проблем. (Л.М. Кларина, З.А. Михайлова)

Образовательная ситуация разворачивается в двух плоскостях- запуск самодвижения ребенка в направлении изучаемого содержания и возникновение нового знания. (А. Тубельский)

Участок педагогической реальности, который выполняет функцию стимула и условий создания обучающимися образовательной продукции. (А.В. Хуторской)

7 слайд

Особенности образовательных ситуаций:

  1. Гибкий сценарий
  2. Связь с опытом и интересами детей
  3. Направленность на овладение новыми средствами и способами взаимодействия с миром
  4. Активная целенаправленная деятельность детей, проявление самостоятельности и творчества.
  5. Рефлексия способ и средств решения задач

8 слайд

Виды образовательных ситуаций

1. Объяснительно-иллюстративные

2. Репродуктивные

3. Проблемные

4. Частично поисковые

5. Эвристические

9 слайд

Перед Вами этапы поддержи исследовательского поведения детей посредством образовательных ситуаций:

1. Педагог ставит проблему, обучающиеся самостоятельно или под руководством педагога находят решение. При этом педагог направляет обучающихся на самостоятельные поиски путей решения.

2. Обучающиеся сами ставят проблему и сами ее решают. Педагог даже не указывает на проблему: обучающиеся должны увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.

3. Педагог ставит проблему и намечает пути ее решения, ход решения, обучающиеся выбирают самостоятельно.

Внимание! Вопрос! В каком порядке вы бы выстроили данные этапы?

10 слайд

1. Педагог ставит проблему и намечает пути ее решения, ход решения, обучающиеся выбирают самостоятельно.

2. Педагог ставит проблему, обучающиеся самостоятельно или под руководством педагога находят решение. При этом педагог направляет обучающихся на самостоятельные поиски путей решения.

3. Обучающиеся сами ставят проблему и сами ее решают. Педагог даже не указывает на проблему: обучающиеся должны увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.

11 слайд

Работа в группах.

Я приглашаю педагогов для работы в группах. Вам предлагаются придумать образовательные ситуации по 5 образовательным областям.

Карточки (5 областей)

12 слайд

Уважаемые коллеги, подумайте и назовите плюсы и минусы использования образовательных ситуаций.

- педагог является равноправным партнером;

- обучающиеся самостоятельны и инициативны;

- обучающиеся сами открывают новые знания и способы действия;

- обучающиеся обсуждают проблему, находят пути ее решения;

- обучающиеся договариваются, общаются

-любознательности;

-установление причинно-следственных связей;

-открытие нового через проявление стремления к получению знаний;

-установление способности к принятию собственных решений с опорой на свои знания и умения в различных видах деятельности.

11 слайд

Спасибо, уважаемые коллеги за сотрудничество. Но прежде, чем расстаться с вами, я хотела бы прочесть вам притчу

" Чтобы выбрать достойного на важный пост при дворе, король предложил своим придворным испытание. Много сильных и мудрых людей собрались вокруг него. Он подвел их к двери в отдаленном уголке сада. Дверь была огромных размеров и, казалось, вросла глубоко в землю. «Кто из вас сможет открыть эту каменную громаду?» - спросил король. Один за другим выходили желающие, оценивающе оглядывали дверь и отходили в сторону. А другие, обращая внимание на тех, кто выходил, вообще не решались на испытание. И только один из подданных подошел к двери, внимательно посмотрел на нее, потрогал ее руками, испробовал много способов сдвинуть ее и, наконец, дернул сильным рывком. И дверь открылась. Оказывается, она была оставлена неплотно прикрытой, и необходимо было только желание осознать это и мужество действовать решительно. Король сказал: «Ты получишь пост при дворе, потому что ты не полагался только на то, что видел и слышал, ты привел в действие собственные силы и рискнул попробовать».

И я вам желаю, коллеги, чтобы вы не полагались на то, что видели и слышали, а всегда «открывали»«творили» и «создавали!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы: «Формирование основ безопасного поведения старших дошкольников».

В своем опыте я обучаю детей правилам правильного поведения дошкольников на улице, дома, в природе. Это работа не одного дня,  она должна быть систематичной. Важное требование: детям не достаточн...

Поддержка исследовательского поведения старших дошкольников в процессе технического детского творчества с IQ - конструктором « CUBORO».

Cuboro - игра для всех поколений, в нее можно начиная с 5-ти лет ИГРАТЬ до преклонного возраста. Играть может как одному, так и в группе до 3-4 человек – это командная игра. Способствует ра...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Одним из основных условий и факторов успешной социа​лизации детей в детском саду является формирование комму​никативной компетентности в пространстве взаимодействия ребенка со сверстниками.В соответст...

Поддержка исследовательского поведения старших дошкольников в процессе технического детского творчества конструктором « CUBORO».

Cuboro - игра для всех поколений, в нее можно начиная с 5-ти лет ИГРАТЬ до преклонного возраста. Играть может как одному, так и в группе до 3-4 человек – это командная игра. Способствует ра...

Доклад из опыта работы " Развитие познавательно исследовательской деятельности старших дошкольников

Пезентация моего опыта работы с детьми старшей группы по опытно - исследовательской деятельности....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Материал предназначен для воспитателей ДОО. Может быть использован в работе со старшими дошкольниками по разделу ОБЖ....

Доклад на тему «Использование современных технологий в работе по формированию безопасного поведения у дошкольников на улицах города»

Проблема дорожно-транспортного травматизма на данный момент одна из самых актуальных, поэтому основная задача дошкольных учреждений – организовать профилактическую работу так, чтобы знания, полу...