Консультации для родителей
консультация

Лаптева Ирина Юрьевна

Как знакомить ребенка с изодеятельностью

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультации для родителей

Давай порисуем

    Дети начинают интересоваться карандашами, ручками, фломастерами с самого раннего возраста. Правда, временно их интересует  лишь предмет, который они старательно исследуют руками, глазами и ртом. Однако уже  в интервале с 12 до 18 месяцев, ребенок начинает интересоваться линиями, которые оставляет карандаш на бумаге.

   Беря инструмент в руки, и совершая им несложные движения, дитя приходит в неописуемый восторг путем полученного результата, стремится поделиться с вами своей радостью. В этом возрасте ребенку уже вполне дозволительно объяснить, что недопустимо рисовать на стенах, на полу, разве что на столе. Стоит постоянно  напоминать малышу правила.

                                            Рисуем красками

    Для рисования красками лучше запастись гуашью. Не открывайте разом  баночки, давайте ребенку по одной краске. Когда ему надоест рисовать, например, красным цветом, сами вымойте кисточку (или дайте другую, чистую, в обмен на грязную — это поможет избежать слез), и откройте другую краску, а красную уберите. На первых уроках дозволительно ограничиться рисованием одним-двумя цветами, а затем прогрессивно умножать их наличность в зависимости путем настроения юного художника. Примерно к трем годам, когда ребенок уже овладел навыками аккуратной работы, можно открыть  баночки, перед научив вашего карапуза мыть и вытирать кисточку. Объясните ребенку, что не нужно с силой давить на кисть для получения рисунка довольно легкого прикосновения.

                                   Знакомство с материалом

  Во время занятий желательно использовать различные материалы. Посоветуйте, то цветные карандаши, то мелки, то простой карандаш, то шариковую, гелевую ручку. Фломастеры не рекомендуют покупать детям до пяти лет, но можно познакомить малыша с ними и раньше, лучше давать ребенку порисовать красками. Это наиболее эффектный материал, который доставляет юному художнику максимум удовольствия.

Хорошо разнообразить также и бумагу. Можно предлагать разные форматы- кроме самого распространенного А4 (альбомного листа), можно иногда рисовать на  маленьких листочках из блокнота , а также на листах формата А3 и даже А2. Листы большого формата для работы  закрепить на стене (двери)  на полу.

Для разнообразия полезно давать бумагу разной фактуры (от гладкой до шероховатой), а также цветную бумагу. Старайтесь приучать малыша правильно держать карандаш — не кулаком, а пальцами.

     Поначалу ребенок рисует  абстрактное, радуясь сочетанию цветных пятен и линий, и параллельно изучая свойства материала. В 12–18 месяцев это размашистые, чаще лишь закругленные линии, овалы, спирали.

"Как понимать и ценить детские рисунки"

Почему дети предпочитают рисование другим занятиям? Как понимать и оценивать детские рисунки? Ответы на эти вопросы на первый взгляд кажутся затруднительными.  Авторитетные, знающие и понимающие люди: психолог, педагог, художник, часто дают абсолютно противоречивые оценки.
Нормальные рисунки, нормальный ребенок, но есть проблемы, скажет психолог. Ничего особенного, обычное стереотипное детское рисование.    Способности есть, и если есть желание, то надо учить посоветует педагог.
Гениально! Сколько фантазии, какая смелость изображения, какая живость цвета! Не трогайте его, дайте полную свободу творчеству и ни в коем случае ничему не учите! - воскликнет художник. Истинная ценность детского рисунка заключается не в том, какого качества рисунки создают дети, а в том, как через творчество они преодолевают свою личность, реализуют свой жизненный опыт.

   Детское рисование в начальном периоде представляет собой пачканье. Постепенно непокорные каракули оформляются в более или менее определенные очертания. Начинается мощный подъем изобразительной деятельности ребенка, совершенствуется изобразительное рисование.
У разных детей это происходит в разное время. Но чаще всего - в возрасте около трех лет. В этом возрасте мышление предметное, поэтому и рисование предметное. Синим карандашом, оказавшимся в руке, может нарисовать солнце, дерево, птицу. Не надо огорчаться по этому поводу и думать, что ребенок не "чувствует" цвета, что не "живописец".

Просто пока у него другие задачи, он рисует нужную форму.
Постепенно предметное рисование усложняется и совершенствуется. Единое серое, предметы, образы начинают взаимодействовать "Я и моя мама". Детям откроется много интересных наблюдений и все хочется нарисовать, рисунок становится сюжетным.  В рисунках детей нет перспективы и требовать от них этого бессмысленно и учить их этому пока незачем.
К пяти годам у детей уже прослеживается умение рисовать. Изображение на переднем и заднем плане за счет уменьшения их размеров, или разноуровневые поднятия над нижнем (переднем) краем рисунка.
И к 5-6 годам происходит взрыв рисовальной активности. Сами рисунки становятся реалистичнее, детальнее, информативнее. В их суждении появляется оценочная категория явлений жизни, искусства и творчества, "красиво".
Для ребенка в этом возрасте рисование - оптимальная форма душевной самореализации, которая часто предпочтительнее других игры, пение, танцы, поэтому необходимо создать удобные условия для свободного творческого рисования.
В 6-7 лет наступает "золотой век" детского рисования. У ребенка появился опыт изобразительной деятельности, умение работать разными материалами, опыт эмоциональной интеллектуальной обработки информации, знания.
Набрав силу, детское рисование активно реализуется, совершенствуется и усложняется.
А вот к возрасту 8-10 лет многие дети совсем теряют интерес к рисованию, компенсирую его интересом к суждению. Это естественный процесс, исчерпав себя и подготовив простейший качественный прогресс личности.

       Детское рисование - это феномен детской активности. Необходимо, поэтому, при рассматривании и оценке детских работ:
а) обсуждать с ребенком, а не его самого (например: слабый, гениальный ребенок)
б) оценивать нужно достижения ребенка относительно его личных возможностей и в сравнении с его же рисунками с учетом индивидуальных особенностей и динамики его развития, а не в сравнении с другими детьми.
в) необходимо точно определить цель, суть задачи, условия создания рисунка и в соответствии с этим обстоятельством оценивать работу (задана тема к выставке, подсказана извне или вызвана художественными побуждениями, использовал ли вспомогательный зрительный материал или работал по памяти,повоображению)
г) выделять и оценивать его общее настроение, сюжет, композиционное решение (выбор размера рисунка, масштабные отношения, конфигурация форм, ритмичное и колористическое решение), свободное владение изобразительнымисредствами.
д) поддерживать, поощрять правомерно самостоятельность рисования, чуткость к природе изобразительных материалов и возможных инструментов, изобразительность в поиске приемов изображения, способов выражения образов и настроения.
е) важно определить и учитывать меру чужого влияния на рисунок, снижающего уровень творческого поиска. Нужно помнить, что такие виды рисования, как срисовывание с образца, калькирование с оригинала, закрашивание готовых контурных картинок не способствует творчеству и художественномуразвитиюребенка.
ж) в самой оценке должно быть явно доброе внимание, желание увидеть глубоко и полно все содержание рисунка. Оно должно быть обстоятельно аргументировано и иметь позитивный характер, чтобы даже при определение недостатков открыть ребенку возможность для их преодолений, исключая при этомпрямуюподсказку.
В оценке также может быть выражено напутствие к дальнейшему творчеству и формировании новых задач - тогда она будет интересна, полезна, желаема и принята с доверием.

Поэтому, рассматривание рисунков, начиная с младших групп, надо проводить очень умело. Важно, чтобы каждый ребенок в конце занятия порадовался, проявил  положительные эмоции.
Можно обратить внимание всех детей на хорошо переданную форму, цвет (не называя авторов), на появление изображений, которые дети ранее не учились создавать.
Дети среднего возраста проявляют все больший интерес к работам сверстников. Важно поддерживать интерес к успехам товарищей и умение видеть эстетические достоинства работ, умение рассказывать о своей работе.
Начиная со старших групп, следует приучать детей к анализу своих работ и работ товарищей. Дети начинают понимать, что рисунок оценивается в зависимости от поставленных задач, и видеть положительные стороны рисунка и указать на ошибки.
Анализируя детские работы (пусть это будет ребенок или взрослый) надо помнить, что дети творят соответственно собственным потребностям, а не "напоказ".
В оценке работ должно поощряться искреннее, оригинальное творчество ребенка,а не послушное репродуктирование.
Любя рисование и доверяя взрослым, рисующий ребенок может оказаться жертвой чужой воли. Так нарушается творческие права ребенка, неверно ориентируется его художественная деятельность и наносится ущерб по целостному личностному развитию. Это необходимо помнить и понимать всем взрослым, соприкасающимся с творчеством детей.

"Изобразительная деятельность в семейном воспитании"

 

      Стремление к активности и самостоятельности, быстро развивающаяся речь, обогащение эмоциональной сферы, развитие конкретно-образного мышления- эти особенности психического развития детей 3года жизни определяют характер их изобразительной деятельности.
   С точки зрения эстетического развития можно говорить также о возникновении образа в рисунке, как о зарождении художественного творчества. Изобразительная деятельность детей направлена на развитие художественного творчества, формирование способностей приобретать необходимое для этого умения.
   С учётом специфики рисования детей этого возраста внимание родителей должно быть направлено на руководство содержательной стороной этой деятельности: обучение изобразительными навыкам и умениям, развитие воображения, целенаправленного восприятия, умения "читать" графические изображения.
   Следует помнить о значении изобразительной деятельности для эстетического развития детей, приобщении их к искусству. Чтобы реализовать эти задачи, обращайте внимание ребёнка на окружающий предметный мир, вызывайте интерес к рассматриванию картинок, создавайте условия для занятий рисованием и лепкой. Покажите, как промывать кисть, аккуратно брать краску, правильно держать карандаш, вести линию, не прорывая бумагу, рисовать на всём пространстве листа.
Ребёнок с интересом будет экспериментировать с красками, карандашами, глиной, пластилином, создавая простейшие композиции из штрихов, мазков, пятен, линий, форм. Пусть он по своему желанию выбирает цвета красок, цвет бумаги для создания образа.
   Способность передавать свои впечатления в художественно-образной форме зависит от того, насколько у ребёнка развито воображение владеет ли он приёмами рисования, лепки. Всё, что дети воспринимают в окружающим остаётся в их памяти и служит основой для последующей творческой деятельности.
   Помогите малышу выбрать наиболее типичные, яркие явления, события. Для этого рассматривайте вместе с ним доступные его пониманию произведения изобразительного искусства, картинки с изображением явлений природы в разное время года, иллюстрации к сказкам и художественным произведениям.
Эмоционально реагируйте на изображение, помогайте ребёнку научиться видеть наиболее существенное в образе каждого персонажа, понимать смысл "происходящего" на картинке.
Знакомьте ребёнка с предметами декоративно-прикладного искусства: рассматривайте цветы на деревянной лошадке качалке, любуйтесь нарядным сарафаном матрёшки. Вызывайте у него радость, желание ещё раз самостоятельно рассмотреть тот или иной предмет, картинку, народную игрушку, добивайтесь эмоционального отклика.
Для этого используйте потешки, песенки, которые помогают ребёнку запомнить тот или иной персонаж, вызывают доброжелательное отношение к нему.
    Взрослый, обучая ребёнка, формирует у него отдельные навыки и умения, воспитывает активность, самостоятельность, эмоциональное отношение к изображаемому, так как процесс рисования, лепки - это не только передача отдельных черт, свойств, но и активное вхождение в "образ". В зависимости от содержания нужно менять цвет бумаги, на которой рисует ребёнок: сочетание фона, цвета линий, мазков вызывает ассоциации с определёнными образами - зимы, весны, лета, осени, дождя.
    В раннем возрасте рисование красками является приоритетным: их яркая цветовая гамма лучше воздействует на эмоциональную сферу ребёнка, ассоциативные образы возникают быстрее.
Ещё один совет - использовать крупные кисти с мягким ворсом и гуашь разного цвета, тогда ребёнок сможет более полно в цветовых образах передать свои впечатления об окружающем.
На занятиях по изобразительной деятельности взрослый использует ряд эффективных методов и приёмов. Например, метод "пассивных" движений: взрослый берёт руку ребёнка в свою и начинает рисовать круги, проводит линии в разных направлениях ("ленточки", "дорожки", "круги" и т. д.). Действуя вместе с ребёнком , родители учат его рисовать, лепить. Подражая им, малыш затем самостоятельно осваивает движения карандашом, кистью.
Игровые приёмы создают эмоциональные отношения к процессам рисования, лепки. Как и в более раннем возрасте, в процессе обучении используется сотворчество взрослого с ребёнком.
Например, на большом листе вы изображаете деревья, дома, дороги и т.п. (всё это можно выполнить аппликативным способом), а ребёнок дополняет эти картины.
Повторим: процесс создания образа в рисунке, лепке должен вызывать у ребёнка положительное отношение к изображаемому.
Например: научить малыша рисовать овальные, круглые формы красками, фломастерами, карандашами возможно путём механического, многократного повторения движений, лишённых образного содержания. Эти примеры показывают, что становление образа происходит более успешно, если изобразительная деятельность имеет сюжетно - игровую основу, а сам процесс направлен на развитие у ребёнка воображения.
Тогда полученный художественный опыт помогает ему овладевать более сложными изобразительными навыками и умениями. В основе руководства изобразительной деятельностью - наблюдение, восприятие предметов, явлений окружающей действительности. При изображении отдельных предметов надо обращать внимание на разнообразие их форм и цветовой гаммы. Всё это способствует передаче образа в рисунке: "яркие цветы", "праздничные огоньки", "зайчики на полянке", "колючий ёжик в траве". Созданию образа помогают творческие задания, которые направлены на более полное отражение действительности. Можно организовать игру с вылепленными формами , используя для этого известные стихи, сказки, потешки, мелкие игрушки. Немалое содействие в этом оказывает совместное рассматривание рисунка, лепки ("Куда едет машина?", "А кому ты подаришь красивые цветы?" и т.д.) Такие краткие комментарии не только фиксируют внимание детей на том, что изображено, но и дают толчок к развитию воображения. Разнообразные формы, цветовые композиции придают рисункам выразительность, вызывая у детей эстетические чувства, желание самостоятельно повторить действия с карандашом, кистью на бумаге. Чувства, возникающие при восприятии работ по рисованию, лепке, пока ещё просты по форме выражения: дети радуются яркому пятну, получившемся формам. Но этот процесс важен, ребёнка всё больше интересует содержание изобразительной деятельности, он обращает внимание на выразительность цветовых сочетаний, расположение линий, форм, персонажа, предмета. Процесс становления образа в рисунках имеет значение для развития личности ребёнка, его творческих способностей. Он с интересом экспериментирует с материалами и способами изображения, с помощью которых находит новые варианты, иногда оригинальные по содержанию. Если родители уделяют должное внимание изобразительной деятельности в семье, то дети третьего года жизни проявляют интерес к рисованию, лепке. Учатся создавать цветовые и графические образы красками, карандашами, фломастерами изображают явления окружающего, эмоционально реагируют на изображаемое, выбирают по своему желанию материалы и способы рисования, принимают участие в сотрудничестве с взрослым, проявляют интерес к результату своей изобразительной деятельности.

"Хочу в музей"

Сегодня, как и много веков назад, люди восхищаются бессмертными творениями великих мастеров эпохи Возрождения оставленными нам любителями искусства и коллекционерами прошлого. На основе их собраний и были созданы всемирно известные музеи.
Посещение музея - событие в жизни ребёнка.
Непосредственное знакомство с коллекциями художественных музеев - подлинными историческими экспонатами, а также с архитектурой зданий, интерьерами залов оказывает огромное эмоциональное воздействие на детей. Такое "живое" общение с подлинником принципиально отличает музей особенно художественный, от других институтов образования и определяет специфику методики, направленной на развитие художественного восприятия в сочетании с ценностным отношением к культурно - историческому и художественному наследию.
Сегодня мы рассматриваем музей не только как одно из средств постижения многообразия красоты окружающего мира, но и как средство адаптации современного ребёнка к этому миру. Общеизвестно: умение видеть, замечать, наблюдать и анализировать, размышлять об увиденном, формируется с раннего детства. Развитие художественного восприятия должна опираться на психологические особенности и специфику зрительного восприятия, свойственную определённому возрасту ребёнка.
Вспомним мудрых греков, которые с раннего детства приобщали своих детей к культурным ценностям мегаполиса.
Вместе с родителями дети могли бывать всюду: посещать храмы, участвовать в семейных и общественных праздниках, присутствовать на соревнованиях и музыкальных мистериях.
Чтобы малышам было действительно интересно, нужно очень серьёзно подготовиться к увлекательному познавательному путешествию, чтобы оно запомнилось всем, и было радостным для всех, особенно для ребёнка.

                               

                                 Вот несколько важных советов.


1. На первом этапе приобщения к музею расскажите о правилах поведения в музейном зале, учите "общаться" с произведением искусства: внимательно слушать экскурсовода, отвечать на вопросы, стараться выделять главное, любоваться цветовой гаммой, сравнивать, высказывать своё мнение.
2. Воспитывайте у ребёнка уважительное и бережное отношение к историческому памятнику - музейному предмету, картине. Это очень важно для воспитания будущих культурных граждан нашей страны, для которых посещение музея станет неотъемлемой частью их жизни.
3. Родители должны правильно ориентироваться в психологической и просто человеческой компетенции своего ребёнка, знать возрастные особенности трёхлетних детей.
У малышей этого возраста формируется интерес к рассматриванию иллюстраций в книгах. При этом выделяют яркие игрушки, радуясь изображению знакомых предметов, узнавая и называя их эстетические качества цвет и форму.
Поэтому не перегружайте ребёнка новыми впечатлениями, большим объёмом информации.
Лучше для первого посещения выбрать любой музей игрушки. Это может быть и студия мастера прикладного искусства: рассматривание художественных предметов быта, скульптурок, игрушек доставит ребёнку огромное эстетическое удовольствие.
Полезно познакомить малыша с прекрасным "игрушечным раем". Такой красивый и незабываемый "детский рай" запомнится надолго, а потом найдёт отражение в изобразительном творчестве юного художника.
Если в вашей семейной библиотеке есть книги о художественных музеях, то полистайте их вместе с ребёнком: рассмотрите архитектурный облик музея, интерьеры залов, картины, скульптуры, которые встретят вас в залах музея. Обратите внимание на наиболее заинтересовавшую ребёнка картину и, впервые придя в музей, уделите ей всё внимание: рассмотрите, полюбуйтесь, поговорите о том, что изобразил художник, какими красками передал своё настроение - весёлое, грустное, таинственное. Если это пейзаж - то какое время года нарисовал художник, какими красками. На память о посещении можно купить открытку - репродукцию понравившейся картины, книгу о художнике.

         "Искусство, которое мы называем изобразительным"

Искусство занимает особое место среди других эстетических ценностей в силу того, что предстаёт перед нами в виде художественных произведений, созданных живописцами, скульпторами, писателями, музыкантами.
Искусство расширяет наш социальный опыт , наше взаимодействие с природой и обществом, с людьми ( собственно, в этом проявляется его коммуникативная функция).Объект отражения в искусстве - все эмоциональные стороны действительности, природы и общества, и прежде всего эмоции людей - внешние проявления чувств, характера.
К изобразительному искусству относятся живопись, графика, скульптура, декоративное и прикладное искусство.
Называются эти виды искусства изобразительными потому, что художник выражает в них свои мысли, чувства через изображение человека, природы, предметов, через изображение видимого мира, и воспринимаются они зрителем при помощи зрения.
Художественный образ в изобразительном искусстве - это отражение действительности и вместе с тем, это не буквальная копия, не слепок. Явление действительности, перенесённое в искусство, выражает отношение художника к изображаемому и таким образом утверждает его эстетические идеалы.
Различие произведений искусства по их существу - основание для классификации всего искусства, разделение его на различные виды и жанры. Так архитектурное произведение качественно отличается от улитарной постройки тем, что оно является выразительным изображением воспроизведением места жизни, отдыха, труда людей, передающим их чувства, мироощушение и мировоззрение.
Архитектура свободна, например, выразить свободу, величие, торжественность, открытость, стремительность.
Приобщение человека к изобразительному искусству начинается уже в дошкольном возрасте и проходит в своём развитии определённый путь. Эстетическое отношение к предмету предусматривает ряд познавательных моментов и в соответствии с этим умение соотносить форму и содержание, художественный образ и изображаемый предмет, - умение, которое может возникнуть только на определённом этапе развития ребёнка.
И действительно, восприятие произведения искусства у детей проходит несколько ступеней развития: от поверхностного, чисто внешнего схватывания очертаний и бросающихся в глаза качеств до достижения сути и глубины художественного содержания.
Только к старшему дошкольному возрасту, когда накоплены впечатления, появился некий жизненный опыт, способность наблюдать, анализировать, классифицировать, сравнивать, ребёнок может оценить предмет искусства; увидеть разницу между реальностью и её изображением.

                               

Что такое живопись?


Это один из видов изобразительного искусства, воспроизведение красками на холсте, дереве, плоскости стены предметов и явлений реальной действительности.
У каждого художника свой определённый набор красок, своя система их сопоставлений и смесей, или, как принято говорить, свои палитра, свой характерный цветовой строй картин, или колорит.
Живопись работает цветом. Цвет - её основное выразительное средство. Цветом художник передаёт свои чувства и мысли, цветом создают образ на плоскости, формы и объёмы растительных предметов.
По значению живопись делится на монументальную, станковую, декоративную, декорационную или театральную, миниатюру.
По содержанию - на жанры: бытовой, исторический, портрет, пейзаж.

"

«Как воспринимают живопись дети"


Раннее эмоциональное переживание, связанное с восприятием искусства, нередко оставляют неизгладимый след в душе ребёнка.
С годами это первое, не всегда осознанное тяготение к прекрасному переходит в потребность знать и понимать искусство.
Сюжетные картины притягивают увлекательным содержанием, бытовой жанр своей тематикой. При этом мальчики проявляют интерес к спортивной , героической тематике, девочки к миру животных и явлений природы.
Что примечательно: натюрморт и пейзажная живопись вызывает интерес изображением предметов, явлений природы, колоритом.
Если рассматривать два художественных произведения на одну и ту же тему, предпочтение отдаётся картине яркой.
В натюрмортах больше привлекают те произведения, которые со своим художественным особенностям близки к работам мастеров народного творчества. Это и понятно, красочность, декоративность, смелые, часто контрастные цветовые сочетания. В картине бытового жанра - реалистичность, пейзажа - декоративные возможности цвета.
Пейзажная живопись близка благодаря наблюдениям в природе, оказывает эмоциональное эстетическое воздействие, что проявляется в образных характеристиках, удивительных метафорах, сравнениях "Осенние листья на земле как осенний ковёр".
Восприятие жанровой картины развивается постепенно - от неосознанного, расчлёнённого понимания к адекватному, мотивированному логическими связями с средствами художественной выразительности.
Восприятию картин должны предшествовать наблюдения в природе. Окружающая действительность поможет понять неповторимую красоту, созданную художником, откроет колористические возможности.
И тогда, работая над рисунком, ребёнок сможет найти золотистую гамму, характеризующую осень, холодные цвета зимы, нежно голубые светло зелёные оттенки весны.
Повторные наблюдения, художественное слово, музыка будут не только накапливать впечатления, но и воспитывать культуру образного видения, способность формированию художественного образа в рисунках.

"Через красивое - к человечному"

Очень актуально сегодня звучат слова Н. А. Добролюбова: "Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо сознавать себя, надо внушать им стремление ко всему доброму, истинному, прекрасному и благородному.
Они должны как бы инстинктивно привыкать к нравственной жизни. Когда в людях, привыкших таким образом делать хорошее, раскроется в последствии самосознание, их привычки будут служить основанием, на которых зиждется жизненное значение нравственности, патриотизма и благородства.
Патриотическое воспитание состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, дому, семье, к истории, культуре родного края, страны созданной трудами родных и близких людей.
Важнейшим средством нравственно - эстетического воспитания является изобразительное искусство, которое развивает сенсорную культуру, обогащает представление об окружающем мире, побуждает познавательную активность, творчество, обогащает художественную деятельность.
Великий Российский педагог В. Сухомлинский считал: "Через красивое - к человечному" - такова закономерность воспитания, и моя задача как можно раньше приобщить ребенка к красоте.
На занятиях, я учу детей восхищаться красотой раннего утра, осеннего пейзажа, портрета, созданные великими художниками, дети рассматривают произведения, рассказывают, что художник изобразил, какие использовал краски, и полученные впечатления отображают в рисунке. Наследие нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания.
В душе каждого человека живет чувство любви к Родине, да и как не любить край, где ты родился и вырос. Трудно забыть дни, проведенные в лесу, в поле, на реке, в памяти всплывает солнечное утро, то куст рябины, я обращаю внимание детей на ближайшее окружение, учу видеть интересные явления, красоту, изменчивость и неповторимость окружающего мира. Я помогаю детям войти в таинственный и прекрасный мир природы, погружаемся в неё, знакомимся с её особенностями, а затем рисуем солнце и цветы, деревья в инее и натюрморты.
Не случайно, что именно сейчас, в переходный период нашего Отечества, мы все больше внимания уделяем плодотворной работе по патриотическому воспитанию.
Вся патриотическая работа изостудии направлена на развитие нравственно - патриотического воспитания. Я знакомлю с творчеством великих художников, в занятия включаю поэтические стихи писателей: о красоте природы родного края, о любви к матери
Использую на занятиях игровые приемы, ставлю перед детьми игровую ситуацию, где они должны прийти на помощь сказочным персонажам, попавшим в беду. Детскими работами оформляем выставки, собираем альбомы по тематике.
Рисуем с ребятами родной город, дома и улицы, рассказываю о нашем городе, рассматриваем иллюстрации, знакомимся с достопримечательностями, с памятником "Воинской славы" у вечного огня, с архитектурой кинотеатра "Родина", прививаю любовь к родному краю, к людям, прославившим наш край, к защитникам Отечества.
Рисунки детей принимают участие во всевозможных конкурсах, в процессе работы детям предоставляется возможность выразить свое отношение к малой Родине.
В работе использую традиционные ценности марийского народа, его культуру, традиции. Знакомлю с марийскими умельцами, рассматриваем и рисуем одежду украшенную орнаментом, посуду, кукол в национальном костюме. Маленький ребенок постигает окружающий мир через действия, а, рисуя на листе, он действует. Старинная украинская мудрость гласит: "Держа в руках кисть, карандаш, человек не способен совершить плохого поступка".
Ребенок с малых лет ищет в своем труде источник духовной радости. С каким энтузиазмом и любовью дети откликаются на предложение нарисовать работу в подарок своим близким, какие красивые открытки выполнили они родителям на новый год, мамам на восьмое марта, папам на день Защитников Отечества, дети стараются выполнить несколько поделок и подарить их бабушке и дедушке, сестренке или брату. Когда дети мастерят игрушки
из бумаги, украшают поделки, они используют свой опыт, развивают его, приобретают новые умения. Оформляя коллаж "Моя семья" дети проявили творческие способности, с нежность и трепетом рисовали своих родителей, выражали свое доброе отношение к семье.
"Если ребенок вырастил розу, нарисовал, смастерил для того, чтобы любоваться её красотой, если единственным вознаграждением за труд стало наслаждение красотой, и творение этой красоты для счастья и радости другого человека, - он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность". В.Сухомлинский.
Я считаю, что все начинается с детства, и надеюсь, что через несколько лет нам не придется говорить о безнравственности, бездуховности наших детей - тех, кто соприкоснулся с волшебным миром Искусства.
Русская пословица гласит: "Капля и камень точит".

                             



Предварительный просмотр:

            Консультация для родителей детей раннего возраста

Зачем крохе рисовать?

 Зачем крохе рисовать? Разве нельзя полноценно жить сейчас и потом без рисования? Конечно, можно. Но как много потеряет человек в своем развитии, пройдя мимо этой деятельности! Как много возможностей к развитию, которыми наделила его природа, не будет реализовано!

Чем может быть полезна изобразительная деятельность для развития ребенка?  

В изобразительной деятельности идет интенсивное познавательное развитие. У ребенка раннего возраста уже формируются первые ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличное, быть внимательным.

               Идет первоначальное освоение действий с изобразительным материалом. Изображая простейшие предметы и явления, ребенок познает их, у него формируются первые представления.

Какие виды рисования можно предложить крохе

● Пальчиковые краски. 

Уже, начиная с 6-7 месяцев, когда ребенок начинает, сидеть можете начинать рисовать с малышом пальчиковыми красками. Это специальные густые, похожие на крем, экологически чистые краски, предназначенные для рисования не кистью, а руками. Их сейчас можно приобрести в детских магазинах. Обязательно подготовьте поле для деятельности: наденьте на малыша клеенчатый фартук, усадите его в детский стульчик, а на столике закрепите лист бумаги. Обмакивайте пальчики малыша в краски и показывайте, как на бумаге появляется отпечаток, линия, кружочек. Обязательно комментируйте все ваши действия, рассказывайте, как называются основные цвета, фигуры. Если малыш захочет просто «поляпать» руками по листу бумаги, пусть сделает это, намажьте ему ладошку краской.

Чем старше будет становиться ребенок, тем интереснее и красочнее будут его работы. Такие картины станут прекрасным памятным украшением вашего интерьера или подарком надень рождения бабушке и дедушке.

После года дети уже сами обмакивают пальцы в краску, водят пальчиками по листу. Такое рисование развивает мелкую моторику рук, которая способствует развитию интеллекта и речи ребенка. Чем лучше будет развита мелкая моторика, тем быстрее и правильнее заговорит ваш малыш.
● Краски и кисть. Не забывайте и о рисовании кистями с акварелью и гуашью.

Для малышей 1-2 лет покупайте крупные толстые кисти с густым ворсом, старайтесь как можно быстрее научить ребенка правильно держать ее. Уже в 2 года, кроха, с которым хорошо занимались, может правильно держать кисть, и даже карандаш. 

     Показывайте и объясняйте ему, как нужно макать кисточку в краску, зачем купать ее в водичке, расскажите, как можно смешивать цвета. Конечно, первые работы будут похожи больше на «мазню», чем на рисунки, но после двух лет, малыш уже будет с пониманием раскрашивать раскраски, он уже сможет нарисовать дождик, снег. Возьмите лист цветного картона и гуашью ставьте звезды, снежинки, пузыри, получится очень симпатично и презентабельно.


● Печати и трафареты. Помимо классических видов рисования кистью, можете рисовать кусочками поролона, например, вырезанными из кухонной губки и закрепленными на палочку. Можно делать губкой отпечатки, такой вид рисования дает пористую фактуру рисунка. Можно придумать разные поделки, например, таким способом рисовать осенние листья. Соберите с малышом на улице букет осенних листьев, обведите их по контуру, а затем раскрасьте с помощью кусочка поролона. Можно использовать трафареты. Сделайте трафарет листочка или другой фигурки, приложите к бумаге и губкой прокрасьте середину, уберите трафарет и покажите малышу, какой у вас получился рисунок. Вы можете сами сделать печати из подручного материала. Ведь ставить их можно любыми предметами, например, катушкой ниток, ключом, клубком старых ниток.


● 
Фломастеры, карандаши, ручки. Ну и конечно, всем малышам нравится рисовать фломастерами, карандашами, ручкой. Первый раз малышу можно дать карандаш уже в годик, пусть он возьмет его в ручку как ему удобно и попробует провести линию, нарисовать «каляку-маляку». Ближе к двум годам нужно уже учить ребенка держать карандаш в руке правильно. В 2 года малыши уже рисуют кружки, линии. В 3 годика дети могут изображать солнышко, травку, дождик, божью коровку и др.


● 
Пример игры с рисованием Поиграйте с малышом в игру «Дорисуй предмет», начните рисовать какой-то предмет, например, чайник, а ребенок дорисует ручку, вы рисуете круг, а малыш лучики солнышка, вы рисуете стебелек, а малыш цветочек. 

Творчество развивает в ребенке воображение, фантазию, абстрактное мышление, логику и другие качества, но главное, что это отличный способ общения с малышом.

 

Советы и рекомендации для самых маленьких.

Упражнения для пальчиков

Пальчики

Этот пальчик хочет спать. (поочередно загибать пальцы к ладошке
Этот пальчик – прыг в кровать! начиная с мизинца. Затем большим пальцем 
Этот пальчик прикорнул. Касаться всех остальных - «будить»);
Этот пальчик уж заснул.
Тише, тише не шуми,
Пальчики не разбуди.
Встали пальчики. Ура! (с восклицанием «Ура!» - кулачки разжать, 
В детский сад идти пора. широко расставив пальцы).


Наша группа

В нашей группе все друзья. (Ритмично стучат кулачками по столу,
Самый младший — это я. Разжимают пальчики поочередно

Это Маша, начиная с мизинца). 
Это Саша,
Это Юра,
Это Даша.


Дружба

Дружат в нашей группе (Хлопают в ладоши).
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим (Стучат кулачками друг об друга).
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца).
Будем снова мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке). 
Мы закончили считать.


Девочки и мальчики

Наши девочки и мальчики (дети держат руки на поясе)
Ловко прыгают как мячики (прыгают)
Головой слегка качают (качают головой)
И красиво приседают (приседают)
Ручками хлопают вот так, вот так (хлопки 4 раза)
Ножками топают вот так, вот так (топают 4 раза)
Кулачки сжимают вот так. вот так (Показывают один кулачок, портом другой)
Ладошки раскрывают вот так, вот так (Поочерёдно раскрывают ладошки)
На ладошки мы подуем (Дуют поочерёдно на обе ладошки)
Наши пальчики разбудим. (Шевелят пальчиками)

Овощи.

Раз, два, три, четыре, пять

Будем овощи считать.

Раз - капуста,

Два - лучок,

Три - румяный кабачок.

Четыре - свекла,

Репа - пять.

Все успели посчитать!

Капуста.

Мы капусту рубим, (Ритмичные удары ребром ладоней по столу).

Мы морковку трем, ( Трут ладони друг об друга).

Мы капусту солим, (Указательный и средний палец трутся о большой).

Мы капусту жмем. (Хватательные движения обеими руками).

Мы капусту нарубили, ( Ритмичные удары ребром ладоней по столу).

Перетерли, ( Трут ладони друг об друга).

Посолили, ( Указательный и средний палец трутся о большой).

И набили плотно в кадку ( Удары обеими руками по столу).

Все теперь у нас в порядке. ( Отряхивают руками).

С базара однажды хозяйка пришла…

С базара однажды хозяйка пришла, («шагаем» средним и указательным пальцем по столу)

С базара хозяйка домой принесла: (по очереди загибаем на руках пальцы)

Капусту,

Картошку,

Морковку

Свеклу,

Петрушку и горох.

Ох!.. (хлопок в ладоши)

Апельсин

Мы делили апельсин. (дети разламывают воображаемый апельсин на дольки)
Много нас, (показывают 10 пальцев)
А он один. (показывают 1 палец)
Эта долька – для ежа.
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра. (загибают по одному пальчику на каждую строчку)
А для волка – кожура. (бросательные движения правой рукой)
Он сердит на нас – беда!!! (сжимают кулаки и прижимая)

Фруктовая ладошка.

Этот пальчик - апельсин, Поочерёдно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.
Он, конечно, не один,
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас, 
Фрукт для вас и для нас. Показывают ладошками вокруг и на себя.

                                                                      «Яблоко»

Яблочко из сада (округляют ладони, пальцы касаются друг друга)

Еж в нору принес («ежик»-кулачок правой руки прижать к ладони левой)

Наливное, сладкое (округляют ладони, поворачивая их в стороны)

Ежихе преподнес. («ежик»)

 

«Фрукты»

Знают взрослые и дети: (сжимают и разжимают пальцы)

Много фруктов есть на свете!

Яблоки и апельсины, (загибают пальцы по одному, начиная с мизинца)

Абрикосы, мандарины,

И бананы, и гранаты

Витаминами богаты.

«Компот»

Будем мы варить компот –

Фруктов нужно много. Вот. (левую ладонь держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)

Будем яблоки крошить, (загибают пальцы по одному, начиная с большого)

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот,

Угостим честной народ. (опять «варят» и «мешают»)

 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс

Рисование пластилином из шприца

«Зимнее дерево»

Можно много говорить о том, какое значение имеет занятия лепкой не только в детском саду, но и в условиях семейного воспитания. И прежде чем мы приступим к нашему мастер-классу, я позволю себе напомнить, что занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка, а именно: повышают сенсорную чувствительность, развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронизируют работу обеих рук, формируют умение планировать работу по реализации замысла.

Задачи:

- познакомить родителей с техникой пластилиновой живописи;

- поделиться с педагогами своим опытом путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

- повысить у родителей интерес к художественному творчеству;

- обогатить знания и представления  о нетрадиционных техниках лепки;

- раскрыть творческий потенциал родителей.

Пластилиновая живопись из шприца используется  редко в работе в детских садах, так как это очень кропотливый труд, требующий индивидуальную работу с ребенком или работу в малочисленных подгруппах. Но это очень хорошее занятие для детей, так как оно проходит интересно и занимательно. Дети с большим удовольствием делают картины. Техника пластилиновой живописи достаточно проста.  Для этого нам понадобится:

Оборудование:

  • Пластилин мягкий марок «Гамма», «Кроха» - разного цвета

стеки,

  • плотный картон для основы картины (можно использовать одноразовые тарелки, виниловые пластинки и т. д.)

доски для лепки,

  • медицинские шприцы по количеству участников (без иглы) (на 5-10мл.),

  • ёмкость с горячей водой,

  • цветной картон, готовый образец рисунка, (раскраска),

  • салфетки для рук.

Я вам сейчас покажу как можно быстро и легко нарисовать пластилиновыми жгутиками дерево.

Ход работы:

1.  Из пластилина нужного цвета сделать колбаску

2. Вытяните поршень из шприца, поместите внутрь пластилин, затем опять вставьте поршень.

3. Опустите шприц в стакан с горячей водой на 2 минуты.

4. Надавливая на шприц, начинайте выдавливать пластилин из узкого отверстия. Именно таким образом и образуются тонкие нити.

5. То же самое сделайте и с пластилином другого цвета. Выдавите нужное количество пластилина для создания картины. Жгутики для пластилинографии готовы.

6. Нам понадобятся жгутики двух цветов: коричневый – для ствола, фиолетовый, голубой, белый для листьев.  Из полученных жгутиков создаем изображение на картонной основе. Для начала налепить на полотно коричневые полосы в виде ствола  дерева, веточки сформировать в виде округлых спиралек, скрученных из зеленых жгутиков. Затем украсить картинку дополнительными элементами по вашей фантазии. Пластилиновый рисунок из жгутиков готов.

Такой метод пластилиновой живописи из шприца не сможет оставить равнодушным даже самого требовательного ребенка. Это отличный способ провести весело и занимательно время с ребенком не только в саду, но и в семье!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...